Журнал «Золотой Лев» № 149-150 - издание русской
консервативной мысли
С.Г. Кара-Мурза
Кремль
отвечает за всё[1]
Деструкция русского общества и демонтаж русского народа как
ядра русской нации - в этом главный смысл «новой культуры». Какая культура
нужна России (на мой взгляд)? Вопрос предполагает разговор о культуре без
придыхания. Нужна – понятие прагматика.
Культура как
полезная вещь
Так в чем её польза для России и сегодня? Полезна ли нам та
генетически модифицированная пища культуры, которой нас кормят - или она
разрушает наш мозг и наше сердце? Каковы критерии различения, на что мы можем
опереться.
Тут надо следовать за богами Азбучных истин, а не за богами
Торжищ, хоть и от культуры. Человек создан миром культуры. Это огромная машина,
которая нас чеканит по чертежу, заложенному в неё сильными мира сего. Мы,
конечно, сопротивляемся, уползаем – подправляем чеканку своей низовой
культурой.
Итак, первое дело культуры – заставить нас быть людьми.
Дело культуры – дать нам знания, умения и мотивы, чтобы жить в обществе и
непрерывно создавать его. Культура дает нам квалификацию – быть членом
общества. Она загоняет нас в рамки дисциплины, как при обучении рабочего, врача
и пр. Культура вбивает в нас множество табу и запретов, подчиняет цензуре.
Культура даёт нам знания и умения быть частицей народа, а не соринкой в
человеческой пыли. Это сложное обучение и трудное дело.
Какая же культура «нужна» обществу и народу как целому или
их большей части, если они расколоты? Нужна та, что учит и побуждает
действовать так, чтобы наш народ был собранным и дееспособным, чтобы он обладал
культурными ресурсами противостоять вызовам и угрозам. Та культура, которая нас
этих качеств и ресурсов лишает, не просто нам не нужна, она – против нас. Нам
нужна культура, которая делает наше общество способным разумно и эффективно существовать
и развиваться в быстро меняющемся мире.
Цивилизационная гражданская
война
Теперь в России идёт переделка культуры, по масштабу
небывалая. Как выразился А.Н. Яковлев, «впервые за тысячелетие взялись…
Ломаются вековые привычки, поползла земная твердь». Что поползла, мы и сами
видим. И объект уничтожения – не СССР[2],
рушат тысячелетнюю Россию. Многие, видя такие разрушения во всех срезах
культуры, начинают искать какие-то объективные предпосылки, дефекты русской
культуры, «недоделанности» в русской цивилизации. Это романтический взгляд.
Ничего «объективного» в этом поражении нет.
СССР оказался не готов к информационной войне[3].
Ракеты и бомбы успели сделать, но в этом вопросе оборона была слаба. А враг
опирался на великолепную науку, давшую эффективные технологии.
В войнах поражения бывают, надо изучать их уроки. Это проигранное
сражение поддаётся нормальному строгому исследованию. Есть доктрина «смены
культурного ядра», есть тексты философов и мэтров культуры, есть люди с их
мемуарами, живые свидетели созревания всего этого большого проекта. Есть
организации, деньги, технологии, международное сотрудничество. Тут работала и
работает большая и хорошо оснащенная команда.
Выражаясь грубо, эту программу надо назвать цивилизационной гражданской войной, хотя и с мощной
поддержкой извне. Она была бы невозможна без «холодной войны», но главные действия
ведутся на нашей территории. Война – не метафора. Это видно по тому, как упорно
реализуется программа. Ведь несмотря на массовые духовные страдания народа, у
которого из-под ног вышибли земную твердь, как палач табуретку, никакой коррекции
в свою доктрину стратеги не внесли.
Каков вектор этих изменений с точки зрения той главной
«пользы» культуры, о которой говорилось выше? Из опыта последних 20 лет, из
наблюдения за созреванием доктрины перестройки с начала 60-х годов я делаю
вывод, что «новая культура», насаждаемая в России, есть средство деструкции русского
общества и демонтажа русского народа как ядра русской нации. Это – главный
смысл «новой культуры», что и определяет ее вектор. Какие-то точечные достижения,
творческие удачи, слова, поступки – это нечаянные радости, нюансы или
тактические уступки.
Та часть нашей интеллигенции, которая стала личным составом
этой армии «деструкторов», нашла, конечно, для себя оправдания – на то она и рефлексирующая интеллигенция. Но, думаю, в глубине души они
со мной согласны. Это и породило аномалию: уже 17 лет нет СССР, а на ТВ с утра
до вечера пинают нашу «империю зла», к месту и не к месту, как будто призрак
видят. Совесть скулит, и ее пытаются приглушить антисоветским мифом. Речь не о
личностях, а о групповых установках. Упрёки бесполезны, нужно понимание. Мы
утешаем себя тем, что блиц-криг не удался, что устои
русской культуры повреждены, но удержались. Верно!
