Журнал «Золотой Лев» № 142-143 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Г. Делягин

 

Красивые слова

На Госсовете 8 февраля Путин изложил основы своей программы до 2020 года

 

 

Неважно, вызвано это романтическим желанием определить путь страны после своего ухода или прагматичным намерением скоро вернуться к власти. Путин назвал новые цели, и сами по себе они прекрасны, как и риторика большинства наших лидеров прошлого века.

 

НОВАЯ ПОРЦИЯ ПРАВИЛЬНЫХ СЛОВ

 

Цель — "вхождение России в число мировых технологических лидеров". Если не сопоставлять ее с реальным состоянием технологий, с уничтожением системы образования, с преследованием и выдавливанием из страны ученых, с вакханалией околонаучной бюрократии, — все правильно.

Для ее достижения надо "сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем".

Первая — "создание равных возможностей для людей"[1]. Прекрасная цель, если забыть, что в 2000-е годы с "равенством возможностей" стало хуже, чем не только в СССР, но и при Ельцине. Именно тогда "социальные лифты" были уничтожены, а культура лидера, назначающего руководителями друзей и земляков без учета их квалификации, стала нормой для всей страны.

Вторая путинская проблема — "формирование мотивации к инновационному поведению"[2]. Неясно, как одним лишь изменением мотивации обновить всю производственную базу страны, чтобы за счет четырехкратного повышения производительности труда решить третью проблему — "радикально" повысить эффективность экономики.

А уж обещание "максимально комфортной конкурентной среды" и вовсе выдает человека, просто не знакомого с тем, что такое конкуренция. Здесь пахнет маниловщиной, — "но Манилов мне милей, чем Собакевич"[3].

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Первым среди направлений деятельности Путин назвал образование. Все слова прекрасны… и противоречат реальной политике дебилизации: превращения образования из системы передачи знаний и формирования личности в систему выкачивания прибыли из молодежи, внедрения тупой зубрежки и "клипового мышления", отбивающих способность к познанию.

Путин гордится, что Россия входит в число лидеров по госрасходам на науку, — но здесь, как и во всей социальной сфере, госрасходы идут не столько на решение проблем, сколько на подкормку паразитирующего на них бизнеса, связанного с чиновниками-реформаторами.

А уж благие пожелания насчет "создания условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы", и вовсе звучат откровенным издевательством.

Путин назвал один конкретный шаг: "освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений". Это хорошо, но касается лишь обеспеченных жителей РФ[4]. Большинству остается только завидовать тем, кто достаточно богат, чтобы существовать для Путина.

Правда, он поставил задачу повысить долю среднего класса до 60-70% населения (то есть в 4-4,7 раз), снизить (хотя и неясно, на сколько и за счет чего) чудовищный разрыв между бедными и богатыми (именно в 2000-е годы ставший максимальным за последние десятилетия), и создать сотни тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Но как это будет достигнуто, неизвестно.

Путин признает: "государству не по силам" и, похоже, именно потому "ни к чему …колоссальный государственный сектор". Это сказано после взрывообразного расширения масштабов госсектора, который в результате захвата "ЮКОСа" и выкупа по завышенной цене "Сибнефти" превысил 40% нефтяной отрасли, а в ходе создания госкорпораций стал доминантой экономики[5].

Как и во время приватизации, глава государства не упоминает, что госсектор нужен государству для выполнения его функций[6]. "Не по силам" — и все. Значит, госсектор будут сокращать, а, поскольку госкорпорации только что созданы, — как и раньше, за счет системы жизнеобеспечения: социальной сферы, образования, здравоохранения и ЖКХ. Это они должны быть "адекватны рынку".

 

ИННОВАЦИОННАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

 

Нефтедоллары порождают "головокружение от успехов" — лишь так можно оценить заявление, что "в России должен сложиться один из мировых финансовых центров". Как, на основе чего? — no comments: должен, и все тут. Остается лишь надеяться, что не на основе массового отмыва взяток, за счет чего живут банки-"помойки".

Ради интересов бизнеса будут снижаться налоги, в первую очередь НДС. Интересно, что на официальном сайте Путина указаны лишь одни аплодисменты из 18, которыми прерывалась его речь — именно после этого обещания.

Налоговое бремя у нас невелико (кроме варварского ЕСН, по которому человек платит тем больше, чем он беднее, и который превратил честность в привилегию имущих) — зато высоки взятки. И снижение налогов дает деньги не столько бизнесу, сколько доящим его коррупционерам. Недаром предложению о снижении налогов аплодировали именно чиновники.

Бизнесу нужен нормальный суд — и Путин говорит о необходимости "продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как… гаранта защиты прав предпринимательства".

О "рядовых" гражданах ни слова. Они, как показали 2000-е годы, взятки дают крайне неохотно, в отличие от бизнеса, — так чего ж судам защищать их права? Суды будут защищать бизнес! После этих слов президента позиция судов в трудовых конфликтах будет столь же однозначной, что и в политических процессах.

Путин указал на необходимость "перейти к новому этапу региональной политики". Да, за 2000-е годы разрыв между регионами[7] вырос чудовищно, многие стали развиваться по несопоставимым социально-экономическим моделям, разрывая хозяйственное пространство России.

