Журнал «Золотой Лев» № 125-126 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Калашников

 

Великое арктическое противостояние

Как удержать наши полярные владения в XXI веке?

 

Экспедиция «Арктика-2007», установившая титановый флажок РФ на «макушке» планеты, возымела громадный пропагандистский эффект. США и Канада всполошились, а русские ясно дали понять, что претендуют на 1,2 миллиона квадратных километров дна океана, на громадные запасы нефти, газа, ценных металлов, что скрыты под толщей вод Северного Ледовитого.

Очевидно, однако, что такие претензии должны подкрепляться реальной мощью и запущенными механизмами развития РФ. Очевидно также, что в нынешнем своем виде страна по определению не удержит арктический шельф. Новая полярная стратегия должна быть вписана в общую концепцию развития РФ, выступая одним ее из мощнейших ускорителей.

 

КАК НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ?

 

Вне всякого сомнения, все начинается с флагов и вымпелов. С флагами шли к Северному и Южному полюсам планеты санно-пешие экспедиции Нансена, Пири, Амундсена, Скотта. Вымпелы с гербом и знаменем СССР доставляли на Луну первые русские межпланетные автоматические корабли-станции. Но установка флага – это только первый шаг. За ним должна идти реальная экспансия. Но пока что РФ слаба и пользуется, увы, лишь остатками советского арктического наследия. Какие глубоководные аппараты доставляли ее титановый флаг в пучину океана? «Мир-1» и «Мир-2», что построены по советским чертежам и наработкам финской фирмой «Раума Репола» в 1987 году. И экспедиционный ледокол-атомоход «Россия» – советское детище, лишь достроенное в РФ. Некогда сильные Северный флот и Полярная авиация СССР теперь во много раз слабее, чем прежде. Даже если мы отстоим в ООН свои права на полярные владения, то сможем ли мы их защитить? Если не изменить положения, то через сравнительно короткое время шельфом Ледовитого океана займутся более развитые страны – во всеоружии и новейших сверхбесшумных атомарин, и совершенных батискафов, и роботов для подводных работ, и авиации, где будут не только самолеты с вертолетами, но и летающая техника завтрашнего дня: конвертопланы, автожиры, экранопланы. С совершенной техникой для жизни и работы людей под водой. Пока ничего подобного у РФ нет, во всяком случае – в серийном, промышленном масштабе.

При этом нужно четко понимать, что терять контроль над арктическими водами – слишком опасно для нас. Дело не только в природных богатствах под дном океана, но и вопросах военной стратегии. Из Ледовитого океана (особенно если окажутся верными прогнозы об очищении его от вечных льдов из-за потепления климата) удобно бить по РФ крылатыми ракетами. Да и не только ими: если льды растают, возможна и «обычная» атака с моря.

Для СССР арктическое направление всегда было одним из приоритетных. И флагами тогда дело не ограничивалось. Сталин завоевывал Арктику не на собачьих упряжках и наспех переоборудованных шхунах, а с помощью авиации и ледоколов отечественного производства. Были созданы объединение «Аэроарктика», мощная корпорация «Главсевморпуть», реально открывшая судоходную трассу вдоль северной кромки СССР. Национальным делом стало создание дрейфующих станций, первую из которых возглавил легендарный Папанин. Страна пробовала в Арктике новейшие на тот момент технологии, обкатывала свою тяжелую авиацию и радиотехнику. Литературу, искусство и кино пронизывает романтика полярного натиска, нация мобилизуется.

После 1945 года порыв сохраняется. Начинают создаваться атомоходы-ледоколы с базой в Мурманске, атомные подводные лодки, способные ходить под ледяным панцирем и всплывать хоть на Полюсе, ломая лед. Север покрывается густой сетью военных и научно-исследовательских баз, промышленных объектов. СССР располагает сильным судоходством вдоль Северного Морского Пути. На Кольском полуострове базируется сильнейший, стратегический флот Красной империи – Северный.

Однако в 1991-м год наше арктическое наступление останавливается, и мощнейшая «северная» инфраструктура, созданная трудами нескольких поколений, начинает рушиться и гнить. Сегодня, собирая по крохам наследие СССР, мы отчаянно пытаемся показать Западу, что нас еще рано списывать со счетов. Мы помахали «красной тряпкой» перед американцами, канадцами, норвежцами и датчанами, которые уже начали делить наши полярные владения. Теперь, после того как вызов брошен, мы не можем допустить, чтобы начавшаяся борьба завершилась нашим национальным унижением.

 

ЧЕРЕЗ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ ПОСЛЕ «ЧЕЛЮСКИНА» И ПАПАНИНА

 

Какой может быть стратегия русской полярной экспансии ХХI века? Очевидно, что новое наступление на Север должно вестись в рамках продуманной концепции, которую, в свою очередь, необходимо увязать со стратегией удержания и развития Дальнего Востока. Ее также нужно органично вписать в общий долгосрочный план развития всей РФ. Будем реалистами: широкое освоение природных богатств Ледовитого океана начнется не завтра, а в 2040–2050-е годы. Просто «столбить участок» надобно сегодня. Но до того Северная экспансия РФ может и должна давать эффект для общего развития страны немедленно, здесь и сейчас.

