Журнал «Золотой Лев» № 146 - издание русской консервативной
мысли
А. Эпштейн,
директор ситуационного центра
Российской единой биржевой системы РФ-ТПП
До
точки невозврата – один год
Новой стратегии развития России нужен новый механизм ее
реализации
Программные выступления Владимира Путина и Дмитрия
Медведева находятся в центре внимания русской[1]
и мировой общественности. И неудивительно, поскольку в них обозначены
перспективы развития России по крайней мере на ближайшие десять лет. Но мало
сформулировать ориентиры, необходимо создать целостный механизм настройки
поведения разных слоев бизнеса, населения и всех оргструктур
власти на ускоренное достижение намеченных целей. А это предполагает сведение
всех ориентиров к единому конечному результату и такое построение
хозяйственного механизма, при котором сегодня и завтра каждому субъекту рынка
должно быть выгодно только то, что послезавтра будет необходимо всем.
Это называется системной организацией всех сторон общественной
жизни, которая предполагает, с одной стороны, всемерную активизацию
экономической активности каждого, а с другой – настраивание этой активности на
ускоренную реализацию закономерностей системной организации общества.
Бизнесу нужен поводок
Сказанное важно иметь в виду при установлении оптимальной
области перевода бизнеса[2]
с разрешительного порядка взаимодействия с властью на уведомительный.
По старой русской привычке преклоняться перед Западом мы
поверили тому, что конкуренция – это благо, и не хотим считаться ни с законом
кибернетики: «Если каждая подсистема работает на максимум своей активности –
вся система идет «вразнос», ни с сущностью рыночных отношений на основе частной
собственности и конкуренции. А эта сущность по своей природе двойственна –
постоянный поиск оптимального плана спекуляции на недостатках действующего
хозяйственного механизма с целью извлечения личной выгоды, считаясь с
интересами других лишь в той мере, в какой их игнорирование экономически
невыгодно или физически опасно.
Вот это «в той мере» и является основой, на которой можно
использовать положительные стороны рыночных отношений и превратить их
недостатки в достоинства. Но для этого нельзя, чтобы экономическая политика в
России строилась только по принципу стимулирования активности бизнеса, ибо в
силу нелинейности экономических процессов стремление к индивидуальной выгоде
способствует общественным интересам только при низком уровне удовлетворения
отдельных потребностей. А дальше с высокой степенью вероятности погоня каждого
за прибылью может вести к неэффективному отвлечению на себя ресурсов.
То же будет и с реализацией нового курса развития России.
Нельзя забывать, что цель бизнеса – извлечение личной выгоды из наличия
конкретной общественной потребности (а не удовлетворение всех общественных
потребностей с минимальным потреблением ресурсов). Поэтому бизнес добровольно
будет способствовать реализации плана процветания России лишь до тех пор, пока
эти планы обеспечивают ему максимальную прибыль. А дальше он будет работать на
собственный интерес, что приведет к срыву этого плана, если власть не введет
такие регуляторы, при которых всякое сокращение вклада в общее дело будет вести
к большему снижению прибыли, чем любой другой вариант поведения на рынке.
При этом и власть должна вести себя нравственно по
отношению к бизнесу, четко соблюдая принцип эквивалентности взаимоотношений.
Повышаешь ежегодно свой вклад в общее дело – 50% прироста этого вклада в
денежном выражении получи обратно, чтобы в будущем году твой вклад был еще больше,
и будь миллиардером. Но если сокращаешь свой вклад – обязательно будешь нищим.
Эффект Черномырдина
У нас же сегодня все сделано наоборот, и, судя по
выступлениям политических лидеров и руководителей министерств, есть опасность
попыток реализации нового курса на базе существующих стереотипов современной,
научно несостоятельной либеральной теории управления социально-экономическим
развитием. Эти стереотипы «вогнали» Россию во всеобщий все углубляющийся
социально-экономический кризис, неизбежный для любой системы с постоянным
эффектом Черномырдина (хотим, как лучше, а получаем, как всегда), хотя при этом
темп роста ВВП может быть существенно выше среднемирового уровня.
В терминах кибернетики эффект Черномырдина – общесистемный
ущерб, возникающий в целом по стране на каждый рубль ожидаемого эффекта от
реализации конкретного инвестиционного проекта или их совокупности. И чем
больше производственный потенциал, тем больше такой общесистемный ущерб. Это
означает, что Россия является системой с преимущественно положительной обратной связью, а такие системы обречены на дестабилизацию, и
после прохождения точки невозврата – на распад (но
если «помогают» извне, то распад происходит и до прохождения точки невозврата, как это было с СССР)[3].
