Журнал «Золотой Лев» № 127-128 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

О противодействии коррупции

Проект ИНС

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем создания условий для предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранения их последствий и наказания виновных.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие термины:

1) коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов;

2) коррупционное правонарушение - установленное в надлежащем порядке и содержащее признаки коррупции действие (бездействие) должностного лица;

3) полномочие – совокупность прав и обязанностей, официально предоставленных должностному лицу другим лицом (лицами), для осуществления действий от имени и в интересах доверителя (доверителей) в определенной сфере деятельности;

4) должность – работа или служба в пределах определенных полномочий в системе государственной, муниципальной службы, в общественной, политической, религиозной или коммерческой организации;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, общественной, политической, религиозной или коммерческой организации;

6) государственный (муниципальный) служащий - лицо, осуществляющее профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования;

7) конфликт интересов – ситуация, в которой должностное лицо принимает участие в разрешении вопроса или совершает другие действия, связанные с вверенными полномочиями, которые влияют или могут повлиять на личные или имущественные интересы этого должностного лица, его родственников или деловых партнеров;

8) деловой партнер – физическое, юридическое лицо или созданное на основе договора объединение физических и (или) юридических лиц, имеющее совместный с должностным лицом имущественный интерес;

9) родственники – супруг, мать, отец, бабушка, дедушка, в том числе усыновители и опекуны; дети, в том числе усыновленные; внуки, братья, сестры, в том числе сводные;

10) имущество – материальные, нематериальные, движимые или недвижимые активы, выраженные в денежных средствах, товарах, работах, услугах или правах, юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них;

11) коррупционный доход - любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате коррупционной деятельности.

Статья 3. Субъекты коррупционных правонарушений

1. За совершение коррупционных правонарушений несут ответственность:

1) лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;

2) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;

3) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;

4) должностные лица органов государственных контроля и надзора;

5) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;

6) должностные лица и иные сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации;

7) лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные, воинские звания и классные чины и выполняющие свои функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

8) мировые судьи;

9) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.

2. К иным лицам, приравненным к субъектам коррупционных правонарушений, указанным в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе политических партий и общественных объединений), выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики;

6) нотариусы;

7) адвокаты;

8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и иным делам;

9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;

10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

11) физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) постоянно, временно или транзитно находящиеся на территории Российской Федерации, совершившие коррупционные правонарушения.

Статья 4. Виды коррупционных правонарушений

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица - обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение - неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях - обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением - совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

Статья 5. Классификация коррупционных правонарушений

К коррупционным относятся обладающие признаками коррупции уголовные преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Признание правонарушения коррупционным является обстоятельством, отягчающим ответственность за его совершение. К отягчающим ответственность обстоятельствам также относится факт неоднократного совершения коррупционных правонарушений.

Статья 6. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии с международными договорами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, за исключением норм, связанных с установлением мер ответственности за коррупционные правонарушения, а также норм, установление порядка применения которых входит в исключительную компетенцию Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции, не противоречащие Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, указанные нормативные правовые акты считаются не действующими со дня их принятия.

 

Глава 2. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

 

Статья 7. Государственный орган противодействия коррупции

1. Российская Федерация обеспечивает создание и функционирование Государственного органа по противодействию коррупции, подотчетного Федеральному Собранию Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.

2. В компетенцию Государственного органа по противодействию коррупции входят разработка и проведение антикоррупционной политики, принятие и реализация мер, направленных на эффективное и скоординированное предупреждение и противодействие коррупционных правонарушений, поддержка и развитие международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятие мер по возвращению коррупционных доходов.

3. Российская Федерация обеспечивает необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, необходимый для выполнения возложенных на Государственный орган по противодействию коррупции функций.

4. Местонахождение и режим работы Государственного органа по противодействию коррупции должны быть известны гражданам. Государственный орган по противодействию коррупции принимает и рассматривает все сообщения, в том числе анонимные, содержащие доказательную базу о любых случаях, которые могут быть квалифицированы как коррупционные правонарушения.

5. Положение об Общественном совете по противодействию коррупции утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 8. Общественный орган противодействия коррупции

1. Российская Федерация обеспечивает создание и функционирование Общественного совета по предотвращению и противодействию коррупции, формируемого Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на основе квотного принципа.

2. В компетенцию Общественного совета по противодействию коррупции входят разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, направленных на исключение условий для возникновения коррупции, проведение обязательной предварительной (до принятия и опубликования) экспертизы всех федеральных законопроектов, определенных групп подзаконных и нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации на предмет коррупциогенности, подготовка ежемесячных докладов Президенту Российской Федерации и информационных сообщений для средств массовой информации о принимаемых мерах по совершенствованию и исполнению законодательства, направленного против коррупции, иные вопросы, относящиеся к компетенции Общественного совета по противодействию коррупции.

