К. Гордеев

“Новые правые” в Европе

Истоки мировоззрения

“Новые правые” являются одним из ведущих интеллектуальных течений социально-политической мысли современной Европы, сложным, объемным, разноплановым, эволюционирующим в соответствии с изменениями внешнего мира, трансформациями общественного устройства и общественных отношений.

В разработке современной идеологии наиболее заметны “новые правые” старшего поколения - Ж. Сенсир, А. Молер, В. Штраус и др., среднего - Р. Стойкерс, А. де Бенуа, Г. Фэй, Л. Сорель. Они опираются на фундаментальную традицию, которая присутствует в философии, истории, религиоведении, биологии, антропологии, геополитике и др. К правому мировоззрению относятся консерватизм Х1Х века, выраженный классиками-консерваторами Ж. Де Местром, Л. Де Бональдом, Э. Берком и др., ницшеанской традицией, социально-политическими работами немцев К. Шмидта, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Э. Юнгера, творчеством эзотериков Р. Генона и Ю. Эволы, трудами расологов Ж. де Гобино и других и геополитиков Х. Макиндера, Ф. Ратцеля, К. Хаусхофера.

Основное русло историко-культурологических изысканий “новых правых” сегодня - изучение древней индоевропейской цивилизации как один из способов обоснования концепции единой европейской цивилизации, европейской общности, понимаемой как “Европа отечеств”. Практическое воплощение, организационная форма современных консервативно-революционных сил - международные организации и политические партии праворадикальной ориентации.

Стоит отметить некоторую смену областей знания в теоретико-идеологическом комплексе “новых правых”. Если раньше наибольший вклад в разработку мировоззрения вносила философия, то сегодня можно говорить о выдвижении в качестве приоритетных различных наук. Философия заложила основы, указала ориентиры, но мало сейчас найдется философов среди “новых правых”. Р. Стойкерс и А. де Бенуа культурологи, теоретики и идеологи, Л. Сорель - геополитик, Р. Оберлерхер - экономист, Ж. Парвулеску - эзотерик и геополитик.

Истоки современного мировоззрения “новых правых” неоднородны. Разные его течения могут отдавать приоритет консервативной философии и неоязычеству, эзотерике и мистицизму, католическому традиционализму, идеям консервативной революции немецких мыслителей 20-30-х годов ХХ века и античному наследию. Нет одной страны, одного направления, одного философа, есть общность стран, различные взгляды и позиции, порой противоположные. Несомненно, имеются разногласия, вражда, разобщенность, - без них не обходится ни одно движение. Стремление к расколам вообще свойственно человеческой природе.

При этом проблема осмысления России как стратегического партнера Европы в противостоянии США занимает важное место в изысканиях “новых правых”. При наличии некоторых различий в понимании ее места и роли в отношениях с Европой (как партнер, как союзник, как часть Европейской континентальной империи или империя равнозначная), общая линия - на сотрудничество и диалог на иных началах, отличных от официального Запада, - в целом разделяется большинством лидеров “новых правых”.

Одна из проблем европейского правого движения связана с так называемым “впадением” в ограниченный национализм. При приверженности интегральному европейскому (или евразийскому, если вместе с Россией) национализму, при формуле “Европа отечеств”, а не “государство-нация”, нет страховки от обращения к нему. Многие случаи их несогласия и разобщенности - от ограниченного национализма, который мешает объективному, холодному пониманию внегосударственных, континентальных проблем. Национализм - необходимая почва, но при известной обращенности на “самого себя”, он - препятствие, источник расколов и неприязни к другим странам. Сейчас среди европейских правых понимается интегральное значение национализма. Тем не менее, проблема “местечковости” национализма не утратила актуальности, что является одним из отличий “новых правых” от “старых”, признаком их “новизны”.

Международная ориентация

Одной из первых после Общества немецко-европейских исследований (ДЕГС) и фактически самой крупной и значимой была Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации – ГРЕСЕ. Апогей ее деятельности пришелся на 1970- начало 1980 годов, но в последующее время ее активность и значимость заметно снизилось. В 1993 на ее основе создана организация “Европейские Синергии” (Synergies Europeennes), ныне являющиеся основным мозговым центром европейского правого движения.

