Журнал «Золотой Лев» № 121-122 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

И. Горячев

 

Геополитическое недоразумение[1]

 

Наше современное мировосприятие заволокли мифы - от откровенно нелепых до почти правдоподобных, многие из которых даже стали частью нашей политической культуры. Общее у них одно - они навязывают нам преуменьшенную самооценку, пониженное самоуважение, подрывают нашу веру в себя, подрывают дух нации. А когда дух нации низок, она подобна организму с разрушенной сопротивляемостью. Когда он высок, никакие трудности не страшны, любые цели достижимы.

После прихода к власти, большевики ликвидировали исторические факультеты во всех ВУЗах страны. Изучение истории была признано не особо нужным и даже вредным. Ведь формирование нового советского народа требовало уничтожения корней и исторической памяти у старого. Истфаки возродились лишь через двадцать лет. За это время восприятие предыдущих столетий истории было в корне изменено. Тоталитарная идеология создала новый исторический миф, который подразумевал тотальное очернение всего, существовавшего до 1917 года и восхваление всего, появившегося после. Подобная концепция истории с теми или иными изменениями просуществовала до крушения СССР в 1991 году[2]. Можно по разному оценивать каждый из периодов отечественной истории, бесспорно лишь одно, до последнего времени, и в Российской империи и в Советском Союзе история воспринималась единообразно, народ сплачивала единая трактовка развития государства, вне зависимости от идеологической окраски. Акценты были расставлены и нация воспринимала свою историю одинаково, все знали, когда были победы, а когда поражения, кто был героем, а кто злодеем.

Создавшийся после 1991 г. идеологический вакуум стремительно начал заполняться различными историческими мифами, появление которых во многом связано с пропагандистской работой геополитических противников России, а их продвижение в общественном сознании сегодня - заслуга многочисленных фондов, пришедших к нам с Запада и «правильно» толкующих наше прошлое[3]. Эти фонды финансируют издательство различных «новых хронологий», повествующих о том, что никакого (татаро-монгольского) ига не было, а вся история России, которую мы знаем, полностью лжива вплоть до начала XIX века. Специалисты этих организаций составляют списки угнетаемых религиозных конфессий, включая туда все секты, вплоть до самых диких, и помогая им финансово. Все эти пропагандистские медиа-акции преследуют одну цель - разбив единое восприятие истории у русского народа, вычленить множество враждующих идеологических направлений.

Отсутствие единого восприятия прошлого ведет к расколу нации - язычник уверен, что только до 988 г. и пожили нормально, а потом были сплошь годы террора и оккупации. Разного рода сепаратисты считают, что Московия уже сотни лет оккупирует его родину и насильно русифицирует его уральский, казачий, сибирский, поморский (нужное подчеркнуть) народ. Либерал же на каждом углу кричит, что воевать мы никогда не умели и вечно закидывали противника трупами.

На сегодняшний день, наиболее опасными являются две системы мифов, касающихся нашей истории. Это либеральная мифология и сепаратистская. Опасность, исходящая от этих концепций истории, вполне серьезная - речь идет о территориальной целостности нашей страны.

Так, либеральная точка зрения утверждает, что Россия – это геополитическое недоразумение, несущее опасность всему «цивилизованному» миру. Сепаратистская же доктрина исторических воззрений призвана обосновать идею существования иного не русского народа (например, казаков, новгородцев, поморов, уральцев, сибиряков, украинцев)[4], коих русские московиты уже множество веков угнетают, уничтожают их культуру и которым естественно требуется независимость в пределах их региона. Разберем обе концепции, их мифологемы и доказательства подробнее.

 

Либеральный миф

 

Эта концепция исторических воззрений была сформирована разного рода революционерами, боровшимися против «проклятого царизма» на всем протяжении XIX века. Значительное влияние на формирование их взглядов оказали т.н. европейские просветители и Французская революция. Основной задачей данных персонажей было уничтожение российской государственности и изменение легитимного государственного строя. Они были готовы сотрудничать с кем угодно - с польскими мятежниками, с откровенным врагом России того времени - Британской империей (в основном, все бежавшие из России революционеры получали приют и финансирование именно там). Наиболее радикальные из них в своих работах высказывали сожаление, что Наполеон не сумел поработить (а в их терминологии «освободить») Русь, ведь он принес бы нам, темным и отсталым, «просвещенную европейскую свободу». Уже в XX веке идейные наследники тогдашних либералов будут точно также сожалеть, что Красная армия одержала победу в Великой отечественной войне.

Проведем параллели. Тогда, в XIX веке, как и сейчас, идеологи разрушения России находясь заграницей, идейно и финансово поддерживали молодых идеалистов, направляя их на кривую революционную дорожку, которая зачастую выводила их на виселицу уже как террористов.

Вот примерный список основных идеологических штампов, что применяют либералы, начиная с XIX века и по сегодняшний день, подходя к оценке русской истории:

- Россия - издревле тюрьма народов;

- У населения России рабская психология;

- Православие - азиатская религия, тормозящая прогресс;

- С Запада к нам всегда шло добро, а мы от него всегда почему-то отказывались;

- Российская империя рухнула, потому что была реакционным черносотенным государством;

- Россия издревле была немотивированно агрессивной страной. Потому так и «распухла».

Но с другой стороны:

- Воевать Россия никогда не умела и выигрывала войны всегда исключительно используя численное превосходство и заваливая противника трупами;

- Всё прогрессивное и хорошее на Руси создали и придумали выходцы из других стран (в основном, западных). Русские же патологически неспособны к самостоятельному управлению страной.

