Журнал «Золотой Лев» № 119-120 - издание русской
консервативной мысли
Д.Н. Филипповых
С
чего начинается Родина? С ошибки в твоем букваре…
21 июня 2007 года состоялась встреча Президента РФ
В.В.Путина с участниками конференции преподавателей общественных наук. В числе
других вопросов речь вновь, как и в 2003 году во время встречи В.В.Путина с
историками в Российской государственной библиотеке, зашла о школьных учебниках
истории. Несколько лет назад Президент России акцентировал внимание на том, что
в этих учебниках
«должны излагаться факты истории. Они
должны воспитывать молодых людей. Должны воспитывать у них чувство гордости и
за свою историю отечественную, и за свою страну».
Ныне он незначительно расширил эту тему. В частности, В.
Путин отметил, что
«все вновь образовавшиеся на постсоветском
пространстве государства гораздо активнее занимаются тем, что развивают
гражданско-патриотическую позицию у своего населения в отношении своей страны,
там это происходит очень активно, мы этого не делаем». По его словам, учебники
истории «должны учитывать законное право каждой страны и народа
идентифицировать себя в мире, завоевывать свои позиции в мире». «Если мы сможем
это сделать, сказать об общей истории, едином настоящем, перспективах совместного
будущего, то у нас будет успех, чтобы ребята не просто знали о жизни своей
страны, чтобы видели что-то общее, объединяющее, позитивное, чтобы сохраняли
это общее», - подчеркнул Президент.
Высказанные В.В.Путиным мысли и пожелания можно только
приветствовать. Но как сделать, чтобы слова воплотились в конкретные дела?
Чтобы исторический опыт учил молодое поколение россиян и помнить хорошее, и не
забывать плохое, чтобы авторы учебников истории уважали историческую память, а
не искажали ее, чтобы материалы учебников по истории Отечества не оскорбляли
само Отечество?
Эту поистине сложную и кропотливую работу необходимо
начинать с верного изложения фактов истории. Не пытаться «интерпретировать» их,
не подлаживать под день сегодняшний, но, основываясь на архивных источниках,
прямо говорить о великом и низком, героическом и
трагическом в истории нашего Отечества.
Конечно, единую оценку большому массиву учебников и учебных
пособий по истории Отечества, вышедших в постсоветский период, дать нельзя. Как
неверно ставить знак тождества между добротным авторским или академическим
учебником и тем, который, по словам Президента России, является «оскорбительным
для нашего народа» и писался под «польку-бабочку».
К сожалению, наши школьные учебники истории, в том числе и
базовые, рекомендованные Федеральным агентством по образованию или его
предшественниками, пестрят изъянами и, на мой взгляд, существенными ошибками.
Обратимся к серии учебников «История государства и народов России» и учебного
пособия «История России, ХХ век» для учащихся 6-9-х классов общеобразовательных
учреждений. Оговорюсь сразу. Это одни из лучших школьных учебников. Их авторы
провели значительную работу по систематизации исторического материала, его
обобщению и адаптации к различным возрастным группам учащихся. Однако и они не
избежали ошибок, неточностей, конъюнктурных искажений.
Открывает шестиклассник такой учебник истории и читает о
Древнерусском государстве:
«…В IX веке угроза хазарского завоевания
нависла над северо-западными землями. И тогда представители всех племен
собрались на вече и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со
словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите (приходите) княжить и володети
нами».
А вот как описывается это же событие в переведенном на
современный язык первоисточнике - «Повести временных лет»:
«В лето 6370 (869). Изгнали варягов за
море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них
правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с
собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил
по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так
звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы,
иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси
чудь, словене, кривичи все: “Земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”…».
Конечно, угроза нашествия хазар и племенные междоусобицы
суть не одно и то же, но в данном случае нас интересует в приведенной цитате всего
одно слово – наряд, точнее его толкование.
Какой вывод делает подросток, изучив данный раздел
школьного учебника? Ответ лежит на поверхности: нашим предкам были органически
присущи беспорядок и неспособность к самоорганизации.
