Журнал «Золотой Лев» № 117-118 - издание русской
консервативной мысли
Стенограмма
встречи В.Путина с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных
и общественных наук
Ново-Огарёво, 21 июня 2007 года.
В.ПУТИН: Прошла конференция. Надеюсь, она была очень
интересной. Выступали и преподаватели, и ученые – все те, кто занимаются
общественными и социальными науками.
Вы хорошо знаете, что в гуманитарном просвещении Россия
всегда имела не просто передовые, а часто и лидерские позиции и, надеюсь,
мы их сохраним и в будущем, тем более что от уровня в этой сфере зависит и
культурный, и моральный уровень в обществе в целом.
Отмечу, что в условиях современного, довольно
противоречивого мира ценность гуманитарного образования только возрастает,
несмотря на то что, на первый взгляд, на передовые позиции выходят знания в
прикладных областях, связанных с техникой, с экономикой и так далее. Но
необходимо видеть роль России в мире и понимать мотивы действий тех или иных
общественных систем, государств, политиков. Без этой базы нам невозможно ни
укреплять страну, ни развивать ее. И, наконец, без достижений в социальных
науках невозможен кардинальный подъем всей российской науки. Наряду с развитием
естественнонаучных дисциплин они являются фактором решения приоритетных
государственных задач.
Вместе с тем научное и методическое обеспечение
гуманитарной сферы образования сегодня иногда, скажем так мягко, запаздывает:
опаздывает и с современными учебниками, и с подготовкой самих специалистов,
самих педагогов.
Практически нет пособий, которые глубоко и объективно
отражали бы события новейшей истории нашего Отечества. Учебники по истории и
обществознанию подчас «останавливаются» на периоде 90-х годов прошлого века.
Или бегло, абстрактно – а подчас и очень противоречиво, мягко говоря, –
освещают события самого последнего времени.
Эксперты говорят, что нет также системного изложения
большинства тем. Говорят об отсутствии у нас новых направлений и школ,
выдвигающих крупные доктрины и способных трактовать события современности. И
это при том что российская историческая, правовая и философская школы имеют
мировую известность и вошли в классику науки.
Здесь хотел бы особо выделить, конечно, и в общей системе
знаний философию. Современному российскому обществу нужны глубокие
мировоззренческие исследования. К сожалению, это очень часто подчинено текущей
потребности, текущей конъюнктуре. И это жаль. Потому что нам не нужно конъюнктурить – нам нужны основные приоритеты, основные
знания в этой области, глубокие, фундаментальные. И у нас нет никакой
необходимости уходить от этой фундаментальности.
На вашей конференции речь шла, насколько мне известно,
также о необходимости формирования образовательных стандартов, как специалисты
говорят, второго поколения. Известно, что существующие сегодня стандарты – это
набор требований, прежде всего, к ученику: какие предметы и в каком объеме он
должен изучать. Такой подход к образованию не решает задачу утверждения
ценностных ориентиров и формирования личности. Суть же новых стандартов в том,
что они должны поставить во главу угла не предметный, а общий личностный
результат работы с учеником, со студентом. И здесь на первый план, конечно, выходит
содержание образования, его соответствие запросам времени.
Кроме того, новое поколение стандартов предъявляет и новые
требования к самим педагогам, в том числе к преподавателям истории и
обществознания. Известно, что на старом багаже сегодня далеко не уедешь.
Поэтому надо помочь преподавателям и с переподготовкой, и с возможностями
самообразования, с пополнением и обновлением их профессионального запаса.
К сожалению, – а я с преподавателями в школах не так часто,
но все-таки встречаюсь иногда – ясно, что здесь очень много проблем. Но, к
сожалению, внимание этой сфере деятельности уделяется очень мало, а подчас
вообще никакого внимания ей не уделяется. И это в сегодняшней ситуации, когда,
наоборот, нужно как можно активнее людям помогать в этом! Потому что нет общих
стандартов – и подчас просто каша в голове: в обществе – каша, и в голове
преподавателей – каша!
