Журнал «Золотой Лев» № 147-148 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 46)

 

Как теледяди детей любят

 

Дорогая редакция! Прошу вас ознакомиться с моим материалом по некоторым детским телесюжетам. Творится что-то невообразимое и страшное. И это что-то закладывается в души растущего поколения. Итак, речь пойдет о телеканале «2x2». Он начал свой эфир абсолютно идиотскими мультсериалами, а продолжил еще и шокирующими.

То, что на телеканале идет пропаганда педерастии, и так уже давно известно. Право, откровениям на этой почве нет предела! В мультфильме «Мультреалити»1 вообще четко сказано: (цитирую) «…не волнуйся, быть геем – это круто и тем более модно!». Этот мультсериал на деле является настоящим воплощением пропаганды всего низменного, греховного. Там рассказывается о семи мультипликационных героях, и у каждого свой порок, который демонстрируется в каждой серии. Например, Принцесса Клара – расистка, которая считает расизм абсолютно нормальным в жизни христианина! (Обратите внимание, у каждого героя своя религия!) Самый отвратительный участник шоу – Ксандер. Он гей, причем в первых 2-х сериях он утверждает что это не так, но в 3-й серии все остальные участники пытаются доказать Ксандеру, что он – гей, а после – что это абсолютно нормально (см. цитату выше). Далее – Свин Вонючка, свинья-извращенец, расист, постоянно испражняется, причем неважно, где. Самое главное – практически в каждой серии в открытую показывается его половой орган (без скрывающих эффектов). Еще «лучше» – Супергерой, педофил, некрофил, зоофил и мазохист. Далее по списку – Фокси Лав, обычной одеждой которой являются рыжий топ и мини-юбка. Фокси – садистка и бисексуалка, причем в 1-й серии она в открытую насилует Принцессу Клару. Несколько менее отвратный герой – Хреногубка, десятилетнее создание; он подвергается постоянной жестокости со стороны Свина. Единственный герой, который является абсолютно вменяемым и не имеющим пороков, – Линг-Линг, азиатский боевой монстр. Абсолютно нормален, так как, по сути, является животным с высоким интеллектом, интересуется только сражениями с другими такими же монстрами.

Далее – мультсериал «Приключения Большого Джеффа» («The Adventures of Big Jeff»). Карнавал извращений, каких еще свет не видел. В нем нет абсолютно никакого смысла. ВСЕГДА и в каждой серии главный герой Джефф ходит абсолютно голым, на нем только шляпа и розовые четырехколесные ролики, при этом никаких эффектов прикрытия не используется, всегда в открытую показывается его половой орган. Естественно, не обойтись без того, что он «голубой» и к тому же алкоголик.

Еще на канале показывается мультфильм «Рен и Стимпи» (англ. название – «Ren & Stimpy: The Adult Stories» – Рен и Стимпи: Мультфильмы для взрослых»). Это пошлый мультсериал, рассказывающий о двух собаках (имена соответственно названию). Рен – садист, Стимпи – мазохист, при этом Стимпи еще и гей, влюблен в Рена. Рен – извращенец, алкоголик, наркоман, курильщик, бабник, матерщинник, лгун и т.д. и т.п. (перечислять можно бесконечно).

Следом – мультфильм «Морлаб 2021» («Sealab 2021») – пошлый мультфильм, не имеющий никакого смысла. Постоянный мат, прикрытый кое-как (одну букву закрывают). Постоянная пропаганда алкоголя и наркотиков, жестокость, убийства, расчленёнка – вот принципы создания серий «Морлаба». Во многих сериях некая Дебби показывает свою обнаженную грудь.

Мультсериал «Металло-покалипсис» («Metallopo-calypse») рассказывает о группе «Детклок» (сатанисты и металлисты). В каждой серии кто-нибудь погибает. На сайте 2х2 выложено описание, которое подчеркивает зашкалившую жестокость мультфильма:

«…кого-то случайно пришибут или раздавят, или начинается массовая давка, в результате которой погибают сотни их поклонников. Но фанатов это не останавливает – доходит до того, что при входе на концерт фанаты подписывают бумагу, смысл которой в том, что в случае смерти или увечий винить они будут только себя. Можно представить, насколько кровав и брутален этот сериал…»

Кровь, жертвоприношения, сатанистские писания – вот он, «Детклок»!

Популярный мультсериал «ATHF» («AquaTeen Hunger Force», никак не переводится) тоже абсолютно непристойный, жестокий и гадкий. Рассказывает о трех необычных существах – Картошка Фри, Коктейль и Тефтель. Несколько более нормальный, чем все остальные, – Фрайлок (Картошка), так как является образованным. В одной из серий, рассказывается о том, что Шейк (Коктейль) и сосед Карл заказали проституток из России.

Еще на канале транслировался мультсериал «Иммигранты» («Immigrants»). Он рассказывает о двух иммигрантах-друзьях в Америке: русский Владислав и венгр Йошка. При этом, венгр – абсолютно нормален, но вот Влад – алкоголик в тельняшке и шапке-ушанке с советской звездой. Русский постоянно пьет водку, является нищим и безработным. Смысл – русский хочет понять «цивилизацию» в Америке, что означает – авторы считают Россию местом, до которого цивилизация не дошла.