Такие идеологи правых, как Р. Стойкерс, П. Канаван и др., причину увядания ГРЕСЕ видят в том, что движение исчерпало себя, за тридцать лет своего существования парижские “новые правые” не предложили никакой последовательной реформы французских учреждений, не развили идеи регионализма, не дали проекта экономической реформы. Роковую роль в судьбе ГРЕСЕ сыграли также сотрясавшие ее организационные кризисы.

А. де Бенуа отмечал, что одна из целей “новых правых” – положить конец монополии левых в области культуры. Для этого, по его мнению, следовало бы обратиться к теории А. Грамши, согласно которой невозможно завоевать политическую власть, не обеспечив себе предварительно господство в области культуры. С критикой заимствованного французами грамшианского подхода выступал в статье “Нищета правых интеллектуалов” австрийский идеолог правых, Юрген Хатценбихлер (“Нувелль де Синержи Эропьен” №28, июнь – июль 1997). Хатценбихлер считает, что не существует единого движения “новых правых”, поиски альтернативного мировоззрения привели к отрыву от реальности, лозунги “консервативной революции” стерлись от бесконечного повторения; правые интеллектуалы создали свой, замкнутый и герметичный мирок. Следует отметить, что проблема “сектантства” угрожает на определенном этапе всякому движению, когда возникнув, окрепнув, достигнув некоторого уровня, оно самоизолируется. Актуальна эта проблема и для сегодняшних консервативных революционеров как на Западе, так и в России.

Международная ассоциация “Европейские Синергии” (“Синержи Эропьен”) была официально зарегистрирована в Тулузе (Франция) 8 июня 1993, и в настоящее время имеет свои филиалы во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, а также представителей в Испании, Португалии, Хорватии, Литве и Латвии. С 7 июля 1997 официально существует Московское региональное отделение “Европейской Синергии”, которое сейчас возглавляет публицист А.М. Иванов, историк и филолог П.В. Тулаев, писатель В.Б. Авдеев.

В ноябре 1997 на совместной конференции германского филиала “Синергии” и Общества немецко-европейских исследований (ДЕГС) было решено отказаться от термина “новые правые и заменить его термином “Европейское синергетическое движение”. Р. Стойкерс, объясняя термин “Синергия”, говорит, что он произошел от теологии. Ссылаясь на К. Шмидта, он утверждает, что все содержательные понятия политики являлись секуляризованными теологическими понятиями. В языке теологов “синергия” наблюдается тогда, когда силы разного происхождения и природы вступают в соперничество или соединяют свои усилия чтобы достичь цели. Этот термин нейтрален в смысле “левых” или “правых”. В современных условиях употребление такой дихотомии не всегда соответствует истине. Синергия же означает способности системы к самоорганизации, самоупорядочиванию, стабилизации.

Президентом “Европейской Синергии” с момента ее основания по апрель 1998 был г-н Жильбер Сенсир. В 1998 его сменила г-жа Алесандра Колла, владелица издательства “Барбаросса” (Италия), выпускающего журнал “Орион”. Генеральным секретарем Ассоциации является Роберт Стойкерс.

Ж. Сенсир так освещал в информационном бюллетене “Нувель де Синержи Эропьен” вопрос об идеологической линии “Европейской Синергии”. Она выражается в “… имперском, в смысле “Священной Империи”, взгляде на Европу, политическая организация которой должна быть основана на имперской модели, на священных духовных принципах и на системе делегирования снизу вверх. Это должна быть независимая и самобытная Европа...”.

Затрагивая вопрос о таком важном элементе идеологии “новых правых” как неоязычество, Ж. Сенсир в № 11 “НЕС” (июнь 1995) говорит, что одной из главных целей “Синергии” является защита античного наследия. Общеевропейская цивилизация имеет дохристианские корни, но осознавая это, важно не допускать “карнавального” язычества, а с учетом сохранения в христианстве языческих элементов, нельзя занимать по отношению к христианству позицию полного отвержения.