3. Устав Общественного совета по противодействию коррупции утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 9. Меры по предупреждению и противодействию коррупции в государственном и муниципальном управлении

1. Создание, поддержка и укрепление системы приема на государственную или муниципальную службу, прохождения государственной или муниципальной службы, увольнения государственных (муниципальных) служащих, основанной на принципах эффективности, прозрачности и добросовестности.

2. Разработка и внедрение критериев и процедур отбора, подготовки и ротации кадров для занятия государственных или муниципальных должностей, которые считаются коррупционно уязвимыми.

3. Установление и выплата государственным (муниципальным) служащим надлежащего содержания с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Осуществление образовательной и учебной подготовки государственных (муниципальных) служащих, проводимой с целью соответствия требованиям добросовестного и надлежащего выполнения своих полномочий, обеспечение специализированной подготовки государственных (муниципальных) служащих, направленной на осознание рисков, сопряженных с коррупцией.

5. Принятие законодательных и административных правовых актов с целью достижения прозрачности в финансировании политических партий и кандидатур на избираемые государственные или муниципальные должности.

6. Регулярное проведение мониторинга коррупционных правонарушений.

7. Обязательная антикоррупционная экспертиза законодательных, нормативных и административных правовых актов.

8. Разработка, внедрение и соблюдение административного регламента работы государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и организаций с физическими и юридическими лицами.

Статья 10. Порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах

1. Государственный (муниципальный) служащий обязан в установленные сроки и в установленном порядке подавать следующие декларации:

1) декларацию при вступлении в должность;

2) очередную годовую декларацию;

3) декларацию при прекращении исполнения должностных обязанностей;

4) декларацию при окончании исполнения должностных обязанностей.

2. Лицо, вступая в должность государственного (муниципального) служащего, подает декларацию, упомянутую в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи в течение месяца со дня, когда принято решение о его назначении, избрании, утверждении в должности или когда в соответствии с законом начался срок исполнения депутатских полномочий.

3. Государственный (муниципальный) служащий ежегодно до 1 апреля подает декларацию, упомянутую в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.

4. Лицо, если оно занимало должность государственного (муниципального) служащего более трех месяцев, по окончании исполнения должностных обязанностей в течение 15 дней с последнего дня исполнения полномочий подает декларацию, упомянутую в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.

5. В случае исполнения государственным (муниципальным) служащим должности другого государственного (муниципального) служащего или вступления в новую должность государственного (муниципального) служащего декларации, упомянутые в подпунктах 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, не подаются.

6. Вся информация, содержащаяся в декларации государственного (муниципального) служащего за исключением адреса регистрации и идентификационного номера налогоплательщика государственного (муниципального) служащего, его родственников, деловых партнеров, должников и кредиторов является публично доступной, что означает право работников средств массовой информации, а также других лиц ознакомиться с декларациями любого государственного (муниципального) служащего и публиковать включенные в них сведения.

Статья 11. Государственные закупки

1. Закупки для государственных или муниципальных нужд осуществляются на принципах прозрачности, конкуренции и объективности в строгом соответствии следующим условиям:

1) публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашении к участию в торгах и заключенных в результате торгов контрактах, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;

2) заблаговременное установление условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правил проведения торгов, и их опубликование;

3) применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о государственных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;

4) функционирование эффективной системы внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур проведения государственных закупок;

5) наличие мер ответственности персонала, участвующего в закупочных процедурах.

Статья 12. Меры по предупреждению и противодействию коррупции в негосударственном секторе

1 Разработка и наличие обязательных стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе негосударственных организаций, включая кодексы предпринимательской и профессиональной этики, и предупреждения возникновения конфликта интересов.

2. Достижение прозрачности в деятельности негосударственных организаций, включая меры по установлению юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими.

3. Обеспечение внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных правонарушений.

4. Соблюдение действующих процедур и правил ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

Статья 13. Участие общества

1. Активное участие гражданского общества в предупреждении и противодействии коррупции происходит с применением следующих мер:

1) обеспечение доступа населения к информации по проблемам коррупции;

2) информирование населения о проводимых мероприятиях, направленных на предупреждение и противодействие коррупции,

3) внедрение образовательных и учебных программ по противодействию коррупции в учебные планы средних общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений.

Статья 14. Кодекс поведения должностного лица

1. Должностное лицо обязано действовать в соответствии с кодексами поведения (этики), разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствующей профессии, области или сфере.

2. Должностное лицо обязано отказаться от осуществления должностных обязанностей или от совмещения должности во всех случаях, когда по этическим соображениям объективность и нейтралитет его деятельности может быть поставлен под сомнение.