Следом – коротенький мультсериал «Злобный Мальчик» («Angry Kid»). Рассказывает о мальчике-хулигане, крайне жестоком, пошлом и подлом. Часто встречается мат.

Далее – новый мультсериал «Стрипирелла» (Stripirella). Пошлый и отвратительный мультфильм о стриптизерше. Имеется множество откровенных сцен. Повсюду аморальность и непристойность.

Еще – мультипликационное скетч-шоу «Робоцып». В одной серии показывается, как Иисус убивает множество людей в месть за распятие. Таких сценариев у них еще очень много. Пошлость, аморальность и просто идиотизм – весь смысл сериала. Самое интересное – как анонсируют мультфильм в «2х2»:

«…это полный ……!!!! Все, кто это видел, смотрят теперь на мир другими глазами…».

Множество кровавых сцен, множество мата в каждом сюжете.

«Великолепная Четверка» («Quads») повествует о четырех инвалидах и их друзьях. Естественно, среди друзей имеется гей. Сериал очень непристоен, пропагандирует алкоголь и курение, сюжет размыт.

Это пока все, что я могу привести в пример, но в действительности – их намного больше. В частности, стало известно, что телеканал закупил мультфильм «Спокойной Ночи, Малыши – Взрослая Версия», название которого не дает оснований предполагать что-то хорошее. Еще известно, что канал собирается купить японскую рисованную порнографию – «Хентай» для трансляции в ночное время после 0:30. Такие вот мрачные перспективы…

 

Дмитрий ПОНКИН,

школьник

Шестое чувство, №2/2008

 

Другие по чужому следу

 

«ЛГ» уже писала о новоявленных «открывателях Америки» В. Познере и И. Урганте, поставив точный диагноз их неумеренным нахваливаниям зарубежных спонсоров, финансировавших прогулочную затею. Правда, в следующих сериях своей мыльной пропагандистской оперы «очарованные странники» умильно закатывают глаза не только перед рационализмом американского бизнеса, но и восторгаются необычайно высокими нравственными качествами выпускников авиационной академии США – тех самых военных пилотов, которые бомбили Югославию, Ирак. А это уже похоже на некий вызов российскому общественному мнению.

Впрочем, сейчас речь о другом. Широко оповещая о рекламно-развлекательном туре по США, соучастники ни словом не обмолвились о том, чтo сама идея повторить путешествие авторов «Одноэтажной Америки» принадлежит вовсе не им. Ещё в 1969 году два известных журналиста газеты «Правда» Борис Стрельников и Илья Шатуновский проехали по маршруту Ильфа и Петрова, написав очень интересную книгу с многозначащим, не без подтекста названием – «Америка справа и слева». Два с половиной месяца колесили Стрельников и Шатуновский по Америке, и хотя в те времена отношение к «цитадели капитализма» было негативным, их книга получилась куда более разносторонней и глубокой, нежели неумеренные и назойливые восторги Познера.

Кстати, судьба её примечательна. Изначальная цель поездки заключалась в подготовке очерков для «Правды». Но они оказались столь интересными, многообразными и по-настоящему литературными, что тогдашний директор огромного партийного издательства «Правда» Борис Фельдман (все журналисты, работавшие на улице Правды, любили его – в отличие от знаменитого своими строгостями главбуха Васильева, которого боялись) сам предложил Стрельникову и Шатуновскому сделать на основе очерков единую книгу.

И книга получилась замечательная. Она выдержала несколько изданий, была опубликована в 14 странах, в том числе в Италии и Японии, а её общий тираж превысил миллион экземпляров. По сей день книгу можно найти во многих библиотеках. Неслучайно «Америку справа и слева» широко рецензировали в прессе, в американской тоже. И чтобы закрыть привычные для Познера домыслы о том, что, мол, журналисты-правдисты написали антиамериканскую книгу, вот её и расхваливали СМИ, упомянув о хорошей рецензии, напечатанной в «Новом мире» Твардовского.

По глубине понимания Америки Познеру, кичащемуся своими заокеанскими знаниями, на самом-то деле даалеко до тех, кто в сложные десятилетия советско-американского противостояния открывал эту страну для нашего читателя. Г. Боровик, В. Зорин, С. Кондрашов, М. Стуруа, конечно, Б. Стрельников… Познер неслучайно обходит молчанием имена своих предшественников, стремясь вычеркнуть их из памяти новых поколений. Сам-то он, проведя в Нью-Йорке отроческие годы, в перестроечные времена угодливо бегал с микрофоном на американских ток-шоу и в подмётки не годится тому поколению американистов, которые, работая под прессингом, сумели гораздо глубже, в том числе и в позитивных проявлениях, осмыслить дух Америки.

