Ю.Б. Зотов

Образование как фактор формирования личности

“Где наша мудрость, потерянная ради знаний,

где наши знания, потерянные ради информации?”

Томас Элиот

“Стратегическое управление имеет дело

с будущим решений, принятых сегодня”

Питер Друкер

 

1.Роль образования в развитии цивилизации

Образование в качестве феномена цивилизации зародилось одновременно с первыми признаками зарождения человека как “социального животного”, поскольку превращение нашего пращура в homo sapiens стало возможным только благодаря анализу и трансляции первичного опыта, т.е. образованию. Развитие всех цивилизаций стало возможным только благодаря развитию образования, а затем науки. По А. Тойнби [14] цивилизация - это культура, достигшая пределов самоидентификации.

Прошли тысячелетия. Западная техническая цивилизация достигла огромных формальных успехов и на последнем витке своего развития готова себя уничтожить. Как показали А. Тойнби, О. Шпенглер и другие методологи истории, у западной цивилизации нет будущего. Она проследует путем греческой, римской и других погибших цивилизаций и придет к распаду. Единственная цивилизация, которая, по мнению Тойнби, могла бы развиваться - это русская общинная. Однако, очередное изменение ценностных ориентаций все больше отдаляет нас от общинной самобытности и ориентирует на совершенно иные цели: личное обогащение любыми доступными средствами.

Главной причиной возникающих разрушительных сил является резкий отрыв технического развития цивилизации от соответствующей модернизации образования, которое является главнейшей внутренней предпосылкой и компонентом устойчивой цивилизации. Стремление к личному обогащению за счет другого индивида - достаточное условие существования неразрешимых напряжений в обществе и, как следствие, саморазрушающейся цивилизации.

Существует ли принципиальная возможность выхода из тупика? На наш взгляд, если и есть, то только посредством создания качественно иной системы образования: с иными целями и радикально иным содержанием. Необходимо построить и внедрить в сознание такую иерархию ценностей, в которой дух диктовал бы плоти свои законы.

Сегодняшние проблемы России резко усугубляются еще и тем, что образованность уже не ценится в нашем обществе, а в ряде случаев просто мешает ему. Парадокс в том, что нужно быть очень хорошо образованным, чтобы видеть в образовании наивысшую ценность и главную личную цель. Однако власть этого пока еще не понимает.

2. Государственная политика в области образования. Цели образования

Стратегические решения, которые мы принимаем сегодня в области развития образования, определят будущее России через десятилетия. Поэтому нам необходимо выяснить, какие концептуальные решения в управлении системой образования следует принять сегодня, чтобы с определенной вероятностью обеспечить свое желаемое будущее. Главное и самое трудное - это принятие политического решения о целях обучения и содержании образования в школе и вузе.

Сегодня главными целями обучения являются изучение основ наук и формирование научной картины мира. В результате изучения множества разрозненных предметов и огромной перегрузки выпускники имеют обрывочные, лоскутные, не связанные между собой знания и навыки, почти не имеющие отношения к реальному единому и системному миру, в котором мы живем. Вместе с тем очевидно, что любое явление или объект всегда существуют в какой-то системе. Изъятые из системы, они приобретают иные качества. В теории систем показано [12], что изучение какого-либо отдельного элемента системы, вне связи с другими элементами, означает потерю многих качеств, возникающих при взаимодействии элементов системы. Эта важнейшая компонента знаний и мировоззрения проходит мимо ученика. При этом многолетний труд детей по освоению суммы знаний и формированию научной картины мира - не просто неэффективная трата времени. У человека при “прохождении предметов” формируется ложное представление о всемогуществе разума как “властителя, преобразователя” мира и природы. Редкие индивиды самостоятельно поднимаются до понимания того, что каждый из нас частица сложной системы, в которой нельзя что-либо противоестественно и безнаказанно перестраивать. Экологический кризис, о котором мы так много говорим последние 20 лет, - это, прежде всего, кризис сознания, следствие того, что система образования отстала от развития технической цивилизации лет на 150-200! Отстала так страшно далеко, что даже многие крупные (по занимаемому руководящему креслу) деятели модернизацию образования видят лишь через внедрение компьютеров и INTERNETа в школу! Сознание, руководимое человеком и определяющее меру его счастья, все больше и необратимее вступает в противоречие с окружающей социальной и природной средой. Человек при этом становится все более несчастным, раздражительным, агрессивным и чужим в этой среде. Что надо изменить в системе образования и семейном воспитании, чтобы хотя бы приостановить это саморазрушение цивилизации и вал дискомфорта, накатывающийся на всех без исключения людей - бедных и богатых?

