Журнал «Золотой Лев» № 137 - издание русской консервативной
мысли
А. Бобров
К
итогам Года русского языка
Новогодье стало резко обозначенным рубежом бесславного завершения
Года русского языка. Почему резким и черно-белым, как еле припорошенный снегом
московский асфальт? Во-первых, потому, что 31 декабря вечером я попал на
Манежную площадь и в подземный торговый центр, где накануне прогремел взрыв.
Сначала руководство московской милиции успокаивало нас по ТВ: «Хлопушка мощная
жахнула», потом выяснилось, что там грохнул эквивалент тротила до 500 граммов.
Ничего себе «хлопушка»!
Попав в самый
центр столицы, я обомлел: он был забит представителями Средней Азии, в основном
почему-то киргизами. Редких москвичей и
недоуменно косящихся иностранцев окружала подчёркнуто иноязычная в криках и
разговорах по мобильникам, резко чужеродная молодая
толпа. Отношусь без предубеждения к представителям любой национальности, но,
помнится, и в советской столице Киргизии я не видел столько киргизов разом!
Попытался выяснить: почему? Кто-то отворачивался, кто-то пожимал плечами: «Не
знай», один что-то промямлил про кланы. Сведущий человек объяснил, что все
дворники и разнорабочие встречаются в центре под Новый год... Милиции почти не
было — она в основном группировалась с транспортом вокруг мэрии, рядом с
наряженным в дурацкий кафтан Юрием Долгоруким. Я, как говорит Максим Галкин[1],
был в шоке...
Ну, а во-вторых, помянув Галкина, следует подчеркнуть, что
всех нас в Новогодье уже по дурной привычке на две
недели погружают в море попсы, развлекухи и пошлости.
В программе «Две звезды» член жюри армянин Гарик Мартиросян,
не выдержав очередных скабрёзных шуток Галкина и Бори Моисеева[2],
крикнул им уже на полном серьёзе: «Не забывайте, нас дети и женщины смотрят!».
Предновогоднее шоу «Ледовый период» тоже не смогло удержаться от излюбленного телемотива, и вот другой армянин — Миша Галустян
пытался убежать от партнёрши, страстно прижимая мужской портрет к груди. Жюри
ликует, тут уж пристыдить некому: «Как остроумно!» — хохочет дочка тренера
Тарасова — наставника настоящих мужчин. Да, времена...
В ХХI веке информационных технологий, особенно в России,
столь чувствительной и доверчивой по отношению к слову, к внутренней связке —
«слово-мысль-поступок» — общественное сознание и духовно-нравственные ориентиры
формируют не только и не столько партии, особенно пародийные победительницы, не
общественные движения, даже не конфессии, школа и семья, сколько хаотично
организованное речевое пространство и языковая среда: средства массовой
информации, кино, публичные действа, литература, текстовая составляющая
популярных песен и т.д.
Какова среда сегодня — читателю долго рассказывать не надо.
Вот и в каникулы демонстрировались и специально снятые новогодние шоу, и
вытаскивались из нафталина все «веселухи» ушедшего
года, вся петросянщина и киркоровщина.
До великого ли и могучего тут, когда исчезли
окончательно из эфира любые просветительские, познавательные и культурные
программы?
Кто-то скажет: ну, праздник ведь — расслабься по полной! Но
человек не может уподобиться скотине даже в каникулы. В затянувшиеся выходные не прекращается культивирование утробных
удовольствий, зла, насилия, убийств, мести и торжества «низа» в системе
телевидения, продолжавшего валом демонстрировать и западные поделки.
Стыдливые «пипы» на радио и телевидении всё явственнее читаются, а то и не заглушают
мата, англоязычный мат звучит неприкрыто, со смаком. Время вспомнить столь
модного недавно Зигмунда Фрейда, который дал такое определение: культура есть
«совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни
звероподобных предков». Нас усиленно хотят
снова приблизить к ним. Между тем большой либерал Фрейд не уставал
повторять: «Культура насаждается насильно». Да, при этом развиваются какие-то
комплексы, но если устраниться от культурной политики вовсе, как сделало
сегодня государство, на смену комплексам приходят уже животные инстинкты. Вот и
в программе Киры Прошутинской «Народ хочет знать» мнения зрителей разделились:
половина за введение каких-то ограничений и общественных советов по
нравственности, половина — против. Правда, при формулировке: «против в
российском чиновничьем исполнении». Ну о каком гражданском обществе тут можно
говорить?
И вот, казалось бы, был сделан долгожданный шаг — 10 января
2007 года президент Путин подписал указ о проведении Года русского языка.
Правда, оказывается, его ЮНЕСКО и без нас предполагало объявить. И спонтанный
указ без всякого обсуждения, интеллектуальной и финансовой подготовки выглядел
несколько сумбурным. Но средства правительство изыскало. На что же они были
потрачены?
