Журнал «Золотой Лев» № 140-141 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 42)

 

«Диверсант: конец войны»: Новая сказка для полных дебилов?

Кино о Великой Отечественной вступает в эру откровенной халтуры

 

Скоро мы похороним последнего бойца Великой Отечественной. При мысли об этом сердце сжимается в леденящей тоске.

Уходят наши ветераны, уходят. И уже некому изобличить во лжи и откровенной «лаже» тех кинохалтурщиков, что потоком погнали фильмы, «рассказывающие правду». «Диверсант: конец войны» - один из образчиков подобных тошнотворных поделок.

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ

Передать впечатление от этого «шедевра» Игоря Зайцева сложно. Трудно сдержать ненормативную лексику. Очевидно одно: у авторов сериала отсутствует не только элементарное знание реалий той войны, но и элементарная способность к логическому мышлению. «Горбухи» и «ляпы» следуют здесь в каждом эпизоде.

Попробуем обрисовать хотя бы часть. Итак, обычные армейские разведчики забрасываются в Крым лета 1943 года, чтобы внедриться в ложный партизанский отряд, созданный немцами из местного отребья. Задача: в Крыму действует и один из настоящих партизанских отрядов, в котором оказался заместитель советского авиаконструктора, создавшего до войны невидимый в оптическом диапазоне самолет. Здесь же, в Крыму, он спрятал в пещере документацию и части «невидимки», хорошо замаскировав вход в подземелье. Коварные немцы хотят заполучить конструктора в свой лжепартизанский отряд, а затем вывезти в Германию и конструктора, и все им спрятанное.

Стоп! Задания такого уровня выполняли бы асы спецназа, а не бойцы обычной армейской разведки. Ее работа (вспомните старшего лейтенанта Шарапова из «Места встречи изменить нельзя» 1979 г. выпуска) – ходить за линию фронта в ближайший тыл противника, чтобы притащить «языка». То есть, немца, способного рассказать о расположении и движении немецких частей на данном участке фронта. Но никак не для того, чтобы что-то подрывать и разрушать! Армейские разведчики, эти «ночные призраки», никогда не были диверсантами – вопреки названию бездарного сериала. У них совершенно иные задачи. Чтобы познакомиться с жизнью армейской разведки, нужно посмотреть фильмы, снятые по замечательной книге Эммануила Казакевича «Звезда»: и старый, еще сталинский, и новый, уже постсоветский.

Суровая правда: армейские разведчики жили недолго – они быстро погибали. А тут герои проходят через всю войну без потерь. И служат в каком-то загадочном подразделении, командует которым один и тот же подполковник. Который не растет в чине. Почему – загадка…

Никто и никогда не послал бы армейских разведчиков летом 43-го в Крым, который был глубоким тылом гитлеровцев! Здесь работали бы асы-диверсанты не из армии, а из НКВД СССР. Из ведомства Лаврентия Берии. Именно при Наркомате внутренних дел в 1941-м была создана ОМСБОН – отдельная мотострелковая бригада особого назначения. Подразделение как раз диверсионное. Именно НКВД забрасывал в тыл немцев специальные группы, становившиеся ядрами партизанских отрядов. Существовало специальное 4-е управление наркомата Берии, возглавлял которое знаменитый Павел Судоплатов.

Ну хорошо, допустим – в Крым забросили почему-то обычных армейских разведчиков. Летят они втроем почему-то на загадочном самолете с одним пилотом – хотя на такое дело отправили бы двухмоторный Ли-2. Почему-то без парашютов – чтобы самолет сел и высадил группу. Это на оккупированном-то немцами полуострове?! Ну, фантасты. Из-за тумана самолет сесть не может – и группа без парашютов сигает с высоты в 15 метров в воду. На скорости в сотню километров в час! Как вы понимаете, все остаются в живых – только мешок с оружием тонет.

И вот тут начинается полный абзац. Из разведшколы Абвера в Польше туда же, на южный крымский берег, летят в самолете трое злобных агентов – в тот же лжепартизанский отряд. Один немец и два наших предателя, завербовавшихся в немецкие диверсанты из военнопленных. Почему-то их, облаченных в униформу гитлеровских ВДВ (характерные комбинезоны и каски без полей) выбрасывают на парашютах. Так, будто Крым 1943 года (еще до Курской битвы!) – не глубокий тыл немцев, а вражеская территория.

Интересно, этот эпизод на каких болванов рассчитан? Ведь если бы немцы перебрасывали свою группу в свой же отряд, то доставили бы их на обычном транспортном самолете на свой аэродром, и оттуда, переодетых, переправили бы к месту назначения сначала автомашиной, а потом пешим порядком. А если бы фрицы и решили потренировать агентов в парашютном спорте, то наверняка выбросили бы их не в десантной форме, а в русской гражданской одежде

Но немцы, как записные дебилы, выбрасывают группу в гитлеровской амуниции. Естественно, наши безоружные диверсанты их замечают еще в небе и берут голыми руками на земле. Двоих «мочат», а третий (русский) переходит на нашу сторону. И все вместе они направляются сначала в настоящий, русско-советский партизанский отряд, что расположен где-то в горах на юге полуострова, в краю пещер.

И тут начинаешь материться снова. Наши партизаны изображены как нестройная толпа, извините за выражение, полных «чмошников». Командир отряда и его комиссар – этакие деревенские советские недотепы, чисто правление колхоза. В партизанской базе гордо развевается красный флаг с серпом и молотом. И там же находится хранитель тайны самолета-«невидимки», почему-то надолго забытый Москвой и не вывезенный на Большую землю.

Это в Крыму-то 1943-го? Да немцы тогда практически полностью контролировали полуостров, и выжившие советские партизаны были настоящими волками, гениями маскировки. Какой осел стал бы вывешивать красный флаг, который немцы могли легко засечь с самолета-разведчика, будь то знаменитая «Рама» (ФВ-189) или легкий Физелер «Шторх»? Да такой отряд и трех дней не прожил бы, погибнув в кольце немецких горных егерей.

Но в фильме «партизанский колхоз» живет и здравствует, свободно общаясь по радио с другими отрядами. (А где же знаменитая немецкая служба радиоперехвата?) Прибывшим приносят бутыль самогона (ну, куда же нам, русским свиньям, без бухла?). Однако группа бравых диверсантов тайно смывается из советского партизанского формирования и столь же тайно движется в немецкий лжеотряд. Потом следуют какие-то понятные только создателям фильма хитросплетения, по которым обманутый конструктор оказывается в немецком лжеотряде, ведет хитрых врагов в заветной пещере и помогает лжепартизанам вытаскивать из нее секретные материалы. Но командир лжепартизан (переодетый фриц) в последний момент «прокалывается»: начинает отбивать по радио (немецкой морзянкой) победную реляцию в штаб. Наш конструктор, случайно выучивший немецкую азбуку Морзе еще до войны, все понимает, нажимает заветную кнопочку – и подрывает тайник. Разъяренные немцы, сбросив маски советских партизан, волокут нашего гения-инженера прямо на свой аэродром, куда должен прибыть самолет из Германии. Чтобы, значит, увезти советского авиастроителя в Третий рейх, в ласковые объятия шефа немецких ВВС Германа Геринга.

Естественно, наши диверсанты, увидев все это, захватывают немецкий бронетранспортер и во весь опор несутся на тот же аэродром, чтобы не дать вражинам вывезти конструктора.

И вот тут начинается новый приступ полного идиотизма. Вообще-то за такой важной птицей, как захваченный советский авиаконструктор, гитлеровцы выслали бы скоростной самолет, да еще бы с эскортом истребителей. В распоряжении рейхсмаршала Геринга были бы либо ФВ-200 «Кондор» (пассажирский четырехмоторник), либо бомбардировщик «Хейнкель-111» без бомб – его тоже использовали как скоростной транспортник. В крайнем случае, послали бы трехмоторный транспортный Ю-52. Но в фильме за нашим гением прилетает… торпедоносец. С висящей под брюхом торпедой. Видимо, он себе летал над Черным морем – и ему дали попутное задание. Сгоняй, мол, Ганс, привези пассажира.

