Журнал «Золотой Лев» № 138-139 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Л. Махнач

 

О Русском календаре

 

В. МахначКалендарь – это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит – словесность, искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и свой календарь всегда берегли.

Все-таки кажется странным, что христианское летоисчисление ведется от Рождества Христова, а праздник Рождества – после Нового года. Вполне естественно, чтобы сначала было Рождество, а потом, как следствие, – Новый год. Не кажется ли вам странным, что наш почему-то новогодние праздники, самые детские праздники, которые только есть в нашей стране, детские и семейные вообще, приходятся самым неподходящим способом, образом на конец рождественского поста. В самом деле, мы так привыкли к навязанному нам календарю, что даже говорим – ну, мол, Рим у католиков, Рождество 25 декабря, а у нас – 7 января. Нет, братья и сестры, это неправда. У нас Рождество празднуется 25 декабря. Только у нас декабрь скособочили. Не праздники не на своем месте, а декабрь не на своем месте.

Вот об этом и стоит поговорить. Календарь – это скелет культуры. Как предположил известный священник и профессор Павел Флоренский, культура происходит из культа, и поэтому и одного корня. Культ же это богослужение. То есть, именно не сама нематериальная вера, вероисповедание, прежде всего, существует в нашем сердце, внутри нас, а то, что зримо и материально. Культ, богослужение порождает культуру, правда потом культура может оторваться от культа, но люди все равно, как правило, принадлежат к той же самой культуре, которую породил определенный культ. Они лгут самим себе, но все равно другой культуры у них нет. Русские люди периода обязательного атеизма оставались людьми культурно-православными, восточными христианами, ибо такова была культура, она их обязывала. Даже если эти люди заявляли, что они в Бога не веруют.

Но если оторвать культуру от богослужения, то культура хиреет, постепенно замирает, в конце-концов умирает, потому что живой связи больше нет. Культура все больше и больше оказывается в музее, а не в жизни.

Календарь – это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит – словесность, различное искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и календарь всегда берегли. Может быть, не подводили такого обобщения, может быть, не считали сознательно, что необходимо сохранить связь культа и культуры, но сохраняли. Интуитивно сохраняли. И если вам кто-нибудь будет лгать, не по злобе, может быть, по наивности, что существует международный календарь, ваш долг опровергнуть этого заблуждающегося человека. Никакого всемирного календаря нет. У иудеев лунный календарь. У мусульман – лунно-солнечный календарь и летоисчисление ведется от года хиджеры, переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, это 622 год христианской эры, причем, мусульманский год просто так перевести, отнимая 622, нельзя, потому что мусульманский год короче христианского в силу связанности с луной. В Японии в конце января начнется честно забыл какой год эры императорской династии. Китайцы с японцами принадлежат к одной культуре, великой древневосточной культуре, и, тем не менее, китайский новый год, следовательно, китайский календарь с японским не совпадают. И так далее.

Как видите, все берегут календарь, и только мы, православные восточные христиане, в ХХ веке постепенно один народ за другим лишены нашего календаря, а нам навязан чужой, западный календарь. Западный григорианский календарь, или календарь нового стиля, и на Западе-то приживался медленно и с трудом. Римо-католики, по решению папы Григория, приняли эту реформу, она и носит его имя, в XVI столетии из опасения, что, так как Пасха движется по календарю и постепенно сползает, может наступить, правда в невероятном будущем, момент, когда Пасха перестанет быть весенним праздником, это недопустимо, надо исправить календарь. Но, если бы римо-католики подождали еще немножечко и дождались бы до великих географических открытий, они бы сообразили: ну и что, ну и перестанет быть. Пасха ведь для всех, где бы ни жили, для всех христиан. А в южном полушарии, таким образом, она всегда осенний праздник. И что ж теперь делать живущим южнее экватора? Всем переселиться за экватор на север? Но, увы, настоящей учености латинянам тогда не хватило.

А вот с нами-то что произошло? Мы сохранили календарь старостильный. Календарь Юлианский. В начале ХХ века русское императорское правительство опросило виднейших ученых, среди которых были не только богословы и историки, но также и математики, астрономы, и почти все профессоры Российской империи высказались решительно в пользу сохранения старостильного календаря. А выдающийся историк профессор Болотов даже написал, что видит особую роль России в том, что она сохранит Юлианский календарь до тех пор, когда все остальные народы не убедятся в бессмысленности григорианской реформы и не вернутся в Юлианскому календарю. Напомню, что протестанты долго не принимали григорианский календарь. Англичане, то есть по вероисповеданию англикане, в силу своего антипапизма, держались и приняли новостильный календарь только в XIX веке. Три века прошло.

А что же мы-то? Нам это зачем? Календарь нового стиля введеён с 1 февраля 1918 года большевистским уже правительством. Несмотря на неприятие этого почти всем, можно сказать, русским народом. Зачем? Для того, чтобы принять якобы общеупотребительный международный календарь? Облегчить, так сказать, международные контакты? Но у большевиков не было тогда никаких международных контактов, их в феврале 1918 просто никто не признавал. А вот для чего они это сделали, понять очень легко.

