Журнал «Золотой Лев» № 121-122 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Л. Новикова

 

Мани-технологии

Как сделать «нефтедоллары» невидимыми

 

С чувством глубокого удовлетворения отправились на летние каникулы депутаты фракция "Единая Россия". У многих из них, кому придётся покинуть обжитые думские кресла после парламентских выборов 2 декабря этого года, тревожная внутренняя печаль сменилась спокойствием. Появилась уверенность: не пропаду. Уверенность вполне обоснованная. В последние дни перед отдыхом "единороссовское" большинство ударно потрудилось по части создания хлебных рабочих мест для своих единопартийных коллег на случай выбытия из состава нижней палаты следующего созыва.

Хорошей базой для этого послужила идея о необходимости развития нанотехнологий. Все понимают, что развивать их без финансовых вливаний невозможно. Даже пиара про эти всякие "нано" без денег не получится. А уж если разговор пошёл на самом высоком уровне, если за "нано" взялся первый вице-премьер С.Иванов, которого прочат в преемники президента, то нет сомнения, что за ценой для нанотехнологий не постоят. Казалось бы, вот и хорошо, и слава Богу, — наконец-то учёные получат заказ и более-менее нормальную зарплату. Но так ли оно будет? Пойдут ли выделенные из госказны 150 млрд. руб. на научные проекты? Или…

Сомнения в том, что выделяемые из федерального бюджета миллиарды достанутся непосредственно науке, появились вскоре после того, как в неких мудрых коридорах возникла идея создания нано-корпорации ("Роснанотех"). А когда в Госдуме стали рассматривать законопроект "О российской корпорации нанотехнологий", стало ясно, что между наукой, которая должна будет трудиться над нано-, и бюджетными средствами образуется посредник — "Роснанотех", — который займётся "управлением" денежными потоками. Руководство корпорации будет решать, какому из научных подразделений выделить деньги, а какому нет, кого из научного сообщества казнить, а кого миловать. В таких процедурах, утверждают знающие люди, не обойтись без субъективизма и партийной придирчивости, также — как и без "откатов". Без них в коррумпированной РФ ни одно финансовое мероприятие не происходит. Возникает вопрос: нужна ли России такая корпорация?

Так как возражать на подозрения и замечания было нечем, то думские "единороссы, особенно те из них, которые подписались как авторы под проектом "О российской корпорации нанотехнологий", а потом его проталкивали, хранили молчание. Под законопроектом подписались 9 "единороссов" — Ю.Барзыкин, Е.Панина, Ю.Медведев, А.Лихачёв, Н.Булаев, А.Кокошин, С.Колесников, В.Опекунов, Е.Федоров. Их заветной целью стало построение корпорации. Исключительно, как утверждали сии законописцы, ради высокой цели. "Корпорация будет одной из составляющих нанотехнологической сети, которая будет создаваться в соответствии со стратегией развития наноиндустрии", — убеждал оппонентов закона "нано-энтузиаст" Ю. Медведев. Беда лишь в том, что ни сети, ни стратегии развития наноиндустрии ещё никто в глаза не видел. И будут ли?

Как вскоре убедились думцы и думские наблюдатели, нано-корпорация будет иметь весьма отдалённое отношение к заявленному направлению. В данном случае — к науке. "Основным предметом деятельности корпорации станет организационно-финансовая поддержка инновационной деятельности наноиндустрии", — пояснил Медведев. Корпорация, взяв в своё управление бюджетные средства (130—150 млрд. руб.), "будет осуществлять отбор для финансирования проектов в области нанотехнологий, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". "Не позавидуешь этим НИИ", прокомментировал с места кто-то из депутатов.

То, что корпорация "далековата" от науки, а тем более — от её развития, подтвердил и президент РАН Ю.Осипов: "Корпорация создаётся для того, чтобы оптимизировать форму управления финансами", но… "есть программа развития нанотехнологий, и в этой программе участвуют около ста институтов Академии наук". О самой науке в законопроекте — ни слова. Как бы не затоптали её "корпоративные наблюдатели"!

