Журнал «Золотой Лев» № 138-139 - издание русской
консервативной мысли
В. Кучеренко
Дефолт
крадётся незаметно
Происходящее описывается просто: РФ в экономическом смысле
- страна зависимая, практически колониальная. Невзирая на всю централизацию
политической власти, концентрацию нефтегазовых доходов в руках государства и
сотни миллиардов долларов, проливающихся на Росфедерацию от экспорта сырья и
энергоносителей, перед нами - очевидно несамостоятельное образование. В РФ не
созданы дееспособные структуры, которые могут воспринять все эти потоки
нефтегазодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в
долгосрочные кредиты для создания передовых производств.
Где деньги, Зин?
В банковском смысле РФ - колония развитых стран. Обратимся
к примеру с реальным сектором.
Чтобы профинансировать грандиозные (а других в борьбе с
разрухой просто не получается) программы развития страны, нужны мощнейшие
специализированные банки. Аналогичные тем, что имелись
в СССР. Один банк-гигант должен заниматься аграрными делами, другой -
машиностроением, третий - строительством и т.д. Причем такие супербанки должны
выдавать кредиты больших объемов под низкие проценты - и лет на десять.
Необходима трехуровневая банковская система: Центробанк - специализированные
банки-гиганты - банки мелкие, коммерческие, сберегательные и инвестиционные.
Подобной системы в РФ нет. В ней имеются Центробанк и
тысячи мелких, маломощных «банчков». Причем самые крупные банки Росфедерации не
входят в двадцатку мировых банков. Они - карлики. Выдать большие ссуды,
необходимые для осуществления аграрной программы, они не в силах. Нет ресурсов.
Государство не создает источника ликвидности для банков.
Российские банки ходят за «длинными деньгами» на Запад. Там они берут большие
кредиты под 4 процента годовых, а потом перепродают их клиентам в РФ
вдвое-втрое дороже. За счет этого предприятия могут брать кредиты, за счет
этого развивались ипотека и потребительский кредит. Если на Западе брать
«длинные деньги» больше не удастся, то для хилой экономики РФ это - катастрофа.
В то же время на Запад за «длинными» и долгими кредитами
пошли и крупные компании РФ (здесь-то брать не у кого). Пошли и «Газпром», и
«Роснефть». В самые сжатые сроки российские компании нахватали на Западе долгов
вдвое больше, чем РФ за годы правления Ельцина: свыше 300 миллиардов долларов.
Чтобы отдавать такие тяжелые долги, российскому большому бизнесу приходится все
время перекредитовываться. То есть, перезанимать деньги, брать новые кредиты
для того, чтобы отдать старые. И если источники кредитов на Западе иссякнут,
крупные компании РФ окажутся банкротами.
Беловежская
колония
Страна в очередной раз может пасть жертвой «либерального
фундаментализма», коим наши верхи маются с декабря
1991 года. Ну, скажите на милость, почему взять десятки миллиардов долларов
кредитов в европейских банках на постройку новых трубопроводов «Газпрома» (да
еще и под большой процент!) - это рыночно, а занять те же суммы для того же
самого у собственного государства - нерыночно? Почему лучше отдавать сотни
миллиардов «у.е.» с процентами на Запад, чем
возвращать их Российской Федерации? Почему рыночным считается попадание страны
в опасную зависимость от внешних сил?
Но таково положение РФ: она несуверенна в финансовом плане.
Сотни миллиардов долларов, полученных «беловежской Россией» от экспорта нефти и
газа, попадают не в сильную банковскую систему России (ибо ее попросту нет), а
в так называемые Стабфонд и золотовалютные резервы РФ. То есть - в финансовую
систему Запада (ибо Россия свои резервы хранит либо на счетах в инобанках, либо
в ценных бумагах США и Европы). А Запад из наших же денег выдает отечественным
банкам и компаниям «длинные кредиты».
Вернее, выдавал. Сейчас из-за кризиса на ипотечном рынке
США и падения доллара западные финансисты перестали кредитовать банки РФ. Им
самим ликвидности не хватает.