Одинокий торпедоносец (в фильме его изображает биплан Ан-2, сконструированный, к слову, только в 1947 году) садится на пустой аэродром, где нет ни одного другого самолета. Естественно, туда с гиканьем и свистом, лихими голливудскими ковбоями врываются бравые диверсанты, безжалостно «мочат» охрану и захватывают самолет с пилотом. Заставляют его взлететь, сбросив сначала торпеду на землю. Мотор ревет, они взлетают. Уцелевшие немцы сбегаются и съезжаются почему-то именно к брошенной торпеде. И тут – внимание! – один из наших героев, сев боком в открытой двери самолета, вскидывает к плечу снайперскую винтовку. Он – и это в условиях трясущегося самолета, обдуваемый поток воздуха на скорости около двухсот километров в час! – ловит в оптический прицел взрыватель валяющейся далеко позади-внизу торпеды. Следует меткий выстрел, торпеда взрывается, аки небольшой ядерный заряд, убивая всех немцев, что любезно столпились вокруг нее.

Враги палят из зениток вослед улетающему торпедоносцу, но, конечно же, мажут. Хотя то, как плотно гитлеровцы прикрывали свои аэродромы, знает любой мало-мальски читавший про войну человек. А уж летчики-ветераны про убийственный огонь «эрликонов» до конца жизни вспоминали.

А тут – вот так взяли и улетели. Клиника…

Торпедоносец с нашими героями и лыбящимся чему-то немецким пилотом гордо реет от Крыма к берегам советской Абхазии. И это днем! В условиях господства в воздухе гитлеровской авиации. Видимо, взрыв торпеды окончательно отбил у гитлеровцев всякую способность думать. Они даже забыли снять трубку полевого телефона и вызвать пару истребителей. Обладая двойным превосходством в скорости, «мессеры» настигли бы беглый самолет над морем и сбили бы его.

Но чтобы знать такие «мелочи», нельзя быть постсоветским создателем «кина о войне».

ПЬЯНЫЕ РУССКИЕ СКОТЫ, «НЕ НАША КРАСОТА» И ЛИБЕРАСТИЧЕСКАЯ ГНИЛЬ

Долетев до своих в Абхазии и плюхнувшись на мелководье в полосе прибоя (горючее кончилось), герои «военного мыла» продолжают переживать приключения. Их, конечно же, сразу же принимают за немецких агентов, пытающихся проникнуть в советский тыл таким демонстративно-цирковым способом. Доблестных «диверсантов» почему-то допрашивает капитан с маслено-подлым лицом и значками военного юриста на погонах (щит и два перекрещенных меча).

Стоп! Подозрительными лицами в таком случае занимались «особисты»-контрразведчики из ведомства «Смерш» («смерть шпионам») Виктора Абакумова. Никакими военюристами они не числились, а носили знаки принадлежности к совершенно разным видам оружия – и артиллерийские, и танковые, и авиационные эмблемы. Какого черта тех, кто прилетел из оккупированного Крыма, допрашивает военюрист, а не «смершевец»? Причем любой контрразведчик должен понимать: немцы – не клинические дебилы. Забрасывать в русский тыл разведгруппу они наверняка будут изящнее и скрытнее – чтобы не привлекать ненужного внимания к ее членам. Для этого есть самолеты и парашюты, мотоботы, подводные лодки, наконец (немцы на Черном море их имели, а также имели их и итальянцы). Кто же высаживает во вражьем тылу своих шпионов, средь бела дня, на глазах у множества свидетелей, обрекая их на немедленный провал?

Но у создателей «россиянско-либерального» «кина про войну» образца 2000-х годов в убогих мозгах крепко засело представление: в Великую Отечественную воевали исключительно немногие герои (как правило, бывшие зеки), а все советское государство во главе со Сталиным только и делало, что им мешало воевать с врагом, норовя все время посадить их за решетку и всячески репрессировать. Как мы при этом войну ухитрились выиграть у Германии – одному Богу ведомо.

Вот и в «Диверсантах» капитан-юрист едва не объявляет храбрых героев немецкими шпионами, но тут вовремя поспевает ответ на запрос из родной части. Юрист моментально меняется в лице и начинает писать представления к награждениям всей вернувшейся из Крыма компании.

Тпру! Вы что, болваны-киношники, не знаете, что представление к награде пишет командование той части, к которой относятся отличившиеся бойцы?

Дальше – больше. То ли разведчики, то ли диверсанты получают небольшой отпуск, который можно провести здесь, у моря в Абхазии. Их определяют на постой в дом к молодой и красивой вдове-абхазке, у которой есть жених – советский военно-морской офицер Даур. И тут снова начинается «суровая правда». Русские – они кто в представлении нынешних бело-сине-красных «мастеров искусства»? Ну, конечно же, скоты неотесанные. Старший группы (а его играет замечательный актер Владислав Галкин) тотчас же нажирается до поросячьего визга вином, пристает к вдове, оскорбляет ее жениха и родственников, нарушает все обычаи абхазского народа. А чего, мол, еще ждать от русского солдата?

И все время веет запахом либерастического дерьма (еще раз прошу прощения за крепкие выражения). Озирая прекрасный вид побережья Абхазии (кипарисы, горные кручи, синь теплого моря), герой Галкина произносит: «Красота, да не наша! А вот бы сейчас с удочкой на лесное озеро!»

Подтекст читается просто: и на хрена нам Абхазия? На черта кавказское побережье Черного моря? Всем – жить исключительно в среди родных болот-осин-берез. В границах Московского княжества четырнадцатого века.  И правильно, мол, СССР развалили. Ибо красота эта – якобы не наша.

Не знаю, как у изготовителей этого «сериального мыла», а лично для автора этих строк Причерноморье – родная земля. Для меня что скалы у крымской Балаклавы, что желтые ракушечные обрывы у Одессы, что кипарисы у Сочи (территория нынешней РФ – с прибрежными пейзажами абхазского типа) – и наша земля, и наша красота. А не только средняя полоса РФ. Ибо здесь тоже живут русские люди. И в нынешней Абхазии, что тянется к нам, 80 % жителей имеют паспорта РФ. Если следовать логике либерастическо-россиянских «киношников», то тогда и Приморский край с Владивостоком – это «не наша красота», а практически Китай. Тем паче, что в состав России тамошние земли вошли намного позже, чем Крым, Одессщина, черноморское побережье Краснодарского края или Абхазия – только лишь в 1857-1863 гг.

В общем, смотришь все это малобюджетное убожество – и плюешься едва ли не поминутно. Вот наших героев, встретив в части, разделяют по разным разведгруппам, чтобы забросить по-армейски – в ближайший немецкий тыл. Уже не в Крым или Польшу, слава Богу. Но почему-то одной группе придают пополнение – прослуживших максимум полгода киргизов. Верных долгу, но неопытных, причем некоторые и по-русски двух слов не вяжут. И их вот так сразу отправляют в рейд…

Какой придурок отправил бы в разведбат совершенно неопытных бойцов?

Более того – две группы, не зная друг о друге, идут на задание практически в один и тот же район, отделенные расстоянием, на котором слышен человеческий крик! Ну, шлимазлы россиянские, да ведь в таком случае группы рискуют случайно нарваться друг на друга и погибнуть в перестрелке между собой. Ни один командир разведывательного подразделения на такое не пошел бы.

Разведчики ходят за линию фронта. Но этой линии в данном случае… нет! И переход в тыл врага рисуется куцым умишкам нынешних киношников чем-то вроде туристического похода. Ни тебе ночных переползаний и прятания от зыбкого света немецких осветительных ракет, ни проделывания проходов в рядах колючей проволоки, ни просачиваний между гитлеровскими постами. Так вот, взяли – и пошли в тыл врага. С неопытными киргизами.