Но какой мерой мерить войну против культуры? Думаю, не
временами года, а поколениями. Сейчас входит в жизнь молодежь, воспитанная
родителями, учителями и офицерами ещё старой культуры, пусть и угасающей. А
кого выдаст через пару поколений конвейер «реформированной» школы? Представить
можно – «человек массы» и мозаичная культура, на которой строится новая школа,
достаточно изучена. Это будет молодежь уже иной культуры и, строго говоря, уже
иного народа. Разрыв непрерывности и мутация нашей культуры возможны. Этот
исход не фатален, но зависит от нас.
Основные виды оружия уже введены в действие, огневые точки
засечены. Была бы воля сопротивляться. Условием катастрофы 80-90-х годов был
переход государства на сторону противника[4].
На разрушение «старой» культуры была брошена идеологическая машина КПСС и индустрия
культуры государства. В лоне верховной власти работал и главный штаб
противника. Без этого не добился бы он такого успеха. Сегодня этот штаб слегка
потеснен на обочину власти, но лишь слегка. В главном власть всё равно следует
стратегическим установкам прежней доктрины, но как будто нехотя, поневоле.
Вектор не изменился, но маховик разрушений слегка притормаживается. Это вселяет
надежды, хотя и не слишком большие. Без самоорганизации и «давления снизу»
власть сама по себе с этим «штабом» не порвет. По каким же площадям били, где
наши главные разрушения? Кризис культуры всегда связан с кризисом её
философских оснований. По ним и били.
Назову два системообразующих
элемента культуры, входящих в ядро всех её срезов (художественной, хозяйственной,
политической культуры и т.д.). Антропология, представление о человеке. В центре
любой культуры - ответ на вопрос «Что есть человек?». Вопрос этот корнями
уходит в религиозные представления, но прорастает в культуру. На это
надстраиваются все частные культурные нормы и запреты. Здесь произошел разрыв
большой части интеллигенции со всей траекторией русской культуры, с корпусом
художественных образов, которыми питалось наше самосознание. Это и есть основа
кризиса, но деятели культуры сводят всё к нехватке денег. Вот вульгарный
материализм. Что означает для них порвать с главной нитью мысли и душевного
поиска Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, Платонова и Шолохова!
Оставить такое наследство ради чечевичной похлебки Ерофеева - какой духовный и
эстетический провал...
Тысячу лет культурное ядро России покоилось на идее
соборной личности. Человек человеку брат! Конечно, общество усложнялось, эта
идея изменялась, но её главный смысл был очень устойчивым. К нам был закрыт
вход мальтузианству, отвергающему право на жизнь бедным. И вдруг культурная
элита в конце ХХ века кинулась вслед за идеологией в самый дремучий социал-дарвинизм,
представив людей животными, ведущими внутривидовую борьбу за существование.
Конкуренция – это наше всё!
Кризис культуры возникает, когда в неё внедряется крупная
идея, находящаяся в непримиримом противоречии с другими устоями данной культуры
– люди теряют ориентиры, путаются в представлениях о Добре и Зле. И вот,
русская интеллигенция стала убеждать общество, что «человек человеку волк», а
её элитарная часть - прямо проповедовать социальный расизм. От того, что у нас
наговорили, и кальвинисты остолбенеют. Так началось лавинообразное обрушение
всех структур культуры.
Этика любви, сострадания и взаимопомощи ушла в катакомбы,
диктовать стало право сильного. Оттеснили на обочину, как нечто устаревшее,
культуру уживчивости, терпимости и уважения. Мы переживаем реванш
торжествующего хама – в самых пошлых и вызывающих проявлениях. Это и
архитектура элитарных кварталов и заборов, и набор символических вещей (вроде
«джипов»), и уголовная эстетика на телевидении, и повсеместное оскорбление
обычаев и приличий. Это и наглое открытое растление коррупцией символических
фигур нашей общественной жизни – милиционера и чиновника, офицера и учителя…
Все это – следствие культурной революции двух последних десятилетий.
Разделение народа
на классы
Удар нанесен по всей мировоззренческой матрице, на которой
был собран человек – носитель современной русской культуры ХХ века, человек
советский[5].
Высокая русская культура, вобравшая в себя универсализм и Православия, и
Просвещения, вошла в «симфоническое» взаимодействие с мечтой о Земле и Воле,
выраженной в общинном коммунизме. Это породило необычный в истории культуры тип
– русского трудящегося ХХ века. Сохраняя космическое чувство и эсхатологическое
восприятие времени, он внёс в идеал справедливости вектор реального действия,
знания и воли. Величие этого культурного типа, который возненавидела антисоветская
интеллигенция[6], оценили
виднейшие мыслители ХХ века – и Запада, и Востока (назову Грамши и Кейнса, Сунь Ятсена и Махатму Ганди)[7].