Не разрушать, а
строить
Чем это грозит РФ? Социально-экономическим крахом.
Банковский кризис из-за прекращения притока «длинных денег» с Запада может
породить нечто, что похоже на финансовую катастрофу 1998 года. Только на новый
лад. Положение государства незавидно: на глазах рушится стабильность, что
выстраивали в 2000-2008 годах. Плюс дорожает продовольствие.
Что делать? Понятно, что нужно экстренно наращивать
производство хотя бы того же продовольствия, чтобы уменьшить зависимость от
импорта. Но как? Дело не только в том, что необходимо составить грандиозные
планы и воплотить их - а в элите РФ уже нет людей с опытом работы по пятилетним
программам. В конце концов, у коммунистов в 1928 году тоже не имелось подобного
опыта, но они смогли справиться. Вопрос в другом: под такую работу
нет кредитно-финансовой системы! Что тогда толку, что сегодня у Москвы
есть полтриллиона долларов во всяких резервах. «Заливать»-то
их некуда. Это как если вы стоите на обочине с огромной канистрой бензина в
руках, но у вас нет автомашины, чтобы ее заправить. Просто раздавать деньги, не
имея системы для их грамотного и хозяйского распределения, системы для отбора
бизнес-проектов и контроля за их исполнением? Не
выход. Деньги просто будут разворованы, вызвав гиперинфляцию.
Значит, нужно экстренно создавать систему мощных супербанков-индустриализаторов, насыщенных «длинными
деньгами». Укомплектованных специалистами
экстра-класса. Но как? Сама собой (рыночным путем) такая система не сложится.
Сама по себе сложилась как раз нынешняя, полуколониальная банковская система.
Значит, выход есть только один: создавать такие
супербанки искусственно, проектно. Усилиями государства. Закачивать в банки
сверхдоходы от нефти и газа. А вокруг таких банков-гигантов выстраивать сильные
производственные корпорации, реально обеспечивая перелив средств из добычи
сырья в сложные производства, в научно-технический прогресс и аграрную сферу.
Массовая
стерилизация
Так строили свою экономику японцы после Второй
мировой, так (подражая им) действовали и южные корейцы. Именно это и нужно было
делать после 1998 года.
После дефолта отечественное производство ожило и стало
расти. Оно стало конкурентоспособным. Одновременно пошли в гору цены на нефть,
обеспечивая РФ приток нужной ликвидности. Вот тут-то и надо было создавать
новую банковскую систему, закачивая в нее нефтегазодоллары. Создавать
неоплановую экономику больших корпораций.
Но власть бездействовала. Вернее, действовала - но как
будто планомерно готовила тот кризис, что грозит нам ныне. Итак, те сотни
миллиардов долларов, что притекали в РФ за счет повышения мировых цен на
энергоносители, были объявлены «плохими». Их надо, мол, «стерилизовать»: откачать
в золотовалютные резервы и Стабфонд. И сложить их де-факто на Западе. Огромные
суммы, которые могли бы пойти на создание системы супербанков развития,
оказались выведенными из экономики РФ. Да еще так, что теперь обесцениваются
стремительными темпами из-за падения курса доллара и фактической доходности
облигаций казначейства США (которые теперь имеют отрицательную доходность).
Предложение Торгово-промышленной палаты РФ (вкачать эти деньги в несколько крупных российских
банков) было в 2003 году отвергнуто.
Нужно было параллельно с выстраиванием новой банковской
системы разрабатывать планы стратегического развития. Но они в РФ появились с
чудовищным запозданием: лишь в 2006-2007 годах, да и то в неполноценном виде.
За это время колоссальные суммы оказались потраченными совершенно бездарно: например,
годовой бюджет Белоруссии истратили на выкуп «Сибнефти».
Вместо того чтобы превратить нефтегазовые сверхприбыли в
источник развития РФ, власть их «стерилизовала». А фактически - кастрировала
будущее страны. И вот итог: к 2007 году эффект дефолта 1998 года оказался
полностью утрачен - производство в самой РФ стало нерентабельным. Как и
накануне 1998-го, стал ударными темпами расти импорт.