А Познер… Даже меня, не американиста, но в последние годы часто бывавшего в США и понявшего весьма своеобразный американский менталитет, смех разбирает от назидательных познеровских оценок. Наверное, только представительный Иван Ургант, согласившийся на унизительную роль подмастерья и по худому совету напарника ставший иваном, не помнящим родства, может с восхищением внимать недостоверным размышлизмам Познера. Ведь наивный Ургант приходит в бешеный восторг даже от размеров американского стейка. И хотя эти размеры и впрямь велики (цена соответственно!), но американской кухни как таковой просто не существует, повседневное меню – жуткая смесъ фаст-фуда с пиццей, листьями салата и жгучими латино-вьетнамо-китайскими соусами. Жаренная на гриле котлета – это бургер; засунутая в булку, котлета становится гамбургером; добавят туда безвкусный белый сыр – и уже чизбургер, а если оранжевый чеддер, – опять новое название… Невероятный примитив в сравнении с русской кухней, которую можно попробовать в нью-йоркском «Самоваре» (без записи не попадёшь!) или на Брайтон-бич…

Америка – великая страна, абсолютно не понимающая Россию. Но в России благодаря американистам старшего поколения, работавшим в трудных цензурных условиях, Америку знали неплохо и вопреки политическим нравам той поры любили её. Книги тех настоящих первооткрывателей Америки останутся в истории, потомки ещё обратятся к их страницам.

А вот Познер, работающий в западном стиле, своими умильными поверхностными зарисовками, наоборот, порождает недружелюбие к Америке.

 

Анатолий САЛУЦКИЙ

 

 «Ветка сирени» упала на...

 

В финале последнего фильма Павла Лунгина, показанного в минувшую субботу на телеканале «Россия», появился титр, уведомляющий зрителей, что все персонажи выдуманы и к реальным событиям история, рассказанная в картине, отношения не имеет. Хоть на этом спасибо. Но всё равно обидно и за Сергея Рахманинова, и за Павла Лунгина. И ещё неизвестно, за кого больше. Да, 135 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти – это действительно повод почтить память великого композитора. Но разве обязательно для этого выбирать сценариста-дилетанта Владимира Дунаева, пусть и располагающего средствами для съёмок картины по собственному сценарию? Можно только пожалеть хороших актёров, а в их числе и таких зубров, как Лия Ахеджакова и Алексей Петренко, и героев новых времён – Евгения Цыганова, Викторию Толстоганову и Алексея Кортнева, вынужденных при отсутствии достойной драматургии играть самих себя. Впрочем, скорее всего, не режиссёр выбирал сценариста, а сценарист – режиссёра. Но глядя на мизансцены, словно выстроенные по учебнику для третьего курса ВГИКа и вдобавок смонтированные вне каких бы то ни было законов логики, начинаешь недоумевать: да полноте, Лунгин ли это? Неужели «Остров» – «всего лишь» уникальное озарение художника? Подождём «Ивана Грозного», надеемся, что он не будет продуктом для одноразового показа на ТВ.

 

Виктория ПЕШКОВА

 

Защитники и адвокаты

 

Феликс Разумовский интересно рассказал о российских адвокатах в «Звёздах и падениях Серебряного века». Фамилии Кони и Плевако гремели тогда по всей России, и их авторитет был в обществе непререкаем. Возможно, они не произносили такого огромного количества слов о «гражданском обществе», как это делают их современные коллеги, но деятельность этих людей была в первую очередь направлена на пробуждение гражданского самосознания.

Теперь адвокаты активно представлены на голубом экране. Есть что, с кем и с чем сравнить. Раньше защищали сирых и убогих, и эти речи защитников изучают до сих пор. Кто продолжает эти традиции? Звездой РЕН ТВ стал адвокат Астахов, на мой взгляд, явно «растёт над собой» Анатолий Кучерена. Его первые появления на телеэкране были не слишком выразительными. А сейчас это один из наиболее активно работающих членов Общественной палаты. К сожалению, всё больше разочарований приносит Михаил Барщевский. Даже когда говорит правильные вещи, то умудряется преподносить их по странной рецептуре. На бочку мёда приходится не меньшее количество… неизвестно чего. Так, недавно на НТВ он боролся с курением, но решительно выступил против направления сумм табачных акцизов в фонды медицинского страхования: «Всё равно разворуют». «Блистательная» позиция, полагаю, что «адвокату власти» следовало бы чуточку побольше доверять своим подзащитным. А во время последней «Культурной революции» он и вовсе защищал сомнительную позицию: «Зависть – двигатель прогресса». Причём делал это неубедительно и проиграл неадвокату Мединскому.