Появление этого типа – не природный процесс, это результат огромной культурной
программы.
В России произошло то, чего до этого не наблюдалось нигде -
культуру высокого, «университетского» типа открыли для массы трудящихся, их не
стали отделять от элиты типом культуры. Это - именно то, о чем мечтали русские
просветители. В советское время[8]
уже как государственная программа началось это «общее дело» - снятие классовых
различий через освоение единого языка и мира символов[9].
Теперь идёт разделение народа на классы («расы») по культурному признаку –
машина культуры этим и занята.
Так какой части народа нужна эта машина? Средством
демонтажа советского человека[10]
стал и подрыв культуры мышления. Была проведена большая кампания по разрушению
рационального сознания и механизмов его воспроизводства. Целенаправленное
воздействие было оказано на все каналы социодинамики
культуры – на школу и вузы, на науку и СМИ, на армию и искусство.
Невежество стало действенным! Оно узаконено, подкреплено
потоком алогичных, антирациональных утверждений,
противоречащих и знанию, и мере, и здравому смыслу. Замечу, что репрессировано
и религиозное сознание, его вытесняют оккультизм и суеверия. Втоптано в грязь
массовое художественное чувство.
Говорят, всему виною рынок. Неправда! Продукт «новой»
культуры не может конкурировать как товар - ни с советскими, ни с западными
продуктами. Почему посещаемость театров в РФ снизилась в три раза? Да потому,
что по своему качеству современный театр никуда не годится, хотя тяга людей к
этому искусству огромна. Сравните с советскими спектаклями, которыми нас иногда
балует канал «Культура», и всё станет ясно.
Средства, которые применялись при подавлении «старой»
культуры, зачастую преступны. Из духовного пространства России удалены целые
пласты культуры – Блока и Брюсова, Горького и Маяковского, многие линии в
творчестве Льва Толстого и Есенина, революционные и большинство советских песен
и романсов. Каков масштаб ампутации! Да за это одно…
То опустошение культурной палитры, которое произвели
«хозяева» России за двадцать лет – особый тип измены Родине. Велика ли роль
«Кремля» в этом кризисе культуры? Я считаю, что да, очень велика. Можно даже
говорить об исторической ответственности. На глазах нынешней власти (о 90-х
годах не говорим) продолжается демонтаж народа и общества средствами культуры,
и активного противодействия этому нет. Гражданское общество сникло, не успев
возникнуть, советские гражданские структуры ликвидированы, создать оборону
могло только государство. Оно от этой обязанности ушло.
Дальнейший распад культуры ведет к неминуемой катастрофе.
Русский общенациональный журнал, май 2008
[1] Приводится с редакционными изменениями. Автор различает «русское» и «российское», с чем невозможно согласиться. Русское и российское - одно и то же. Растворить русское в «российском» и тем самым уничтожить всё русское - задача современных врагов России и русских. К сожалению, многие «советские», так и не ставшие русским, в этом деятельно участвуют. (Здесь и далее прим. ред. ЗЛ).
[2] Редакция «Золотого льва» неоднократно отмечает, что СССР было не государством, а искусственным названием Российского государства, придуманным коммунистами, захватившими государственную власть.
[3] Не «СССР», а институты и органы власти Российского государства под коммунистическим правлением.
[4] На сторону врага перешла бюрократия, а не государство. Этот переход происходил постепенно, при Хрущеве подсознательно и эмоционально, при Брежневе теоретически, при Горбачеве и продолжателях его «дела» - практически.
[5] Проблема как раз в том, что «советский человек» - это, как правило, русский по происхождению, но отчуждённый от русской культуры. Кроме русских, в «советских людей» не переродился ни один этнос России. Результат неискоренимой русофобии коммунистов, вооруженных марксизмом-ленинизмом, которые сознательно заражали все нерусские народы страны негативными чувствами к русским и России.
[6] В действительности антирусская и русофобская интеллигенция.
[7] Симптоматично, что автор не назвал русских мыслителей.
[8] «Советским временем» автор называет период русской истории XX века, когда государственная власть принадлежала аппарату коммунистической партии.
[9] Увы, единого языка во времена СССР не существовало. Как и единых символов, если не считать пошлые и безвкусные символы «коммунизма».
[10] Дело не в «демонтаже», а во всестороннем и повсеместном официальном усилении нерусскости. Само слово русский и вообще всё русское, кроме «русского фашизма» и «русской мафии», стало крамольным и нецензурным в РФ.