Журнал «Золотой Лев» № 131--132 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Писаренко

 

Важнее всех реформ

 

Слово и понятие “культура” очень многогранно и охватывает все стороны жизни человека. Культура речи, культура слова, культура быта, культура труда, культура поведения, культура производства, культура земледелия, технологическая культура, художественная культура, музыкальная культура, археологическая культура — все это и многое другое разные стороны человеческой цивилизации.

К сожалению, в нашем государстве слово “культура” понимается однобоко. Отсюда многие наши проблемы. Нет до сих пор осознания того, что без культуры любые, даже самые прогрессивные реформы будут обречены на неудачу.

Мне же хотелось бы поделиться ощущениями и мыслями о состоянии самого близкого мне вида культуры — музыкальной. Но под этим углом зрения видно многое.

Еще совсем недавно было престижно иметь музыкальное образование. Молодые талантливые люди очень охотно выбирали профессию музыканта и поступали в музыкальные школы, училища и консерватории. Кроме материального достатка и уверенности в завтрашнем дне музыкальное образование давало творческому человеку моральное удовлетворение и успех.

Сейчас же наступили другие времена. Из года в год все меньше поступающих в музыкальные училища. Ну а серьезные музыканты (те, что исповедуют классическое искусство) в нашей стране теперь влачат жалкое существование. Они стали ненужными в России, и, приезжая на Запад, можно увидеть их искусство на улице или в обыкновенных забегаловках. Но даже на таких своих концертах музыканты зарабатывают больше, чем в самом престижном коллективе родной страны. Многие наши лауреаты международных музыкальных конкурсов покинули и покидают Россию, обедняя тем самым духовную и интеллектуальную жизнь нашего народа.

Все это не могло не привести к серьезным последствиям. Два года назад на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве ни один российский пианист не стал дипломантом. Это на том конкурсе, на котором наши пианисты всегда завоевывали самые высокие награды. Во всем мире российские пианисты считались лучшими исполнителями Шопена. А теперь, что называется, дожили! Ну и что? Кто-то забил тревогу? Ничуть не бывало. СМИ ни слова. А ведь это падение престижа нашего искусства, нашего государства.

И виновата в этом не демография. Виновато отношение к музыкальной культуре нынешней власти, политиков. Они совершенно не понимают специфики музыкального искусства. Ведь чтобы стать хорошим профессиональным музыкантом, необходим колоссальный повседневный труд, требующий кроме таланта большой самоотдачи, отрешения от многих развлечений и праздного безделья. Этой профессии необходимо учиться около 18—19 лет: семь лет (иногда десять) в детской музыкальной школе, четыре года в музыкальном училище, пять лет в консерватории, два года в аспирантуре.

А дальше? А дальше, как правило, мизерное жалованье, которого не хватит даже на пропитание. И не случайно родители теперь стараются оградить талантливых детей от музыкального мира и ориентируют их на ту профессию, которая даст возможность заработать “на хлеб с маслом”. Вот был на Смоленщине великолепный шестнадцатилетний балалаечник Илья Петров, который, несмотря на свой совсем еще юный возраст, выступал почти во всех странах Европы. По настоянию родителей он сейчас учится на финансиста. Не знаю, приобретет ли страна в его лице талантливого банкира, но совершенно бесспорно, что она лишилась талантливого музыканта.

Что знает власть о таких потерях? Чувствует ли их тяжесть? Увы. Чиновники превратились в какую-то закрытую и зажиточную касту. “Страшно далеки они от народа”. А услышав о бедственном положении культуры, обычно советуют искать спонсоров среди новых русских. Попросту говоря, попрошайничать.

За последние годы Смоленск посещали три министра культуры. В конце 90-х приезжала Наталья Дементьева. Ее визит надолго запомнился местной интеллигенции. Запомнился фразой, брошенной высокой московской гостьей на встрече с музейными работниками. Когда те стали рассказывать ей о своем бедственном положении, глава Минкульта посоветовала им... найти среди сотрудниц музея девочку помоложе, надеть на нее юбочку покороче и направить к спонсору![1]

Следующий министр культуры — Михаил Швыдкой, также посетивший нашу область, был не менее оригинален. Во время пресс-конференции я спросил Михаила Ефимовича, почему его министерство перестало помогать творческим союзам в провинции. Министр ответил, что не видит смысла в творческих союзах. Раз, мол, на Западе их нет, то и у нас быть не должно. И вообще, чем творческие союзы лучше других профессиональных объединений граждан, скажем дворников или сантехников, так что им государство помогать не обязано. Ну не видит министр разницы между дворниками, сантехниками и Шостаковичем, Твардовским, Симоновым, Шолоховым, Глазуновым, Тарковским и другими членами всяких там творческих союзов.