 

Глава 3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО

 

Статья 15. Ограничения на совмещение должности

1. Государственному (муниципальному) служащему разрешается совмещать должность с другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия, если в настоящем законе или в другом правовом акте не предусмотрены ограничения на совмещение должности государственного (муниципального) служащего.

2. Государственному (муниципальному) служащему разрешается совмещать должность только с:

1) должностью, которую государственные (муниципальные) служащие занимают в соответствии с действующими законодательством или международными договорами;

2) должностью в общественной, политической или религиозной организации;

3) другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия, если их совмещение не вызывает конфликта интересов и получено письменное разрешение руководителя соответствующего государственного учреждения, органа государственной власти или органа местного самоуправления;

4) должностями, которые государственные (муниципальные) служащие занимают в международных организациях, если это определено постановлениями Федерального Собрания, правилами или распоряжениями Правительства Российской Федерации;

5) педагогической, научной, врачебной и творческой работой.

3. Соответствующее государственное (муниципальное) должностное лицо или коллегиальный орган вправе не выдавать разрешение на совмещение должности государственного (муниципального) служащего, если это может создать ситуацию конфликта интересов или противоречит обязательным для государственных (муниципальных) служащих нормам этики или наносит вред прямому исполнению основных обязанностей.

4. Отказ в совмещении должности государственного (муниципального) служащего с другой должностью должен быть оформлен в письменном виде и мотивирован. Государственный (муниципальный) служащий вправе оспорить отказ, обратившись к вышестоящему государственному (муниципальному) должностному лицу или коллегиальному органу.

Статья 16. Исполнение ограничений на совмещение должности

1. Лицо, которое после вступления в должность государственного (муниципального) служащего одновременно занимает должность (исполняет договор подряда или полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено, в течение семи дней обязано:

1) в письменной форме сообщить вышестоящему государственному (муниципальному) должностному лицу или коллегиальному органу о том, что оно занимает должность (исполняет договор подряда или полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено;

2) в организацию, в которой оно занимает должность (лицу, с которым оно заключило договор подряда или от которого получило полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено, подать заявление с просьбой освободить его от соответствующей должности (уведомить о расторжении договора подряда или об отказе от полномочия).

2. Организация или лицо, получившее упомянутое в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи заявление (уведомление) государственного (муниципального) служащего, обязано в течение одного месяца принять решение об освобождении лица от должности (прекращении договора подряда или полномочия) и уведомить об этом соответствующего государственного (муниципального) служащего.

3. Если упомянутая в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи организация или лицо не выполняют положения пункта 2 настоящей статьи, государственный (муниципальный) служащий с последнего дня упомянутого в пункте 2 настоящей статьи срока считается освобожденным от соответствующей должности (исполнения договора подряда или полномочия).

4. Если государственный (муниципальный) служащий по независящим от него причинам не получает в течение одного месяца упомянутое в пункте 2 настоящей статьи решение, то в течение последующих семи дней он обязан:

1) прекратить исполнение соответствующих должностных обязанностей (договора подряда или полномочия);

2) прекратить получение вознаграждения за исполнение обязанностей соответствующей должности (договора подряда или полномочия);

3) в письменном виде сообщить о своих действиях вышестоящему государственному должностному лицу или коллегиальному органу.

Статья 17. Ограничения доходов

1. Государственный (муниципальный) служащий вправе одновременно получать вознаграждение за исполнение должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего и должностных обязанностей, договоров подряда или полномочий, которые ему не запрещены настоящим законом или другими законами.

2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе получать любой доход или имущество в организации, зарегистрированной в государствах или на территориях с отсутствием налогообложения или пониженным налогообложением согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

3. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать имущество от любой коммерческой организации. Государственный (муниципальный) служащий, во время исполнения обязанностей представителя государства или органа местного самоуправления в коммерческой организации, а также в течение трех лет после окончания полномочий не имеет права прямо или косвенно получать любое имущество, принимать подарки, занимать в данной коммерческой организации любые должности. Исключение составляет должностное вознаграждение в коммерческой организации, в которой доля государства или органа местного самоуправления превышает 50 процентов.

Статья 18. Ограничения коммерческой деятельности

1. Государственный (муниципальный) служащий, а также его родственники не могут являться участниками, акционерами, членами коммерческой организации или индивидуальными предпринимателями, получающими государственные (муниципальные) заказы, финансовые средства, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных (муниципальных) бюджетных и внебюджетных фондов во время исполнения государственным (муниципальным) служащим соответствующих полномочий, за исключением случаев, когда данные заказы или финансовые средства предоставляются в результате открытого конкурса.