Система образования должна быть сконструирована таким образом, чтобы будущие родители, находящиеся еще в дошкольном и школьном возрасте, постепенно, с помощью Учителя осознали непременность и благость жития в полном согласии с природой и социумом, не нарушая гармонии того и другого. И воспитание этих качеств должно стать одной из главных целей будущей системы образования. Но это в принципе невозможно сделать без радикального изменения содержания и технологий образования.

Ради удобства исследования мы “расчленили” науку о природе на отдельные части. В школе же мы изучаем фрагменты этих частей вне связи друг с другом, зубрим, запоминаем некоторые схемы, модели, покушаясь при этом на изучение основ наук: физики, химии, биологии и т.д. В формирующемся сознании ученика возникает иллюзия познания основ наук. Так у человека, и без того обремененного гордыней, самоуверенностью, возникает гипертрофированное представление о могуществе своего разума и возможностей. Человек начинает мнить себя властелином Природы и еще дальше удаляется от нее, умножая свои будущие проблемы. В результате мы учим ребенка не тому, что ему будет нужно в жизни. Сегодня содержание образования не отвечает запросам человека. Главный же недостаток существующих технологий обучения в школе и вузе состоит в том, что и ученик, и студент являются де-факто объектами воздействия преподавателя. В них “вливают” объем знаний, определенный программой. И начинается этот процесс с первых шагов в школе. Осознание всего этого радикально изменяет концепцию целей, содержание и технологии обучения.

Уровень развития земной цивилизации определяет степень ее гомоцентричности. Проявление этого признака выражается в том, насколько социальные институты государства видят в человеке главную ценность, цель своей деятельности. Это предопределяет цели воспитания и обучения, диктует необходимость гуманизации всей системы образования. В рамках такого подхода ученик может выступать только как субъект обучения и воспитания. Это одно из фундаментальных оснований новой стратегии образования, которое позволит изменить представление человека о себе, своих целях, своем потенциале и возможностях его реализации.

При определении целей образования мы должны исходить из принципиального исключения любого насилия над мыслью и личностью ученика. Мы воспитывали борцов за счастье людей, которым навязывали модель счастья. Надо воспитать молодое поколение, научить его мудрости и терпимости к иному мнению. В противном случае нам не уйти от “правильных” целей, достижение которых будет оправдывать любые средства. Следует всегда помнить, что дьявол начинается с ангела, с пеной у рта доказывающего свою правоту.

Из сказанного вытекает, что главной целью всей системы образования должно стать развитие личности ребенка, воспитание человека.

Другая цель школы - научить ребенка наиболее полно раскрывать свои способности и реализовать свой потенциал, т.е. формировать его саморазвивающейся системой. Этого можно достичь только в процессе целенаправленного обучения саморазвитию, формирования навыков самообразования.

3. Новые технологии обучения

Возможности чисто абстрактного, вербального и аналитического мышления ограничены. Если мы хотим, чтобы люди полнее понимали окружающий нас мир и были в гармонии с Природой, то нам необходимо сделать шаг к довербальному, невыразимому словами конкретно-чувственному, интуитивному и эстетическому познанию этого мира и Природы, ибо значительную часть их качеств можно познать только таким образом. В 6-7 лет гораздо эффективнее учиться в лесу или в поле, наблюдая за закатом Солнца и цветом неба, изменением формы облаков, чем на скучном уроке.