Поэтому я не удивился, когда Швыдкой возглавил Агентство по культуре и кинематографии и это ведомство отказалось финансировать торжества, посвященные 200-летию М. И. Глинки. Одна руководящая дама из агентства так и сказала: “Подумаешь, Глинка. Всего две оперы написал...”.

Куда, мол, ему до Газманова с Крутым?.. Между тем М. И. Глинка считается национальным композитором не только России, но и Испании! Когда вы прилетаете туда, в аэропорту вас встречает его бессмертная “Арагонская хота”.

Но вот, слава Богу, министром культуры стал Александр Сергеевич Соколов. Он уже несколько раз приезжал в Смоленск, и у меня, как и у многих, кто с ним общался, осталось от него самое лучшее впечатление. Он неравнодушный человек. Но ему не дает работать упомянутое выше агентство, где сосредоточены практически все средства, выделяемые на культуру.

Очень это странное двоевластие. Скажем, обращается инициативная группа, состоящая из представителей Смоленского отделения Союза композиторов России и Департамента по культуре Смоленской области, в Министерство культуры с просьбой помочь в проведении Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося фольклориста, лингвиста и этнографа В. Н. Добровольского. Просили сумму весьма и весьма скромную: чтобы можно было пригласить и разместить в гостиницах зарубежных ученых, которые хотели приехать и выступить по заявленной теме. Министр культуры Соколов подписал нашу просьбу, но агентство Швыдкого денег не выделило. В результате мы провели Всероссийскую конференцию на свои деньги. Но, к сожалению, международной она не стала.

В чем прав Швыдкой: на Западе действительно нет творческих союзов, как у нас. Но там существует отлаженная система социальных творческих заказов и для писателей, и для композиторов, и для художников. Многие российские композиторы живут нынче за границей исключительно за счет социальных заказов на создание произведений. У нас такое тоже было в советское время, но реформаторы и на этом поставили крест. В результате сложилась ситуация, когда старая система финансирования творческих союзов ликвидирована, а новая, основанная на социальных творческих заказах, не создана.

А в общем, творческим людям — не только музыкантам! — очень и очень трудно. Особенно в провинции. Многие, чего греха таить, находятся на грани нищеты, а часть уже и за этой гранью. Известная в прошлом смоленская поэтесса, член Союза писателей СССР, теперь ослепшая, на старости лет сидит в городском парке и играет на баяне за подаяние. Другой талантливый поэт, чтобы свести концы с концами, кладет печки на дачах современных нуворишей. Великолепный смоленский композитор жил тем, что собирал бутылки до самой своей смерти в 2002 году. Он был автором двух опер и двух симфоний, двух концертов для фортепиано с оркестром и других произведений, а умер в 58 лет в нищете. Знают ли об этом власть предержащие?

Один наш смоленский музыкант, член Союза композиторов, уехал в Эстонию и там, в Нарве, создал симфонический оркестр. Городское управление в знак благодарности подарило ему двухэтажный коттедж. А другой талантливый смоленский музыкант и дирижер никуда не уехал и создал камерный оркестр у нас в Смоленске, но, чтобы прокормить семью, был вынужден работать на износ на четырех (!) работах, чем окончательно подорвал свое здоровье, и умер. А теперь объясните мне: почему в Эстонии человек за создание оркестра получает коттедж, почет и уважение, а в России за то же самое ему светит место на погосте?[2]

Кстати, в Прибалтике и ряде других стран СНГ все творческие союзы сохранены, действуют и получают ощутимую поддержку от государства! Нам внушают, будто у нас все, как на Западе. И что “никогда наша культура не чувствовала так хорошо, как сегодня”.

Между тем у нас, в Смоленской области, за последние 20 лет не выделено ни одной квартиры для членов творческих союзов, не построено ни одной творческой мастерской для художников и композиторов. На протяжении 15 лет нашему отделению Союза композиторов не выделяется помещение под офис. Впрочем, в Общероссийском классификаторе профессий вы даже и не найдете таких профессий, как композитор, писатель, поэт. Нас вычеркнули из законодательства. И такое чувство, что из жизни.

Государство[3] поддерживает женсоветы, ветеранские, спортивные и другие общественные организации. И я за то, чтобы им помогали. Но почему творческие союзы в изгоях?