 

Андрей БРИЛЬ

 

Просто констатация

 

27 марта на РЕН ТВ показали фильм «Магический Алтай» из проекта «Неизвестная планета». Всё вроде на месте, старообрядческая заимка, потом чудотворный источник, несколько монахов, чин пострижения, чудотворная икона... А в итоге получается очередное наблюдение добродушного чужого дяди над чудаковатыми русскими «аборигенами», обособленными и с обществом «нормальных» людей ничем не связанными. Вот среди всех текстов, прилично подобранной музыки звучит, наконец, имя предстоятеля нашей церкви Патриарха Алексия II. Естественно, с неправильным ударением на «е». И сразу ещё раз утверждаешься, что, за редким исключением, всё российское телевидение сегодня чужое. Во всяком случае для православных людей. И это, поверьте, не мелочь. Потому что, снимая какую-нибудь очередную одноэтажную Америку или Францию, они никогда не перепутают фамилии президентов, премьеров и пр. Всё редакторы вычистят. Больше скажу, если бы подобный фильм делала серьёзная группа иностранцев – они уж с произношением патриарха церкви, о которой идёт речь в фильме, – не промахнулись бы. Просто из пунктуальности. Патриарх наш во главе стоит, кстати, не год-два и даже не пятнадцать. Новое имя папы римского все российские телередакции зазубрят на следующий день. А тут – зачем? Да, и обязательно реклама об увеличении женской груди между двумя простыми и честными рассуждениями русских монахов, как без этого. Нет в этом ни обличения, ни осуждения, просто ещё одна констатация очевидного факта: мы – чужие для ТВ.

 

Т. ЕРЕМЕЕВ, д. СЕМЕНКОВО, Московская область

ЛГ, 2.04.08

 

Утраченные аллюзии

 

Наконец-то на Первом канале завершилась 24-серийная телесага «И всё-таки я люблю».

В успехе первых серий «виноваты», конечно, артисты, среди которых известные с 70-х годов и даже ранее Вера Алентова, Раиса Рязанова, Лев Прыгунов, Михаил Жигалов, а также юные Татьяна Арнтгольц, Светлана Иванова, звёзды ситкомов ТНТ Анна Ардова, Георгий Дронов и многие другие (у нас в стране хорошие актёры). Поначалу радовала добротностью режиссура (Сергей Гинзбург) и операторская работа (Эмиль Киреев), но более всего привлекла тема. Ностальгия по 70-м, по юности многих из нас, по тому хорошему, что было в СССР, по тем человеческим отношениям, когда в чести были благородство и бескорыстие, а главной достопримечательностью московских квартир были библиотеки, когда читались хорошие книги, снималась замечательные фильмы, такие, например, как «Москва слезам не верит»… Переклички с «Москвой» Владимира Меньшова тоже привлекли зрителей, но какие могут быть сравнения?

Вначале было слово, об этом часто забывают, когда говорят о кино, плохой режиссёр может испортить хороший сценарий, но что делать, когда сценарий плох?.. Татьяна Арцеулова и Анна Суворова, конечно, не Валентин Черных и напридумывали такого по мотивам книги Елены Харьковой (ох уж эти мотивы!), что впору говорить не о том, что маленькая ложь рождает большую, а о том, что здесь всё строится на лжи.

Не мог в 70-е годы крупный функционер вести себя так, как в фильме партийный бонза в исполнении замечательного Геннадия Сайфулина. Спросите у любого бывшего партийного работника или диссидента. Тогда был такой страх и вымуштрованность аппарата, что публичное свинство с пьяным ползанием под столом и лапанием невесты было невозможно – тотчас погнали бы с работы – это сейчас нувориши гуляют как хотят, а тогда боялись, пардон, партийного контроля. Эта сценарная ложь на свадьбе главных персонажей родила ложь и в поведении Ромео с Джульеттой (так своих героев называл в интервью режиссёр). Не мог влюблённый Ромео, преодолевший тотальное сопротивление родителей и настоявший на браке с лимитчицей Джульеттой, вдруг бросить невесту перед первой брачной ночью и холуйски спешить с делегацией родственников в больницу, чтобы вымаливать прощения у похмельного мерзавца-функционера.

Ещё один абсолютно фальшивый «ключевой момент». Вера, героиня сериала, наконец находит своё счастье, живёт с хорошим детолюбивым мужчиной. А потом зрителям становится понятно, что он… вор (явно сценаристы смотрели одноимённый фильм), он использует её в качестве продавщицы ворованных вещей (что они ворованные, она не знает). Но вот нагрянула милиция, несчастную героиню вяжут, жестокие милиционеры, как полицаи, отрывают ребёнка от матери, девочка кричит: «Мама, мама!», мама получает более пяти лет (и в лагере туберкулёз). Все рыдают. Да, конечно, в 70-е было много несправедливости, но чтобы народный суд дал пять лет бедной, полуграмотной, наивной матери-одиночке, которая не Солженицына продавала, а всего-навсего сапоги?.. Не морочьте голову, по первости в худшем случае обошлось бы годом условно. Не было тогда равнодушия и жестокости нынешних степеней, и народу в лагерях сидело гораздо меньше, чем сейчас, да и милиция было другой.