Любой из нас учится сам. Поэтому одной из главных целей учителя в управлении учением является мотивирование саморазвития и самообразования ученика. Ученик обучается только в процессе самоучения [10]. На материале учебных предметов надо обучать и ученика, и студента технологиям самоучения, самообразования, самоактуализации. Ученик при этом является субъектом деятельности на материале школьных предметов и овладевает технологиями познания себя и окружающего мира. К сожалению, на большинстве уроков и лекций ученики и студенты по-прежнему являются пассивными объектами обучения.

Самоорганизация в системах

Около века тому назад И.П. Павлов открыл, что человеческий организм представляет собой “в высочайшей степени саморегулирующуюся систему”. Независимо от него А. Богданов в начале XX века показал [2], что системы имеют тенденцию к самоорганизации. Г. Ферстер [13] на научной конференции в США по самоорганизующимся системам показал, что такие системы могут существовать только в тесном контакте с окружающей средой. Изолированной самоорганизующейся системы не может быть. Энергию для самоорганизации система каким-то непонятным образом черпает из окружающей среды. Для нас очень важно, что система может самоорганизовываться, используя энергию “шума”, или беспорядка [11].

Все вышеизложенное подводит нас к мысли о том, любая организация достигает своих целей при условии, что сконструирована она по принципу автоколебательной системы: поступление энергии от источника регулирует сама система. На языке теории систем это саморазвивающаяся система. Особую роль при этом играет правильная конструкция обратной связи, поскольку процесс самоорганизации сильно зависит от ее эффективности.

Низкий уровень самоорганизации, отсутствие эффективных обратных связей, эффективного контроля за деятельностью управляющих центров приводит к возникновению специфических механизмов торможения. Такие механизмы способствуют упрощению функций системы, ограничивают раскрытие ее потенциала, что ведет к стагнации и, в конечном итоге, - к деградации системы. Синергетика дает обширный материал для исследования этого аспекта самоорганизации.

С точки зрения синергетики самоорганизация - это возникновение порядка из хаоса. Любая форма самоорганизации есть результат собственного, внутренне необходимого изменения системы [9]. Исходя и этого и должны конструироваться новые технологии обучения.

В структуре педагогического управления и учебного процесса по вертикальным связям доминируют, в основном, отношения субординации. Они характеризуются очень слабой обратной связью между объектом управления и субъектом. А существующая форма этой обратной связи в виде опроса учащихся исключает ее объективность и приводит к отрицательному мотивированию учения. Обсуждая управление учением, о связи судят по усвоению учебного материала. Однако почти нет информации о том, насколько успешно учитель управляет само-обучением само-образованием субъекта процесса обучения, самоучением школьника или студента. Если мы ставим целью обучения вывод ученика на уровень саморазвития, то обратная связь становится важнейшим механизмом самоподдерживающегося процесса обучения. Для этого необходимо радикально изменить функции контроля знаний учащихся и роль оценки в журнале успеваемости. В этом случае потребности, мотивы, цели и ценности формируются и принимаются учеником как свои, личные, что дает основания для субъект-субъектных отношений в обучении. При таком управлении учением свобода ученика проявляется через осознание им необходимости выбора данного действия. Это создает предпосылки для достижения одной из главных стратегических целей управления учением: формирование у школьников навыков самоуправления своим учением.

4. Воспитание в процессе обучения

Воспитание гражданина - другая важнейшая цель образования. Главное в методологии воспитательной работы в школе - определение отношения личности и общества: либо государство определяет, как следует развиваться личности, либо личность является первичным определяющим понятием по отношению к обществу. Если государство (общество) признает личность главной ценностью общества, а развитие личности - главной целью обучения, то отсюда следует, что для необходимых изменений в развитии общества нужно соответствующим образом воспитать человека.

Большинство крупных специалистов по теории личности [3-8] считают, что социальный контроль над личностью вреден и не нужен, поскольку он пагубно влияет на способность самореализовывать свою индивидуальную сущность - изначальную мотивационную основу для становления индивидуальности в человеке.