2. Государственный (муниципальный) служащий, являющийся представителем государства или органа местного самоуправления в коммерческой организации или в унитарном предприятии, не вправе получать любое имущество от лиц, получающих заказы на закупки для нужд государства или муниципального образования, коммерческой организации или унитарного предприятия, государственные или муниципальные финансовые средства, средства под государственные или муниципальные финансовые гарантии, средства под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных или муниципальных бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Государственный (муниципальный) служащий в течение трех лет после окончания исполнения соответствующих должностных обязанностей не вправе получать имущество, становиться участником, акционером, занимать должность в организации, а также получать имущество от индивидуального предпринимателя, в пользу которых данное лицо приняло решение о проведении закупок, предоставлении финансовых средств, предоставлении финансовых гарантий, средств государственных или муниципальных бюджетных или внебюджетных фондов, либо осуществляло функции надзора или контроля.

Статья 19. Ограничения и запреты в отношении издания административных актов, осуществления функций надзора, контроля, дознания или наказания и заключения договоров

1. Государственному (муниципальному) служащему запрещается подготавливать или издавать административные акты, осуществлять функции надзора, контроля, дознания или наказания, заключать договора или вести другую деятельность, в отношении организации или индивидуального предпринимателя, в деятельности которых государственный (муниципальный) служащий, его родственники или деловые партнеры имеют личную или имущественную заинтересованность.

2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе подготавливать или издавать административные акты, осуществлять функции надзора, контроля, дознания или наказания, заключать договора или вести другую деятельность в отношении своих деловых партнеров в течение трех лет после окончания договорных отношений между этим государственным (муниципальным) служащим и деловым партнером.

3. Указанный в пункте 1 настоящей статьи запрет в отношении издания административных актов не распространяется на тех лиц, которые до вступления в должность государственного (муниципального) служащего являлись членами надзорных, исполнительных или контрольных органов коммерческой организации, в которой доля государства или органа местного самоуправления превышает 50%. Запрет в отношении издания административных актов также не распространяется на тех государственных (муниципальных) служащих, которые в соответствии с действующим законодательством участвуют в издании федеральных, региональных и местных административных актов.

4. Государственному (муниципальному) служащему запрещается оказывать влияние на других государственных (муниципальных) служащих, при подготовке или издании ими административных актов или осуществлении функций надзора, контроля, дознания и наказания в отношении:

1) этого государственного (муниципального) служащего, его родственников или деловых партнеров;

2) вопросов, решение которых влияет или может повлиять на личные или имущественные интересы этого государственного (муниципального) служащего, его родственников или деловых партнеров;

3) тех физических или юридических лиц, от которых государственный (муниципальный) служащий или его родственники получают доходы любого вида;

4) коммерческой организации, участником, акционером, членом, членом надзорного, контрольного или исполнительного органа которой является этот государственный (муниципальный) служащий или его родственники, а также в отношении индивидуального предпринимателя, который является родственником государственного (муниципального) служащего.

Статья 20. Запрет на получение платы

1. Под платой в настоящем Федеральном законе понимается безвозмездная или за пониженную стоимость передача имущества (оказание услуг) соответствующему государственному (муниципальному) служащему или его родственникам.

2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается принимать плату при исполнении обязанностей в том случае, когда он обязан оказывать бесплатные услуги.

3. Государственному (муниципальному) служащему запрещается брать дополнительную плату при исполнении обязанностей за установленную государственным органом или органом местного самоуправления плату.

Статья 21. Ограничения принятия подарков

1. Под подарками в настоящем Федеральном законе понимается любое имущество, а также работы, услуги, передача прав, освобождение от обязанности, отказ от какого-либо права в пользу государственного (муниципального) служащего или его родственников, а также другие действия, посредством которых этим лицам предоставляется какое-либо благо. Дипломатическими подарками в настоящем Федеральном законе считаются подарки, которые иностранные официальные должностные лица преподносят государственному (муниципальному) служащему во время государственных, официальных или рабочих визитов в соответствии с протоколом.

2. Государственному (муниципальному) служащему запрещено прямо или косвенно принимать подарки, за исключением:

1) дипломатических подарков и подарков, преподносимых иностранными должностными лицами во время государственных, официальных или рабочих визитов в иностранные государства;

2) дипломатических подарков и подарков, преподносимых иностранными делегациями во время государственных, официальных или рабочих визитов в Российскую Федерацию;

3) подарков, преподносимых родственниками;

4) подарков, преподносимых при проведении протокольных мероприятий;

5) в других предусмотренных законом случаях.

3. От других физических или юридических лиц вне исполнения должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего разрешено принимать подарки только тогда, когда стоимость подарков, полученных от одного лица в течение календарного года не превышает одного минимального размера оплаты труда, определяемого на день совершения подарка.

4. Подарки, упомянутые в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, являются государственной или муниципальной собственностью. Подарки, упомянутые в подпунктах 3-5 пункта 2 настоящей статьи, являются частной собственностью государственного (муниципального) служащего. Вопросы использования и выкупа других подарков решаются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Статья 22. Ограничения принятия пожертвований

1. Под пожертвованием в настоящем Федеральном законе понимается безвозмездное предоставление (передача) имущества или услуг для определенных целей.