Приключения юной Марго в последних сериях шокируют ещё больше. Под давлением коварного возлюбленного (а точнее, сценаристок) честная, гордая девушка с прямой спиной и лебединой шеей становится довольно удачливой мошенницей, а после провала одной из афер бандит Леший (по совместительству режиссёр фильма Гинзбург) назначает её «мамкой» в бордель (бордель в фильме какой-то образцово-показательный, видно, что создателям он очень нравится). Марго добросовестно налаживает работу борделя, сострадает куртизанкам, которые, впрочем, довольны своей жизнью, но одна из них интригует, так как сама хотела занять высокий пост «мамки». В результате конфликта в борделе происходит кровавая драма, соперницы «разбираются» посредством русской рулетки(!), и разлетается череп одной из них на манер того, как это происходило в «Охотнике на оленей» и «Жмурках». Ну бабы!.. Ну врут (я имею в виду сценаристов).

Но самое главное, разочаровывающее, что отличает сериал, в нём практически нет положительных героев (заметим, в упомянутой «Москве» нет отрицательных), здесь же все мерзавцы, сволочи, бандиты или алкоголики… Подло ведут себя сожители Веры (их убедительно играют Сергей Угрюмов и Алексей Панин), сам герой (Антон Хабаров), его жена (Анастасия Макеева), тесть, дочь, друзья, родители. Правда, Анна Брониславовна после того, как ей приводят внучку, прозревает, кается, и за тем, как налаживаются их отношения, было очень интересно следить. Но хорошие люди создателям сериала не нужны, они безжалостно бросают героиню Алентовой под машину, предварительно избавившись от доброй домработницы Глаши. Появился в сериале влюблённый, романтичный антиквар Коган (Артур Оффенгейм), так и его создатели поспешили пристрелить. «Свет в окошке», милый, добрый Женя (Шамиль Хаматов, брат известной актрисы) в роли честного, любящего работника прокуратуры героически (к сожалению, недостаточно убедительно) сражается со свинцовыми мерзостями жизни. Но к финалу наворочено столько грязи и вранья, что в его победу и счастливый конец не веришь.

У человека, не жившего в СССР в 70-е, 80-е годы, после просмотра сериала должно сложиться впечатление, что у нас не только беспробудно ужасная страна, но и народ мерзкий, инфантильный, вороватый, подлый. Этого добивались продюсеры? Хорошо, что по мере движения саги в телепрокате её рейтинг падал, это свидетельствует о том, что телеаудитория наша не окончательно оманкуртилась.

 

Александр КОНДРАШОВ

 

Крови и зрелищ?!

ЭФИРНЫЙ ДРАКУЛА

Нравится ли вам платить вечный долг чужому хозяину, то есть быть чьим-то рабом? Хорошо ли отдавать всё кровное тому, кто, пользуясь неким правом силы, высасывает из вас самое ценное по капле? Но мы это делаем, и уже давно, так как попали под почти полную зависимость. «Чудо нынешнего века» – телевизор – вовсе не «пятая власть», а скорее – «первая».

И у этой власти есть те, кто «нажимает на кнопки». Они даже объединились, иногда называя себя на самом деле отсутствующим у нас понятием «телесообщество». Закрытая каста, стая ночных теней, спрятавшаяся от реального дневного мира группа «знатоков» и «топ-менеджеров», которая занята только одним – как выжить, дотянуть до следующих вечерних сумерек, когда начнётся очередной прайм-тайм, как сохранить свой закрытый от жизни кабинетный мирок, где вовсе не обязательно считаться с остальным «населением». Эти странные люди, снующие по коридорам различных «Останкино» и лабиринтам скрытых от дневного света студий, ежесекундно думают о том, как бы остаться на своей работе, угождая начальству и не напрягаясь на все сто. Но главная их задача – не впустить в свой, упырей, затхлый мир новых людей или свежие идеи. А вдруг среди этих новых и живых во всех отношениях персонажей появятся те, кто не захочет питаться «чужой кровью», а предложит пищу здоровую? Тогда ведь может наступить конец эры эфирных вурдалаков на «их» ТВ, работать на котором они так стремились, так жаждали, что готовы были душу заложить только за то, чтобы числиться в составе «телевизионщиков» XXI века.

После жуткого штурма зданий телецентра в 1993 году, усыпавшего телами людей «останкинский плацдарм», прежде и так закрытые зоны эфирного вещания стали недоступны ещё больше. Некоторые каналы подвластны теперь лишь устоявшейся группировке управленцев, которые далеки от понятий «образование», «культура», «нравственность», «общечеловеческие ценности» и даже – «права человека». Они работают только друг с другом, окружают себя только себе же подобными, имитируют важность собственных персон, щедро раздают друг другу давно профанированные и несуществующие звания «телеакадемиков». Всей этой чушью они пытаются прикрыть свою полную пустоту. Они даже власти не могут с умом потакать, а уж самостоятельными и независимыми просто быть не умеют. Телеканалами правит наряду с рейтингом элементарная пошлость, продукт внутреннего состояния самих топ-менеджеров.

Вот это и есть самое страшное. Мы находимся под игом недалёких и тщеславных людей, а такой «собиратель дани» страшнее средневековой Орды. Ведь он вытягивает не только «серебро и злато», но и высасывает будущее наших детей, взрастающих на примитиве, попсе, бездарности, пошлости, криминале, нецензурщине и извращённых понятиях о главных ориентирах в жизни.