В тылу обнаружился образцовый колхоз, устроенный немцами. Тут – совет без жидов и коммунистов, бодрые рапорты о зерне, сданном в закрома Великого Рейха, в кабинетах – портреты Гитлера вместо портретов Сталина. Чтобы проникнуть в такой колхоз и записаться в его «народную дружину», два героя сериала, оставив несчастных киргизов в болотистом лесу, срывают друг другу погоны – и идут в колхоз, прикинувшись дезертирами из Красной армии. Зачем они это делают, нарушая приказ командования (собирать информацию о немецких частях) – непонятно. В колхозе их привечают и записывают в местное ополчение. А ночью они пытаются перестрелять охрану и взять в плен местного председателя (старосту). Но их ловят и вяжут. Услышав стрельбу, на помощь из леса спешат забытые киргизы – и тоже нарываются на засаду местных колхозников. Смерти избегает один киргиз, что раненым идет через болото, увязает в трясине, вопиет о помощи – и его чудесным образом слышит вторая разведгруппа во главе с Галкиным.

Тут – картина маслом. Эта группа сидит в пустом блиндаже и безлюдных окопах (видимо, по представлениях постсоветских болванов, так выглядит действующая линия фронта). Услышав крик, Галкин и его подчиненные спасают киргиза, узнают от него о пропаже двух других героев сериала в колхозе предателей и, конечно, устраивают налет на это гнездо предателей. Разносят его в прах, выручают товарищей и берут в плен местное начальство. Оно молит его не сдавать и пристрелить тут же, но Галкин сурово молвит: «Этих – в особый отдел!»

Следующий кадр: предателей со связанными руками вводят в особый отдел. Так, будто последний расположился в соседней хате. Так, как будто захваченных в плен не пришлось перетаскивать через линию соприкосновения немецких и русских войск! А ведь это – адский труд…

Словом, бред и нелепица следуют одна за другой. Дальше пересказывать эти фантазии сивого мерина не хочется. И того, что есть, хватит с лихвой.

И это подается в числе успехов современного российского кинематографа!

ПОРА КОНЧАТЬ С ПОТОКОМ ФАЛЬШИВОК!

Нет, никогда этим трехцветным киношникам не превзойти советских кинематографистов, снявших классические фильмы о той войне. Ни «Освобождения», ни «Горячего снега», ни «Обратной дороги нет», ни «Они сражались за Родину», ни «В бой идут одни «старики». После современного сериального бреда те ленты смотришь жадно: ведь их снимали люди, что зачастую сами прошли войну. Теперь отчетливо понимаешь, от потока какой халтуры и «развесистой клюквы» хранили нас советские художественные советы и военные консультанты кинокартин.

Теперь всего этого нет – и на экраны хлынул блевотный поток… Чего? Фильмов о войне? Нет, смердячих, оскорбляющих память павших героев «фантазий» настоящих недочеловеков, в жизни не нюхавших пороху. Что делать: ветераны уходят в могилу – и некому становится ловить за руку бесстыдных кинохалтурщиков. А государству на историческую достоверность теперь наплевать. Выдумываются дичайшие по нелепости сюжеты, но напрочь забываются подлинные драмы войны. Да вы попробуйте снять хотя бы фильмы о том, как сражались настоящие партизаны Одессы, скрывавшиеся в катакомбах! Как их пытались травить газами, как они дрались в нечеловеческих условиях. Вы попробуйте снять фильмы о подвиге последних защитников катакомб Аджимушкая в Керчи. О том, как настоящие разведчики на Черном море однажды приняли бой на обычной шлюпке – против итальянской подводной лодки. Или о том, как настоящий Девятаев бежал из немецкого плена на настоящем «Хейнкеле-111»!

Нет – кишка тонка. Экранизировать свой бред – легче и приятнее.

Сегодня потоки откровенной лжи и липы заливают экран. «Первый после бога», «Штрафбат», «Сволочи», «Реквием конвою PQ-17» - несть им числа. По каждому из подобных «шедевров» можно накатать десятки страниц критики. Память о подвиге нашего народа топится в зловонном болоте халтуры и откровенного невежества. Редким исключением становятся фильмы постсоветского периода, снятые по классическим произведениям: московско-белорусская лента «В августе сорок четвертого» (1999 г.) и «Звезда» (2003 г.). Но там сам первоисточник – классика на все времена. Да и новыми эти фильмы назвать уже нельзя.

Военный киноэпос РФ вступил в эру грязных, халтурных поделок. Нужно остановить нынешний поток помоев, друзья! Нужно потребовать от государства контроля над «творчеством» откровенных бездарей. Иначе мы лишимся памяти о самом дорогом для нас.

P.S. Друзья! Мы хотим размещать материалы о нынешних «военных картинах» на нашем сайте-проекте «Побеждай!». Если у вас есть что сказать после просмотра подобных «перлов» - присылайте статьи нам, на адрес:  rpm-pobeda@mail.ru

 

Максим Калашников

РПМ,14.01.08

 

«Тиран» Сталин и «демократ» Хрущёв

 

19 января 2008 года канал НТВ в 14.10 показал в цикле «Кремлевские дети» фильм «Дети Хрущева. Цветы оттепели». Какие получились «цветы», показывает история. Один Сергей Хрущев (Герой Социалистического Труда, между прочим), сбежавший в США и ныне там здравствующий в качестве политолога, чего стоит!

Фильм вышел в 2002 году, значит, этот фальшак морочит голову людям уже не впервые. Просто только что мне попался на глаза. Фабула его примитивна: все строится на противопоставлении «злой» и «плохой» Сталин - «добрый» и «хороший» Хрущев. Очередной лживый трюк в попытке переписать нашу историю. При этом авторы пасквиля напропалую врут и ничуть не стесняются.

Сразу же после смерти Сталина, 5 марта 1953 года, Бюро Президиума ЦК поручило Берии, Хрущеву и Маленкову «принять меры к тому, чтобы документы и бумаги товарища Сталина, как действующие, так и архивные, были приведены в должный порядок».

Согласно преданию многие документы Политбюро и из личного архива Сталина были сожжены в камине хрущевской дачи. Зато доподлинно известно, что в 1955 году к уничтожению было выделено 68,1 млн. дел, в 1957 - 87,1, а в 1959-м - 87,8 млн. дел. Чтобы понять масштабность содеянного, достаточно указать, что к концу 80-х годов во всех подведомственных Главархиву учреждениях хранилось 90 млн. дел. Потому и трудно найти документальные подтверждения известным событиям, что Хрущев заметал следы самым тщательным образом.

Что касается «оттепели», то мало кто знает, что в заявлении от 27 января 1959 года Хрущев указал на отсутствие «фактов привлечения к судебной ответственности за политические преступления». На самом же деле, по архивным данным за 1958 год за «инакомыслие» (в основном несогласие с политикой Хрущева) было осуждено 1416 человек. Это «почти столько, сколько за все последние девять лет» (т.е. в 1949-1957 гг. - И.С.). Вот вам «тиран» Сталин и «демократ» Хрущев!

А чтобы не было помех в деле фальсификации истории, из пользования еще по указу Ельцина изъяты: все документы целиком после 1961 года и материалы «Особой папки». Все материалы к решениям Секретариата ЦК после 1961 года. Все материалы международного отдела, отделов загранкадров, международной информации, административных органов, оборонной промышленности ЦК, документы КГБ и ГРУ после 1961 года.

 

И.Т. Сергеев

Дуэль

 

Главная тайна ТВ-мистики

 

Центральный жанр американской продукции на российском ТВ меняется. Еще недавно американское кино, транслируемое по нашему телевидению, обозначали как «эти бесконечные боевики». Но жизнь течет.

Похоже, скоро придется ностальгически вопрошать, куда же подевались «старые добрые боевики» или даже «простые бесхитростные боевики». Драки, перестрелки и погони продолжают раздирать домашний экран. Но редко теперь среди участников брутального экшена не обнаруживается инопланетянина или вампира, человекоящера или мутанта. На худой конец, робота или прочих разновидностей существ, напоминающих людей лишь при беглом поверхностном взгляде.

«Нынешняя фантастика бросила сочинять фантастический быт и фантастическую моду – все это уже воплощено в реальности»

Было время, «Твин пикс» и даже «Секретные материалы» воспринимались как штучный товар, редкое лакомство. Мистика и апелляция к паранормальному миру оставались редкостью на любителей.