Антиамериканизм является также одной из основных идеологических установок “Европейских Синергий”. Этой теме Ж. Сенсир посвятил статью “США - главный враг”(№10 “НЕС”, апрель-май 1995), а Р. Стойкерс – книгу “Американский враг”(1996).

Пристальное внимание “Европейской Синергией” уделяется вопросам геополитики. На страницах “НЕС” широко освещается геополитические проблемы, концепции, дискуссии и т.п., регулярно печатается ведущий геополитик “Европейской Синергии” Луи Сорель, а также Люсьен Фавр, Жан Парвулеску и др. “Европейская Синергия” поддерживает контакты с периодическими изданиями праворадикальной ориентации из многих стран Европы.

Берлинское Институционалистское Общество создано выходцем из Прибалтики Владимиром Видеманном (р.1955), информационный бюллетень Институционалистского Общества “Императив” издается и на русском языке. По словам В. Видеманна, Институционалистское Общество объединяет представителей разных стран и направлений. Ими руководит интерес к изначальной, так называемой Примордиальной традиции и ее развитию. Своей задачей они видят поиск элементов данной традиции в современности, в частности, в правовых аспектах. Речь идет именно об институции, об исторических институтах человечества: семье, обществе, государстве и т.п.

Задачей журнала “Императив” его издатели считают показать общеправовую традиционалистскую ментальность во всем ее многообразии. Цель состоит в том, чтобы осмыслить и увидеть горизонты будущего для Европы не только в географическом, но культурологическом смысле. С такой позиции в своих разработках институционалисты делают акцент на юридических аспектах европейской общности. В этом смысле все исторические образования, основанные на традициях европейского права, входят в данный контекст. Конечной целью объявляется отстаивание единого международного пан-европейского пространства.

По мнению В. Видеманна, создать новое правовое пространство единых интересов в рамках России и объединенной Европы – качественно новая задача традиционалистов. Речь идет не о некой глобальной суперимперии, которая поглотит и Россию и Европу, а о Союзе независимых регионов с достаточными политическими и экономическими правами.

В рамках Институционалистского Общества активно разрабатывается идея так называемого нового центрально-европейского пространства, которая предполагает сближение России и Германии на основе “прусской идеи” – восстановления Пруссии, включающей в себя исторические земли германцев, балтийцев и славян, что привело бы к созданию нового центрально-европейского пространства. Восточная Пруссия и Калининград могут со временем стать центром нового паневропейского, германо-славянского образования, геополитической моделью нового “Священного союза”.

Всемирный конгресс этнических религий (World congress of etnic religons (WCER)) – международная организация неоязычников, возникшая около трех лет назад на основе Европейского природного религиозного объединения (ЕПРО) и Балтико-славянского информационного центра по инициативе литовского ученого-этнографа, лидера фольклорного движения Ромува Йонаса Тринкунаса. Главной целью конгресса объявлялось исследование, развитие и правовая защита коренных этнических религий.

Второй всемирный конгресс этнических религий проходил в августе 1999 в Литве. В его работе участвовали представители из 10 стран мира, в том числе – Польши, Франции (главный редактор журнала галльских друидов “Мессаж” Жан Леонель Манкуа), Исландии (Языческая ассоциация Исландии), Дании, Бельгии, России.

Стратегия конгресса в общих чертах – ориентация на коренные традиционные этнические религии, изучение их древнего наследия, переосмысление в свет современности.

Всемирный конгресс этнических религий представляет собой на сегодняшний момент молодое и не известное пока движение. Заметную роль в нем сейчас играют прибалтийские исследователи и издания (журналы “Ромува”, “Лабьетис”). В России существуют такие организации язычников, как Союз славянских общин, Союз Венедов, “Коляда Вятичей” и др.

Можно с уверенностью сказать, что США выступает в глазах европейских консервативных революционеров враждебной силой, чей “новый мировой порядок” навязывает Европе и остальному миру американскую гегемонию. При наличии разногласий все теоретики по этому вопросу высказываются единогласно. Положить конец мировому господству США – задача, которая должна объединить Европу и Россию.