2. Государственный (муниципальный) служащий, учреждение или организация, в которой он работает, либо бюджетный (внебюджетный) фонд не вправе требовать или принимать пожертвование для государственных или общественных нужд, если данное пожертвование может повлиять на принятие решения в отношении лица, осуществляющего пожертвование.

3. Государственный (муниципальный) служащий, учреждение или организация, в которой он работает, либо бюджетный (внебюджетный) фонд могут принять пожертвование для государственных или общественных нужд, если оно предоставляется незаинтересованным третьим лицом и принимается с соблюдением ограничений, установленных в пункте 2 настоящей статьи, а также не вовлекает государственного (муниципального) служащего в ситуацию конфликта интересов.

4. Государственному (муниципальному) служащему в течение трех лет после получения упомянутого в части третьей настоящей статьи пожертвования запрещено принимать любые решения в отношении жертвователя.

5. Государственный (муниципальный) служащий не вправе прямо или при посредничестве других лиц требовать, принимать пожертвования, или любым другим способом участвовать в их сборе для нужд таких физических или юридических лиц, от которых он или его родственники получают или во время исполнения должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего получали доходы или имущество.

Статья 23. Ограничения рекламирования

1. Под рекламированием в настоящем Федеральном законе понимается любое публичное выражение государственным (муниципальным) служащим личной оценки конкретного товара или услуги, если государственный (муниципальный) служащий получил или получит за это вознаграждение.

2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе заниматься рекламой любых видов или использовать для рекламирования свое имя, за исключением случаев, когда это входит в его обязанности.

Статья 24. Ограничения использования информации

Информацию, доступную государственному (муниципальному) служащему в соответствии с исполнением им должностных обязанностей, запрещается распространять или использовать для целей, которые не связаны с осуществлением должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего или исполнением конкретных рабочих поручений.

Статья 25. Обязанности руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации

1. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан в соответствии со своей компетенцией не допускать, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие попали в ситуацию конфликта интересов.

2. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан посредством письменного распоряжения передать какие-либо функции или исполнение поручения другому государственному (муниципальному) служащему, если государственный (муниципальный) служащий, который в соответствии с его должностными обязанностями должен изначально выполнять конкретную функцию или поручение, может оказаться или находится в ситуации конфликта интересов.

3. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязан разрешить вопрос о возможном совмещении должности государственного (муниципального) служащего с другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия.

4. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан незамедлительно проинформировать государственный орган противодействия коррупции о выявленных нарушениях настоящего Федерального закона, которые совершили государственные (муниципальные) служащие соответствующего органа государственной власти, государственной организации, государственного учреждения или органа местного самоуправления.

Статья 26. Обязанности государственного должностного лица

1. Государственный (муниципальный) служащий незамедлительно в письменной форме обязан предоставить информацию вышестоящему государственному должностному лицу или органу государственной власти или органу местного самоуправления о собственной личной или имущественной заинтересованности, о личной или имущественной заинтересованности родственников или деловых партнеров в осуществлении какого-либо действия, которое входит в его должностные обязанности.

2. Вышестоящее государственное должностное лицо или орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения упомянутой в пункте 1 настоящей статьи информации поручает исполнение отдельных должностных обязанностей соответствующего государственного (муниципального) служащего другому государственному (муниципальному) служащему.

 

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Статья 27. Порядок рассмотрения нарушений и проверка фактов

1. Если в ходе проверки деклараций лиц, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, откроются факты, свидетельствующие о том, что какое-либо лицо использовало имущество, в том числе финансовые средства, превышающие указанные в декларации этого лица и разрешенные в соответствии с настоящим Федеральным законом источники дохода, а также в случаях, когда получена информация о возможности таких фактов, государственный орган противодействия коррупции в пределах своей компетенции проводит не являющуюся уголовным или административным преследованием процедуру обоснования, заключающуюся в предоставлении лицу возможности в 30-тидневный срок с момента объявления о проведении процедуры представить подтвержденное обоснование законности (правомерности) владения, пользования либо распоряжения указанным имуществом.

2. Лицо, указанное в статье 3 настоящего Федерального закона, обязано предоставить все сведения, затребованные государственным органом противодействия коррупции и обосновать факт, что его расходы покрыты и имущественное состояние улучшилось за счет законных источников доходов.

3. На срок проведения процедуры обоснования любые операции с проверяемым имуществом приостанавливаются.

4. При представлении лицом, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, подтвержденного обоснования законности владения, пользования либо распоряжения имуществом, процедура обоснования считается завершенной.