Массовая культура ХХ века, при несомненном наличии большой фантастической темы и ряда шедевров в жанре фантастики, все-таки оставляла статус жанровой магистрали за авантюрно-криминальными и любовными сюжетами. Их герои тяготели к разнообразному роду титанизма, однако не утрачивали стопроцентной принадлежности к земному роду человеческому. Несколько вольготнее ощущали себя герои полудетского искусства, вроде Бэтмена, тоже, тем не менее, являющиеся скорее людьми, чем нелюдьми.

Теперь же ТВ-3, долгое время пробыв всеядно-развлекательным каналом, начал активно позиционировать себя как «настоящий мистический». И по другим, в особенности нецентральным, каналам мистика и фантастика всех мастей – тоже регулярные гостьи... проще всего добавить «из будущего». Вот только из какого?

В прошлое воскресенье по ТВ-3 в рамках сериала «Мастера фантастики» прошла показательная серия. Главным ее героем был изобретатель системы автоматизированного полицейского надзора.

Сначала ее использовали только в военных и экстремальных ситуациях, а потом кому-то пришла в голову светлая мысль применять ее в мирной американской действительности. Герой сидел на обыкновенной кухне современного типа, носил обыкновенную полосатую рубашку, а под рубашкой – обыкновенную майку. И общался с похожим на грифона роботом, поддерживающим диалог о правомерности перемен в автоматизированном подавлении преступных намерений граждан.

Герой встречался с начальством и коллегами так же, как это показывают в сюжетах про обыкновенную реальность. И выглядел этот полноватый и даже смешной изобретатель так, как выглядят современные люди. Но от сюжета веяло все-таки чем-то не из нашего общего настоящего, а из нашего возможного грядущего.

Нынешняя фантастика бросила сочинять фантастический быт и фантастическую моду – всё это уже воплощено в реальности. Каждый может выбирать, какой интерьер себе строить – подчеркнуто земной или нарочито потусторонний...

Какой встраиваемой или невстраиваемой техникой или механикой обзаводиться – микроволновкой нового поколения или средневековой жаровней. То же самое с одеждой – мода более не унифицирует внешний вид, но санкционирует бескрайнее разнообразие самых диковинных форм и цветов.

Нынешняя фантастика оставляет за героями узнаваемые джинсы, но сочиняет ирреальные виды физиологии, ирреальные трансформации человеческой и животной генетики, ирреальные социальные проблемы и конфликты, ирреальные виды оружия и реже – транспорта.

Сидишь перед телеящиком и видишь мир, очень похожий на тот, что вокруг, и тот, что в традиционных боевиках, криминальных драмах и детективах. Только в нем обнаруживается нечто, не поддающееся рациональному объяснению.

Главная героиня сериала «Крепкий орешек Джейн» выпадает с двадцать первого этажа небоскреба, но остается жива. Отлежалась в морге и пошла. И это уже не просто условность сюжета про суперагентов, каковой полно где-нибудь в «Ее звали Никита». Теперь это загадка индивидуальной женской физиологии, претерпевшей некие странные метаморфозы.

Неправдоподобное объясняется не произволом творческой фантазии, но бескрайними возможностями науки, техники, космической энергии или земной природы. Новые сюжеты организованы предчувствием новых достижений и новых проблем.

Если следовать логике фантастов ХХ века, предугадавших многие изобретения и перемены, сейчас мы живем в их нафантазированном будущем. Оно – настоящее будущее. Другого пока нет в окружающем мире. Но другое будущее – «будущее будущее» – активно моделируется в нынешней массовой культуре.

Очень похоже на идею Ролфа Йенсена, высказанную им в нашумевшей книге «Общество мечты»: сначала люди безудержно сочиняют, страстно мечтают, а потом осуществляют свои мечты, будь то полеты на самолетах или выход в открытый космос.

Современную кино- и телематерию мистических и фантастических мотивов можно рассматривать как лабораторию мечтаний о следующем будущем человечества. Темпы перемен сейчас почти ирреально высоки. Так что не рискну отмахиваться – мало ли, вдруг доживем до всего, что сейчас пока развлекает, а не является повсеместной головной болью.

Возможно, скоро войдут в обиход опыты по клонированию («Тайны Смолвиля», ТВ-3, «Эксперимент «Скорпион», ДТВ), вживление в мозг людей микрочипов, задающих индивидам определенную программу возможностей и действий (Totally Spies, Jetix).

Возможно, докажут свою жизнеспособность симбиозы человеческой и рыбьей физиологий – ведь тинейджерки-русалки из сериала H2O (Jetix) гораздо более гармоничные последовательницы трагической «Русалочки» Андерсена и печально-драматического Ихтиандра из «Человека-амфибии» по роману Александра Беляева.

Тем приходилось выбирать между человеческим началом, любовью и жизнью. Современные школьницы, одетые по сугубо современной моде, стараются всё совмещать, испытывая на прочность психику родителей и мальчиков.

Закадровый текст от первого лица и исповедальность тона нет-нет, да и возникают в «Крепком орешке Джейн» – что сразу придает происходящему привкус хроники, дневниковых заметок реальной суперагентки.

Еще веселее смотрится работа штатного медиума Элисон Дюбуа в исполнении Патрисии Аркетт в сериале «Медиум» (он уже прошел по Пятому Петербургскому каналу, теперь закономерно ожидается на ТВ-3).

Женщина, способная видеть то, чего простые смертные не видели и не увидят, но что имеет место, работает над расследованием убийств. В остальном – обычная рутина криминалистов, конкуренция ведомств, проблемы в личной жизни, воспитание троих детей. Всё как у людей.

В «Сверхъестественном» (РЕН ТВ) действие начинается с обычного расследования обычного преступления.

В «Идентификации» (СТС) отправной точкой мистики служит мотель. Раньше там произошло бы убийство, как в «Психо» у Хичкока, и этого было бы довольно. Теперь убийство – это как-то слишком просто и... неправдоподобно. Убедительнее, когда рациональное преступление оказывается лишь верхушкой мистического или фантастического айсберга.

Телевидение адаптирует свою аудиторию к тому, что мистическое и фантастическое всегда где-то рядом, и в больших количествах. А чем мистика отличается от фантастики? Фантастика – то, что люди расценивают изначально как придуманное и несуществующее. Хотя оно периодически сбывается. Фантастика – психологическая адаптация к предстоящему будущему.

Мистика не похожа на обычную реальность. Но по поводу мистики люди изначально договариваются, что в нее можно и даже нужно верить, чтобы она не застала тебя врасплох. И вера эта основана на преданиях очевидцев, на чьем-то далеком опыте, оставшемся где-то в прошлом.

Мистика – то, чего не видало большинство, но то, что случалось с меньшинством. И опыт этого меньшинства признан заслуживающим доверия...

Ага, вот и докопались...

Подоплека мистического телебума где-то рядом.

Мистика – выражение уважительного отношения к опыту меньшинства. Потому что большинство не всегда бывает правым и часто бывает скучным, «ограниченным». Современное общество закономерно ориентируется в своих социальных и экономических программах на средний класс, средний вкус, средние запросы.

Смотря мистические триллеры, человек отмежевывается от таких же, как он, – от тех, кто пьет обыкновенное пиво, покупает обыкновенные пылесосы, газеты, путевки в Турцию и впридачу смотрит обыкновенные немистические сериалы.

Мистика – уважение к авторитету прошлого, присягание на верность традиционным поверьям, легендам, суевериям – иным словом, иррациональной стороне традиций.

Кстати, один из самых распространенных сюжетных ходов – небрежный рассказ о мистическом происшествии, игра в мистику, глумление над поверьем или туризм по мистическим местам, с последующим воплощением мистических событий и появлением мистических существ. Это и есть наказание человечеству за неуважение к большому бездонному прошлому, к которому не следует предъявлять научные критерии.

Засилье американской фантастики и американизированной мистики, собирающей культурные мотивы всех континентов, лучше всего свидетельствует о несинхронности российских и американских настроений.