Что делать обществу с такими «кровопийцами»? Ставить на место хотя бы. А лучше – менять! Ведь эфир наших главных каналов сегодня – самое распущенное и всеядное, беспринципное и пошлое ТВ на планете Земля. Не верите? Сравните с другими странами! Нет, нет, отговорки, будто другие государства нам не указ, они далеко и прочее не проходят. Для покупки второсортных программ и идей страны эти почему-то «годятся». А для соблюдения правил содержания ТВ-эфира и поведения на ТВ вдруг – «далеко»?!

КОЛИЗЕЙ НАШИХ ДНЕЙ

Если полностью подчиниться только рейтингу, который «лепит» наш телеэфир, то куда в итоге заведёт наше общество этот «путеводитель»? Ответ прост. Самый высокий рейтинг «держат» эротика и криминал. С первым – мы почти определились: отправлять на платные каналы или – в ночь (если вообще показывать на ТВ!). Но с криминалом мы ещё почему-то любезничаем.

Вспомним времена Древнего Рима, когда знаменитый Колизей стал абсолютным прообразом телевидения. Он увлекал всех сразу и отвлекал от хлопот, он давал главное – «рейтинговые зрелища». А наибольший рейтинг, по утверждениям психологов, – у всего, что связано со смертью человека. Самые сильные переживания и наибольший страх у людей – «за жизнь» и перед Вечностью. Кровь, её цвет и «запах» вообще завораживают. Вот почему гладиаторские бои собирали вокруг арены тысячи зрителей, и бывали времена, когда Колизей в Риме был открыт для доступа круглосуточно! То был настоящий 24-часовой живой телевизор античной эпохи. Но с одной лишь разницей – тогда убивали прямо на глазах и по-настоящему. Зато какой был рейтинг! Не к этому ли мы идём? Психология проста: современные сводки происшествий с трупами – притягивают. Даже тот, кто не хочет смотреть – будет подглядывать, ибо дыхание смерти сродни магии.

Неслучайно только что в прессе промелькнула информация о новом «криминальном» ток-шоу, которое должно начаться скоро на одном из центральных телеканалов. Оно будет связано с выживанием в тюрьме заключённых и боксёрскими боями с Николаем Валуевым и Костей Цзю среди зэков, которые в результате победы могут получить условно-досрочное освобождение. Говорят, что информация эта была лишь первоапрельской шуткой. Надеемся, хотя в каждой шутке есть доля… «Российская газета» утрировала, а «Комсомолка» разобралась. Шоу будет, но не в виде бокса среди yрок. Просто предполагаются встречи с осуждёнными за нетяжкие преступления, пересмотры дел и даже их отмена с помощью юристов. Быть может, такое шоу будет нести даже гуманную функцию. Однако на всякий случай следует заметить, что на прямые «реалити» из мест заключения в мире наложен негласный запрет, табу, взаимное и международное журналистское «нет». Не оказаться бы нам вновь по ошибке «впереди планеты всей»!

«НРАВСТВЕННЫЙ ПЛЕЙБОЙ»

«Эхо Москвы» закрыло намедни свой эфир словами Артемия Троицкого по поводу предложений со стороны Русской православной церкви о необходимости внимания к безнравственности на телеэкране: «Я вообще не считаю, что в сексе есть что-то плохое. Я, кстати, и к порнографии отношусь абсолютно терпимо... просто считаю, что вот это закоснелое религиозное сознание... И оттуда, из глубины тысячелетий, вся эта фигня и пошла по поводу того, что секс – это плохо, что это нельзя показывать». «Специалист» по делам секса, уже подзабытый, но мнящий себя «телевизионщиком», порно-эротический прорицатель при этом претендует на членство в Общественном совете по нравственности на ТВ: «Если бы я был единственным членом этого совета, я бы в него вошёл, я бы говорил, что хорошо, что плохо»! Вот до какого абсурда доводит людей наша «телереальность»! Однако искусственная «безкомплексность» и позёрство никак не приближают «поношенный» образ Троицкого к общепринятым представлениям о нравственности. Какими бы якобы «модными» словами он свою псевдограмотную чушь не прикрывал.

 

Константин КОВАЛЁВ

 

Партитуры, море котов и собака

Очень редко показывают умные передачи о музыке, а теперь они исчезли вовсе. Именно поэтому я с большим вниманием посмотрела две передачи Артёма Варгафтика «Партитуры не горят» на канале «Культура». О Прокофьеве и Бородине.

Совершенно ясно, что цель программы просветительская. И, как, видимо, полагает автор, для этого достаточно прочитать лекцию по музыкальной литературе, чтобы научить аудиторию чувствовать музыку. Но ведь информация о дате рождения композитора, число его музыкальных произведений и подробности житейского быта не могут этого сделать. Обращение к чувствам может быть только одно – само музыкальное произведение, и только оно проложит путь к сердцам зрителям.