В декабре ушедшего года организаторы мега-проекта —
Министерство культуры и массовых коммуникаций, Минобрнауки
и Росзарубежцентр — признали, что Год русского языка был рассчитан скорее на
внешнего потребителя. В разных странах прошло более тысячи мероприятий,
направленных на популяризацию русского. Свою задачу на международном уровне
вроде бы Год русского языка выполнил. Его итогом, рассказал замминистра
культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин[3],
стало «значительное увеличение в ряде стран посетителей центров русской
культуры и изучения русского языка». По этому поводу я уже говорил, что
добиться подобного было легче всего: приезжают в Русский дом за рубежом
выставки, артисты, функционеры, выделяются средства на сувениры и фуршет и —
явка публики обеспечена. Читатели, вы хотите сходить на вечер во французское
посольство или в московский институт Гёте с вином и пивом?
Я сам принимал участие в такой выездной книжной выставке в
Литве, готовившейся тогда вступить в вожделенную шенгенскую
зону. Правда, в Вильнюсе Русский дом
ютится в тесной комнате и торжественное мероприятие с вручением бесплатных
книг и пособий пришлось проводить в... Польском доме. Но о литовских впечатлениях
я, надеюсь, еще расскажу.
Вернёмся в Россию, где Год русского языка явно принес
меньше плодов. Кое-что, правда, перепало школьникам: по школам 85 российских
регионов были распределены 1882 комплекта учебного и наглядного оборудования
для кабинетов русского языка и литературы. Но ведь это слёзы! А вот борьба за
культуру разговорного и письменного русского языка непосредственно на
территории его носителей в юбилейный год не задалась — дальше комических
сюжетов с проведением в отдельных регионах тестирования на грамотность чиновников
низшего и среднего звена дело так и не двинулось. Зато перечень грамматик и
справочников по русскому языку, рекомендованный постановлением Правительства РФ
еще в 2006 году для официальных учреждений и СМИ, Министерство образования и науки
только-только составляет.
Мгновенно был создан фонд «Русский мир», и его возглавил
вездесущий кремлёвский политолог Вячеслав Никонов[4].
Он и без того не вылезал из телевизора, но при этом не был замечен в
последовательной борьбе за торжество и всепроникающий дух Русского мира. В том
же декабре в Доме Пашкова состоялась торжественная церемония завершения Года
русского языка. Сюда съехались высокие чиновники, учёные и учителя-русисты
России, деятели культуры, ректоры вузов, победители национального проекта
«Образование», послы стран СНГ и зарубежные гости.
— Главным результатом Года русского языка стало то, что он
не заканчивается, а будет прирастать новыми интересными проектами, — сказала
помощник президента Российской Федерации Джахан Поллыева[5].
Один из таких проектов — созданный ею еще один Межгосударственный фонд союзных
государств. Поллыева напомнила, что в ноябре Совет
глав правительств СНГ поддержал просьбу интеллигенции о проведении в 2008 году
в странах СНГ Года литературы и чтения. Это, конечно, неплохо, под такие фонды
находятся бюджетные и спонсорские средства, но давайте снова вернёмся в Россию.
Русский язык остаётся важнейшим связующим звеном в
межнациональном общении в полиэтнических районах
вроде Северного Кавказа или Поволжья. Тем не менее, подчеркнула ректор
Московского государственного лингвистического университета Ирина Халеева[6],
до 10% средних школ республик в составе России и, в частности, Татарстана и
Башкортостана, являются национальными, и русский язык там преподают в лучшем случае
как иностранный. В итоге часть молодых граждан России не владеет или плохо
владеет государственным языком, причём наметившаяся неблагоприятная тенденция
нарастает: под выпускников национальных школ ввиду их явной неспособности
учиться в обычных российских вузах в Татарстане и Башкортостане, по словам Халеевой, уже открываются университеты с преподаванием на
местном языке. Что же это будет за университетское образование в стране, где
Казанский университет дал гениев отечественной мысли — хоть Лобачевского, хоть
Владимира Ульянова?
Если дело так пойдет и дальше, то в скором времени
представителям национальных республик придётся проходить тестирование на знание
русского языка вместе с иностранцами, претендующими на учёбу или работу в
России либо на российское гражданство. Кстати, многострадальное положение об
обязательном тестировании уже готово и в ближайшее время будет утверждено. А
когда — внедрено, чтобы хотя бы на рынках, во дворах Москвы и на Манежной
звучало больше русской речи, которая в самих постсоветских государствах зачастую
унижается...