Другой важнейшей целью воспитания является трансляция национальной культуры любой нации, населяющей Россию. Обучение в школе должно адекватно отображать весь строй жизни, формирующий человека как личность: семью, общину, коллективный труд, общие праздники, родную природу, быт, фольклор и т.п. - т.е. все, что является культурообразующей , образовательной средой и окружает человека от рождения и до смерти. К.Г. Юнг [17], всесторонне анализируя эту проблему, показал, что по наследству каждому из нас передается архетип поведения. Если внешняя Среда понуждает человека совершать поступки вопреки архетипу, записанному в подсознании, то человек испытывает психологический дискомфорт или заболевает.

Перечислим другие цели воспитания: 1) всестороннее развитие личности; 2) воспитание гражданина-патриота России; 3) социализация личности, адаптация личности к реальным условиям конкретного социума; 4) формирование коммуникативных умений и навыков.

Потребность ребенка в саморазвитии, зачастую неосознанное стремление к совершенствованию себя как личности, заложено в нас природой от рождения. Это позволяет нам в конечном счете стать homo sapiens. Постепенно при удовлетворении этой потребности она может превратиться в самоактуализацию личности, т.е. в наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека, которые достигаются в процессе целенаправленного саморазвития. Это естественное стремление человека реализовать себя в своем деле, в своем творении в данной ему от природы степени, ибо каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации [8].

Особое значение для будущей самоактуализации человека имеет взаимоотношение матери и ее ребенка [4,5], поскольку это существенным образом влияет на развитие его самосознания. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке, то у ребенка увеличиваются шансы стать психологически здоровым. Если мать ставит проявления любви в зависимость от “хорошего” или “плохого” поведения ребенка, то подобный подход скорее всего приведет к деформации в его психике. Ребенок будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях, следовательно он будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге ребенок не получит должного развития, не сможет в полной мере проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью [4,6]. То же самое относится и ко взаимоотношению учителя с учеником в начальной школе.

И мать, и учитель должны проявлять свою любовь к ребенку вне зависимости от его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Это единственный путь, позволяющий человеку в итоге достигнуть максимального развития своих способностей, т.е. достичь самоактуализации. Задача школы состоит в том, чтобы сделать эти факты достоянием сознания всех детей как будущих родителей. Самоактуализация личности каждого ребенка должна стать целью деятельности каждой школы, каждого учителя, всей системы образования.

Для оптимального развития человека важно как можно раньше понять: ”Я - это есть я и никто иной”. Уникальность Я внутри каждого из нас. Эту уникальность нельзя выравнивать, править по усмотрению учителя, на его личный вкус. Надо создавать условия для самореализации каждого ребенка. Пора, наконец, понять, что все программы, формулы, диктанты, родительские собрания, мероприятия и пр. нужны лишь для оптимального саморазвития ребенка, а затем и его самоактуализации. Это одна из главных функций гуманистической цивилизации [5].

Воспитание ребенка и система ценностей

Человеческому существу для психологически комфортной жизни необходима система и шкала ценностей. Причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, тепло, вода или любовь. Болезни, источником которых является отсутствие таких ценностей, называются по-разному - “утрата радостей жизни”, “моральное разложение”, апатия, безнадежность, цинизм и т.д. Замечено, что такое неуравновешенное состояние психики человека приводит к физическим болезням [8]. В этом плане мы в России оказались в очень сложном положении. Старые ценности, вроде бы отвергнуты. Мы живем в период “междуцарствия”, когда все внешне заданные системы ценностей (политических, экономических, религиозных и т.п.) оказались ложными. Обыкновенный человек в соответствии с заложенным в нем природой архетипом поведения ищет то, что ему нужно и не находит. При этом он обнаруживает опасную готовность ухватиться за любую надежду, лишь бы преодолеть этот жуткий психологический дискомфорт [8]. В этой связи роль школы в формировании системы ценностей и смыслов сегодня как никогда огромна.