Среди части правых интеллектуалов бытует мнение, что к такому союзу имеют все основания присоединиться и исламские страны, противостоящие гегемонии США. “Исламский фактор” стал объектом спора в среде “новых правых”. Тезису “исламизм и Европа против США”, выдвинутому еще в 1970-х деятелями ГРЕСЕ, противопоставлялся тезис “Исламизм и США – союз против Европы” в том смысле, что используют “мусульманскую карту” в своих интересах, обращая ее против Европы же. Примеры тому - Босния, Афганистан, Чечня, когда исламский фундаментализм и экстремизм подпитывается и поддерживается США для ослабления своих противников и установления влияния в данных регионах. Среди русских правых, придерживающихся такого мнения, назовем А. Иванова, А. Савельева, В. Авдеева.

Когда евразийцы типа Дугина ратуют за “исход к Востоку” и “Европу от Дублина до Владивостока”, в то же самое время исламисты (напр. Г. Джемаль) спрашивают: почему Европа до Владивостока, а не Азия до Дублина? Из этого вытекает и другой вопрос – почему Евразия, а не Азиопа?

Есть также и мнение в защиту сотрудничества с исламом. Согласно Ж. Сенсиру такими союзниками могут быть шиитский Иран, Ливия, антиталибский блок в Афганистане. Одним из наиболее твердых противников США – Р. Оберлерхер. Он называет Америку отбросом Европы, оторванной от почвы силой, чья идеология – иммиграционизм, чье население – социальные атомы, подрезавшие собственные корни. Америка – это “ковбой, скотогонная сила, народогонец, народострига, народобойца”. Народы Европы – это гонимые стада ее пасторальной силы, подобные благородным рабам. Освобождение европейских народов – это их самопреодоление собственного состояния. Демократия – средство американского принуждения мира к американскому образу жизни. Это сейчас главная функция демократии, свой подлинный смысл она уже утратила, коллективная ответственность превращается в иллюзию перед фрагментацией и атомизацией общества, и преступностью. В отношении России подавляющее большинство европейских правых сейчас говорят с большой заинтересованностью, рассматривают ее как возможного союзника и поддерживают контакты с русскими единомышленниками.

Русская тема занимает одно из главных мест в теоретико-идеологических изысканиях европейских “консервативных революционеров”. Европейская Синергия” регулярно проводит коллоквиумы и научные конференции, посвященные России, ее печатные органы – журналы “Новости Европейской Синергии” и “Вулуар” публикуют материалы о России. Много публикаций на русскую тему у Р. Стойкерса, о геополитических отношений Европы и России писали Ж. Парвулеску (“Европейская и великоконтинентальная миссия России”, НЕС, №119-121) и Л. Сорель. Со страниц немецких журналов “Штаатсбриф”, “Сигнал”, “Оппозицион” В. Штраус анализирует положение в России, пишет о ее истории.

Качественно новый этап взаимоотношений между “Европейской Синергией” и Россией начались после того, как ее официальным корреспондентом в России стал А.М. Иванов, историк и публицист, ветеран национально-патриотического движения. Весной 1996 состоялся официальный визит Ж. Сенсира и Л. Сореля в Москву, где они были приняты в Госдуме. Тогда и была заключена договоренность с русскими единомышленниками об открытии отделения Ассоциации в Москве. В руководящей совет, помимо председателя А. Иванова, вошли писатель В. Авдеев, историк и филолог, член редколлегии журнала “Наследие предков” П. Тулаев, издатель журнала “Атака” С. Жариков.