Подчеркну, основной состав преподавателей этих дисциплин
имеет, конечно, высокий, очень высокий общеобразовательный уровень и высокий
уровень подготовки. Это люди, по-настоящему знающие и любящие свою профессию. И
в процессе перехода к новым стандартам нужно позаботиться о сохранности уже
сложившегося учительского корпуса. Тем более что учителей обществоведения
крайне не хватает в некоторых областях в сельских школах. Там эту важнейшую
дисциплину нередко получают в нагрузку преподаватели других предметов. Как
будто это не так важно!
Отмечу, что к новому учебному году наши историки и
обществоведы получат новые учебные пособия и для учителей. Ждем, что в скором
времени учебники такого уровня будут подготовлены и для самих школьников.
Еще раз подчеркну, государство будет всемерно поддерживать
талантливых педагогов, будет и дальше оснащать школы и вузы современным
оборудованием. Вы знаете, мы уже сделали это в рамках национального проекта по
образованию или, точнее сказать, делаем, и будем расширять эту работу
дальше.
Однако надо также разработать дополнительные меры поощрения
для исследователей и в области гуманитарных, социальных наук. Речь идет, в
первую очередь, об истории, философии и политологии. Фактически – о тех
дисциплинах, которые лежат в основе учебных пособий по обществознанию. И я еще
раз хочу к этому вернуться: это, конечно же, является основой основ. Потому что
без четких, глубоких и основополагающих знаний, особенно по событиям новейшей
истории, нам очень трудно будет выстраивать работу с учащимися и в школах, и в
высших учебных заведениях.
В этой связи хотел бы отметить, что большинство грантов
сегодня направлено на финансирование поездок ученых за рубеж. Это, конечно,
расширяет возможности для обмена идеями и мобильности науки. Однако этого мало.
И надо продумать специальную систему грантов, поощряющих людей гуманитарной
науки, особенно тех, кто готовит современные учебники для вузов и школ. Имею в
виду также методические пособия, хрестоматии, атласы и другие подобные издания.
Известно, что здесь есть большой разброс и информации, и точек зрения. Причем
далеко не все издательства ответственно подходят к содержанию таких пособий. А
их деятельность – не просто полиграфическая, а прежде всего образовательная. И
потому образовательные стандарты здесь должны быть обязательно обеспечены.
Думаю, что эту проблему надо обсудить вместе с представителями издательств.
Причем я говорю именно о стандартах образования, а не о стандартизации мышления.
Я не говорю о том, что всех нужно «причесать» по единому стандарту, как это
было когда-то при господстве одной идеологии. Конечно, в учебниках могут и
должны излагаться разные точки зрения на проблемы общественного и
государственного развития, но образовательные стандарты качества должны быть
обеспечены. И в учебных пособиях, если уж излагаются какие-то позиции, какие-то
подходы и какие-то оценки, должна быть представлена альтернативная точка
зрения, а не навязываться только одно видение, скажем, на ход и на результаты
Великой Отечественной войны, что абсолютно недопустимо, даже подчас бывает
оскорбительно для нашего народа. А я видел такие сентенции в учебной
литературе.
Уважаемые коллеги! Ваша конференция далеко не рядовое
событие. Ее трудно отнести к сугубо отраслевой встрече. Темы, которые вы
поднимаете, действительно волнуют сегодня все российское общество. Образование
и воспитание наших детей, передача им лучших традиций и ценностей отечественной
культуры никого не оставляют безучастным.
В этой связи хотел бы проинформировать вас о том, что мною
сегодня подписан Указ о создании Фонда «Русский мир», целью которого
является изучение и популяризация русского языка и в нашей стране, и в мире, а
в целом – распространение и развитие богатейшего культурного наследия России,
важнейшую часть которого составляют именно гуманитарные науки и гуманитарное
знание.
Повторю, это тот фундамент, который формирует личность и
помогает овладеть любыми другими знаниями. Помогает строить и эффективную
государственную жизнь, и демократическое гражданское общество. И, конечно,
такое образование крайне важно для нашей молодежи, повторяю, и в средних
учебных заведениях, и в высших учебных заведениях.