До сих пор школа не ориентирована на целенаправленную социализацию личности. Если человек, окончивший школу, и получает навыки оптимального поведения в социуме, то только потому, что методом проб и ошибок учится общению, поведению в социуме. Заметим - не целенаправленно, не благодаря образованию, а вопреки ему!

Каждый ребенок хочет быть самостоятельным с самых первых своих шагов. Мы же упорно стремимся навязывать ему свою позицию вместо того, чтобы обеспечить условия его развития и обучить его технологиям сожития с окружающим его миром и людьми. Мы вдавливаем в него наши собственные представления о счастье и смыслах. Нам же нужно учить его технологиям познания смыслов!

Ребенок хочет развиваться. Он останавливается в развитии, если его ждут разочарование, неудача, неодобрение, или насмешка. Взрослым надо создать ребенку возможности для самостоятельного выбора, доверять ему и естественным процессам его развития [8,15,16]. Отсюда следует, что не надо заставлять ребенка развиваться или идти по “правильному” пути, выбранному учителем.

Мотивация саморазвития

Любой ребенок, готовясь к школе, имеет желание учиться. Однако этот первичный интерес имеет форму любопытства и быстро исчезает. Исследования показывают, что этот процесс начинается почти у всех детей на первых неделях их обучения в начальной школе. Следующий скачок падения мотивации учения у большинства учеников наблюдается при переходе их из начальной школы в среднюю. Особенно заметен он у подростков. Почему? Многочисленные опросы показывают, что школьные занятия сами по себе крайне редко доставляют подросткам какое-либо внутреннее удовлетворение. Отсюда произрастают многие проблемы с успеваемостью и дисциплиной. Очевидна необходимость индивидуальной работы с каждым по формированию внутренних мотивов учения. Особое значение в этом трудном деле имеют добрые, доверительные отношения между учителем и учеником. Резко отрицательно на формирование мотивации учения влияет существующая система контроля знаний. Это по существу система уничтожения положительной мотивации учения, которая для многих учеников становится высшей формой проявления несправедливости: весь вечер учил и получил двойку! И такому ученику бесполезно объяснять, что он не выполнил норму требований для получения хорошей оценки. Не отрицая стандартов и норм, признаем очевидное: конкретные достижения ребенка надо сравнивать не с другими детьми и “объективными” нормами, а лишь с ним самим, с его прежними результатами. Ему надо постоянно внушать, что он успешно трудится, у него хорошие результаты и завтра они будут еще лучше.

Для этого уже разработаны технологии подавления боязни неудачи, отрицательных эмоций в процессе учебной деятельности за счет создания искусственной ситуации успеха, различных положительных эмоций. Если эти чувства учащиеся испытывают длительное время, то у них возникает потребность в деятельности на данном уроке уже хотя бы ради ощущения радости от соответствующего успеха. Эта потребность постепенно закрепляется и становится стойкой и осознанной.

Другой причиной отрицательной мотивации учения является полное или частичное непонимание учителем своего ученика. В результате возникает неприятие учеником действий учителя и, как следствие, саморазвивающийся процесс: отрицательный мотив - неуспеваемость - раздражение - нелюбовь к предмету, к школе - нежелание учиться вообще.

Если в школе развивают эмоциональную сферу ребенка, учат его общаться, петь, танцевать, выражать чувства через слово, танец, рисунок, то развивается понимание значимости учения не на вербальном, непонятном для ребенка этого возраста уровне, а на уровне его желания бежать в школу, к его любимым товарищам. Ведь там происходит незаметное обучение его науке общения со сверстниками, науке принимать и любить своих друзей такими, какие они есть! Постепенно формируются мотивы сопричастности и сотрудничества в процессе совместной работы. Исподволь закладывается умение определять цель своих действий. Ученик учится видеть цель как конечный продукт своей деятельности.