В плане построения перспективной модели взаимоотношений между Европой и Россией представляет интерес аналитическая статья Л. Сореля “Европа, НАТО, Россия: к новым моделям безопасности”. Конец конфликта Восток-Запад изменил европейский геостратегический пейзаж, пишет автор. Налицо сильная институциональная конкуренция между ОБСЕ, НАТО и Европейским союзом. В этих условиях необходимо решить две задачи: консолидация между Россией и Европейским союзом и независимость европейцев (от влияния США - К.Г.). Одна из задач присутствия НАТО в евразийском пространстве (Европа – Россия - СНГ) – помешать восстановлению центров могущества, способных стать новым гегемоном. Наш политический проект имперской Европы, считает Л. Сорель, несовместим с устремлениями США, и нам нужно строить свою безопасность путем подчинения НАТО. “Европеизировать” Альянс Л. Сорель предлагает путем придания Европейскому союзу и ОБСЕ гораздо больше дипломатических и стратегических полномочий. Для “европеизации” НАТО Сорель предлагает установить примат политических структур Альянса над военными, освещать процесс принятия решений: европейцы останавливают свои решения посредством собственных политических институтов (Совет Европы) и дают единый голос в атлантическом совете. США в таком случае не смогут противопоставить никакого права вето действиям НАТО по европейской воле. Далее следовало бы создать совет Россия – Альянс и признать ее полное участие в Большой семерке и других межгосударственных организациях Европы. Но, заключает автор, в настоящее время из-за сильного давления американской дипломатии и подчинения европейских властей, предложенная модель европейской континентальной безопасности неосуществима.

Подведем итог рассмотрению отношения европейских “новых правых” к России. Налицо несомненная заинтересованность как в партнере, союзнике, составной части Евразийской империи. У тех или иных авторов можно встретить сходное отношение в этом вопросе, но при внимательном рассмотрении станет очевидной одна деталь – автор, излагая проект взаимоотношений с Россией, упирает на приоритетное положение страны, к которой принадлежит он сам. Немцы говорят о германо-русском союзе и Калининграде, как возможной основе такого союза, и при этом с некоторым пренебрежением относится к роли Франции в Евроазиатской империи (В. Штраус, Р. Оберлерхер). Можно ли в этом усмотреть проявления национализма, ограниченного рамками страны? Пожалуй, так считать не всегда верно, при наличии разного рода расхождений во взглядах, в целом общая идея континентальной Европы сглаживает противоречия.

Русские – реальная европейская нация, это дает основания считать областью расселения европейских народов от Бретонского Бреста до Владивостока. Это взгляд из Европы. Видение русскими идеологами правой перспективы места России в европейской континентальной общности имеет некоторые особенности. К примеру, геополитическая модель, предложенная П.В. Тулаевым, основывается на концепции трех взаимопроникаемых пространств: 1 “Русский Крест”, образованный на пересечении исторического пути “из варяг в греки” (“север-юг”) и трансъевропейской магистрали (“восток-запад”), включающей области: северо-западную, восточно-европейскую (с центром вокруг Москвы), южную, сибирскую, тихоокеанскую, дальневосточную, крайний север. 2. С северо-запада на юго-восток - “Трансъарийская ось”. По вертикали она свяжет Скандинавию, Германию, Восточную Европу, Кавказ, Иран, Центральную Азию и Индию, а по горизонтали - Восточную Европу с Западной, т.е. континентальный христианский мир. Эта ось - стержень нового Священного Союза, межгосударственного объединения. Его центральным звеном будут Россия и Германия.

“Трансъарийская ось”, создавая взаимопритяжение между севером и югом, станет стержнем третьего пространства - “Евразийский Щит” - наибольшего по величине и наиболее разнородного. Его образуют все государства континента-материка, с прилегающими островами, от Ирландии до Японии. Сюда включается и исламский мир.

Праворадикальные партии

Число политических партий, входящих в лагерь европейских праворадикалов, весьма велико. Практически в каждой стране Европы существует несколько партий подобной ориентации. Внутри правого спектра такие силы могут различаться по численности (карликовые или крупные), по степени радикализации и отношению к методам ведения политической борьбы (легитимным или экстремистским), по респектабельности и маргинальности, по социальной базе и т.д. Также могут иметь место незначительные различия в требованиях и программных установках на фоне общих для праворадикальных партий взглядов (традиционализм, антиамериканизм, лозунг “Европа отечеств”, негативное отношение к иммиграции, сохранение национальной идентичности, интегральный европейский национализм, неприятие Европейского Сообщества и т.д.). В данном случае мы уделим внимание, главным образом, французским и немецким партиям, разделяющим взгляды “новых правых”.