Это то, чтобы я хотел сказать вначале. Спасибо за внимание.
Прошу Вас, Поляков Леонид Владимирович. Пожалуйста.
Л.ПОЛЯКОВ: Добрый день, Владимир Владимирович! Я сначала
немножко личное. Дело в том, что в 73-м году, когда я закончил философский
факультет, у меня в дипломе написали: «Философ. Преподаватель обществознания».
И я сегодня, в общем, счастливый человек, потому что я понял, что моя
образовательная карьера была точно выстроена, потому что именно эту книгу –
«Обществознание. Книга для учителя» – мне довелось с коллегами вместе делать, и
сегодня она, и вчера, и позавчера находилась в центре очень активного
обсуждения коллег-учителей. И Вы, наверное, еще услышите отзывы о ней. Так что
для меня это очень важное просто личное событие, подтверждение того, что я
когда-то сделал правильный выбор и что-то получилось в жизни.
Теперь о том, что получилось, как мы это делали и как мы
это видим.
Почему мы решили, что обществознание в 11-м классе нужно
преподавать именно как науку о современном глобальном мире? Дело в том, что за
последние двадцать лет и даже чуть меньше, с момента распада СССР, мир
настолько стремительно переменился именно ввиду того, что изменилась сама
Россия, что, скажем, подходы и шаблоны, которые были нормальными, типичными, необсуждаемыми в начале 90-х, – просто устарели морально и
физически, идейно даже устарели, логически устарели. А в свою очередь
изменившийся мир меняет нашу Россию. Вот эта комбинация взаимных изменений,
очень высокие скорости перемен порождают сегодня потребность буквально у всех.
Вы правильно сказали: каша в голове – у всего общества. И поэтому мы решили,
что сначала надо попробовать написать, как мы видим глобальный мир, – мы,
взрослые, – и передать это знание учителям, чтобы затем, обсудив с ними,
попытаться создать адекватный, нормальный, отражающий современные реалии
учебник.
Ну а если оставаться на нынешнем уровне, ничего не делать,
то, смотрите, получаются довольно грустные вещи. Скажем, в 1990–1991 годах мы,
если говорить в терминах «холодной войны», идейно разоружились. Мы отказались
от марксизма, от коммунизма как научной теории. Стало быть, мы добровольно
сняли с себя определенные очки и перестали видеть мир в старых схемах борьбы
мировой капиталистической и социалистической систем. Что вместо этого пришло?
Пришла некая такая очень зыбкая, абстрактная идеология общечеловеческих ценностей.
Мы усвоили слова «свобода», «демократия», «рынок», «общечеловеческие ценности»,
«права человека», «гражданское общество». Как в детстве: дают кубики с буквами,
но не учат, как складывать слова. Вот нам дали эти кубики, и мы до сих пор их
складываем. А при этом мы попали в ситуацию, когда нам кто-то выдал и смотрит:
как мы? То есть мы как в школе. Даже не то что в школе, а как в детском саду. С
той же демократией возьмите пример. Нам сказали: вы отказались от коммунизма и
строите демократию, а мы будем судить вас – когда и как вы ее построите.
Если не менять вот эту «оптику», если не вырабатывать свой
собственный язык, понимание того, что да, принципы демократии универсальны, но
в каждой стране есть своя политическая культура, она есть и в России, русская
политическая культура, то без такой пригонки ничего не получится. А мы, в том
числе множество учебников, по традиции продолжают излагать вот эту самую схему
начала 90-х годов, и мы все вместе, и школа, и взрослые, попадаем в эту
ловушку.
Мы ученики – сколько можно?! Страна, огромная страна,
сделавшая невероятное, а все ходит в учениках, и любой человек, скажем из «Фридом хауз», ставит галочку и
говорит: «Вы на 161-м месте»!.. Это просто один из фактов, который
превращается для всей страны, для всего народа, а для молодых тем более, в
безвыходно обидную ситуацию.