В передаче, посвящённой творчеству Бородина, Артём Варгафтик с самого начала пообещал, что познакомит зрителей с двумя струнными квартетами. Но перед этим он сообщил зрителям крайне важную, видимо, для восприятия музыки информацию о том, что жил Бородин в перенаселённой квартире, где ему совершенно не давали сочинять музыку. Что его все отвлекали – и жена, и родственники, и даже коты, которых, по словам Варгафтика, было море. История про котов показалась ведущему до того комичной, что он едва сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Надо отдать должное Варгафтику – иногда он умолкал и тогда наконец звучала музыка Бородина. Но недолго, затем опять следовали музыкальные анекдоты. Вот такая несложная схема программы. Именно схема, о сценарии здесь говорить не приходится.

Кстати, паузы ведущего выстроены особым образом. Он говорит, говорит, вдруг внезапно замолкает и, склонив голову, уходит из кадра. Выглядит такая смена ритма несколько комично. Образовавшуюся пустоту заполняет очередной музыкальный огрызок. После чего Варгафтик вновь появляется в кадре и продолжает свой монолог. Ничто не может поколебать уверенности ведущего в том, что самый главный в программе – это он. Вот он стоит на мостике, вот он около дома Бородина (я все ждала, что хоть портрет композитора покажут), а вот ведущий прогуливается по набережной в огромном пальто и больших кожаных перчатках. Он артистически вздымает брови, жестикулирует, негодует, хохочет, при этом ещё и без умолку тараторит. Но странная вещь: стоит ему закрыть рот, и ты не можешь вспомнить, о чём он только что говорил.

Вершиной творческой изобретательности является финал программы о Прокофьеве. Артём Варгафтик стоит в берёзовой аллее. Он уже всё сказал и теперь прощается. Чуть наклонив голову, потупив взор, грациозно, словно располневший эльф, выпорхнул из кадра. Берёзовая аллея осиротела. Но нет! В кадре остаётся невесть откуда взявшаяся собака, которая удивлённо смотрит на нас. Симпатичная дворняга, но при чём здесь она? Какой скрытый смысл заложил здесь хитроумный ведущий? Может быть, это развитие мистической темы о не горящих партитурах? Ответ мы вряд ли узнаем. Потому что, как говорил классик английской литературы: давайте-ка, дети, складывайте кукол в ящик, ибо представление наше окончено.

 

Ирина САДОВСКАЯ

 

Каналы и канализация

 

Спасибо «ЛГ» за неустанное критическое отслеживание культурных событий в нашей жизни, в том числе передач нашего ТВ, и за почти сизифов труд по УСОВЕСТЛИВАНИЮ теленачальников!.. Но всё же – откуда берутся эти самые «высокие рейтинги», а следовательно, сверхвысокие доходы от рекламы? И главное – как разорвать заколдованный круг, когда «пипл хавает» и пошлятину (под видом юмора), и чернуху, а руководители телеканалов, ссылаясь на «пипл», ещё усерднее навязывают ему искомое «хаваемое»? Думаю, что ответ куда проще, чем в задачке о яйце и курице. Сначала появилось коммерческое, обильно проплаченное новыми хозяевами ТВ, а уж потом, под флагами «свободы слова», оно стало цинично играть на наиболее низменных чувствах, инстинктах аудитории (и взрослой, и особенно молодёжной в пубертатном возрасте)... Итог известен: на федеральных, т.е. общедоступных каналах, густой жижей, как из пробитой канализации, попёрли программы, которые немыслимы в национальном эфире любой страны «растленного Запада», ибо там их существование жёстко ограничено платным кабельным, т.е. закодированным телепоказом, недоступным для детей и для массового просмотра, в частности для пациентов психлечебниц, если вспомнить песенку Высоцкого (когда «главврач Маргулис телевизор запретил»)... И вот на смену старой передаче «От всей души» пришли новые программы – от всего, что ниже пояса. Кстати, могу безвозмездно предложить их создателям ещё необыгранные, наверняка рейтинговые проекты, например «Гениталии Клаб» или «Гей-ток-шоу», – уверен, что в ведущих недостатка не будет. Можно даже запустить новый телеканал «Вагина ТВ», можно всё!.. Тем более что г-н Кулистиков, руководитель федерального (!) НТВ, открыто признаёт, что для него телевидение – это БИЗНЕС и только бизнес. Другими словами, общественная мораль и нравственность ему «по барабану», как и некоторым другим нашим телевизионным бизнесменам… С ними, в общем-то, всё понятно, поражает другое – безучастие и бездействие государственной власти! Уже не раз президент Путин (гарант Конституции, а значит, и духовного здоровья нации) говорил о засилье чернухи и порнухи на российском ТВ, не раз требовали положить конец телепорнографии и теленасилию министры и депутаты, но!.. Ничего не меняется, видимо, телевизионное и рекламное лобби нашло свои «ходы» в коридорах власти… Впрочем, сейчас появилась надежда на какие-то перемены – ведь все выборы в высшие госорганы уже благополучно состоялись, следовательно, государство, избавленное от прежней, пусть условной зависимости от «ящика», может наконец призвать к порядку и порядочности распущенное во всех отношениях ТВ. Конечно, речь не идёт о цензуре, не дай нам бог вернуться во времена Главлита! (Сам пережил их, знаю не понаслышке!) Речь о другом: коль скоро само телесообщество не может (или не хочет?) принять на себя обязывающие нормы и выполнять их, а все прежние так называемые этические кодексы остались на бумаге, – значит, действительно необходимо создавать какие-то общественные или полугосударственные НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ по ТВ, подобные тем, что давно действуют в цивилизованных странах…

