Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.А. Кричевский

 

Стало ясно, куда едем

Комментарий к речи Путина в Государственной Думе

 

 

У Владимира Путина хорошие спичрайтеры. За долгие годы совместной работы они не только приспособились к его манере мыслить и высказываться, но все чаще предугадывают то, что их босс хочет сформулировать в тот или иной момент.

Подготовка выступления Путина в Госдуме сложности не представляла, тем более, что многое из того, что был сказано, в разные годы ужу говорилось.

 

Финансовый рынок

 

«Первое — надо оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему государственного регулирования финансового рынка. Второе направление — это совершенствование законодательства в финансовой сфере. В том числе — формирование норм права, регулирующих сделки с производными финансовыми инструментами. Третье — надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Для этого, в частности, нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке. И наконец, четвертое — на рынке ценных бумаг надо сформировать комфортный налоговый режим», — это из речи 8 мая 2008 года.

А вот что говорил будущий премьер, находясь на предыдущей должности. «Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные сектора экономики», — это из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года.

«Суммарная капитализация российского фондового рынка составляет около 50 миллиардов долларов, тогда как, например, стоимость крупнейших компаний нашего ближайшего соседа — Финляндии — в пять раз больше. Сопоставьте размеры: крупнейшие российские компании, так называемые «голубые фишки», стоят в разы меньше, чем их зарубежные аналоги», — эта цитата — из Послания от 3 апреля 2001 года.

А эта мысль была озвучена годом позже, 18 апреля 2002 года:

«Важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система. Она призвана аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе».

Видимо, за предыдущие 8 лет времени не хватило. А, может, это и не нужно было. Дымовая завеса.

 

Налоговая система

 

Каким елеем лились путинские тирады о грядущих изменениях!

«Считаю, что сегодня мы уже значительно приблизились к тому, чтобы построить одну из лучших налоговых систем в мире… Во-первых, мы должны пойти на максимально возможное освобождение от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам.

Во-вторых, все организации, оказывающие социально-значимые услуги (и государственные, и муниципальные, и частные), должны быть поставлены в равные налоговые условия при переходе на новые механизмы финансирования. Это будет важным шагом к развитию конкурентной среды и привлечению частных инвестиций. Прежде всего, как я уже обозначил, — в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура.

В-третьих, для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому уже со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации отдельных категорий основных средств. И прежде всего — технологического оборудования».

А вот что говорилось об этом в прошлые годы.

«Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса» (8 июля 2000 года).

«Считаю, что приоритетом в их (налоговых и таможенных органов — авт.) деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин. Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода» (25 апреля 2005 года).

Кто же мешал-то?

Вон и «главный по тарелочкам», г-н Кудрин в доску свой. Ан нет, не вышло. Теперь будем претворять чаяния Владимира Путина в новом для него качестве. Хотя все, кто хоть раз сталкивался с российской налоговой системой, знают, что это банальный «террор». И В этом Владимир Путин прав. А может опять пелену сооружает.

 

Конкуренция и инновации

 

В своем первом ежегодном Послании Владимир Путин отмечал, что

«основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру».

Было отмечено, что

«сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику — экономику знаний и технологий».

А это цитата от 8 мая этого года: «Поэтому, как я уже не раз говорил, для нас жизненно важной задачей является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы. За счет повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться. Путем улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности».

 

Здравоохранение

 

Здравоохранение — одна из любимых тем нового премьера. Он говорил о медицине постоянно, но ему все время чего-то не хватало: сначала денег, потом — эффективного менеджмента, сейчас — премьерской воли. Но, наконец, все напасти позади:

«Теперь — о развитии здравоохранения. Нас не могут устраивать сегодняшний уровень доступности и качества медицинской помощи, а также сохраняющееся бесправное положение пациентов. В этой связи нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования. Завершить разработку стандартов медицинской помощи. Повторю, деньги в медицинские учреждения должны поступать за оказанные конкретные медицинские услуги. А у гражданина должно появиться право на выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской компании».

И все бы хорошо, если бы разговор об этом не шел с 2001 года:

«Это нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме, повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения, а для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу».

А пока суд да дело, ознакомимся с частью прейскуранта на оказание платных медицинских услуг, поскольку неудовлетворительное качество социальных услуг, предоставляемых государством, а часто их отсутствие, предполагает предложение тех же услуг со стороны частных компаний. И они не заставили себя ждать. Расценки на альтернативные медицинские услуги, «гарантированные» государством, перед вами.

 

Примерные расценки на оказание платных медицинских услуг (рублей)

 

Первичная консультация терапевта: 150-500

Внутримышечная инъекция (укол): 100-150

Вызов линейной бригады «скорой помощи»: 2500-3000

Госпитализация в стационар: +1500-2000 к вызову

Койко-день в трехместной палате: 1000-5000

Стоимость родов с дежурной бригадой: от 25 000

Данные — средние по стране: где-то выше, где-то — ниже.

Хотя в России действует «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», в рамках которой все без исключения перечисленные услуги должны оказываться бесплатно!

Не иначе как опять туману напускают.

 

Ответы на вопросы

 

Но шут с ним, с выступлением. За восемь лет научиться красиво, с выражением зачитывать готовый текст может кто угодно.

Но как только Владимир Путин оторвался от бумажки, он моментально, на первом же вопросе поплыл!