Или с гражданским обществом. Да, святые слова, что
называется. Но, смотрите, мы импортировали этот термин и смысл, связанный с
ним, в начале 90-х у стран, у которых с государственностью все нормально, и
давно. Там забота какая первоочередная? Действительно, защитить граждан от
излишней опеки государства. Но мы-то с 91-го года строим свою новую российскую
государственность. Конечно, на фундаменте, безусловно, не прерывая этой традиции,
но государственность-то новая, и она построена (не зря же так боролись за
Конституцию 93-го года). И в этот момент инерция сознания какая? Вот, скажем,
попадаются искренние часто, это очень жаль, правозащитники: «Давайте бороться с
государством, давайте строить гражданское общество как альтернативу
государству». И эта идеология проникает в том числе и во многие учебники.
Разделы по гражданскому обществу строятся именно так, понимаете. А ведь это
объективные ловушки, это следствие того, что мы идеологически разоружились,
взамен получили некий только самый абстрактный рецепт: станьте демократами и
капиталистами, условно, а мы будем вас контролировать.
Поэтому смысл вот этой работы, которую мы начали и с этой
книгой «Обществознание», и с книгой по новейшей истории, заключается в том,
чтобы попытаться сформулировать, несмотря на быстро меняющийся мир, все-таки
некую опорную мировоззренческую точку, с которой мы могли бы смотреть на этот
мир с позиций российского гражданина. И в этом смысле – это, кстати, вызвало
очень острые дебаты – мы обсуждали проблему государственной и национальной
идеологии. Такое предложение есть, что поскольку Конституция запрещает вот эту
общеобязательную государственную идеологию, то, собственно, что мы делаем,
какую идеологию мы создаем? Мы ее создаем как национальную [идеологию], то есть
мировоззрение нации, россиян, на самих себя, мир вокруг нас. И тогда учителя
будут способны просто нормально это мировоззрение, эту национальную идеологию
воплощать в своей практике и тем самым формировать гражданственно-патриотическую
позицию.
Вот это гражданско-патриотическое воспитание как
дополняющее традиционную формулу (вы ее хорошо знаете: военно-патриотическое
воспитание) – может быть, одна из важнейших задач. И если у нас вместе с
учителями получится (а у нас уже наладился контакт, вчера огромное количество
записок, я просто с собой их не взял, очень плодотворная работа)...
И я хочу просто искренне поблагодарить от души министерство
образования за то, что такую конференцию организовали. Насколько я знаю, это
первый опыт такого сбора в Москве, в центре страны. Но сами учителя, видимо, об
этом Вам скажут.
Спасибо, Владимир Владимирович.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Ваше замечание по поводу того, что кто-то встает в позицию
учителей и начинает учить нас, – это, конечно, абсолютно правильно. Но я к
этому могу еще добавить, что это, безусловно, инструмент влияния на нашу
страну. Это уже достаточно испытанный способ. Если кто-то со стороны собирается
выставлять оценки, это значит, что он присваивает себе право руководить и очень
хочет это продолжать делать дальше.
Мы должны быть частью, абсолютно, совершенно точно частью
глобального мира. Мы должны быть естественной частью. Мы, собственно, таковой и
являемся. Но никто не может изъять у нас национальные особенности, наши
исторические особенности! И в этом смысле многим еще есть чему поучиться у нас,
на самом деле. Потому что Россия – это такая страна, у которой естественные,
веками, более тысячи лет выработанные принципы взаимодействия между различными конфессиями и народами, практически на генетическом уровне.
Если вы посмотрите даже основные наши религии, даже они отличаются в
значительной степени от традиционных стандартов христианства или даже ислама.
Они приспособлены к тому, чтобы сосуществовать на одной территории и под одним
небом с другими народами и с другими конфессиями. И
это культура, которая вырабатывалась веками. Это толерантность, как сейчас
модно говорить. Она, по сути, у нас в крови.
Пожалуйста, Гаман-Голутвина
Оксана Викторовна.
О.ГАМАН-ГОЛУТВИНА: Уважаемые коллеги!