"Единая Россия" корпоративно контролировала всё обсуждение. Для оппозиции дозировала количество вопросов и минут для выступления и реплик. Однако не смогла опровергнуть выводы, эмоционально высказанные при обсуждении законопроекта коммунистом Сергеем Решульским.

 

"Смысла нет говорить, если даже вопросов разрешено не более одного задать по законопроекту, касающемуся серьёзных сумм. Вот я услышал — не менее 130 млрд. руб. будет выделено бюджетных денег для обеспечения работы данной корпорации. Только ничего не прописано в законе о целях "инновационных" деятелей.

Первое, — что приходит в голову, когда видишь такие законы, что они не случайны, что завершаются полномочия данного депутатского созыва и кому-то из будущих аутсайдеров предстоит пристраиваться на работу.

Второе, — что после выборов президента начнётся чистка в правительстве, и там тоже зашевелились, готовят себе места.

Третье, — понадобились деньги на какие-то закрытые проекты.

Во второй части статьи 19 закона читаем: "порядок финансирования деятельности корпорации за счёт средств федерального бюджета определяется правительством РФ". Далее — самое главное: "при этом корпорация вправе использовать на административно-управленческие расходы не более 10% сумм бюджетного финансирования". Ни черта себе! Если даже допустить, что 10% от 130 миллиардов. Это 13 миллиардов только на административно-управленческие расходы! Да мы всей фракцией пойдём сейчас записываться на работу в эту корпорацию. Тут не одну партию содержать можно на такие деньги.

Ещё вопрос, который обращает на себя внимание. Первый раз за всю свою многолетнюю депутатскую работу сталкиваюсь с финансово-экономическим обоснованием, которое дано на этот законопроект. Всё обоснование, которое тянет на 130 миллиардов бюджетных средств, состоит из одной фразы: "принятие данного законопроекта не повлечёт возникновения необоснованных финансовых обязательств Российской Федерации". Надо ли понимать, что мы, субъекты законодательной инициативы, можем теперь все финансово-экономические обоснования ограничивать такой обобщённой фразой? Это поистине "нанотехнология" в законотворческой деятельности!".

 

Возмущение многих депутатов вызвала поспешность, с которой продавливался законопроект. "Единороссы" не дали никакой возможности депутатам хотя бы ознакомиться с содержанием законопроекта, тут же включив его в повестку ближайшего пленарного заседании Госдумы, тогда, как по регламенту депутатам отводится не менее 3-х дней на изучение законопроекта.

"Не потому ли, что речь идёт о том, как разделить миллиарды из бюджета?" — предположил Решульский". Но тут же был одёрнут вице-спикером Чилингаровым: "Нас это не касается..."

Решульский:

 

"Касается. Не в том смысле, чтобы разделить деньги между вами и мной, а между инновационными проектами и нанотехнологией. Разве без этой корпорации не справится министерство образования и науки? Разве нет у нас ведомств, казначейств, профильного министра, чтобы провести конкурс? Неужели надо ещё собирать сотню, две, три сотни человек штата в эту корпорацию, платить им огромные деньги. …Предлагаю отложить голосование по данному законопроекту. Пусть комиссия по коррупции проверит законопроект на коррупционность".

 

Да где там. Можно ли в этой Госдуме перекричать, переубедить или хотя бы пристыдить триста "единороссов"? Да ещё по такому денежному вопросу? Тут уже сила не в разуме, а в чисто физическом преимуществе. Им и воспользовалась "Единая Россия", приняв закон "О российской корпорации нанотехнологий" (за — 342).