Не случайно ЦРУ США объявило о предстоящем распаде
Российской Федерации к 2015 г. Этот прогноз в России предпочитают игнорировать,
тогда как он, к сожалению, является таким же закономерным следствием
либерализации России, как гром после молнии. Вместо его игнорирования
необходимо засучить рукава и в 2008 г., до прохождения точки невозврата в 2009–2010 гг., коренным изменением
хозяйственного механизма подготовить почву для перевода России из системы с
преимущественно положительной обратной связью в систему с преимущественно
отрицательной обратной связью. А такие системы обречены на стабилизацию и
ускоренный экономический рост.
Ведь в системе с преимущественно отрицательной обратной
связью хозяйственный механизм таков, что он стимулирует разрабатывать
инвестиционные проекты, ориентируясь на получение дополнительного
общесистемного эффекта на каждый рубль вкладываемых средств. И как только мы
это сделаем, отпадут все основания для прогнозирования катаклизмов на
территории Российской Федерации. Вполне вероятно, что и само ЦРУ объявит о
неактуальности своего прогноза.
Сегодня практически бесполезно говорить о том, что будет в
2020 г. Речь должна идти о точке невозврата, прогнозе
ЦРУ и типе экономической политики федерального центра – на сохранение России
как системы с преимущественно положительной обратной связью (и примитивными
либеральными стереотипами); либо на скорейший перевод России в систему с
преимущественно отрицательной обратной связью (на основе восьмикомпонентного
комплексного геополитически-социо-эколого-экономико-демографо-географо-градо-кибернетического
подхода), чтобы успеть осуществить такой перевод до прохождения точки невозврата.
Система идет вразнос
Из сказанного вытекает структура последующего изложения.
Сначала в табличной форме будут показаны ключевые параметры, с помощью которых
можно оценивать внутрисистемную разбалансированность России и направления ее
изменения. Затем будет предпринята попытка сформулировать единый конечный
результат управления России и вытекающие из него критерии эффективности
управления страной, на соблюдение которых должно быть ориентировано все
российское общество для обеспечения единства целей, единства воли и единства
действий бизнеса, власти и населения. Без такого единства невозможно успеть
превратить Российскую Федерацию в систему с преимущественно отрицательной
обратной связью и обеспечить безусловное учетверение
производительности труда к 2020 г.
Достижение такого темпа роста является неимоверно сложной
задачей. Достаточно сказать, что в СССР за 25 лет удалось добиться лишь его
утроения. Но именно поэтому СССР и развалился, ибо рост производительности
труда отставал от роста потребностей населения[4].
И если русское общество не хочет повторения такого печального опыта, оно должно
спохватиться, одуматься, образумиться, научившись различать два состояния: «Я
думаю» и «Я думаю, что я думаю», и сплотиться во имя учетверения
производительности труда.
Говоря о переводе страны в систему с отрицательной обратной
связью, следует различать:
геополитическую установку – превращение России в
процветающую супердержаву;
главное условие реализации этой установки – ликвидация
пространственной социо-эколого-экономической
разбалансированности России (см. таблицу);
движущую силу создания этого условия – хозяйственный
механизм экономически эквивалентных взаимоотношений с обеспечением личной
материальной ответственности каждого за принятые и своевременно не принятые
решения на основе оценок замыкающих затрат, что сделает экономически невыгодным
и этически опасным не быть порядочным человеком;
главное средство ликвидации внутрисистемной
разбалансированности – рост в 10–15 раз инвестиций в промышленность, сельское
хозяйство и науку при пропорциональном развитии всех муниципальных образований
страны; формирование и ежегодное возрастание фонда возмещения затрат отраслей
инфраструктуры при разовом сокращении всех тарифов в 3–4 раза;
главные индикаторы создания эффективного (нравственного)
хозяйственного механизма в современной России – соотношение средней зарплаты и
рыночной цены 1 кв. м жилья; соотношение предельно допустимой и фактической
финансовой (а не только фискальной) нагрузки на бизнес; отношение процентной
ставки за кредит к уровню рентабельности основной массы предприятий;
экономико-географический принцип частно-государственного
партнерства; ограничение мировых цен только внешнеторговой сферой и введение
расчетных цен.
Критерий – нравственность
Единым конечным результатом социально-экономического
развития России, ее регионов и городов предлагается считать реализацию
социального заказа на производство и построение хозяйственного механизма в
стране и в каждом субъекте РФ для соблюдения геополитических интересов России,
а главными индикаторами – сокращение заболеваемости населения; снижение числа
детей с аномалиями умственного и физического развития; тестовые испытания учащихся,
чиновников, политиков, деятелей культуры на нравственность по технологии ЕГЭ;
оценка качества образовательных учреждений по результатам прохождения этих
тестов на нравственность (Социальный заказ – совокупность ограничений,
определяющих минимально необходимый уровень человечности среды проживания, и
система платежей за нарушение этих ограничений).