Если работа по формированию мотивов целенаправленна, то подростку станет доступным постепенное осознание своей учебной деятельности как основного средства развития своих способностей, навыков саморазвития и подготовки к психологически комфортной жизни в окружении своих сверстников и взрослых. Эти мотивы самообразования постепенно становятся доминирующими, а учение становится одним из видов саморазвития.

В старшем школьном возрасте возникшая потребность в саморазвитии начинает трансформироваться в потребность самоактуализации. В зрелом возрасте она становится целью жизни.

Очень важно с ранних лет развивать в детях умение и желание самостоятельно принимать решение. Это качество надо формировать постоянно и целенаправленно. У многих детей, а затем и взрослых, чувство робости, неуверенности в себе, постепенно закрепляясь школьными неуспехами, перерастает в боязнь принимать решение, формирует безынициативных людей.

Нужно систематически учить школьника психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, обучая адекватной самооценке. Это позволит сформировать умение снимать нервное напряжение при ответах у доски, на контрольных проверках, необоснованной тревожности по поводу “заниженных” оценок своих знаний и т.п. Такие умения регулировать эмоциональные отношения не только повысят положительную мотивацию учения, но и активизируют интеллектуальные возможности ученика [3].

Особое значение при формировании у учащихся адекватного уровня самооценки и своих возможностей, притязаний имеет глубоко продуманное поощрение учителя. Похвала учителя не всегда является стимулом для ученика, поскольку многие из них вообще не любят публичных похвал. Похвала эффективна лишь в том случае, когда ученик “чувствует”, что он выполнил достаточно трудное задание для его уровня. Тогда поощрение учителя совпадает, “ложится” на личную оценку учеником своих возможностей и способностей.

Для мотивации учения гораздо важнее самой оценки является скрытая в ней информация о его возможностях. Если учитель оценивает усилия, которые прилагает ученик при выполнении задания, то она наиболее нужна ученику и повышает мотивацию. Ученик интуитивно чувствует и оценивает свои способности в целом правильно. Ему гораздо нужнее информация о том, правильно ли он работает. Информируя его об этом, учитель такой своей оценкой мобилизует ученика на новые усилия. Это приводит к возрастанию активности и внутренней мотивации учащихся.

Психологи знают, что ребенок (а затем и взрослый!) живет в двух мирах, реальностях двух типов: естественного мира и мира психического [4-8, 15,16]. Первый - это мир упрямых фактов. Второй - мир желаний, разнообразных чувств и эмоций, надежд, страхов, любви, поэзии, искусства и фантазии. Это уникальный личный мир, который управляется законами психологии. Эти два мира, в которых живет ребенок, связаны друг с другом и могут даже сливаться воедино. Охраняя гармонию этих миров, мы понимаем, что залогом психического здоровья ребенка является способность свободно жить в обоих этих мирах!

Жизнь во внутреннем, психическом мире очень сильно отличается от жизни в не-психической реальности. В ней господствуют законы, которые зачастую не соответствуют природе ребенка. А он вынужден им подчиняться. Лет до 9-10 он не умеет жить комфортно в обоих мирах. Лишь с нашей помощью наступает гармоничное равновесие бытия в двух мирах. Во взрослой жизни психически здоровому человеку будет легче приспосабливаться к “реальному” миру, жить в гармонии с Природой и другими людьми.

Мы не можем заставить ребенка развиваться, мы можем только поманить его, предоставить ему такую возможность. Если опыт развития ему понравится, то стремление к саморазвитию станет смыслом жизни человека. В и этом должна заключаться цель воспитательной работы в школе. Это должно лечь в основу принципов образования, воспитания и самосовершенствования личности.

В рамках такого подхода школьник выступает уже не как объект воспитания, но и как субъект. Это одно из фундаментальных оснований новой стратегии воспитания, позволяющее каждому человеку составить правильное представление о себе, своих целях, своем потенциале и возможностях их реализации. И тогда изменится философия межличностных отношений, философия образования. Реализация этих целей поможет человеку стать тем, чем он может и должен стать. Возникнет новое видение возможностей и судьбы человека.