Когда при мне заходит разговор о преподавании общественных
наук, я вспоминаю старую известную шутку: до изучения курса
марксистско-ленинской философии студент был убежден, что Карл Маркс и Фридрих
Энгельс – это муж и жена, а в ходе изучения курса он обнаружил, что это четыре
совершенно разных человека. К счастью, сегодня ситуация не напоминает известные
из «древности» коллизии, но тем не менее кое-какие проблемы есть.
О чем бы я хотела сказать. Как человек, который работает в
системе подготовки управленческих кадров, я думаю о том, что ребята,
заканчивающие сегодня школу или проходящие курс обучения в вузах, лет через
10–15 войдут в число лиц, принимающих важнейшие политико-управленческие
решения. И в этом отношении очень важно, чтобы они ощущали то, что можно
назвать такой пульсирующей связью времен и земель.
Что я имею в виду? Совершенно очевидно, что принимаемые
решения есть некая проекция того образа мира, который существует в сознании
принимающего решение. И образ этого мира в значительной степени формируется
историей, историческим знанием. Ибо всем известно, что история – это прошлая
политика, а политика – это настоящая история. Конечно, история ничему никого не
учит, однако, как говорил Ключевский, она наказывает за невыученные уроки, и от
того, какие уроки будут извлечены из опыта прошлого (то есть практически на
чужих ошибках), во многом будет зависеть качество всех тех принимаемых решений.
И совершенно очевидно, что прошлое не есть какая-то лавка древностей – это совершенно
актуальный механизм, работающий в структуре современности. И сегодня массу подтверждений
получает старая истина: кто контролирует прошлое, тот контролирует настоящее и
будущее.
Считается, что герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая
фраза, существующая во множестве вариаций: «Битва при Ватерлоо была выиграна на
спортивных площадках Итона». Я к тому, что неплохо бы и нам задуматься о
собственных итонах, и не только для бизнес-специальностей. С моей точки зрения, рациональна
постановка вопроса о необходимости вернуть престиж и элитарность, правильно
понятую элитарность государственной службы – не в смысле дистанцирования
от общества, а в смысле качества этой подготовки. Как мне кажется, без этого
невозможно вернуть эффективность государству в целом, без этого невозможно
эффективное государство. И при этом, кстати говоря, не могу не поддержать мысль
о том, что государство не является препятствием демократии. Вовсе наоборот –
скорее, государство есть инструмент защиты этой демократии.
Кстати говоря, политологи МГИМО осуществили масштабный
проект, который называется «Политический атлас современности», он посвящен
сравнительному анализу политических систем развитых и развивающихся стран. Так
вот оказывается, что в развитых странах государство более эффективно, нежели в
категории стран третьего мира. И в этой связи не могу не обратить внимание на
то, что качество госполитики связано с качеством и
политической науки, в том числе. Пока, к сожалению, условия бытования
политической науки, как во многом и науки в целом, у нас оставляет желать
лучшего. Единственный политологический институт, Институт сравнительной
политологии, ныне существует как подразделение Социологического института.
Может быть, потому, что все проблемы в сфере политики у нас уже решены? Между
тем за рубежом огромная масса такого рода профильных учреждений.
И второй вопрос, который я хотела бы поднять, касается
того, что можно назвать условно связью земель. Сегодня Россия возвращается на
постсоветское пространство и строит масштабные проекты со странами СНГ, в том
числе в сфере энергетики, военно-технического сотрудничества. И, очевидно, что
реализация этих проектов невозможна без эффективной коммуникации с руководством
постсоветских государств. Но при этом мы знаем, что прежнее поколение лидеров
на постсоветском пространстве постепенно уходит и приходит поколение, для
которого Россия – это не ближнее зарубежье, это очень дальнее зарубежье. То же
самое для российских граждан: приходит новое поколение, для которого
постсоветское пространство – это очень дальнее зарубежье.
