Журнал «Золотой Лев» № 142-143 - издание русской
консервативной мысли
М.Г. Делягин
Красивые
слова
На Госсовете 8 февраля Путин изложил основы своей программы
до 2020 года
Неважно, вызвано это романтическим желанием определить путь
страны после своего ухода или прагматичным намерением скоро вернуться к власти.
Путин назвал новые цели, и сами по себе они прекрасны, как и риторика
большинства наших лидеров прошлого века.
НОВАЯ ПОРЦИЯ ПРАВИЛЬНЫХ СЛОВ
Цель — "вхождение России в число мировых
технологических лидеров". Если не сопоставлять ее с реальным состоянием
технологий, с уничтожением системы образования, с преследованием и
выдавливанием из страны ученых, с вакханалией околонаучной бюрократии, — все
правильно.
Для ее достижения надо "сконцентрировать усилия на решении
трех ключевых проблем".
Первая — "создание равных возможностей для людей"[1].
Прекрасная цель, если забыть, что в 2000-е годы с "равенством
возможностей" стало хуже, чем не только в СССР, но и при Ельцине. Именно
тогда "социальные лифты" были уничтожены, а культура лидера,
назначающего руководителями друзей и земляков без учета их квалификации, стала
нормой для всей страны.
Вторая путинская проблема —
"формирование мотивации к инновационному поведению"[2].
Неясно, как одним лишь изменением мотивации обновить всю производственную базу
страны, чтобы за счет четырехкратного повышения производительности труда решить
третью проблему — "радикально" повысить эффективность экономики.
А уж обещание "максимально комфортной конкурентной
среды" и вовсе выдает человека, просто не знакомого с тем, что такое
конкуренция. Здесь пахнет маниловщиной, — "но Манилов мне милей, чем Собакевич"[3].
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Первым среди направлений деятельности Путин назвал
образование. Все слова прекрасны… и противоречат реальной политике дебилизации: превращения образования из системы передачи
знаний и формирования личности в систему выкачивания прибыли из молодежи,
внедрения тупой зубрежки и "клипового мышления", отбивающих
способность к познанию.
Путин гордится, что Россия входит в число лидеров по
госрасходам на науку, — но здесь, как и во всей социальной сфере, госрасходы
идут не столько на решение проблем, сколько на подкормку паразитирующего на них
бизнеса, связанного с чиновниками-реформаторами.
А уж благие пожелания насчет "создания условий, при
которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы", и
вовсе звучат откровенным издевательством.
Путин назвал один конкретный шаг: "освободить от
налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений". Это хорошо,
но касается лишь обеспеченных жителей РФ[4].
Большинству остается только завидовать тем, кто достаточно богат, чтобы существовать
для Путина.
Правда, он поставил задачу повысить долю среднего класса до
60-70% населения (то есть в 4-4,7 раз), снизить (хотя и неясно, на сколько и за
счет чего) чудовищный разрыв между бедными и богатыми (именно в 2000-е годы
ставший максимальным за последние десятилетия), и создать сотни тысяч
высококвалифицированных рабочих мест. Но как это будет достигнуто, неизвестно.
Путин признает: "государству не по силам" и,
похоже, именно потому "ни к чему …колоссальный государственный
сектор". Это сказано после взрывообразного расширения масштабов
госсектора, который в результате захвата "ЮКОСа"
и выкупа по завышенной цене "Сибнефти" превысил 40% нефтяной отрасли,
а в ходе создания госкорпораций стал доминантой
экономики[5].
Как и во время приватизации, глава государства не
упоминает, что госсектор нужен государству для выполнения его функций[6].
"Не по силам" — и все. Значит, госсектор будут сокращать, а,
поскольку госкорпорации только что созданы, — как и
раньше, за счет системы жизнеобеспечения: социальной сферы, образования,
здравоохранения и ЖКХ. Это они должны быть "адекватны рынку".
ИННОВАЦИОННАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Нефтедоллары порождают "головокружение от успехов"
— лишь так можно оценить заявление, что "в России должен сложиться один из
мировых финансовых центров". Как, на основе чего? — no
comments: должен, и все тут. Остается лишь надеяться,
что не на основе массового отмыва взяток, за счет
чего живут банки-"помойки".
Ради интересов бизнеса будут снижаться налоги, в первую
очередь НДС. Интересно, что на официальном сайте Путина указаны лишь одни
аплодисменты из 18, которыми прерывалась его речь — именно после этого
обещания.
Налоговое бремя у нас невелико (кроме варварского ЕСН, по
которому человек платит тем больше, чем он беднее, и который превратил
честность в привилегию имущих) — зато высоки взятки. И снижение налогов дает
деньги не столько бизнесу, сколько доящим его коррупционерам. Недаром
предложению о снижении налогов аплодировали именно чиновники.
Бизнесу нужен нормальный суд — и Путин говорит о
необходимости "продолжить работу по формированию независимой и
высокоэффективной судебной власти как… гаранта защиты прав
предпринимательства".
О "рядовых" гражданах ни слова. Они, как показали
2000-е годы, взятки дают крайне неохотно, в отличие от бизнеса, — так чего ж
судам защищать их права? Суды будут защищать бизнес! После этих слов президента
позиция судов в трудовых конфликтах будет столь же однозначной, что и в
политических процессах.
Путин указал на необходимость "перейти к новому этапу
региональной политики". Да, за 2000-е годы разрыв между регионами[7]
вырос чудовищно, многие стали развиваться по несопоставимым
социально-экономическим моделям, разрывая хозяйственное пространство России.