Подобный набор идеологических штампов, а мы перечислили далеко не все, лишь наиболее расхожие, прививает комплекс неполноценности по отношению родины к западным странам и призван убедить доверчивого читателя в том, что наша страна является второсортной и ей необходимо руководство извне, ведь сами мы не в состоянии справиться с этим.

Еще одним важным тезисом либералов является следующий. Для России характерен экстенсивный путь развития, и она никогда не следовала по интенсивному пути развития, как прогрессивный Запад. И в этом причина ее постоянного отставания. А почему Россия следует по экстенсивному пути развития? А потому что она слишком большая. Для более эффективного развития ее необходимо значительно уменьшить. Вот из этого утверждения и вытекает вторая, не менее опасная и обширная, мифология. На этот раз сепаратистская. Обосновывающая необходимость разделения России на множество мелких государств, враждебных друг другу. В общем-то, она является логическим продолжением всей либеральной системы воззрений на отечественную историю.

 

Сепаратистский миф

 

До переворота 1917 года официально считалось, что русский народ является триединым и состоит из трех ветвей: великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Это три больших субэтноса. В составе русского народа находятся также малые субэтносы - например, поморы.

В период Второй мировой войны руководство Третьего Рейха использовало часть казачества, обоснованно недовольного политикой коммунистической власти, как пятую колонну. В начале пятидесятых в недрах Госдепартамента появился даже список «угнетенных народов». Там были и казаки, и сибиряки, и поморы, и уральцы. До сих пор в СМИ появляются сообщения об активности остатков организаций, что были созданы в годы Холодной войны для борьбы с Россией. Так около года назад информационные ленты обошло следующее сообщение:

 

«В знак протеста против пребывания Путина "в оккупированной Россией Казани", в Вашингтоне перед зданием Белого дома представители так называемых "угнетенных народов Российской империи" провели пикет с плакатами: "Свободу народам Кавказа, Идель-Урала и Сибири", «Мистер президент, народы Идель-Урала до сих пор колонизированы Русской империей».

 

Поэтому неудивительно, что сегодня некоторые, являясь русскими по крови, например казаки, отказываются именовать себя русскими. Те же казаки сейчас добиваются законодательного признания отдельным народом и права быть включенными в реестр народов мира. Во время недавней переписи населения именно среди русских нашлось немало таких, которые показали полное отсутствие национального самосознания. Когда переписчики спрашивали казаков-осетин об их национальной принадлежности, они назвали себя осетинами, казаки-калмыки записывались калмыками, и только русские казаки заявляли о своей принадлежности к мифическому этносу "казаки". Другие русские записались поморами, скифами, даже эльфами, гоблинами и прочими хоббитами[5]. Это уже не смешно.

На сегодняшний день существуют следующие проекты отдельных «народов», которым необходима, по мнению их идеологов, независимость от России: поморы, казаки, сибиряки, балтийцы, ингерманландцы, уральцы. Что объединяет сторонников всех этих проектов? Вера в то, что «мы всегда были отдельным народом», но «наша земля издревле была оккупирована москалями». Ненависть к России, уверенность в том, что они живут под оккупацией, которую необходимо сбросить, дабы Москва больше не могла грабить «их родину». Всех их характеризует общая неприязнь к Москве и к московитам, как носителям «тоталитарной, азиатской традиции». Сепаратисты всех мастей искренне верят, в то, что «московиты украли их имя и их историю», что «из всех хозяев московиты были самыми жестокими и нетерпимыми».

Обычными претензиями сторонников сепаратистской концепции истории также является насильственная русификация, которой их древний народ подвергался на протяжении веков. Уничтожение этнического языка и культуры дошло до такой степени, говорят сепаратисты, что теперь большинство, к примеру, сибиряков, считает себя как ни странно не представителями сибирского народа, а русскими. Поэтому сторонники сибирского регионализма приступили к созданию сибирского языка – «это проект литературного восточнославянского языка, на базе сибирского старожильческого говора 18-19 вв.». А вот так они обосновывают необходимость его «возрождения»:

 

«В отличие от украинского и белорусского языков в 19 веке не происходит формирования литературного языка Сибири, в связи с культурной неразвитостью края, отсутствием предшествующей средневековой традиции, слабостью областнических национально-сибирских движений. На протяжении 20 века сибирские диалекты вымирают под давлением официального русского, и в связи с уничтожением крестьянства как основного носителя диалекта».

 

Активисты создают сайты, пробивают публикации в прессе о себе. Сейчас все это смотрится весьма забавно, как прожектерство неких чудаков. Но вспомним, проект «Украина» начинался точно также в конце XIX века на территории тогдашних восточных земель Австро-Венгерской империи. Тогда никто не мог и предположить существования отдельного государства и отдельного народа на территории Южной Руси. А теперь это реальность[6].

 

Русский проект, 20 июля 2007



[1] Приводится с редакционными изменениями (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).

[2] Речь идет о разложении и самоликвидации системы государственного управления Российским государством аппаратом коммунистической партии.

[3] Антигосударственная деятельность осуществилась не только иностранцами, но и режимом, захватившим власть в стране в 1982-1985 годах. Внешние и внутренние враги России в этом действовали сообща.

[4] Список очевидно не полный и не исчерпывающий.

[5] Фактически таких набралось ничтожное число.

[6] Автор заблуждается; такая «Украина» существует в воображении врагов России и русских.


Реклама:
-