Приближается 200-летие Николая Гоголя, я уже внутренне
готовлюсь к нему, перечитываю гения. Начал снова с переписки двух идеалистов —
Белинского и Гоголя. Вечный спор двух благородных сердец и страдальцев за
судьбу России... Оскорблённый Гоголь упрекает критика (в черновом варианте
письма), что, подозревая его в корысти, тот забывает, что у него «нет даже
угла», а всего лишь один «походный чемодан». «Вы говорите, кстати, — пишет он,
— будто я спел похвальную песню нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал
только, что правительство состоит из нас же... Если же правительство огромная
шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских?»... В том же
абзаце автор «Ревизора» говорит 160 лет назад про «чудовищное накопление».
Сегодня те, кто накопил чудовищные деньги и власть, сознательно делают из
народа потребителей и воров, эгоистов и преступников — «правительство состоит
из нас же»! Ну а ТВ здесь первый помощник и охмуритель.
В последней аналитическо-пропагандистской программе
Соловьёва тоже подводился итог Года русского языка. Не запомнились банальности,
которые повторял участник всех программ М. Веллер[7],
застряло только в памяти безумно длинное стихотворение — рифмованная речь Е.
Евтушенко[8]
на конгрессе русистов в Варне, который вновь напомнил, что французское «бистро»
— от казацкого «Быстро!» Лучше бы он честной прозой рассказал, как во Франции
приняли Закон о языке и создали Институт франкофонии,
оберегая французскую речь в СМИ, на сцене, в песенном эфире. У нас же всё
отдали на откуп делателям рейтингов и «бабок» да плодящимся как грибы после
дождя бесправным, но удобным для манипуляций фондам.
Зато ведущий Соловьёв[9]
продемонстрировал верноподданничество и совсем не к
месту пару раз вворачивал: «Да, много непристойностей и неграмотностей, и это
при том, что первые-то лица государства (понимай, Путин и Медведев) говорят
грамотно, хорошо». Ну, это на чей вкус... В 1859-м (за 23 года до знаменитой
славицы русскому языку) Тургенев написал в письме к Ламберт о русском языке:
«Для выражения многих и лучших мыслей — он удивительно хорош по своей честной
простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств — честности,
простоты, свободы и силы нет в народе — а в языке они есть... Значит, будут и в
народе». Тургенев утверждал: какой язык — такой будет и народ. «У Тургенева —
великий, могучий... А в речах высших лиц, — сетует даже А. Минкин[10]
в «МК», — хилый, тусклый, лживый и xpoмой на все
четыре ноги, бескрылый (не Пегас). На этом языке воровство — «приватизация»,
издевательство — «монетизация», доставка порно на дом
— «компьютеризация».
Наследник русского престола на конференции по русскому
языку говорил про финансовые ресурсы, Интернет, бюджет и даже про Институт
нефти и газа.
Но он ни слова не сказал о книгах».
Дмитрий Медведев[11],
еще не объявленный тогда преемником национального лидера, на открытии
Конференции по статусу русского языка за рубежом сказал: «Мы отмечали Дни
славянской письменности и культуры, вспоминали просветителей Кирилла и Мефодия, которые всю жизнь боролись за родной язык и
сберегали его. Всё это обязывает и нас уважать и максимально оберегать наш
родной язык». Этот дежурный оборот звучит странно: ведь родным языком Кирилла и
Мефодия был греческий; братья родились в Греции, в
Салониках. А запечатлённый при помощи созданной ими азбуки церковнославянский
не был живым разговорным языком. Но истовому служению и возвышенному отношению
к языку надо у равноапостольных братьев учиться! А то, отвечая на вопросы «нашистов» на Селигере и на предновогодней
пресс-конференции, Медведев то призывал «не париться по поводу наследника», то
заявлял, что в молодости «никогда не парился по поводу госкарьеры».
Вроде, демократично и по-свойски, а на деле (по Тургеневу) — без всякой
свободной силы. Так слабые духом ломаются в иной среде — от преступной до
торгашеской — и начинают подстраиваться, «ботать по
фене». Ведь выражение идет от блатного: «париться на нарах».
Теперь время сказать, что если на государственном уровне
никакого прорыва и даже заметной подвижки в деле спасения русского языка не
было, то сам факт объявления такого года помог на местном уровне осуществить многие
дерзкие замыслы и благие начинания. Я не раз писал на этих страницах о подобных
свершениях. Например, в Кабардино-Балкарии в НИИ структурной лингвистики
созданы уникальные методики быстрого обучения русскому языку детей, для которых
он не является родным. А ситуация в республике очень сложная. Ведь там три
основных языка: кабардинский, балкарский и русский. И дети должны хорошо
владеть всеми. Но учатся они в российских школах.
В Белгороде был установлен первый памятник, посвященный
русскому слову. Четырехметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на
раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран постулат Священного Писания
о Слове. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и многовековую
связь нашей культуры и литературы с Православием. Еще белгородские законодатели
приняли закон о борьбе со сквернословием — за мат в общественных местах там
безжалостно штрафуют.