Мы только-только наладили конвейер мелодрам и криминальных сериалов – нас не отпускает современность. Попутно мы всё никак не разберемся со своей ближней историей. «Последний бронепоезд» (ТВЦ) – тому подтверждение.

В США тем временем успевают наснимать кучу продукции, игнорирующей современную политику, экономику и культуру. Помимо своей горячей публицистичности, способной осложнить жизнь авторам, современность невыгодна тем, что старомодна.

Устаревает на ходу.

Американцы готовят себя и нас к глобальному фантастическому будущему. И приглашают крепче держаться за общее мистическое пра-пра-прошлое человечества.

 

Екатерина Сальникова:

Взгляд, 3 февраля 2008

 

Фильм "Евангелие от Иуды" основан на фальсификации истории христианства

 

Российская Православная Церковь выразила "недоумение и сожаление" в связи с тем, что на выходных на Первом канале был показан американский телефильм "Евангелие от Иуды". По словам главы пресс-службы Московской патриархии – священника Владимира Вигилянского, "лента, основанная на фальсификации истории христианства, не может добавить ни правды, ни пользы для души и лишь способна смутить многих псевдонаучными аргументами". "Соблазн оправдать Иуду, характерный для всего ХХ века, завершается в наше время публикацией текста так называемого "Евангелия от Иуды" и созданием фильма. ХХ век – век глобального предательства: доносов детей на родителей, предательства церкви, предательства бога", – подчеркнул Вигилянский.

 

По материалам ИТАР-ТАСС

4 февраля 2008

 

Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова

 

Несколько десятилетий назад музыку для кино- и телефильмов писали Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Хренников, Дунаевский, Таривердиев, Гладков, Рыбников... Теперь выдающиеся композиторы (такие как Эдуард Артемьев) для кино ещё пишут, но что мы слышим в многочисленных телесериалах?

В комедии 1940 года «Музыкальная история» был памятный персонаж (незабываемая роль Эраста Гарина) – композитор-халтурщик Тараканов, сочинявший «Физиологическую симфонию». Кроме сногсшибательного названия, в симфонии ничего более не было. Нам не суждено было услышать ни такта, лишь мельком увидеть партитуру с гигантскими «картошками» в треть нотного листа.

Время прошло, сегодня расплодившаяся армия новых таракановых, подхватив знамя халтуры, вкалывает, не покладая… здесь я затрудняюсь сказать, какую именно часть своего тела положили на алтарь творчества создатели музыки для телесериалов. Но факт остаётся фактом: в процессе этой деятельности у сериальных таракановых почти не задействованы области, отвечающие за творческую деятельность.

Поразительно, но тема сериальной музыки до сего дня практически не изучена. Знакомый музыковед – по моей просьбе – долго пытался вникнуть в суть этого загадочного явления. Ответ я так и не получил: обладатель двух консерваторских образований надолго слёг с расстройством нервной системы и запретил своим домашним даже пускать меня на порог до его полного выздоровления.

Не хочу приводить примеры отдельных сериалов. Не потому, что стесняюсь, а потому, что у читателя может возникнуть ложное представление о том, что бывает хорошая сериальная музыка. Фоновый ряд (саундтрек) любого современного телесериала – это набор звуков, которые задуманы для того, чтобы отражать духовный мир героев. И тут мы совершаем открытие: сериальная музыка – это звукоряд, воздействующий на рефлекторную область головного мозга с целью добиться простейшей реакции! Опытные физиологи называют этот процесс «доением мозга».

Из всей сериальной музыки мне запомнились только две мелодии: первая – вступительная песенка из «Моей прекрасной няни» (да и та скопирована из американского оригинала), вторая – все остальные мелодии из всех сериалов, слившиеся в одно утомительное нечто.

Кто-то скажет, что при поточном производстве телесериалов невозможно заниматься творчеством в каждом отдельном случае. То есть сериалы – это жанр, в котором халтура неизбежна. Неужели земля наша оскудела талантами? Талантливые сочинители есть, но гонорары получают другие. Места у кормушки мало, в тесноте сильные давят слабых. Побеждает не тот, кто напишет хорошую музыку, а тот, кто напишет музыку к пятнице.

«Без музыки жизнь превратилась бы в ошибку», – писал Фридрих Ницше. Появление сериальной музыки превратило просмотр телепередач в болезнь. Или же над нами проводится медицинский эксперимент, имеющий целью перекроить разум населения страны путём выработки неких рефлексов?

В биологии рефлекс – простейший, бессознательный ответ организма на раздражение. Как известно, изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем академика Павлова и его опытами с дворнягами. Нашему зрителю также предложено уравнять себя с дворовыми псами, у которых – путём однообразной и халтурной сериальной музыки – вырабатывают так называемый динамический стереотип.

Конечным результатом такого эксперимента над нашим мозгом станет реакция на звук, без участия мозга. Сегодня сериальная музыка достигла таких вершин, что разум уже не воспринимает картинку. Мы непроизвольно реагируем на музыку, не задумываясь над тем, что происходит на экране. Процесс просмотра телесериала принимает чисто физиологический характер.

Как жаль, что основоположник русской физиологии Иван Михайлович Сеченов не дожил до наших дней! Сколько бы ещё «открытий чудных» он совершил, регистрируя рефлексы телезрителей…
Кто-то сказал
, что незачем тратить деньги на плохое кино, когда можно остаться дома и смотреть плохое телевидение. Зачем платить деньги за плохой концерт, когда можно остаться дома и послушать плохую музыку? Главным искусством безвестного сочинителя для сериалов становится умение высчитать момент, когда действие становится особенно занудным, и тогда бодрым мажорным аккордом заставить зрителя вздрогнуть, протереть глаза и вновь уставиться на экран, силясь вспомнить предыдущие эпизоды. Наступило время, когда в титрах сериалов следует указывать не «музыку», а писать: «Звуки подобрал такой-то».

Испокон веку музыка оставалась искусством, призванным возвышать душу. Музыка сериалов – произведение ремесленника-декоратора, сродни рисунку на бумажной салфетке, одноразовый гламур, приходящий в негодность уже в момент использования (прослушивания). Вот почему признак высшего успеха сериала – это когда его звуки перекочёвывают с экрана в рингтоны мобильных телефонов.

Новое течение в сериальной музыке – переработка классики, когда сериалу хотят придать серьёзности и весомости. Убогость видеоряда накладывается на торжественность классической музыки, что в результате похоже на похороны здравого смысла, когда мрачный гроб несут шесть красноносых клоунов в клетчатых штанах, а покойника оплакивает вдова в чёрном бикини.

Те, кто видел мультфильм «Жёлтая подлодка», помнят, как «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» воевал с «синими», которые губили музыку, заставляли её звучать стандартно и тупо. На смену «битловскому» составу пришёл «Оркестр клуба сериальных рефлексов академика Павлова».

Сериальная музыка стала лишь одним из проявлений рефлекторной культуры, которая уже создана и властвует над нами. Рефлекторные живопись, музыка, кино, театр… Мы не сопереживаем на уровне сознания, мы рефлексируем на уровне физиологии. Работу мозга по усвоению культуры взял на себя желудок. На наших глазах музыка ТВ превращается в буквальном смысле в «танец живота».

 

Николай РОМАНОВ

 

Правда президента

Похабщину надо запретить, а если показывать, то только на кабельном ТВ

 

В новом году президент, можно сказать, врезал жёсткую, но очевидную правду. Он собрал руководителей телеканалов и заявил, что их работа и сетка вещания ему не нравятся: слишком много аморалки и похабщины. Это был президент Чечни Рамзан Кадыров, который раскритиковал журналистов и предложил создать альтернативные программы. Основной лейтмотив выступления Героя России Кадырова перед представителями СМИ – необходимо быть патриотами своего края, а не показывать незнамо что.

«На данных каналах чуть ли не круглые сутки показывают одни музыкальные открытки и западные фильмы. В эфир выдаются фильмы и клипы чуть ли не аморального характера. Я считаю подобное просто недопустимым. При этом только единицы телекомпаний показывают передачи о родном крае, истории республики, о жизни наших выдающихся соотечественников, исламские проповеди и т.д.», – заявил Рамзан Кадыров в своей речи.