А оставшееся в Росфедерации производство стремительно потекло в Китай: там
выпускать товары гораздо выгоднее.
Что в итоге? Росфедерация оказалась на грани новой
финансово-экономической катастрофы. Угроза кратного роста цен на еду - налицо.
Грандиозные планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома, судостроения,
нанотеха, ВПК, портов и железных дорог теперь могут рассыпаться, словно
карточный домик. Равно как и нефтегазовые планы. Национальный проект «Доступное
жилье» терпит крушение на наших глазах. Попытки Москвы играть роль великой
державы, манипулируя «газовым краном», могут нарваться на ответный удар в виде
перекрытия продовольственных поставок и «длинных кредитов».
Теперь власть за закрытыми дверьми лихорадочно ищет выхода
из создавшегося положения. Найдет ли? Одно можно сказать: 2008-й имеет все
шансы стать годом чрезвычайной ситуации.
Кризис кадров
Самое же плохое заключается в том, что у Кремля нет запаса
компетентных кадров для исправления положения в экономике.
Кто определял и определяет экономическую политику РФ в
период «после Ельцина»? Во-первых, «птенцы чубайсова гнезда». Это, скажем,
многолетний министр финансов и нынешний вице-премьер Кудрин. Ярый
«стерилизатор». Субъект, который не знает других положений экономической науки,
кроме ультралиберальных, делающий вид, будто в мире нет успешного опыта
проведения нелиберальной экономической политики. Человек, повинный в нынешнем
тупике, по-прежнему определяет финансовую политику РФ.
Такого же поля ягода - глава ЦБ РФ Игнатьев. Они с Кудриным
работают в тесной связке. Поэтому в стране нет полноценной банковской системы,
а ее финансовые резервы служат развитию экономик США и ЕС, а не самой
Росфедерации.
Семь лет Минэкономразвития управлял Герман Греф. Он
оказался бессильным сформировать стратегические взаимоувязанные планы развития
страны, не увидел летом 2007 года грозящую перспективу банковского кризиса
пополам с подорожанием продовольствия.
Неизвестно по каким признакам стал главой Экспертного
управления АП РФ юноша Дворкович. Человека, учившегося экономике на Западе по
все тем же либеральным схемам, ни разу в жизни не руководившего ничем
серьезным, назначили «главным экономическим мозгом» сначала Минэкономразвития,
а потом - и президентской администрации. После 2000 года вообще наблюдается
тенденция: молодые люди с безграничной верой в обанкротившиеся либеральные теории
выскакивают как чертики из табакерки - и назначаются властью на ответственейшие
посты. Непонятно за какие заслуги.
И вот вся эта компания теперь думает, как спасти РФ от
накатывающего кризиса. Что они наизобретают?
Управленческий дефолт в РФ-государстве, о котором с 2002 года
предупреждали многие эксперты (от либерального Сергея Чернышова до социалиста
Михаила Хазина), свершился. Оказалась права рать компетентных экономистов (к
коим не думает обращаться власть), когда говорила, что политика, проводившаяся
с 2000 года, чревата катастрофой. И вот приходит час расплаты.
Какое-то время можно продержаться. Кризис задолженности
крупных компаний, например, преодолеть за счет того, что на погашение их долгов
спустят накопленные в резервах ЦБ РФ и в Стабфонде сотни миллиардов. Но вот
дальше... Дальше подступают проблемы посерьезнее.
Волна за волной.
Нехватка природного газа и его вздорожание до европейских
расценок - с последующим крахом территорий и целых отраслей. Нехватка газа для
электроэнергетики - и отпуск электротарифов на свободу с последующим их
взвинчиванием. Кризис физического износа электроэнергетики, жилья и КХ,
транспорта. Кризис квалифицированных кадров. И так далее.
Как избежать новой катастрофы? По-хорошему, нужна новая
национальная дискуссия. Но готова ли к ней власть?
Наше время,
Дуэль 22.01.08