Единым конечным результатом экономического роста России
предлагается считать максимум роста производительности общественного труда, а
главными индикаторами такого роста – сокращение удельного веса оборудования
сроком службы более 5 лет; ежегодное снижение тарифов и внутренних цен (иначе
повышение сбалансированности страны будет сопровождаться снижением ее
конкурентоспособности); сокращение удельного веса крупных городов и их
пригородов в общем количестве рабочих мест в стране, в общей численности
населения (особенно в общей численности пенсионеров).
Соблюдение указанных подходов и обеспечивает создание
необходимых условий для учетверения производительности труда, но этот перечень условий должен быть
подкреплен системой узаконенных критериев оценки сравнительной эффективности
принимаемых вариантов, автоматически настраивающих «поведение» разных слоев и
территориальных групп населения на повышение своего вклада в максимизацию
единого конечного результата.
Для высших федеральных органов власти интегральным
критерием эффективности управления страной предлагается считать максимум роста
нравственного, генетического и интеллектуального потенциала населения, при
минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики и соблюдении хода
геополитических, социальных и экологических процессов в каждом субъекте РФ в
согласованном диапазоне. Или максимум экономического роста при соблюдении хода
геополитических, социальных и экологических процессов в каждой местности в
согласованном диапазоне; или минимум времени на реализацию федерального
социального заказа на развитие производства и построение хозяйственного
механизма при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости экономики.
Эти же формулировки интегрального критерия эффективности
остаются в силе и для регионального и муниципального уровней, но меняются
субъекты согласования. На региональном уровне – это муниципалитеты, на
муниципальном уровне – органы территориального общественного самоуправления.
Интегральным критерием эффективности федеральных
министерств и ведомств, госкорпораций, федеральных
холдингов (включая частные) предлагается считать максимум удовлетворения
внутренних и внешнеторговых потребностей страны в соответствующих товарах и
услугах при выделяемых ресурсах, минимально необходимом уровне комплексности их
использования и заданном размещении населения по типам населенных мест и систем
расселения. Иначе все трудоспособное население будет стянуто в 200–300 городов
и их пригородов, при полном оголении периферийных районов страны и каждого
субъекта РФ.
|
|
*Теоретически это негуманно и чревато
большими неприятностями. Но, во-первых, после 20 лет разгильдяйства нет другого
средства приведения определенных слоев населения в чувство. Во-вторых, в основе
этого ужаса должна лежать ответственность за нарушение принципа эквивалентности
взаимоотношений между индивидом и обществом. В-третьих, необходимо понимать,
что сущностью демократии является учет и согласование интересов разных слоев и
территориальных групп населения с точки зрения оптимального сочетания текущих и
долговременных общенациональных интересов (поддержание страны как системы с
отрицательной обратной связью). Особенно важно любой ценой создать безусловную
защиту людей, ставших уже продуктами цивилизации (они нравственно не способны
поднять руку на честь, достоинство, имущество, здоровье и жизнь других), от
людей, остающихся еще продуктами природы. Иначе превращение России в
систему с отрицательной обратной связью может быть сорвано.
**ППС – паритет покупательной способности.
***Чем больше конкуренция внутри системы,
тем меньше конкурентоспособность системы в целом. Нельзя учетверить
производительность труда в России без межотраслевой гипермонополизации
производства с последующим формированием ТНК в масштабах ШОС, при всестороннем,
но цивилизованном контроле за их финансовой, инвестиционной, ценовой,
технической, кадровой политикой (контроль должен влиять на имидж руководителей,
а не на выпуск продукции и услуг).
****Если доля будет выше, то Россия не
сможет иметь конкурентоспособную экономику.
*****Если не будет этих фондов,
формируемых за счет эффекта от системной организации общества (а на первые 1–2
года – из резервов ЦБ РФ), в России не обеспечить стабильные тарифы и цены и не
повысить социальную энергетику (пассионарность)
своего населения.
******Будущим поколениям надо оставлять не
обесценивающиеся бумажки и изгаженные ландшафты с руинами исторических
памятников, а обновленные предприятия, сохраненные природные ресурсы (особенно
водные, лесные, рыбные), природные ландшафты и памятники истории.
Интегральным критерием эффективности частных предприятий
предлагается считать максимум увеличения налогооблагаемой базы (включая
заработную плату) при соблюдении хода социальных и экологических процессов в
месте своей дислокации в согласованном с местным самоуправлением диапазоне.
В свою очередь указанные критерии эффективности должны быть
дифференцированы для каждого вида политики и для каждой организационной
структуры (включая бизнес-структуры) на каждом уровне
управления.