Формирование Я-концепции ребенка и его самооценки

Исключительную роль в воспитании ребенка имеет формирование его Я-концепции и самооценки [1,7]. Эта научная проблема берет начало в психоанализе, ей посвящены тысячи научных публикаций. Из них следует, что основания мотивации поведения человека закладываются в раннем детстве, а в дальнейшем развитии и взрослой жизни лишь проявляются и закрепляются. Во многих экспериментах было показано, что высокая мотивация достижения цели формируется только у таких детей, родители которых отличались мягкостью и теплотой в отношении с детьми, но непрерывно и постепенно повышали уровень своих требований к детям, оказывая им при этом ненавязчивую помощь, одобряя всякий успех. В тех же семьях, где родители были безразличны к своим детям или осуществляли очень жесткий надзор над ними, дети, как правило, стремились любой ценой избегать неуспеха. Поэтому в школе и взрослой жизни их отличает низкий уровень мотивации достижения целей.

Оценка ребенком и взрослым самого себя является частью его Я-концепции. Она представляет внутреннее, порой неосознанное суждение человека о своей собственной ценности. Люди с низкой самооценкой склонны иметь о себе негативный взгляд. Они часто испытывают трудности в общении со сверстниками, сомневаются в своих силах. Высокая самооценка, напротив, дает возможность человеку чувствовать себя уверенно, комфортно. Хорошо, когда самооценка ребенка оптимальна. Тогда она способствует саморазвитию и самореализации. Низкая самооценка является мощным тормозом самореализации. Люди с непомерно высокой самооценкой склонны к хвастливости, эгоизму. Статистика показывает, что уверенные в себе люди чаще добиваются успеха, а мнительные, сомневающиеся становятся неудачниками.

Формирование правильной самооценки личности должно быть одной из целей управления воспитанием и самообразованием. При неадекватной самооценке это со-житие с социумом становится не только трудным, но и невыносимым для ребенка, а затем и для взрослого. Судьба ребенка в этом случае напрямую будет зависеть от ряда случайных обстоятельств: соседей, друзей, внешней среды, знакомых и т.д. В результате социальная адаптация, формирование самооценки, навыков поведения и требовательности к себе и другим будут определяться случайными причинами.

Если самооценка ребенка не находит подтверждения в социуме, когда его действия постоянно оцениваются окружением негативно, нарастает озлобленность, ощущение изгоя. Ребенок не хочет и не может долго мириться и жить в таком дискомфортном психологическом состоянии, стремясь любыми способами выйти из него. Чаще всего подросток находит группу, в которой его готовы оценить должным образом.

XX век вошел в историю цивилизации выдающимися достижениями в психологии личности и в социальных науках. При правильно определенных целях государственной политики в области образования, а также современных технологиях обучения, основанных на достижениях этих наук, появится надежда на то, что мы реализуем прекрасный лозунг, украшавший в свое время улицы и залы: “Все во имя человека!” Тогда Россия займет подобающее ей место среди развитых держав и сыграет значительную роль в развитии цивилизации.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Москва, 1989.

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

4. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теория личности. М., “КСП+”, 1997. 720 с.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб.-М., 2000, 988 с.

6. Ларри А. Хьелл, Дэниел Дж. Зиглер. Теория личности. С.-П.,“Питер”, 1997, 606 с.

7. Майерс Д., Социальная психология. С.Пб.-М., 1997, 682 с.

8. Маслоу А. Психология бытия. “Рефл-бук” “Ваклер”, 1997.

9. Николис Г., Прижогин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., Мир, 1979.

10. Перлз Ф., и др. Опыты психологии самопознания. М., 1993, 240 с.

11. Пригожин И., Стенгрес И. Порядок из хаоса. М., 1986.

12. Садовский В.Н., Основания общей теории систем. М., Наука, 1974.

13. Самоорганизующиеся системы. М., Мир, 1964.

14. Тойнби А.Дж., Цивилизация перед судом истории. М.-С.-Пб., 1995, 476 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

17. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.