Что тут особо нового и невиданного для России сказано? Но эта краткая летучка вызвала возмущение нашей либеральной прессы (ТВ, как обычно, отмолчалось – оно показывало Кадырова, ратующего за проведение футбольных матчей в Грозном). «В принципе, – пишет «МК», – посыл президента можно расценить как заботу о нации. Мол, молодёжь, которая круглосуточно смотрит западные фильмы с пропагандой насилия, развращается. Заботится Кадыров вроде и о том, чтобы молодые чеченцы не ударялись в религиозные секты. Более того, телеканалам, которые откликнутся на его предложение, обещана финансовая поддержка. Всё это хорошо, но последняя фраза, которую в своём сообщении приводит его пресс-служба, портит всю картину: «По словам президента, телекомпании, которые проигнорируют данные требования, будут просто закрыты».

У нас компании тоже закрывались, правда, не из-за похабщины, а по финансово-политическим мотивам. Тем не менее президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов был категоричен: «Естественно, подобное требование противоречит закону. Кроме того, насильно внушать патриотические идеи населению бессмысленно и вредно. Нет ничего хуже, когда каналы из-под палки начинают выдавать в эфир подобные передачи».

Я не понимаю сына советского поэта! Во-первых, кто нарушает закон первым? Закон о СМИ гласит: «Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Положение сегодня таково (и об этом вопиют миллионы зрителей), что многие телепрограммы для неограниченного круга лиц никак не годятся: их нельзя по нравственным законам (или они вовсе упразднены?) смотреть детям, верующим, культурно и психически ранимым, а то и просто нормальным людям. Все отфыркивания устарели: мол, не нравится – переключите. Дудки: при переключении то же самое – трупы, насилие, секс, «пищалки» вместо мата, а то и прямой мат, скабрёзные шутки, бессмысленные песни с кривляниями и нескончаемое ржание не Пегаса, а «Аншлага». Так что, скорее, закон нарушает вещающая сторона!

Во-вторых, что значит «внушать патриотические идеи населению вредно»? Может быть, изъять и не пущать в эфир весь золотой фонд русской и советской поэзии – от Пушкина и Лермонтова до Блока и Есенина? Уж более-то последовательных патриотов с призывами любить Отечество (патриа), Русь-Жену-Мать, трудно сыскать. Только что закончил работу над книгой о Серебряном веке, который нам часто представляется в сиреневой дымке декаданса и растления. Погрузившись в мир произведений и судеб, согласился с утверждением эмигрировавшего литературоведа Эткинда: все поэты этого периода искренне проявляли или подчёркнуто демонстрировали исступлённую любовь к России. Или это уже не патриотизм? Да и отец правозащитника Константин Симонов иногда был казённо патриотичен, как в начале стихотворения «Родина» – «Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города…», но чаще – убедительно лиричен, как в концовке: Да, можно выжить в зной, // в грозу, в морозы, // Да, можно голодать // и холодать, // Идти на смерть… // Но эти три берёзы // При жизни никому // нельзя отдать.

Мне, как и миллионам, надоело «идти на смерть», видеть трупы (премьера фильма «Вызов» на старый добрый Новый год – 8 смертей разом!), мне хочется – про три берёзы родного Подмосковья или три церквушки на Севере, а не только про всеканальное открытие парадного храма Иверского монастыря на деньги Сбербанка.

Но больше всего удивляет оборот про «передачи из-под палки». Неужели никто уже по зову души на современном телевидении не может сделать хорошие передачи о родном крае, об истории, о жизни наших выдающихся соотечественников? Это явная ложь или ставка не на тех людей. Ответьте честно: неужто те же политиканские одинаковые новости и занудные предвыборные ток-шоу сделаны с горячим сердцем? Если только бумажник в кармане слева греет грудь…

Поразительно, что все электронные отклики на заметку в том же «МК» (а ведь в Интернет не старомодные пенсионерки выходят) поддержали чеченского президента. Вот как написал Sedoj: «У Рамзана надо перехватывать эту инициативу на федеральном уровне и деликатно на каждом канале внедрять объёмные историко-культурно-религиозные программы обо всех народах России». Ещё более резок Kragen: «Безо всяких ёрничаний – поддерживаю. Не просто опустить, а «уронить» моральный и ментальный уровень народа можно даже не за одно поколение. Пример тому – Германия. Приход к власти национал-социалистов сделал из нации интеллектуалов и любителей прекрасного нацию палачей, массово уничтожавших людей под классическую музыку. Также и за счёт массмедиа, разрушающих исторические ценности нации, можно создать стада быдла менее чем за одно поколение. Так что идеи Кадырова очень правильны».

Лишь корреспондент по странам СНГ выступил на стороне Симонова:

– Категорически не согласен с читателями, поддерживающими идею Кадырова. Не нравится смотреть «аморалку и похабщину» – не смотрите! (Очень по-комсомольски и «демократично», а что тогда делать в селе или городке с разваливающимся ДК? – А.Б.) Запретом и закрытием каналов ничего не добиться. Будет только хуже. Запретный плод – он же сладок. Никто не будет смотреть навязанные историко-культурологические программы, зато появятся кассеты, диски «из-под полы» с запретными фильмами и передачами, которые будут расходиться на ура».

Не знаю, как на ура, но ЗА ДЕНЬГИ! Вот ключевое, очень рыночное понятие. Пора обращаться к цивилизованному опыту. Даже если оставить в стороне разговоры о моральных ценностях, пусть поклонники нынешней «телебормотухи» платят так же, как за диски, за чисто коммерческие каналы. Но нам-то всё, осуждаемое читателями, неприемлемое миллионами телезрителей, впаривают по государственным каналам, за наши же, бюджетные, деньги, как пишут в титрах многих стрелялок и аморалок: «при поддержке Комитета по культуре и кинематографии». Впрочем, об этом столько говорилось на страницах «ЛГ»…

Писалось и об интересных телепрограммах областных и республиканских телестудий, о победителях фестивалей в Ялте, Волоколамске и других городах. Например, в Старой Руссе я смотрел новгородское телевидение «Славия». Сколько просветительских и жизненных сюжетов, программ! Почему мы не видим такие добрые и патриотичные работы на экранах? Кадыров только призывает чеченских телевизионщиков их создавать, а в масштабах России и СНГ они уже есть – нужна лишь иная вещательная политика федеральных каналов! Дело не в грубых запретах, а в гражданских и нравственных приоритетах. Кто и как их обозначит? Тут от президента одной республики, к сожалению, ничего не зависит.

 

Александр БОБРОВ

 

Вся власть совету?

Необходимое послесловие

 

В отношении телевидения президента Чечни недавно фактически поддержал его французский коллега. Как сообщил наш собкор во Франции Аркадий Ваксберг: «Николя Саркози выступил с радикальным предложением запретить рекламу на государственных телеканалах, финансируя их деятельность в порядке компенсации потерь от отсутствия рекламы (потери составят примерно 800 миллионов евро в год) за счёт дополнительного налогообложения частных каналов, операторов мобильной связи и интернет-провайдеров.

Президент Франции считает, что реализация этого предложения (чтобы войти в силу, оно должно пройти сложную процедуру) неизбежно переведёт рекламу на частные каналы, что увеличит их доходность, поэтому обложение их повышенным налогом оправданно и закономерно.

Сам Саркози назвал своё предложение «культурной революцией». Ключевой фрагмент в этой части высказывания Саркози: «Общественное телевидение не может функционировать, следуя чисто меркантильным критериям. И революция, а то, что я предлагаю, это именно революция, меняя экономическую модель общественного телевидения, полностью изменит культурную политику на информационном поле. Отсутствие коммерческого интереса неизбежно должно повысить качество телевизионных программ, ибо они тогда не будут ориентированы на рекламодателя, подстраиваться под него и исходить не из его, а из зрительских интересов».