Однако летопись говорит совершенно об ином. В ней говорится
о том, что у славянских племен именно в тот исторический момент не было наряда,
то есть власти, способной прекратить междоусобицы и оградить от набегов
врагов. А кроме того описанное в летописи событие
(приглашение князя) было типичным для всей европейской истории.
Кстати, авторам учебника следовало бы обратиться к
объяснению слова «наряд», данному в «Толковом словаре живого
великорусского языка» Владимира Даля. Тогда они бы узнали, что оно означает «на
ряде», «в голове», в «начальниках». Проще говоря, судить, рядить, править.
Казалось бы, такая ошибка в переводе летописи - пустяк.
Однако именно она заявила о себе почти через одиннадцать веков накануне
нападения на нашу Родину нацистских агрессоров.
Крупный нацистский чиновник Герберт Баке,
занимавший в гитлеровской Германии должность статс-секретаря, а затем и
министра Имперского министерства продовольственного снабжения, родился на
Кавказе в Батуми, окончил русскую гимназию в Тифлисе и считался в рейхе
знатоком «русской души».
Именно он 1 июня
«Русскому импонирует только действие, так
как сам он обладает бабьей натурой и сентиментален. “Велика наша страна и
обильна, да нет в ней порядка. Приходите володеть
нами” — таково изречение русских, относящееся еще к началу их государства и
приглашению норманнов. Эта установка проходит красной нитью через всю их
историю от монгольского ига, через польское и литовское владычество, автократию
царей и господство немцев вплоть до Ленина и Сталина. Русские всегда хотят быть
массой, которой правят. Так же подействует на них и вступление немцев. Тогда
будет исполнено их желание: “Приходите и правьте нами”. Поэтому у русских не
должно возникать впечатление, что вы в чем-то колеблетесь. Вы должны быть
людьми действия, которые без всяких дискуссий или долгих бесплодных речей, без
всякого философствования дают четкие и ясные распоряжения. Тогда русский охотно
будет вашим подданным…».
И если не самые глупые люди немецкой нации поверили в то,
что в России и через одиннадцать веков нет порядка и нужно ей силой оружия дать
новый – германский порядок, то, что уж говорить о неокрепшем мировоззрении
подростка. Так «неточность перевода» летописи превращается в серьезную проблему
отечественной истории, бездумно переносимую из одного школьного учебника в
другой, вольно или невольно на протяжении нескольких поколений людей
закладывающую в сознание мысль об исторической ущербности нашего народа.
Продолжая тему агрессии нацистской Германии против СССР,
тему Великой Отечественной войны, обратимся к страницам учебного пособия
«История России, ХХ век» для учащихся 9-х классов. Удачно избранная композиция
материала, документальные источники позволяют школьнику не только уяснить
изучаемый материал, но и проникнуться духом времени. Однако и здесь не обошлось
без «ложки дегтя».
Тяжелые первые месяцы войны. Германские войска захватили
Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Части и
соединения Красной Армии под ударами наступающего противника отходят в глубь
страны. В создавшейся обстановке героизм, мужество, жертвенность солдат и
командиров Красной Армии соседствуют с растерянностью, трусостью,
пораженческими настроениями в той же среде. Подобные состояния хорошо известны
всем когда-либо воевавшим армиям. Если не переломить ситуацию, в том числе и
жесткими мерами, поражение неминуемо. Именно в подобной
оперативно-стратегической обстановке и был подписан Приказ Ставки Верховного
Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года «Об
ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».
Вот как об этом событии повествует учебное пособие:
«16 августа, когда советские войска
отступали по всему фронту и многие части и соединения попадали в окружение, был
подписан приказ Ставки за номером 270. Приказ объявлял всех без разбора
военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и
политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот,
предоставляемых семьям участников войны. А ведь в плен попадали по-разному.
Чаще всего это были бойцы, получившие тяжелые ранения».
Создается впечатление, что авторы учебника в глаза не
видели текста Приказа № 270. Значительное место в приказе отведено описанию
героизма и мужества защитников Отечества, в том числе и попавших в окружение.
Из приказа мы узнаем о героических действиях заместителя
командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенанта Болдина и
командующего 3-й армией генерал-лейтенанта Кузнецова, комиссара 8-го
механизированного корпуса бригадного комиссара Попеля
и командира 406 стрелкового полка полковника Новикова, которые вывели из вражеского
окружения красноармейцев и командиров, нанося огромные потери тылам врага.