Учёные скептически оценивают и создание "Роснанотех", и её коэффициент полезного действия в развитии нанотехнологий. О том, что собой будет представлять корпорация, красноречиво говорит состав наблюдательного совета, предписанного законом и уже сформированного. В нём — 7 представителей от администрации президента, 7 — от законодательной и исполнительной власти, 7 — от науки, бизнеса и Общественной палаты. Случайно ли, науку, ради развития которой и создаётся корпорация, приравняли к бизнесу и общественному органу? В наблюдатели из числа учёных попадёт в лучшем случае 3 человека, в худшем — 2. Что они смогут доказать 14 чиновникам, которые наверняка объединятся с бизнесменами?

Явный перекос в сторону чиновничества нисколько не смущает первого вице-премьера С.Иванова, курирующего науку. Он уже собирал наблюдательный совет и остался доволен. Суетится и глава минфина Кудрин, громогласно обещая, что 30 млрд. руб. из 130, оговоренных в законопроекте, поступят уже в августе. Всё делается молниеносно, и никто не скрывает, что самая привлекательная часть идеи — деньги. Многомиллиардный фонд "Роснанотеха" будет подчинён правительству. Под такой крышей никто не помешает данной корпорации создать в своём составе, например, целевые капиталы и заняться вполне коммерческой деятельностью. А науке отводится второстепенная роль.

Да и какой толк от науки, если есть многомиллиардный фонд "Роснанотеха", который позволяет развернуть широкие коммерческие технологии и получить крупный приварок. Как будут коммерческие технологии уживаться с нано-?

Учёные утверждают, что фонды и коммерция науке не друзья. А власть продолжает говорить с наукой на языке коммерции. Темы коммерциализации технологий, разработок не сходят с уст министра образования и науки А.Фурсенки. Он не устаёт мечтательно прикидывать, как "инновационные проекты", финансируемые бизнес-сообществом, принесут прибыли (в чьи карманы? — авт.) в миллионы рублей и станут "мотором инновационнонго сектора экономики". Фурсенко желает получить доходные "результаты научно-технической деятельности". На это президент РАН Ю.Осипов замечает, что право планирования фундаментальных исследований принадлежит научному сообществу. А государственные органы, как показывает мировой опыт, не вмешиваются в этот процесс. А "высокий уровень развития фундаментальной науки", утверждает Осипов, "является достоянием и гордостью России". Особая среда — фундаментальная наука. "Она генерирует знания об основах мироздания, о природе, о человеке. А оценки экономического эффекта в абсолютном большинстве случаев являются весьма условными", подчёркивает академик.

Его огромное беспокойство вызывают проблемы РАН: не хватает молодого пополнения, бедственное материальное положение. Например, в бюджете трёхлетки (2008—2010) в следующем году сократится и без того скудное финансирование Академии медицинских наук. "Болевым" вопросом для РАН являются налоги на имущество и земельные участки. В 2006 году постановлением правительства были отменены льготы по этим видам налогов, что подкашивает последние силы научных учреждений. А исполнительной власти хоть бы что. Учёные неоднократно обращались к министру восстановить льготы. Нобелевский лауреат депутат Госдумы Жорес Алфёров[1] несколько раз вносил закон об освобождении РАН от абсурдного налогообложения, но "Единая Россия" заблокировала его принятие.

У рыночного руководства РФ наука пребывает в падчерицах. Полтора десятилетия её разрушали финансовыми рычагами. Проявлявшийся к научным учреждениям интерес концентрировался, в основном, на престижных зданиях и занятых ими территориях, отданных в советское время в пользование учёным. И сейчас вокруг этой неприватизированной собственности ходят кругами сотни охотников, желающих перепрофилировать учреждения под злачные заведения, чтобы "варить бабки".

И вот — новый "подарок" учёным, "Роснанотех". Посредник, который вберёт в себя значительную часть выделяемых бюджетных средств. Пора бы понять, что верящих этим проектам остаётся всё меньше.

 

Завтра, 25.07.07



[1] Подписант письма академиков-мракобесов против «клерикализации России».


Реклама:
-