Реализация этого предложения сопряжена с большими трудностями. Оппозиция считает, что Саркози лоббирует интересы близких ему финансовых групп, ибо исчезновение рекламы с общественного телевидения приведёт к росту стоимости акций частных телеканалов. Пресса почти единодушно считает предложение Саркози взрывоопасным, ибо «телевизионный мир построен на тонком и хрупком равновесии между общественными каналами и частными» («Журналь дю диманш»). Кроме того, это предложение вызвало резкий протест со стороны влиятельного (можно даже сказать, мощного) профсоюза работников французского государственного телевидения. Вместе с тем пресса отмечает, что, согласно опросам, большинство телезрителей отнеслось к предложению Саркози положительно».

К этому стоит добавить, что французское телевидение (и государственное и частное) несравненно более морально, чем нынешнее российское, особенно в его развлекательной части. Положение становится всё более нетерпимым – в погоне за рейтингом идёт стремительная «игра на понижение» под лозунгом «Долой стыд!» (о «развлекалове» на Первом и НТВ мы уже писали, о моральном облике дико растущего канала ТНТ напишем в одном из ближайших номеров). Необходим общественный контроль за каналами, которые в конкурентной борьбе за рекламные деньги готовы на любую похабщину.

На днях агентство РИА «Новости» сообщило, что «вскоре в России может появиться общественный совет по нравственности на телевидении. В него должны войти 20 человек – авторитетных деятелей культуры, науки, искусства, политики...

Пока в списке кандидатур главный редактор журнала «Москва», писатель Леонид Бородин, писатель, филолог Алексей Варламов, писатель Даниил Гранин, певица Лариса Долина, президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, журналист Ирина Петровская, главный редактор «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына, главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков, журналист-международник Игорь Фесуненко, актриса Чулпан Хаматова...

По словам председателя Клуба православных журналистов Александра Щипкова, проект поддержали спикер Совета Федерации Сергей Миронов и патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский выразил уверенность, что общественный совет, аккумулирующий зрительские жалобы, не установит цензуру, а наоборот, поможет бороться с уже существующей в СМИ «цензурой денежного мешка и пошлости». «Борьба, развернувшаяся в Европе и мире против курения, за свободу некурящих, даёт некий образец того, что должно быть в нашей массовой культуре и на телевидении. Кому необходимо, может найти специально отведённое место и покурить. То же самое должно быть и на телевидении: если хочешь смотреть эротику, насилие, пошлость – заплати деньги и смотри по кабельному, спутниковому каналу», – сказал Вигилянский.

Надеемся, что создание совета, о необходимости которого так долго говорила «ЛГ», поддержат не только патриарх и председатель Совета Федерации, не только общественность, но и правительство России. Интересно также знать, как к созданию совета относятся кандидаты в президенты России.

 

Редакция ЛГ

 

Здесь делают фальшивые деньги

 

70-летие Владимира Высоцкого Первый канал отметил не 25-го, а на день позже. Празднование окончания казавшегося бесконечным сериала «Татьянин день» оказалось важнее. Однако в субботу поэту воздали-таки дань, было показано много фильмов о нём и с его участием. Но главное отмечание в вечерний прайм-тайм поразило суетливостью и несоответствием образу главного героя, которого хоронила вся Москва в 1980 году. Вёл мероприятие «и не друг и не враг», а... Владимир Познер, который с Высоцким и знаком-то не был (да и вряд ли бы он, тогда работник идеологического фронта, захотел и осмелился знакомиться). Он подсаживался за столики к многочисленным приглашённым медийным лицам, которые что-то могли рассказать о поэте. Говорили коротко и невнятно (или монтаж подпортил дело). Кобзон почему-то вспомнил, как выручил Высоцкого, находившегося в «возбуждённом состоянии», 25 рублями. Виктор Ерофеев настаивал на том, что Высоцкий очень не любил советскую власть, и вспомнил, как однажды, придя на квартиру, где собирались участники «Метрополя», Владимир Семёнович задал вопрос: «Здесь делают фальшивые деньги?» Галина Борисовна Волчек рассказала, что поначалу принимала Высоцкого за хулигана. Адвокат Падва, оказывается, тоже знал поэта, так как защищал организаторов его «левых» концертов… Многие из гостей, кажется, так толком ничего и не сказали. Поразил недоумённый крупный план Беллы Ахмадулиной, которая как будто спрашивала: «Куда я попала? Зачем я здесь?»

Но более всего озадачил, собственно, концерт. На уровне были Градский, Гурченко… Вообще исполнители большей частью текстов песен не знали (перед ними стояли пюпитры, от них некоторые и не отрывали глаз). Они не подготовились! Они не выстрадали их, но вот к юбилею позвали – Первому нельзя отказать. Какие-то Серёги, Лепсы, Колдуны… Десять лет назад, на 60-летии Высоцкого, Николай Караченцов исполнял «Парус, порвали парус…», он рвал связки и душу, он приближался к первоисточнику. А здесь… Вся фальшивая гламурно-праздничная атмосфера юбилейного вечера не совпадала с Высоцким и противоречила ему. Вспоминались стихи другого Владимира, посвящённые памяти другого поэта: Встать бы здесь // гремящим скандалистом: // – Не позволю мямлить стих //  и мять! – // Оглушить бы их трёхпалым
свистом // в бабушку и в бога душу мать! // Чтобы разнеслась // бездарнейшая погань, // раздувая темь пиджачных парусов, // чтобы врассыпную // разбежался Коган, // встреченных увеча пиками усов….

Да и сам Высоцкий пел как будто про наше время: Я не люблю манежи и арены – // На них мильон меняют по рублю. // Пусть впереди большие перемены, // Я это никогда не полюблю!

И никогда бы, думаю, не полюбил открытого цинизма, который воцарился после «больших перемен» на нашем телеэкране.

 

Леонид СОКОЛОВ

 

Назвать своими именами

 

Для того чтобы обличить предательство и предателей, вовсе не надо создавать многочасовые фильмы и передачи, повествуя о каждом таком субъекте в отдельности. Совсем не требуется, как когда-то заметил наш президент по другому поводу, «сопли жевать» и пускать пузыри умиления: «Ах, какими миленькими и пухленькими они в детстве были!»

Однако создатели фильма о Резуне-Суворове («Измена в мягком переплёте», телеканал «Россия») не удержались от подобных приёмов. Сам Резун трогательно сдувал пыль со своих бережно хранимых суворовских погончиков, нам демонстрировали его дипломы с круглыми пятёрками. Отыскали авторы и свидетелей, которые восторгались умным мальчиком: дескать, с детства мог по размерам топливных танковых баков определить приблизительный запас хода. Однако никто не сказал, что эта простительная ребёнку «приблизительность» и поверхностность суждений сохранилась у автора сомнительных «исторических версий» до наших дней. Да, он действительно внёс свой «вклад в историю». Не слишком много найдётся у него соперников в жанре «доносов на историю своей страны». Историю, которую, кстати сказать, он тоже предал.

Удручает позиция свидетелей – ветеранов разведки, которые силились доказать, что бегство Резуна на Запад не было добровольным. Оцените такой довод: «Если бы он ушёл из номера сам, то не оставил бы свои костюмы и недавно купленную шубу жены. Следовательно, его заставили». Да, ребята… Если в разведке работали люди с такими представлениями о логике, то понятно, почему в соответствующие ведомства спокойно проникали предатели. Одним словом, очередной урок преподан: проиграли бывшие коллеги и телевизионщики г-ну Резуну вчистую. Только лишнюю рекламу ему сделали. Неудивительно, так как вообще не стоит «играть» с подлецами, а уж тем более – по их правилам лжи и полуправды.

Надо называть вещи своими именами. Предательство – предательством. Но долгие годы торжества лживой «документалистики» дают о себе знать. И никак пока не могут пробиться к зрителям через телебюрократические барьеры многие действительно честные, необходимые людям и стране фильмы. А предатели… Что о них говорить? Разве только задать, увы, забытый гоголевский (точнее, бульбовский) вопрос: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» А гражданам России следует задать тот же вопрос и многим телеперсонам.

 

Андрей БРИЛЬ

ЛГ, 6.02.08

 

«На зеркало неча пенять...»