5. Если лицо, указанное в статье 3 настоящего Федерального закона, не предоставляет государственному органу противодействия коррупции сведения об источниках приобретения имущества или не может обосновать получение имущества от законного источника, считается презумпцией, что данное лицо получило коррупционные доходы и подлежит привлечению к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

6. Если в ходе процедуры обоснования обнаружится нарушение или факт, а также в случае получения информации о таком факте, рассмотрение которых не находится в компетенции государственного органа противодействия коррупции, данный государственный орган в порядке, предусмотренном действующим законодательством, информирует об этом государственный орган или государственное должностное лицо, в компетенции которого находится дальнейшее рассмотрение нарушения или проверка факта.

Статья 28. Ответственность за коррупционные правонарушения

1. За нарушения положений настоящего Федерального закона субъекты коррупционных правонарушений привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

2. Для государственного (муниципального) служащего, виновного в коррупционном правонарушении, наступает также гражданско-правовая ответственность, связанная с презумпцией, что, нарушив установленные государством ограничения и незаконно получив коррупционные доходы, государственный (муниципальный) служащий причинил ущерб государству, оцениваемый в имущественном выражении и рассчитываемый пропорционально стоимости коррупционных доходов.

2. Если государственный (муниципальный) служащий добровольно не возмещает причиненный ущерб, то уполномоченный законом государственный орган или государственное должностное лицо обязано осуществить необходимые действия, чтобы в установленном законом порядке потребовать возмещения причиненного ущерба.

3. Взыскание ущерба с государственного (муниципального) служащего осуществляется независимо от того, привлекается ли государственный (муниципальный) служащий за нарушения настоящего Федерального закона к административной или уголовной ответственности.

4. Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам, вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.

5. Субъект коррупционного правонарушения, выступающий на всех стадиях подготовки, при совершении или сокрытии преступления в качестве сообщника, пособника, подстрекателя, привлекается к ответственности наравне с лицом, непосредственно совершившим коррупционное правонарушение.

6. Органу государственной власти, местного самоуправления, государственному (муниципальному) учреждению или организации запрещается предоставлять государственные (муниципальные) заказы, финансовые средства, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных (муниципальных) бюджетных и внебюджетных фондов физическому или юридическому лицу, признанному в установленном порядке виновным в коррупционном правонарушении, в течение трех лет с момента признания данного лица субъектом коррупционного правонарушения. Перечень таких юридических и физических лиц публикуется государственным органом противодействия коррупции.

Статья 29. Ответственность государственных или муниципальных руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции

Лица, замещающие должности руководителей на государственной или муниципальной гражданской службе, на военной службе, на правоохранительной службе (в системе государственной службы) Российской Федерации, не принимающие в пределах своих полномочий в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Федерального закона, наказываются при отсутствии в их действиях признаков уголовно наказуемого деяния в дисциплинарном порядке.

Статья 30. Аннулирование нормативных правовых актов и действий, совершенных в процессе коррупционных правонарушений

1. Нормативные правовые акты, принятые в результате коррупционных правонарушений, отменяются лицами, уполномоченными на принятие или отмену соответствующих актов, либо признаются судом недействительными в порядке гражданского судопроизводства.

2. Иные действия и решения, принятые в результате коррупционных правонарушений, нарушающие права физических и юридических лиц и не влекущие административную или уголовную ответственность, обжалуются прокуратурой либо заинтересованными лицами в порядке гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения гражданских дел судом могут быть аннулированы все решения и действия, связанные с коррупционным правонарушением, а также их правовые последствия.

Статья 31. Конфискация

Коррупционные доходы конфискуются в пользу государства. Взыскание ущерба осуществляется независимо от привлечения виновного в коррупционном правонарушении к административной или уголовной ответственности.

Статья 32. Срок давности

Исковая давность на коррупционные правонарушения, указанные в настоящем Федеральном законе, не распространяется.

 

Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Статья 33. Правовое регулирование международного сотрудничество в области противодействия коррупции

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции регулируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. Российская Федерация в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, международными договорами Российской Федерации, а также на условиях взаимности сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами, судами и международными организациями.

3. Международные договоры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, заключаемые от имени Российской Федерации, подлежат ратификации в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Международное правовое взаимодействие по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях

1. Международное правовое взаимодействие по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях осуществляется уполномоченными органами Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и положениями международных договоров Российской Федерации путем:

1) сбора, анализа и обмена информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных коррупционных правонарушениях и причастных к ним лицах;

2) исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных процессуальных действий по уголовным делам;

3) розыска, взятия под стражу и выдачи лиц, скрывающихся от следствия, суда или исполнения судебного решения;

4) обнаружения, конфискации и возвращения находящихся на территории зарубежного государства коррупционных доходов;

5) уведомления об обвинительных приговорах, вступивших в силу по делам о коррупционных правонарушениях, в том числе передачи сведений о физических или юридических лицах, включенных в обособленные регистры лиц, понесших уголовные наказания за совершение коррупционных правонарушений;

6) признания и обеспечения исполнения решений судов зарубежных государств по делам о коррупционных правонарушениях, в том числе о возмещении вреда, причиненного такими правонарушениями, а также решений о конфискации находящихся на территории Российской Федерации коррупционных доходов.