Декрет Совнаркома вводит новостильный календарь. А какие еще декреты? В том же феврале Совет народных комиссаров принимает ещё важный декрет – об отделении церкви от государства и школы от церкви. И в том же феврале принимает и издаёт распоряжение о подготовке реформы правописания русского языка, когда исчезают некоторые ненужные якобы буквы, когда по страницам наших книг, прости Господи, начинают скакать бесы, потому что только в результате этой реформы отрицательная частица "без" начинает писаться с буквой "с" перед глухими согласными. Такие, например, слова, как "бесчувственный", "бессмертный", и особенно мне нравится "беспартийный".

Времени у большевиков было мало, они боялись вторжения немцев, бежали из Петрограда, как город тогда назывался, в Москву, чтобы быть подальше от возможного немецкого и белогвардейского, кстати сказать, наступления.

Они вообще были не уверены, что они удержат всю Российскую империю, и расшвыривали направо и налево наши земли, подтверждая независимость Финляндии, прибалтийских территорий, денег лишних не было, в стране наступал голод, наступала разруха, бестопливные зимы, когда от холода умрут тысячи и тысячи людей. И тут вдруг такие широкомасштабные реформы. Но если календарь, как мы видели, – это скелет культуры и связь её, то язык – это важнейший инструмент культуры. Уродуя русский язык, тем самым разрушали инструмент русской культуры, а также удаляли русский язык от обязательного его спутника – языка церковнославянского. То есть, опять-таки, боролись за то, чтобы русские люди перестали понимать богослужение. А отделение церкви от государства – это законное основание для того, чтобы церковь ограбить.

Отделить школу от церкви, это значит отнять, украсть у народа церковно-приходские школы, основные начальные школы, кстати сказать, тогдашней России, снизить грамотность и, устраняя школу от церкви, устранить преподавание Закона Божьего. То есть, всё это не просто антирелигиозная, антиправославная деятельность, скажем тверже, это и деятельность по целенаправленному разрушению русской национальной культуры.

Теперь заметим, прямо перед этими событиями, 2 декабря 1917 года, когда большевики уже захватили власть, проходивший поместный Собор Российской православной церкви, как она тогда называлась, принимает очень важный документ – Акт о правовом положении православной российской церкви. Этот соборный акт утверждает, что православный Юлианский календарь старого стиля является в России государственным. Что великие христианские праздники являются неприсутственными днями. А нам теперь вернули один день на Рождество, больше ничего и сохраняют такие праздники, как оскорбительный для русских "день независимости". Независимости от чего – от русских земель? День независимости от Харькова и Одессы? Или бесовский день, сатанинский день 1 мая. А настоящие праздники нам не вернули. А ведь это постановление поместного Собора.

Это минимальные требования к светскому государству. Конечно же, к светскому. Ведь отцы Собора прекрасно понимали, что христианского государства больше нет в России. Может быть, когда-нибудь и будет, но нескоро.

Но светское государство бывает приличным, бывает неприличным. Вот приличным мы можем признать только то, которое выполняет эти минимальные требования. Отменить эти требования может только полномасштабный поместный Собор. Но я убежден, что не найдётся Собора, который отменит этот акт. И не найдётся настолько смелого епископа, который внесёт Собору такое предложение. Я полагаю, что наши епископы – настоящие епископы, а если кто-нибудь и найдётся, то церковную историю они все знают, и знают, что народ церковный епископа-изменника не один раз в истории непочтительно вышвыривал из его собора. Не будет такого. Значит, эти требования действуют и сейчас, Значит, мы должны добиваться их выполнения. Значит, мы должны добиться для начала того, чтобы все, сначала поголовно священно- и церковнослужители, все преподаватели, ну хотя бы считающие себя православными, чтобы они его преподавали, все общественные деятели и все политики, которые заявляют себя православными, знали этот акт. Студенты могут спросить, школьники могут спросить. Должны знать.

Учтите, на нашу культуру и на нашу веру посягают и будут посягать. Посягают тем, что детей заставляют веселиться, вокруг ёлки плясать, тогда, когда поститься надо, а когда Рождество наступило и, наоборот, надо кататься на санках, веселиться и вокруг ёлки плясать, загоняют детишек обратно за парты. А вот ещё посягательство на нашу веру и на нашу культуру. Явочным порядком, помимо государства, в Москве это очень распространено, начинают зимний отдых, зимние каникулы, в том числе и взрослые люди на очень многих частных фирмах, с католического Рождества, 25 декабря нового стиля, а заканчивают на наше православное Рождество. Это примерно как если бы мы начали это вводить в Риме. Или изменили бы положение месяца рамадан у мусульман.

В 2008 году исполняется 90-лет со дня принятия решения о переходе на григорианский календарь. Неужели должно наступить 100 лет несоблюдения постановлений поместного Собора Русской Православной Церкви, полностью зависящей от нас, пьющей и жрущей на наши средства власти. Может, хватит? Может, мы напомним, что у нас всё-таки демократия и мы их всех, от президента до участкового уполномоченного и начальника ДЭЗа, постового милиционера, мы их всех наняли на службу?

 

http://www.pravaya.ru/look/14816

Правая.ру, 16.01.08


Реклама:
-