Одной из наиболее сильных европейских правых партий является французский Национальный фронт (Front national). Его возглавляет бретонец Жан-Мари Ле Пен (родился в 1928, окончил иезуитский колледж, учился на факультете права в Сорбонне, воевал во Вьетнаме и в Алжире). В 1956 он стал самым молодым депутатом французского парламента от партии “Союз защиты торговцев и ремесленников”, которую возглавлял Пьер Пужад. В 1972 Ле Пен создает Национальный фронт, по его словам – “великий профсоюз всех жертв социализма, марксизма и либерализма”. ФН был создан по инициативе организации “Ордр нуво”(Ordre nouveau). “Новые правые” должны были перегруппировать всю национальную оппозицию, чтобы противопоставить режиму единый фронт. 1972 был годом выработки совместной программы левых – Социалистической партии, Коммунистической и Движения левых радикалов. Противопоставлением им и является НФ.

Первоначально НФ представляет собой незначительную величину. Его взлет приходится на 1980-е: в 1984 его одиннадцать депутатов прошли в Европейский парламент, а в 1986 35 депутатов – во французский. Однако позже против Ле Пена была использована мажоритарная система выборов, в результате чего НФ теперь не представлен в Национальном собрании, хотя на выборах в марте 1993 получил 27% (более 3 млн.) и стал третьей политической силой страны, впервые опередив коммунистов, за которых проголосовали лишь 9,2% избирателей. Кандидаты НФ вышли во второй тур в 100 округах, но везде их заблокировали левые и правые. За самого Ле Пена проголосовали 42%.

Главные принципы НФ - уважение национального прошлого, защита свободы и справедливости, цель – “либеральная революция”, мирный и освободительный революционный переворот, который будет означать возвышение Европы – полюса мировой цивилизации.

Свои политические взгляды сам Ле Пен характеризует следующим образом: “я всегда был убежденным противником любого социализма – и гитлеровского, и сталинского, и миттерановского”. Францию, как он считает, поработили более 7 миллионов чиновников. “Социалисты” во главе с Ф. Миттераном создали систему, от которой два шага до коммунизма…Если государство начинает лезть в экономическую сферу, непременно на спины трудящихся садятся чиновники”.

Ле Пен не согласен с тем, что понятие “нация” будто бы исчерпало себя и пришло время межнациональных империй. Он против создания Европейской империи, за которую выступал Жан Тириар. Ле Пен разделяет вариант генерала де Голля – “Европа отечеств”. Но его главный пропагандистский козырь – борьба с иммиграцией, действительно становящейся все более серьезной проблемой для Франции. Рост преступности и безработицы многие воспринимают как следствие иммиграции из стран Магриба.

Харизматический лидер, виртуозный оратор, Ле Пен – автор книг “Les francais d`abord”, “La France est de retour” и “Espoir”. Будучи последовательным противником социализма, Ле Пен, подобно всякому традиционалисту, критически относится и к идеям просвещения, в частности, к идеям Ж-Ж. Руссо, в которых он видит корни социализма. “Украшенные…салонными ужимками, - пишет Ле Пен в книге “Les francais d`abord”, - эти жан-жакерии всегда ведут от пастушка к палачу… До чего сильны совпадения между нашим обществом и временем, предшествовавшим революции 1789 года! Тогда все – дворяне, священники, буржуа считали себя левыми…Ветер идей, подувших с Запада, и Декларация прав лишили Францию последнего глотка воздуха, точно так же, как и в наши дни волна студенческого недовольства вышла из американского университета Беркли, а поп-музыка – из Нью-Йорка”.

Из ныне действующих немецких правых партий самой старой является Национал-демократическая, основанная в 1964 Адольфом фон Тадденом. Период пика популярности НДП пришелся на 1960-е, когда она победно штурмовала ландтаги ФРГ. Однако на выборах в Бундестаг в 1969 НДП набрала всего 4,3%. Отметим, что этот период деятельности НДП(1960-е гг.) вызвал интерес, связанный с известными опасениями, у ряда советских исследователей (А.А. Галкина, Ф.И. Новик и некоторые другие).

После 1969 НДП вступила в полосу затяжного кризиса, число ее членов сократилось с тридцати до шести тысяч. В 1989 некоторое оживление вызвало успех на местных выборах во Франкфурте, в одном из пригородов Франкфурта она получила даже больше голосов, чем ХДС. Возглавляет сейчас партию Гюнтер Деккерт.