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 35. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона

1. Исполнение закона контролирует созданный государственный орган противодействия коррупции, другие государственные и муниципальные органы и государственные и муниципальные должностные лица в соответствии с компетенцией, определенной в настоящем Федеральном законе и других нормативных правовых актах.

2. Деятельность государственного органа противодействия коррупции регулирует закон о государственном органе противодействия коррупции.

Статья 36. Надзор за законностью в сфере противодействия коррупции

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона и иных законов Российской Федерации при реализации мер по противодействию коррупции осуществляют Генеральная Прокуратура Российской Федерации.

Статья 37. Приведение правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, вытекающих из настоящего Федерального закона.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, необходимых для реализации настоящего Федерального закона.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Подзаконные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, действующие на территории Российской Федерации, применяются, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.

 

Президент Российской Федерации

 

 

ЗАПИСКА

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

1. Коррупция как фактор существования/развития Российской Федерации и российского общества.

Коррупция признана всеми – включая действующую власть – одной из центральных проблем современной России.

Коррупция - это противоправная деятельность, заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и/или имущественных интересов. Достижение должностным лицом личных и/или имущественных интересов чаще всего происходит в форме получения коррупционной ренты - любого имущества (материальных, нематериальных, движимых или недвижимых активов, выраженных в денежных средствах, товарах, работах, услугах или правах, юридических документах или актах, подтверждающих право собственности на такие активы или интерес в них), приобретенного или полученного, прямо или косвенно, в результате коррупционной деятельности.

Генеральная Ассамблея ООН 1979 г. и конгресс ООН (Гавана 1990 г.) предложили следующее определение: коррупция – это злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.

Государственный аппарат на сегодняшний день практически полностью парализован коррупцией. Это означает, что у должностного лица, входящего в систему исполнительной власти России, в подавляющем большинстве случаев отсутствует какая-либо позитивная мотивация принятия решений и проведения их в жизнь, кроме коррупционной. Чиновник любого уровня начинает исполнять свои прямые обязанности, установленные Законом, подзаконными и нормативными актами, только в двух случаях:

- наличие прямого коррупционного стимулирования в виде взятки (в финансовой либо нефинансовой форме);

- наличие указания (команды) от постоянного спонсора (источника коррупции), находящегося, как правило, вне системы исполнительной власти.

Это означает, что пресловутая «вертикаль власти», которую активно рекламируют представители Кремля и их обслуживающий персонал, является столь же условной, сколь и неработоспособной. Типичный российский бюрократ наших дней де-факто подчинен не своему непосредственному руководителю (начальнику), а взяткодателям (постоянным или ситуативным). Потому административный механизм оказывается работоспособен лишь тогда, когда он подкреплен коррупционным стимулированием исполнителей. Иными словами, современный российский чиновник готов выполнять формализованную волю вышестоящей инстанции только при наличии дополнения в виде незаконного финансирования его деятельности. Там, где коррупционная вертикаль не соседствует с властной, государственные решения не исполняются или же откровенно саботируются.

Фактически, можно констатировать, что широко разрекламированная «вертикаль власти» есть многоуровневая система распределения коррупционных доходов, и только в этом качестве и состоянии она может быть относительно эффективна с управленческой точки зрения.

В последние годы мы нередко становились свидетелями того, как решения, принятые на уровне президента и правительства РФ, злостно не исполняются из-за отсутствия коррупционного стимулирования исполнителей.

Коррупция широко распространена и развита не только в системе исполнительной власти, но и:

в муниципальных органах в корпоративных структурах, менеджмент которых под давлением коррупционного фактора нередко принимает решения, противоречащие интересам акционеров и корпорации как целостного субъекта экономики/деловой активности в общественных организациях

Коррупция в общественных организациях – это использование статуса / морального авторитета таковых для скрытого обслуживания каких-либо частных / коммерческих интересов под предлогом выполнения уставных задач и функций.

В современной России типичной является ситуация, когда общественные организации де-факто выполняют работу PR-подразделений корпораций либо структур исполнительной власти. Весьма показательна в этом смысле деятельность Общественной палаты РФ, многие члены которой рассчитывают на получение различных благ, никак не обусловленных законодательно определенными функциями Палаты, и взамен играют роль рекламных агентов или формальных псевдоинициаторов некоторых властных решений. Если чиновничество всех уровней использует для получения коррупционной ренты свои полномочия, определенные законом и нормативными актами, то общественные организации – авторитет своих учредителей / руководителей вкупе с определенными правами, предоставленными таким организациями законодательно.