А тем временем народ наш, особенно подрастающее поколение, сильно деградирует. Растет бескультурье. Слушателя, зрителя, читателя приучают к безвкусице. На каждом шагу невежество, вульгарщина, равнодушие ко всему, кроме наживы.

Посмотрите, чем заполнены сегодня наши телевизионные экраны. Насилие, разврат, пошлость, бандитизм. Но ведь воспитание кровью и насилием в конечном итоге порождает кровь и насилие. “Не научай стрелять из лука сына или внука, прежде чем не научил его добру” — так гласит мудрая китайская пословица. Сначала ребенок должен узнать и полюбить все лучшее, апробированное временем, сформулировать в своей душе чистый кристалл художественно-нравственных ценностей, а уж только потом ему можно вступать во взрослый мир.

Недооценка значения культуры, в том числе музыкальной, болезненно отражается на наших детях, не только на их нравственности и духовности, но и на здоровье. А ведь ученые давно доказали, что влияние звука на человека и на природу очень велико. И это постоянно подтверждается самой жизнью. 20 лет назад в парке усадьбы М.И. Глинки заболели вековые дубы. Что только не предпринимали, но дубы желтели, теряли листву, засыхали. Зазвучала музыка Глинки, и деревья вновь ожили, зашумели листвой.

Надо видеть, с каким интересом дети слушают выступления композиторов, которые пишут для них музыку. Надо видеть, как поют дети вместе с композиторами знакомые им песни, как внимают инструментальной музыке в концертных залах. Вот уже 12 лет Смоленское отделение Союза композиторов проводит областные детские фольклорные праздники, на которые приезжает до 400 детей со всей области. Из наших праздников вышли многие детские фольклорные ансамбли, которые украшают и радуют своим мастерством слушателя на самых престижных концертах.

Для проведения таких мероприятий, конечно же, нужны деньги. Приходится обращаться к состоятельным организациям и предпринимателям. А здесь наблюдается такая тенденция. Откликаются, как правило, местные небогатые организации, фирмы и частные лица. Многие из них безвозмездно выделяют хоть и скромные, но все-таки средства. Не так давно мы обратились с письмами ко всем крупным предпринимателям и фирмам для материальной поддержки очередного Всероссийского фестиваля “Композиторы России — детям”. Было написано и разослано более 30 писем. Как вы думаете, кто откликнулся? Две смоленские страховые компании и один местный банк. Ни одной крупной московской фирмы, ни одного столичного банка, которые имеют здесь свои филиалы.

К сожалению, те, кто присвоил себе звание современной отечественной элиты, очень сильно оторвались от российских[4] корней. В XIX веке представители элиты говорили по-французски и на других языках, разъезжали по всей Европе, но при этом были русскими по духу. Во многом благодаря тому, что их имения находились в деревне. Дворяне жили, окруженные простым людом, слушали народную музыку, видели народные танцы и обряды, отмечали народные праздники, ходили вместе с народом в одну и ту же церковь. И все это впитывалось, оседало в душе. А что теперь оседает? О каких национальных корнях можно говорить, если человек живет на Рублевке, отгородившись от своего народа высоченным забором и охраной? Поистине это другая Россия. Да и Россия ли?

Нацию надо оздоравливать не только физически, но и нравственно, духовно. Она должна развиваться гармонично. Гармоничная личность и нация — это здоровая основа любого общества. Поэтому я призываю всех, имеющих возможность помогать культурному развитию наших детей: помогайте культуре, добрые люди! Не жалейте на это средств и внимания! Разве можно жить без культуры? Культура и жизнь — это одно и то же! Она нужна людям, как пища и воздух!

 

Автор - член Ревизионной комиссии Союза композиторов России, председатель Смоленского регионального отделения Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России

 

РФС № 20/2007



[1] Г-жа Дементьева ныне - член Совета Федерации (прим. ред. ЗЛ).

[2] Ответ прост - в т.н. Эстонии эстонцы вручили власть эстонским шовинистам, которые считают себя националистами, а в РФ русские вручили власть космополитической бюрократии, ненавидящей всё русское.

[3] Автор имеет в виду государственную власть, осуществляемую г-ном Путиным.

[4] Учрежденная палатами Федерального собрания и финансируемое из государственного бюджета, может ли Редакция журнала «Российская Федерация сегодня» употреблять на своих страницах запретное подцензурное слово «русский»?


Реклама:
-