Путин призвал решать проблему созданием никому не ведомой "сети инновационных территориально-производственных комплексов" и столь же таинственной "сбалансированной территориальной политикой". Внятные слова — о "совершенствовании транспортной и энергетической инфраструктуры" — вызывают горячую поддержку. Ведь в последние годы протяженность автодорог с твердым покрытием постоянно сокращается, грузооборот (без железных дорог) уменьшился за прошлый год на 1,1%, а энергетическая инфраструктура стала — благодаря реформе электроэнергетики — одной из главных угроз национальной безопасности.

Говоря о развитии малого бизнеса, Путин назвал "ужасом" его регулирование и вернулся к идее дебюрократизации, с которого началась его экономическая политика в 2000 году. Свежо предание...

 

ПУТИН О СВОЕМ БУДУЩЕМ

 

А вот тезисы о деятельности правительства относительно конкретны. Ведь президент говорит о своей будущей работе, ведь это для него прямо при живом Зубкове ударно ремонтируют кабинет премьера!

Итак, правительство вместо администрации президента "должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов". Значит, перейдя в Белый дом, Путин намерен взять с собой важнейшие президентские функции, — что обнадеживает, так как полномочия нового президента будут ужаты до его управленческой компетентности.

Правительство будет "утверждать" (но, похоже, не разрабатывать!) "федеральные программы с четкой постановкой задач, критериями оценки, объемом необходимых ресурсов".

Все остальное как "ненужные детали" будет "сброшено" на министерства, которые будут выполнять стратегические установки правительства самостоятельно. Попытка реализовать этот подход в 2004 году из-за чрезмерного дробления управленческих полномочий привела к длительному бюрократическому параличу. Если будущий премьер сумеет организовать эффективное взаимодействие министерств, заявленная система повысит качество госуправления[8].

Путин намерен распространить сферу прямого контроля правительства — через обязательность сформулированных им "подходов функционирования" — "не только на госуправление, но и всю бюджетную сеть и предприятия, контролируемые государством и органами местного самоуправления". Вероятно, через предприятия местного самоуправления влияние правительства распространится и на само местное самоуправление.

Это новый этап построения "вертикали власти" и взятия экономики под контроль, — хотя его восстановление за госпредприятиями, в первую очередь РАО "ЕЭС России" и "Газпромом", давно назрело.

 

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ МАНОК НЕ РАССЧИТАН НА ИСПОЛНЕНИЕ

 

Путин вбрасывает в оборот термины, не объясняя их значения. Похоже, они будут жить лишь в воображении пропагандистов, толкующих их каждый на свой лад, в соответствии с требованиями момента и личными пристрастиями.

Чего стоит фраза "реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины"! Что такое "инновационное общество"[9], Путин не разъясняет; тем более невозможно оценить результаты его построения. Правительство с 2003 года не может разработать критерии оценки собственной деятельности, куда ему критерии построения "инновационного общества" разрабатывать.

А чего стоит пассаж о том, что "развитие человека — …сегодня … — наш абсолютный… приоритет". Это сказано в стране, бюджет и корпорации которой захлебываются от нефтедолларов, а доля людей с доходами ниже прожиточного минимума выше, чем в Белоруссии, не имеющей своих нефти и газа; 84% населения не хватает денег на покупку простой бытовой техники (это бедность), а 12% не хватает на еду (это нищета).

Похоже, президент Путин живет в какой-то другой России и выступает перед ее представителями.

В его выступлении потрясает прямо-таки горбачевское отсутствие механизмов. Он говорит о плане, о стратегической программе, которую надо обсуждать всем обществом (молодой частью которого его выкормыши официально признали лишь "нашистов" с малолетними "мишками"), — но ни плана, ни программы даже в либеральном понимании этих терминов просто нет — есть нагромождение красивых слов.

Помнится, все мы это уже проходили.

 

Завтра 13.02.08



[1] Создание «равных возможностей для людей» - рассчитанная на придурков примитивная демагогия, которая не нужна и не осуществима (прим. ред. ЗЛ).

[2] «Мотивация для инновационного поведения» - словесная эквилибристика, не имеющая практического смысла. Инновационного поведения не существует.

[3] При одном непременном условии: если коренное население исторической России состоит лишь из Маниловых, Собакевичей и Делягина.

[4] Автор употребляет термин «россияне».

[5] Государству не по силам - примитивный эвфемизм. Государство - это и есть Россия, а не кучка бюрократов, именующих себя государством. Государственный сектор хозяйственного потенциала Российского государства должен составлять не мене 70-80%. Такова её специфика. Россия не Мавритания или Словения, которым достаточно иметь доходы от туризма и экскурсий. Частный сектор в России - это малое и среднее производство, действующее на свой страх и риск и разорении или кризис которого никак не может отрицательно повлиять на положение страны. Современное Российское государство в хозяйственно-экономическом отношении должно стремиться к тому, чтобы стать государством-корпорацией.

[6] Это говорит либерал.

[7] Стоило бы не путать регион государства с предприятием. Предприятие является хозяйствующим субъектом, регион - категорически нет.

[8] Автор упускает из вида, что «министерства» не являются «властью»; они - ее органы, точнее - органы исполнительной власти (правительства).

[9] Инновационное общество такой же оксюморон, как и инновационное поведение. Выращивание кукурузы на Северной Земле.


Реклама:
-