 

Виктор ЛЮБОВЦЕВ,

член Международной академии телевидения и радио

 

Американская халтура и наша «Культура»

 

На канале «Культура» (3 апреля) в документальном цикле «Как создавались империи» (США) фильм, посвящённый Русскому государству (с вокняжения Ивана III до революции 1917 года), оказался пустым и отдавал клюквой. Иван III женился на Софье и принял христианство (!). На Угре была битва (!). Успенский собор (судя по компьютерной анимации) строился в чистом поле. Иван Грозный воевал с монголо-татарами (!) и ещё с какими-то неведомыми «соседями». После него началась Смута, конец которой положил Пётр, в 1700 г. разбив Швецию (восклицательных знаков не хватит). Революция произошла по-большевистски – из-за усталости народных масс от «империализма» (конечно, плохого, русского). Россия только и делала, что «захватывала территории и заимствовала технологии» (добро, что не «крала» – от пушек «единорог» до конструкций Шухова и таблицы Менделеева).

Естественно, редакторов канала трудно упрекнуть в том, что одна из серий интересного, в общем, цикла оказалась порядочным вздором. (Хотя отсюда можно предположить, что и весь цикл не дышит свежестью – но бог с ними, с Карфагенами!). Однако поражает бездействие переводчика и выпускающего редактора. Нет, «Российская империя» свободна от переводческих перлов, украшающих сериал «Наполеон», не раз показанный той же «Культурой» (в нём Бонапарт берёт под стражу испанского короля «Чарльза» (он же Карлос) и форсирует «Данюб» (то бишь Дунай). Здесь же русский текст грамотно передаёт нелепость английского.

Но неужто эти люди, исполнив свою работу по букве, не испытали неловкости за ходульность первоисточника, явную для образованного россиянина? (Что уж говорить о прямых ошибках американцев!) Н.Н. Дроздов, долгие годы работая над своей программой (увы, голодавшей без русского материала), не просто переводил, а творчески перерабатывал тексты фильмов, комментируя видеоряд. Учёный не станет передавать зрителям то, что коробит его самого. Редакторов канала «Культура», видимо, не коробит полузнайство, кидаемое российской аудитории.

 

Дометий ЗАВОЛЬСКИЙ

 

Тупой, ещё тупее, или Флюс Познера

 

В последних «Временах» накануне визита Джорджа Буша в Сочи Владимир Познер вступился за тупых американцев. Не знаю, понимал ли он, что таким образом бросает тень на интеллект президента США, но очертя голову бросился в бой. Видимо, впрямую и слишком близко к сердцу принимает он шутки Михаила Задорнова, который высмеивает, правда, не только американцев, но и всех тупых, однако Познер встал на защиту именно американцев. Для этого он воспользовался роликом о тупых жителях Петербурга, сделанным студенткой института театра и кино Лией Гельдман. Её ролик – калька с гуляющего по Интернету ролика о тупых американцах, снятых самими американцами. Я посмотрел оба и могу свидетельствовать, что они отличаются друг от друга возрастом отвечающих: американцы в среднем лет на 20 старше, и тем, что вопросы им задавались попроще. Кроме того, понятно, что в роликах сохранились только самые глупые и смешные ответы. При подобном монтаже, нарезав реплики, например, из «Одноэтажной Америки» или «Времён», полным идиотом можно представить любого. Поскольку у Лии Гельдман использованы ответы в основном подростков и людей очень молодых, Владимир Познер мог бы сделать вывод о колоссальном падении интеллектуального уровня нашей молодёжи за последние годы. Но этого болезненного для эпохи реформ вывода Познер не делает, скорей всего, ему глубоко безразличны проблемы российского образования. Зато он с удовольствием цитирует глупости наших юных сограждан (американцев, заметьте, не цитировал), с детским простодушием радуясь тому, что среди русских есть почти такие же тупые, как американцы. Вот мужественный поступок журналиста, настоящего гражданина (не России, конечно).

По ходу передачи с целью уесть наших военных, которые выступали против расширения НАТО, Познер вспомнил афоризм Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Dear Билл Владимирович, ваша очевидная необъективность, односторонность, застарелая американофилия возвращают этот афоризм вам. Это ваше политическое лицо раздуто флюсом ангажированности. То-то будет, когда его окончательно прорвёт.

 

Леонид СОКОЛОВ

ЛГ, 9.04.08


Реклама:
-