Путин призвал решать проблему созданием никому не ведомой
"сети инновационных территориально-производственных комплексов" и
столь же таинственной "сбалансированной территориальной политикой".
Внятные слова — о "совершенствовании транспортной и энергетической
инфраструктуры" — вызывают горячую поддержку. Ведь в последние годы
протяженность автодорог с твердым покрытием постоянно сокращается, грузооборот
(без железных дорог) уменьшился за прошлый год на 1,1%, а энергетическая
инфраструктура стала — благодаря реформе электроэнергетики — одной из главных
угроз национальной безопасности.
Говоря о развитии малого бизнеса, Путин назвал
"ужасом" его регулирование и вернулся к идее дебюрократизации,
с которого началась его экономическая политика в 2000 году. Свежо предание...
ПУТИН О СВОЕМ БУДУЩЕМ
А вот тезисы о деятельности правительства относительно
конкретны. Ведь президент говорит о своей будущей работе, ведь это для него
прямо при живом Зубкове ударно ремонтируют кабинет премьера!
Итак, правительство вместо администрации президента
"должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов".
Значит, перейдя в Белый дом, Путин намерен взять с собой важнейшие президентские
функции, — что обнадеживает, так как полномочия нового президента будут ужаты
до его управленческой компетентности.
Правительство будет "утверждать" (но, похоже, не
разрабатывать!) "федеральные программы с четкой постановкой задач,
критериями оценки, объемом необходимых ресурсов".
Все остальное как "ненужные детали" будет
"сброшено" на министерства, которые будут выполнять стратегические
установки правительства самостоятельно. Попытка реализовать этот подход в 2004
году из-за чрезмерного дробления управленческих полномочий привела к длительному
бюрократическому параличу. Если будущий премьер сумеет организовать эффективное
взаимодействие министерств, заявленная система повысит качество госуправления[8].
Путин намерен распространить сферу прямого контроля
правительства — через обязательность сформулированных им "подходов
функционирования" — "не только на госуправление,
но и всю бюджетную сеть и предприятия, контролируемые государством и органами
местного самоуправления". Вероятно, через предприятия местного
самоуправления влияние правительства распространится и на само местное
самоуправление.
Это новый этап построения "вертикали власти" и
взятия экономики под контроль, — хотя его восстановление за госпредприятиями, в
первую очередь РАО "ЕЭС России" и "Газпромом", давно
назрело.
ПРОПАГАНДИСТСКИЙ МАНОК НЕ РАССЧИТАН НА ИСПОЛНЕНИЕ
Путин вбрасывает в оборот термины, не объясняя их значения.
Похоже, они будут жить лишь в воображении пропагандистов, толкующих их каждый
на свой лад, в соответствии с требованиями момента и личными пристрастиями.
Чего стоит фраза "реальные результаты в построении
инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей
государственной машины"! Что такое "инновационное общество"[9],
Путин не разъясняет; тем более невозможно оценить результаты его построения.
Правительство с 2003 года не может разработать критерии оценки собственной
деятельности, куда ему критерии построения "инновационного общества"
разрабатывать.
А чего стоит пассаж о том, что "развитие человека —
…сегодня … — наш абсолютный… приоритет". Это сказано в стране, бюджет и
корпорации которой захлебываются от нефтедолларов, а доля людей с доходами ниже
прожиточного минимума выше, чем в Белоруссии, не имеющей своих нефти и газа;
84% населения не хватает денег на покупку простой бытовой техники (это
бедность), а 12% не хватает на еду (это нищета).
Похоже, президент Путин живет в какой-то другой России и
выступает перед ее представителями.
В его выступлении потрясает прямо-таки горбачевское
отсутствие механизмов. Он говорит о плане, о стратегической программе, которую
надо обсуждать всем обществом (молодой частью которого его выкормыши официально
признали лишь "нашистов" с малолетними
"мишками"), — но ни плана, ни программы даже в либеральном понимании
этих терминов просто нет — есть нагромождение красивых слов.
Помнится, все мы это уже проходили.
Завтра 13.02.08
[1] Создание «равных возможностей для людей» - рассчитанная на придурков примитивная демагогия, которая не нужна и не осуществима (прим. ред. ЗЛ).
[2] «Мотивация для инновационного поведения» - словесная эквилибристика, не имеющая практического смысла. Инновационного поведения не существует.
[3] При одном непременном условии: если коренное население исторической России состоит лишь из Маниловых, Собакевичей и Делягина.
[4] Автор употребляет термин «россияне».
[5] Государству не по силам - примитивный эвфемизм. Государство - это и есть Россия, а не кучка бюрократов, именующих себя государством. Государственный сектор хозяйственного потенциала Российского государства должен составлять не мене 70-80%. Такова её специфика. Россия не Мавритания или Словения, которым достаточно иметь доходы от туризма и экскурсий. Частный сектор в России - это малое и среднее производство, действующее на свой страх и риск и разорении или кризис которого никак не может отрицательно повлиять на положение страны. Современное Российское государство в хозяйственно-экономическом отношении должно стремиться к тому, чтобы стать государством-корпорацией.
[6] Это говорит либерал.
[7] Стоило бы не путать регион государства с предприятием. Предприятие является хозяйствующим субъектом, регион - категорически нет.
[8] Автор упускает из вида, что «министерства» не являются «властью»; они - ее органы, точнее - органы исполнительной власти (правительства).
[9] Инновационное общество такой же оксюморон, как и инновационное поведение. Выращивание кукурузы на Северной Земле.