Другая правая организация – Немецкий народный союз (ДФУ), созданная в 1971 Бессменным лидером ДФУ является д-р Герхард Фрай, миллионер, издатель выходящего в Мюнхене еженедельника “Дойче Националь-Цайтунг”, один из руководителей издательства “Национ унд Ойропа”.

В 1990 партия достигла успеха на выборах в Бремене, и в 1992 в земле Шлезвиг-Гольштейн. В конце апреля 1998 на земельных выборах в Саксонии-Анхальт партия одержала, как писали наши газеты, “ошеломляющую победу” – 13%, оставив позади зеленых и свободных демократов, которые вообще не попали в ландтаг. Лозунг “Рабочие места в Германии – для немцев!” в земле, где четверть населения безработные - обеспечил ДФУ успех.

Самый сильной из немецких правых организаций является партия Республиканцев. Ее основали в 1983 раскольники из рядов ХСС. Лидером стал Франц Шенхубер (р. 1923, участник войны, ветеран СС, после войны сотрудничал с левой прессой и был близок к социалистам). Первый успех был достигнут в 1989 в Берлине. В том же году республиканцы получили шесть мест в Европейском парламенте. После этого партия вошла в полосу раздоров, экстремистское крыло давило на Шенхубера, он подавал в отставку, восстанавливался, в конце-концов ушли экстремисты. Несмотря на раздоры, в 1992 республиканцы получили 10,9% голосов и 15 мест на выборах в земле Баден-Вюртемберг, в 1993 в Гессене-8,3%.

Ф. Шенхубер негативно относится к ДФУ и НПД, считая их слишком экстремистскими, отказывался от блоков с ними. Осенью 1993 на выборах в Гамбурге республиканцы набрали 4,8%, ДФУ – 2,8%. Вместе –7,6%, но порознь они не прошли. В результате в 1994 выборы в Бундестаг и в Европарламент оказались неудачными (в Европарламент – 3,9% и ни одного места). В 1994 лидером партии стал молодой Рольф Шлирер, руководитель республиканцев в земле Баден-Вюртемберг.

Среди австрийских правых организаций наиболее сильной является Австрийская партия свободы, возглавляемая молодым и энергичным Йоргом Хайдером. Под его руководством партия в 1984 в земле Каринтия получила 16% голосов, с 1986 Хайдер стал во главе партии. В 1991 за партию Хайдера в Каритии голосовали уже 31%, а по всей Австрии – 17%.

Хайдер, подобно Ле Пену и Шлиреру, строит свою пропаганду главным образом на борьбе против иммиграции, преступности, безработицы и т. п. В сентябре 1994 партия Свободы получила 18,5% на выборах в земле Форальберг. В октябре 1999 на выборах в федеральный парламент Австрии партия Свободы получила 27,2%, второй результат после социал-демократов (33,9%), вторая по величине парламентская фракция.

Ярким явлением в европейском праворадикальном движении является партия Итальянское социальное движение (МСИ), основанная в 1994 Нынешний руководитель – Джанфранко Фини. МСИ имеет расхождения во взглядах с другими европейскими партиями, - не придает большого значения борьбе с иммиграцией (поскольку эта проблема для Италии стоит не так остро, как для Франции и Германии), не входит МСИ и в коалицию правых партий в Европарламенте. Свою роль здесь играет спор с немцами из-за германоязычной области Альдо Адидже (или Южный Тироль). Но главная цель Фини заключается в том, чтобы его партию считали центристской и забыли о ее прошлой фашистской репутации.

Заметной организацией итальянских правых является также сепаратистская “Северная лига” во главе с Умберто Босси. Она выступает за создание независимого государства на севере Италии. Представлена в Европарламенте.

Краткий обзор не позволяет дать более основательный разбор идейно-политических оснований разнообразных объединений “новых правых”. Тем не менее, можно заключить, что “новые правые” - мощное интеллектуальное направление, которое в спектре социально-политических идей Европы занимает достойное место и, безусловно, окажет влияние на общественно-политическую жизнь и на расстановку политических сил ближайшего будущего.