Но наряду с героизмом и мужеством военнослужащих Красной
Армии, оказавшихся во вражеском окружении, приказ отмечает и факты трусости,
предательства.
Обратимся к первоисточнику:
«1. Командиров и политработников, во время
боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен
врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи
нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и
комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2. Попавшим в окружение врага частям и
подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь
материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских
войск, нанося поражение фашистским собакам.
Обязать каждого
военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от
вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до
последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или
часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен
- уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи
сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
3. Обязать командиров и
комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков,
прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле
сражения, снижать их по должности, как самозванцев, переводить в рядовые, а при
необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и
мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся
красноармейцев.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах,
батареях, эскадрильях, командах и штабах».
Эти строки даны без купюр. Они – суровая
правда войны. Об их жесткости и даже жестокости можно вести научные дискуссии,
можно иметь свою точку зрения в отношении положений приказа. Но искажать смысл
документа, не дано никому. Приказ №270 не объявлял всех без разбора
военнопленных предателями и изменниками. Он предусматривал репрессивные,
крайние меры в отношении тех командиров и начальников, а также красноармейцев, которые
предпочли сдаться в плен врагу, будучи в полном здравии, даже
не пытаясь пробиться к своим войскам или оказать противнику организованное
сопротивление.
Иначе трудно понять логику поступков миллионов советских
солдат и офицеров, оказавшихся в плену, но не ставших служить врагу. Иначе
невозможно осознать и оценить подвиг Мусы Джалиля и Дмитрия Карбышева,
Михаила Девятаева и Фёдора Полетаева, которые, попав
в плен, остались верны своей Родине, воинскому долгу и были удостоены высокого
звания Героев Советского Союза.
Нет, не считала Родина всех без разбора военнопленных
предателями и изменниками. В конце войны и после ее завершения из плена
вернулось 1.836.592 человека. Как свидетельствуют архивные документы, около 1
миллиона из них было направлено для дальнейшего прохождения службы в частях
Красной Армии, 600 тысяч направлены на работу в промышленности в составе
рабочих батальонов, остальные, как скомпрометировавшие себя – в лагеря НКВД.
В данном случае речь не идет о мотивах героизма или
предательства. Это тема особого разговора. Речь идет об исторических фактах,
которые нельзя переиначивать или домысливать. Их надо приводить без искажений и
купюр, без поправки на потребу дня.
Я остановился лишь на двух случаях искажения фактов
отечественной истории. Этот список можно было бы продолжить:
11 августа 1378 года на берегу реки Вожи
великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович нанес поражение полководцу
Мамая мурзе Бегичу, однако учебник
«История государства и народов России» для шестого класса сообщает школьнику о
том, что «Мамай не мог смириться со своим поражением и потерей дани».
В учебнике «История государства и народов России» для
седьмого класса из повествования о государственных реформах Петра I «исчезли»
военные реформы. А ведь именно они способствовали превращению
России в великую державу, способную отстоять свои национальные интересы.
Из учебника «История государства и народов России» для
восьмого класса пытливый школьник узнает, что «при переправе через реку
Березину Наполеон потерял еще 30 тыс. своих солдат».
Все 30 тысяч утонули? Конечно же, нет. В ходе боев с
частями русской армии на переправах через реку Березину 29 тысяч солдат и офицеров
французской армии были либо убиты, либо взяты в плен, около 2 тысяч утонули в
ледяных водах реки. А ведь скажи эту фразу авторы учебника -
и совершенно в ином свете предстает тогда картина величия победы русской армии
в последнем сражении Отечественной войны 1812 года и бесславного конца
агрессора – французской «Великой армии»…
***
Факты истории требуют очень бережного, осторожного
обращения. Достаточно «дискредитировать» прошлое, чтобы поставить под сомнение
настоящее: так ли мы живем, то ли делаем? Ведь прошлое не исчезает: сохраняясь
в настоящем, оно устремляется в будущее вместе с нашими детьми, внуками и… с
той историей, которой мы их учим.
Автор – доктор исторических наук,
профессор
Фск, 29.06.2007