Напомню — невидящий депутат О.Смолин из КПРФ задал вопрос, волнующий абсолютно большинство российского населения:

«Уважаемый Владимир Владимирович, как Вы признали, предыдущее Правительство не справилось с инфляцией. Официально в прошлом году она составила 12%, а по товарам первой необходимости — вдвое больше. За первый квартал этого года официальный рост цен — более 5%, а по продуктам питания — более 10… Ясно, что рост цен, имея системный характер, вызван монополизмом и слабым развитием отечественного производства. Вопрос: какое влияние на цены окажет последнее решение старого Правительства резко поднять тарифы, особенно на газ и электроэнергию. И второе — какие меры системного характера намерено принять новое Правительство для обуздания инфляции и защиты людей с низкими и средними доходами».

Случилось нечто экстраординарное — будущий премьер начал суетиться и нести чепуху:

«Прежде всего — об инфляции. Это действительно проблема для нашей страны, и не только для нашей, но и для многих других, развитых даже, экономик. И в некоторых странах инфляция даже выше, чем у нас… Значит, в целом у нас за первые четыре месяца текущего года 6,3 % инфляции. К сожалению, растет в этой структуре доля цен на продовольствие. Она существенная. Она ниже, значительно ниже половины, но уже приближается к этой отметке. О повышении тарифов, о которых вы сказали. Дело ведь не только в повышении тарифов. Любые решения, принимаемые в экономике, должны быть сбалансированы. Мы не можем за счет одного сектора экономики упускать другой».

Первое — инфляция в России в I квартале этого года составила не 6,3%, а 6,5%.

Второе — проблема роста цен на продукты — проблема международная, но вот как нового премьера подставил Росстат, опубликовав данные о росте цен на продукты питания в странах ЕС: Представим показатели стран, которых мы считаем своими экономическими соперниками.

 

Рост цен на продукты питания в I кв.2008 г. в России и некоторых странах ЕС (в %)

 

Россия 106,4

Великобритания 100,4

Германия 102,0

Италия 101,8

Португалия 102,2

Франция 102,1

ЕС по 27 странам 101,8

Источник: Росстат.

Выше России продовольственная инфляция только в Финляндии (6,6%) и на Украине (9,7%). Во всех странах власть забоится о своих гражданах, а не обирает их.

Третье — только в России после провала нацпроекта «Развитие АПК» главных виновников разве что по головке не гладят. И денежку подбрасывают регулярно: на минеральные удобрения, на птицеводство, на уставный капитал Россельхозбанка.

Цифры-то впечатляют, но что с них толку, если в вопросе о причинах инфляции на первом месте был монополизм?

Впрочем, депутат О.Смолин, вероятно, подзабыл, что Владимира Пути это тоже беспокоит. Вот что он говорил о монополиях в 2003 г.:

«Регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате этого увеличивается перераспределение экономических ресурсов в пользу монопольного сектора, а его удельный вес в российской экономике возрастает. При этом высокой эффективности этот монопольный сектор не показывает. Таким образом, монополисты душат конкурентный сектор нашей экономики».

 

Заключительное слово

 

Конфуза с депутатом О.Смолиным Владимиру Путину показалось мало, и в заключительном слове он продолжил открывать карты:

«Теперь по поводу тарифов некоторые коллеги высказывались. Конечно, разве это приятное дело — увеличивать цены и тарифы, тем более естественных монополий. Ну, давайте сходим тогда к бастующим железнодорожникам и скажем, что им нужно потерпеть. Или возьмем и часть средств, намеченных на различные цели, направим на поддержку этих отраслей, в том числе и железнодорожного транспорта. Откуда мы эти деньги возьмем? Из бюджета. За счет здравоохранения, бюджетников, образования, обороны. Хотите? Давайте сделаем. Но это будет тогда ваше решение».

Скажем сразу — пример с бастующими железнодорожниками, которых долгое время вообще не замечали, неудачный. ОАО «РЖД» — не бюджетная организация, а самостоятельное юридическое лицо, пусть и со 100%-м участием государства.

Далее. пример со здравоохранением, бюджетниками, образованием, обороной — еще более провальный, сопряженный с демагогией, спекуляцией и популизмом. Всем, кому надо, прекрасно известно, что затраты естественных монополистов превысили все мыслимые пределы, что только за выход в финал Кубка УЕФА игроки «Зенита» получат от «Газпрома» по $400 тыс., а затраты на футбольную команду другой естественной монополии и вовсе сидят в инвестиционной программе.

Ну и, наконец, нельзя же главе правительства так неприкрыто лоббировать интересы своих друзей!

 

ТАК СЕЛИ

 

Если у кого-то были сомнения по кадровому составу правительства — огорчаться не нужно.

Путинская короткая скамейка преданных, проверенных в совместных заварухах людей котортка до неприличия. Такое ощущение, что в свое правительство Владимир Путин пригласил всех, кому хоть сколечко доверяет. А главное — никаких кардинальных изменений не произойдет.

Будем надувать фондовый рынок, выстраивать мировой финансовый центр, отвозить марионетке на подпись ничего не значащие бумаги, а экономическая жизнь будет идти своим чередом.

О том, как Владимир Путин будет управлять экономкой, говорят лишь некоторые результаты его предыдущей работы.

Это подчинение остатков российской экономики естественным монополиям, кардинальное ухудшения делового климата, разгул коррупции, рейдерства, казнокрадства, упрочение сырьевой модели экономики, неразвитая финансовая инфраструктура, привлечение спекулятивных инвестиций, провал ипотеки, коллапс местного самоуправления, 42,2 млн. человек бедного населения, вынужденного оплачивать неформальное инфляционное и социальное налогообложение, деградация медицины и образования, неудача со вступлением ВТО и еще много чего другого.

Всего и не упомнишь

 

АПН, 13.05.08


Реклама:
-