Очевидно, что это прежде всего касается военно-морского флота, авиации (всех назначений) и транспорта. В первую очередь, на Севере должен появиться скоростной и относительно дешевый транспорт, что позволит доставлять грузы в любую точку Арктики гораздо быстрее, чем нынешние караваны судов, ведомые ледоколами. И при этом – с меньшими затратами. Речь идет об оригинальной транспортной системе, предложенной знаменитым КБ «Малахит» и «Арктической торгово-транспортной компанией» еще в 1990-е годы: строительство атомных подводных грузовозов и танкеров, которые могут быстро и круглогодично курсировать по Арктике. Поскольку им трудно заходить во все порты (глубины не хватает), быстрая разгрузка-погрузка их осуществляется с помощью базовых экранопланов. Отдельно разработаны проекты пассажирских экранопланов дальнего действия, которые должны летать надо льдами на высоте в несколько метров со скоростями в 300-500 км/час. «Арктическая торгово-транспортная компания» сегодня – владелец и спаситель технологии советского тяжелого экранопланостроения, начатого в нижегородском КБ Ростислава Алексеева.

Развитие такой комплексной транспортной системы не только удешевит процесс освоения природных богатств полярной зоны, но еще и даст мощный толчок отечественному подводному судостроению в Архангельске. Позволит трудоустраивать отставных моряков-подводников и создавать тысячи высокооплачиваемых рабочих мест. Экранопланостроение, годное для Арктики, породит машины, способные работать во всем мире – и выгодную статью экспорта для РФ. Кроме того, на основе гражданских экранопланов можно сделать скоростные военные охотники: за подводными лодками врага, за его авианосцами, за его кораблями – носителями крылатых ракет. Экраноплан – отличная техника и для доставки отрядов специального назначения. Необходимо также изучить возможность прокладки на материковой части Русского Севера (где строительство обычных железных дорог невозможно) принципиально новых видов транспорта. Это, например, струнные дороги Анатолия Юницкого, что дешевле обычной «чугунки», но по скорости переброски грузов – в четыре-пять раз быстрее. И прокладывать их можно даже в условиях вечной мерзлоты.

Отдельная статья – новое развитие полярной авиации, прежде всего – транспортной. Нужно восстановить ее численность, сеть аэродромов и обязательно – освоить кроссполярные маршруты полетов. То есть, из Азии и Европы в Америку – через Полюс, по кратчайшему пути. Аэронавигационное обеспечение здесь нужно обеспечить с помощью спутниковых систем. Это само по себе обеспечит большие доходы для РФ.

Необходимо заняться конверсией военной акванавтики и воплотить в металле разработанные в позднем СССР проекты глубоководных аппаратов. Когда-то их создавали для уничтожения важных подводных кабелей НАТО и их гидроакустических станций. Теперь же нужно делать технику для освоения дна Ледовитого океана, для будущих подводных буровых и промышленных баз. А обкатывать глубоководные аппараты можно с помощью ученых, которые уже давно говорят о необходимости обширных океанографических исследований в Арктике. Кстати, в создании перспективной подводной техники мы можем наладить плодотворное сотрудничество с финнами, итальянцами, немцами, которые также нуждаются в арктических ресурсах. Пока же трагедия «Курска» показала, что в акванавтике и водолазном деле у РФ – полный провал. Здесь мы уступаем даже не США или Англии, но и Норвегии.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА БУДУЩЕГО

 

Арктика должна стать громадным полигоном для использования новых энергетических установок: малогабаритных АЭС, ветроэлектростанций, новых систем жизнеобеспечения для городов и поселков. Все это потом поможет решить проблемы энергетики и ЖКХ по всей стране. На арктической «площадке» можно опробовать системы теплоизоляции, энергосбережения, автономные системы тепло- и энергообеспечения, новые технологии быстрого строительства без использования бетона и цемента. Особая тема – военное присутствие РФ в арктическом бассейне. Здесь необходимо создание принципиально нового подводного флота на основе малошумных многоцелевых субмарин, которые могут и чужие лодки истреблять, и по территории стран-противников ракетами бить. Надо, наконец, осуществить принятие на вооружение принципиально новых систем сверхнизкочастотной гидроакустики Виктора и Валентина Лексиных, которая превосходит по дальности обнаружения лучшие образцы США. Она успешно испытывается с 1984 года, прошла проверку в реальных условиях боевой службы – но до сих пор не принята на вооружение. Это сразу же усилит наш подводный флот. Есть и другая идея Лексиных. Уже сегодня с помощью двадцати малых, дешевых антенн их конструкции, установленных на дне, можно полностью прикрыть Баренцево море между Норвегией и Новой Землей, сделав полностью невозможным скрытое проникновение сюда натовских лодок.

Необходимо также решить вопрос о пополнении Дальней авиации новыми машинами Ту-160, оборудованными не только для нанесения ударов по врагу стратегическими крылатыми ракетами, но и ракетами для борьбы с надводными целями. Флот сверхзвуковых дальних ракетоносцев поможет нам контролировать нашу Арктику.

Не обойтись нам и без расконсервации ядерного полигона на Новой Земле и возобновления испытаний на нем ядерного оружия нового поколения. Наконец, необходимы взаимоувязанные программы развития всех приполярных регионов РФ, а в особенности – главных баз нашего присутствия на Крайнем Севере: Кольского полуострова, Новой Земли, Таймыра и Чукотки.

Таким образом, перед нами – стратегия развития по многим направлениям, с транспортной, энергетической, природно-ресурсной, научно-исследовательской, авиационной, морской и космической составляющими. Воплотив ее в жизнь, мы сделаем наше господство в своем секторе Арктики неоспоримым и сможем смело привлекать к сотрудничеству крупные западные корпорации в освоении богатств шельфа.

В противном случае РФ, лишь раззадорив сильных мира сего водружением подводного флага на Полюсе, не сможет удержать Арктику.

 

РПМонитор, 14.08.07


Реклама:
-