 

2. Причины коррупции.

Основная глубинная причина тотальной коррупции в современной России лежит в философии правящей элиты.

Сегодняшняя элита воспринимает власть как механизм кормления, а не возможность служения. Государственный аппарат является в рамках этой философии лишь инструментом краткосрочного заработка. Это же относится и к корпорациям, и к общественным организациям, в менеджменте которых, как правило, нет ориентации на долгосрочные результаты, не связанные с быстрым извлечением коррупционной ренты из текущего должностного / служебного положения.

Мы можем констатировать, что неформальный моральный кодекс, который сформирован в нашей стране за последние 15 лет, фактически разрешает и даже поощряет коррупцию. Успешным человеком считается тот, кто освоил практики «кормления», нашел свою коррупционную «золотую жилу» (тот же, кто не нашел или не искал, чаще всего объявляется неудачником). Именно поэтому крупные коррупционеры сегодня зачастую не скрывают своих нелегальных доходов и прямо афишируют уровень потребления, существенно превосходящий их официальные заработки. Чиновники на Porsche Cayenne, готовые заплатить за ужин свое месячное жалованье, стали абсолютно типичным явлением в России. Традиционное понятие «репутация» подверглось серьезной эрозии.

Правящая элита живет по принципам «хоть день, да мой», «после нас – хоть потоп», что превращает коррупцию в норму, а честное законопослушное поведение – в отклонение, заслуживающее моральной санкции. Можно с уверенностью утверждать, что коррупционер стремительно превращается в героя эпохи, чего никак нельзя сказать о честном профессиональном бюрократе, сам образ которого исчезает из общественного сознания.

Долгосрочная профессиональная карьера бюрократа или менеджера более не является, как правило, ориентиром для тех, кто выбирает соответствующее поприще. Гораздо важнее становится скорый крупный заработок любой ценой с возможностью последующего безболезненного «выхода из игры».

Все это отражает глубинное неверие правящей элиты в будущее, исторические перспективы России.

Таким образом, стратегически победа над коррупцией возможно только посредством:

- кардинальной модернизации правящей элиты, выдвижения новых моральных образцов, маргинализирующих коррупцию;

- перехода к системе рациональной профессиональной бюрократии, в рамках которой должностную позицию (пост) определенного уровня можно занять только при наличии определенных подтвержденных заслуг соискателя перед государством / обществом и выслуги лет в госаппарате.

Подобные антикоррупционные реформы потребуют десятилетий, и осуществимость их в среднесрочной исторической перспективе неочевидна. Однако, при этом существует комплекс тактических мер, который может принести определенный антикоррупционный эффект уже в краткосрочной перспективе, в ближайшем будущем.

 

3. Тактика антикоррупционной борьбы.

Эксперты Института национальной стратегии полагают, что и сегодня в России существует субъект – в лице президента страны – который заинтересован в уменьшении уровня коррупции как необходимом условии обеспечения хотя бы минимальной работоспособности/эффективности бюрократической машины.

Этот субъект способен инициировать принятие законодательства, вводящего в действие тактико-технологические механизмы борьбы с коррупцией в государственном аппарате.

К таким механизмам, с нашей точки зрения, относятся:

предварительная (до принятия и опубликования/вступления в силу) экспертиза всех федеральных законопроектов, определенных групп подзаконных и нормативных актов на предмет их коррупционной емкости/коррупциогенности

делегирование полномочий подобной экспертизы специальному неправительственному профессиональному органу – Общественному совету по противодействию коррупции – который будет формироваться президентом и двумя палатами парламента на основе квотного принципа

законодательное установление порядка, при котором ни один закон, а также (в ряде случаев) указ президента / постановление правительства, и, в отдельных случаях, акты министерств и ведомств не могут быть приняты без предварительной антикоррупционной экспертизы, осуществляемой Общественным советом

создание новой спецслужбы - федерального силового органа, который будет заниматься исключительно предотвращением и расследованием коррупции в государственном аппарате всех уровней; использование существующих правоохранительных органов в борьбе с коррупцией не может быть достаточно эффективным в силу высокого уровня коррумпированности их самих; кадровую основу нового федерального антикоррупционного органа должны составить отборные профессионалы, которые не были уличены в нарушении профессионального/воинского долга, а также представители элиты бывшего КГБ СССР/МВД, не находившиеся в последние годы на государственной службе и потому не вовлеченные в разветвленные коррупционные схемы и сети; такая спецслужба должна быть наделена всеми необходимыми оперативными и розыскными полномочиями.

 

Группой экспертов ИНС во главе с д.э.н., профессором Никитой КРИЧЕВСКИМ подготовлен проект федерального Закона «О противодействии коррупции», который предлагается Вашему вниманию.

 

АПН, 20.09.07


Реклама:
-