 

"Соловьевские дуэли" смотреть становится скучно и даже вредно. Противники к барьеру вызываются, как правило, из людей мелковатых, вроде недоношенного мальчонки Починка. Да и остальные прямо на глазах до мышей вырождаются. Судьи, чье мнение всегда идет вразрез с предпочтениями десятков тысяч зрителей, вызывают презрение неприкрытым цинизмом лавочников, успевших урвать свой кусок от жирного рыночно-демократического пирога. Ведущий разухабистого шоу, человек отнюдь не глупый, руководствуется лишь ему понятными принципами, приглашая на роль "третейских" всех этих пахнущих нафталином ельцинско-собчаковских времен барщевских, рубальских, дашковых и прочих "просветителей" вкупе с разного рода мелко-средними бизнесменами и, словно саранча, расплодившимися госчиновниками.

Утомленный больничной скукой, глянул я намедни краешком глаза на петушиный бой артиста Ярмольника с редактором одной из желтых газетенок. Похвально, что "рыцарь ленинского комсомола" вступился за только что ушедшего из жизни собрата по киношному цеху Александра Абдулова. Мужская солидарность — вещь благородная, во все века приветствовалась и поощрялась. Да только поздновато "бывший чайником" Ярмольник пытался закрыть грудью амбразуру пошлости, разнузданности и вседозволенности "демократических" СМИ. Тем более, что у питательных истоков российской журналистики нового времени стояли любимцы "царя Бориса", среди которых особой активностью отличались Ярмольник и мощная армада мастеров шоу-бизнеса, рубившая бабло сначала на открытии ресторанов и прочих источников далеко не художественной прибыли, а потом эта же "свадьба пела и плясала" под лозунгом "Голосуй, а то проиграешь", возводя на президентское кресло разложившееся туловище своего гаранта. Сколько пошлости, скабрезности и непристойностей выплеснули они на березовско-гусинские телеэкраны. Не гнушаясь ничем, готовы были мелкими бесами плясать перед теми самыми папарацци, на которых сейчас смотрят презрительно и свысока. Одна соловьевская "Асса", в которой засветились такие "гиганты мысли", как Говорухин и Гребенщиков, открыла огромные кингстоны для одурманивания молодого поколения, подсадив его на иглу самых низменных неизлечимых пороков. Теперь отцы-вдохновители осуждают подросших и превратившихся в подонков по их вине несостоявшихся ученых, строителей и защитников Отечества.

Хочу задать г-ну Ярмольнику вопрос: "Почему так досаждающие вашему кругу бесцеремонные бумагомараки, фотографы, радио- и телекорреспонденты не позволяют себе вмешательства в личную жизнь артистов Юрия Назарова, Владимира Гостюхина, Владислава Заманского, Александра Михайлова, Василия Ливанова? А ведь каждый из них является национальным достоянием, каждый вписал прекрасные страницы в историю российского кинематографа. Не лезли и не лезут "щелкоперы проклятые" на жизненную территорию Леонида Филатова, Николая Губенко, Виталия Соломина, Олега Стриженова. И знаете, в чем причина "закрытости" названных мастеров театра и кино? В глубокой порядочности и профессиональной этике, запрещающих переходить грани приличия.

Посмотрите, г-н Ярмольник, страницы журнала "Караван историй" или полосы "Светской хроники" газеты "Коммерсантъ". И если у вас не встанут дыбом волосы от описаний постельных подвигов живых и мертвых сотоварищей, если не ужаснетесь вы от грязной кистью написанных картин бесконечных вакханалий и раблезианских трапез, ежедневно и ежечасно проходящих при участии "российской элиты" во всех точках планеты, от Москвы до Куршавеля и Майами, — то не надо обижаться на авторов описания разгульной жизни родной тусовки. Вспомните, как отмечал свой 50-летний юбилей ваш друг и кумир альтист Башмет. Возлежа на ложе, наслаждался он дождем из пармских фиалок, доставленных по этому случаю в Москву. Ублажали цветочным приношением маэстро гетеры, руководимые Ксюшей Собчак. Когда после этого видишь, как по случаю 55-летия сего "римского патриция" все телеканалы демонстрируют встречу с ним Президента России, понимаешь, какие герои нынче востребованы. Не удостоил В.В.Путин подобным знаком внимания Валентина Распутина и Василия Белова, недавно перешагнувших юбилейные рубежи. Вряд ли кто станет оспаривать, что вклад их в классику русской литературы весом и значителен, а подвиг во имя спасения Байкала и борьба против переброса северных рек заслуживают всенародного признания.

Прежде чем выходить к барьеру и бороться с газетчиками, вторгающимися в личную жизнь невероятно расплодившихся "звезд" театра и кино, следовало бы г-ну Ярмольнику вспомнить о пошлейших телепосиделках "ТВ+Театр", где часами под руководством абсолютно несовместимых по профессиональным данным с экраном Швыдким и Уфимцевой обрушиваются на головы налогоплательщиков несмешные анекдоты, случаи из интимной жизни давно никому не интересных участников передачи. Или прокрутить в памяти юбилейные вечера "знаковых" коллег по творческому цеху. Например, четырехчасовую трансляцию на одном из главных каналов ТВ торжеств, посвященных дню рождения хозяина МХТ по-свойски циничного Табакова. Все эфирное время восседал "кот Матроскин" на прославленной сцене театра, пожирая жареного поросенка, которого запивал водкой из большого штофа, а сальными губами целовал в уста дары приносящих. А сколько поминок по коллегам Ярмольника неделями транслировалось по телевидению, обсуждалось на радио и в газетах. Это были люди ближнего либерального круга, а такие корифеи театра и кино, как подлинные народные кумиры Иван Лапиков, Иван Новиков, Георгий Юматов, Владимир Ивашов, уходили из жизни незаметно. Подчас даже приходилось скидываться друзьям покойных, чтобы купить похоронные принадлежности. Чувство брезгливости вызывают регулярно идущие телефильмы о последних днях и часах известных актеров. Словно в морг попадаешь, когда слушаешь красочные описания болезней и последних дыханий ни в чем не повинных "героев" подобных передач. Выступив в качестве свидетелей по делу о смерти бывших коллег с экрана, отправляются "сливки российской элиты", чтобы разгульно оттянуться на мистериозном празднике в честь 47-летия сценографа Бориса Краснова. Вот где любитель посмаковать чудовищные человеческие пороки Федерико Феллини смог бы снять еще один фильм-обличение!

Самую яркую ненависть у Ярмольника, если он был искренен на соловьевском ристалище, вероятно, вызвало бы непотребное шоу, показанное первым "эрнстовским" каналом по случаю 70-летия Владимира Высоцкого. Называлось самодеятельное представление "Наш Высоцкий". Присвоил себе народного любимца не кто иной, как "человек мира" (три паспорта — американский, израильский и российский) г-н Познер. За столами чинно были рассажены в большинстве своем "наши", то есть познеровские свояки. Смотреть это без возмущения было невозможно. "Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более — когда в неё плюют", так и хотелось крикнуть мелкому лавочнику, владельцу ресторанов Познеру, в советские годы служившему агитпроповцем и никак не могущим быть "нашим" для Высоцкого. После сомнительных "воспоминаний" о совместной работе над журнальчиком "Метрополь", изреченных писателем-пошляком Ерофеевым, вспомнилось: "Я не люблю, когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо" и "я ненавижу сплетни в виде версий". Но как умиленно внимала своему дружку поэтесса Ахмадулина, числящаяся ныне в стихотворчестве "нашим всем". Глядя на настоящего друга прославленного певца золотоискателя Вадима Туманова, на личном опыте столкнувшегося с благами горбачевско-ельцинской демократии, выглядевшего абсолютно инородным телом на этом балу неудачи, я понял, что в 1969 еще году пророчески пропел на всю страну Высоцкий: "Пусть впереди большие перемены — я это никогда не полюблю". Г-ну Ярмольнику чаще надо всматриваться в зеркало этих строк и не пенять на него.

 

Савва Ямщиков

Завтра 9.02.08


Πεκλΰμΰ:
-