Московия — колыбель пушкинского литературного языка — тоже
много сделала в минувшем году. Огромным её вкладом в объявленный Год чтения
стал Международный праздник славянской письменности и культуры в Коломне — «В
начале было слово». По-прежнему на древней Московской земле работает очень
много литературных объединений, поэтических студий, выходит множество
альманахов — от высокопрофессионального в Коломне и Балашихе
до более скромных в Долгопрудном и Железнодорожном, в
Рошали и Дмитрове. Одной из первых книг в правительственной книгоиздательской
программе стало «Избранное» стихов рано ушедшего Коли Дмитриева. В Балашихе недавно открыта мемориальная доска в школе № 2,
ревнители Слова хлопочут о присвоении имени поэта одной из улиц. Это, по-моему,
первый поэт нашего поколения, увековеченный так достойно земляками. В Москве
подобное не может случиться по определению! Здесь, в самом центре столицы,
собираются установить памятник Осипу Мандельштаму[12],
который открыто выражал неприязнь ко всему московскому, русско-патриархальному.
Да, высшая форма языка — поэзия. Обратимся к высказыванию
весьма ценимого нашими интеллектуалами западного философа Б. Хайдеггера,
который с горечью заявил: «Нам даже не нужно атомной бомбы, искоренение
человека — налицо... Происходящее сейчас разрушение человеческих корней —
просто конец, если только мышление и поэзия снова не придут к своей
ненасильственной власти». О власти мышления, а тем более поэзии, в сегодняшней
России говорить смешно, хотя на сайте «Стихи.ру»
зарегистрировано 112 тысяч поэтов! Если бы они читали хоть кого-то, кроме себя,
как мы в молодости, то все поэтические сборники были бы сметены с прилавков.
Нет, каждый хочет только выговориться, самовыразиться.
Это уже психоз и понос, а не творчество. Ещё одна загадка: почему идет
рифмованная дресня по всем каналам, а люди Поэзию —
не читают? Вот финальная часть «Ледового периода», ну, выступили и отдышитесь.
Нет, непрофессионалка — неведомая звезда Саша
Савельева невыразительно откаталась, но зачла стишки куда более плохие, чем
катание. Зачем?! Она давно перечитывала классику?
Текстовик Илья Резник[13],
которого коллеги по рыночной песне выдают за крупного поэта современности,
беспрерывно читает стихи в жюри нескончаемой программы «Две звезды». До того
достал, что ведущие говорят: «Скорее объявляйте оценки, пока Резник читать
стихи не начал!». Но он гвоздит рифмованные банальности в виде посвящений, даже
не задумываясь, почему у гения Пушкина таких посвящений (включая убийственные
эпиграммы на царей и вельмож!) было всего ничего? Напиши эпиграмму остроумную
на власть имущих, на растлителей народа — нет, в «надцатый»
раз про Пугачёву сюсюкает на безликом языке! Просто по Б. Хайдеггеру:
искоренение человека, разрушение человеческих корней...
Внешне люди и в жизни, и на экране разительно изменились,
стали отвязней и грубей, жадней и циничней. Но пока
мы говорим и пишем на великом русском языке, может быть, внутренний образ, по
выражению Гончарова, еще не разрушен и готов изменяться к лучшему. Но само по
себе этого никогда не произойдет — непроизвольна и легка только деградация,
дорога по наклонной — к «звероподобному образу». А для отдаления от него нужны
личные и общие усилия, и пора объявлять Век русского языка.
В конце ушедшего года мне прислали из Краснодара сборник
юных стихотворцев — победителей Пятого конкурса Кубани «Крылатые качели». Егор
Приступа из школы №3 написал стихи «Русский язык»:
Я знаю, язык не один на планете:// Французский, испанский,
немецкий, иврит.// Но мне ближе русский — // он самый красивый, // И Родина
наша на нём говорит... // И пусть меня вечно теперь критикуют! // Напрасно: я
мнение не изменю. // Навечно останусь теперь патриотом // С божественной
фразой: // «Я русский люблю!».
Несколько этих бесхитростных строк парня мне о многом
говорят: в них и вызов, и отражение нынешнего отношения к патриотизму, к
родному языку, и клятва на верность. Вот и я с высоты прожитых лет, пройденных
дорог и написанных книг повторяю вслед за Егором: «Я русский люблю!».
СР, 10.01.08
[1] Этнический еврей.
[2] Этнический еврей.
[3] Этническое происхождение неизвестно.
[4] Этнический полукровка.
[5] Этническая туркменка.
[6] Этническая татарка.
[7] Этнический еврей.
[8] Этнический еврей.
[9] Этнический еврей.
[10] Этнический еврей.
[11] Этнический еврей.
[12] Этнический еврей.
[13] Этнический еврей.