Ущербные нацпроекты
Особенно важно скорректировать критерии реализации
национальных проектов, ибо принятый ведомственный способ реализации абсолютно
правильного замысла ведет к нарастающему общесистемному ущербу от выделяемых
ресурсов.
Так, ориентация проекта АПК на развитие мелких хозяйств
ведет к роботизации сельской молодежи и чревато ее тотальным оттоком из села. К
ликвидации социальной базы сельского хозяйства ведет ориентация проектов
образования и здравоохранения на подушевой принцип
финансирования, поскольку такой подход разрушителен даже при повсеместном
увеличении численности населения, не говоря уже о его сокращении.
Проект стимулирования рождаемости ориентирован на максимум
валовой рождаемости в стране и всемерную поддержку многодетных семей. Но это
ведет к всплеску рождаемости в группах риска (алкоголики, наркоманы, дауны и т.п.) и к сокращению генетического потенциала
населения и т.д. Проект должен ориентироваться на критерий максимума
качественной рождаемости в стране с признанием аморальным иметь в экономически
несостоятельных семьях более трех родных детей (без этого не будет возможности
поддерживать многодетные семьи с приемными детьми и перекрыть их вывоз за
границу, особенно девочек).
Проект совершенно не учитывает изреживания
сети родильных домов введением родовых сертификатов и увеличения числа
новорожденных, спасенных после клинической смерти, со всеми вытекающими
последствиями, из стремления к минимизации детской смертности.
Национальный проект доступного комфортного жилья
ориентирован на максимум числа расселяемых семей, способных участвовать в
льготной ипотеке, с учетом молодых семей, военнослужащих, специалистов на селе.
Но это ведет к концентрации жилищного строительства преимущественно в крупных
городах и их пригородах, где и без того превышены все экономически, социально и
экологически мыслимые пределы концентрации рабочих мест, населения, потребления
воды и топлива, транспорта и загрязнения природной среды, при опустошении
остальных муниципалитетов.
В условиях громаднейшей потребности в жилье ввод почти
каждого нового жилого дома представляет собой трагедию для России, ибо, повышая
социальную агрессивность населения и суммарную ресурсоемкость национальной
экономики, он сокращает возможности развития страны, ослабляет экономические и
психологические основы российского федерализма.
Ситуацию можно изменить только путем перевода жилищной
политики с критерия максимума ввода жилья на максимум снижения социальной
агрессивности (или максимум роста пассионарности)
населения при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости национальной
экономики.
Все нацпроекты будут
способствовать скорейшему переводу страны в систему с преимущественно
отрицательной обратной связью только при их ориентации на минимум времени
для создания относительно человечной среды проживания в каждом муниципальном
образовании в соответствии с федеральной концепцией размещения населения по
разным типам систем расселения и типам населенных пунктов.
ПРОГНОЗ
Итак, федеральный центр стоит перед выбором. Или он
по-прежнему будет следовать зарубежным стереотипам, игнорируя специфику России,
принципы кибернетики и приближая точку невозврата.
Или федеральный центр поймет, что нет проблемы перехода России к рынку на
основе частной собственности и конкуренции (этот рынок себя уже исторически
изжил); нет проблемы догнать цивилизованные страны (они уже давно находятся на
стадии нравственного, генетического и интеллектуального вырождения, разоряя
весь мир); что речь должна идти о переходе к оптимальному сочетанию
государственных, муниципальных и рыночных рычагов гармонизации взаимоотношений
бизнеса, населения и власти с помощью комплексного восьмикомпонентного
(геополитически-социо-эколого-экономико-демографо-географо-градо-кибернетического)
подхода.
А это означает переход от управления по принципу решения
отдельных проблем с помощью отдельных математических моделей к управлению на
основе поиска оптимального уровня нерешенности всех проблем по принципу целого,
целостного и целесообразного для поддержания показанной в таблице
сбалансированности страны в режиме упреждения и саморегулирования с помощью
многоуровневой системы математических моделей.
Только так можно успеть остановить Российскую Федерацию
перед точкой невозврата и, переведя ее в систему с
отрицательной обратной связью, учетверить производительность труда и решить все
наиболее вопиющие проблемы России, препятствующие ее процветанию, попутно
опровергнув упоминавшийся прогноз ЦРУ.
Политический журнал, 24.03.08
[1] Слово «русский», запрещенное к применению в научных публикациях и СМИ РФ, в тексте восстановлено (прим. ред. ЗЛ).
[2] Бизнес - явление западной цивилизации; в России существует не бизнес, а предприимчивость, предпринимательство.
[3] Автор придерживается гипотезы «распада СССР», которую редакция «Золотого льва» считает фактором идеологической войны против России.
[4] Ошибочно развал власти принимать за развал государства.