И в этой связи не могу не обратить внимание на
желательность работы в этом направлении. Сегодня много делается в сфере
укрепления культурного сотрудничества на постсоветском пространстве, и значение
этой работы невозможно переоценить. И, мне кажется, логично было бы дополнить
эту работу укреплением того, что можно назвать горизонтальными связями на
уровне новых поколений. Я имею в виду, например, совместное обучение в вузах.
Не случайно, скажем, английское выражение «школьные связи» и «школьные
галстуки» звучит одинаково в английском языке. Речь о том, что общая школьная
скамья может стать совместной карьерной лестницей в будущем.
И в этой связи, мне кажется, целесообразным было бы
поставить вопрос о необходимости разработки новых учебных пособий по совместной
истории. Я не могу не сослаться на научные издания системной истории
международных отношений, а вот создать, скажем, аналог школьного учебника было
бы вполне уместно.
И в этой же связи, мне кажется, возможно поставить вопрос о
необходимости некоего института, который бы целенаправленно занимался
проблематикой СНГ. Пока у нас нет ни одного государственного института в этой
сфере, что, мне кажется, не вполне оправданно.
И последнее, что я хотела бы сказать. Сегодня ситуация в
стране, наверное, не самая простая. Однако, как говорится, «я видел много
сдавшихся и мало побежденных». И хотелось бы пожелать и стране, и нам всем
больше побед, хороших и разных.
Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо. Да, насчет побед, они никогда никому не
мешали, и, уверен, они у вас будут еще – еще не одна, кроме тех, которые были в
последнее время. Полностью согласен с тем, что Вы говорили, и позволю себе
сделать только некоторые ремарки.
Во-первых, согласен с тем, что нам нужна качественная
подготовка специалистов, в том числе и для государственной службы. Но я бы
просил уйти от этих зарубежных штампов по поводу элитности
образования. Знаете, когда мне говорят о чем-то элитарном, у меня, как у
человека, который вырос на ленинградской улице, сразу возникает какое-то
недоверие к этому, потому что возникает чувство недоступности для рядового
гражданина, оторванности от граждан и от народа. Мне кажется, нам нужно
говорить о высоком качестве подготовки специалистов, о тех учебных заведениях,
где обеспечивается это высокое качество, и обеспечивается безусловно. Это
просто такая действительно ремарка, но по сути я с Вами полностью согласен.
Мне представляется также интересным то, что Вы сказали в
отношении совместного образования. Это сложная задача. Вы знаете, я ведь много
общаюсь со своими коллегами, и все вновь образованные на постсоветском
пространстве государства гораздо более активно занимаются тем, о чем говорил
наш уважаемый коллега, когда выступал здесь первым: они занимаются тем, что
задают гражданско-патриотическую позицию своего собственного населения в
отношении своей собственной страны. И вот там это происходит очень активно. Мы
этого не делаем, а там это очень активно происходит. И поэтому нужно, чтобы вот
эти пособия, о которых Вы говорили и которые могут стать общими, учитывали эту
тенденцию. Это, в общем, законное право каждой страны – идентифицировать себя в
мире, и каждого народа – достаточно ярко показать свою идентичность в мире,
завоевать свои позиции в мире. И если мы сможем это сделать – сказать и об
общей истории, и о едином настоящем, и о перспективах совместного будущего, –
то тогда, конечно, нас здесь ждет успех. Но это непростая задача.
О.ГАМАН-ГОЛУТВИНА: Просто речь идет о том, чтобы ребята
знали о жизни своих стран.
В.ПУТИН: Да, знали. И не просто знали о жизни своих стран,
а, если я Вас правильно понял, чтобы они видели что-то общее, объединяющее нас
и видели бы позитив того, чтобы сохранять это общее объединяющее, которое
помогло бы нам решать общие задачи, перед которыми стоят все наши страны в
будущем. Вот это абсолютно точно. И это востребовано будет абсолютно. Но это
непростая задача. Этим ограничусь (есть еще некоторые замечания, потом пресса
нас покинет, если я не забуду, я вернусь к этому).
Спасибо.
Марина Сергеевна Ерохина, пожалуйста.
М.ЕРОХИНА: Владимир Владимирович, я тоже представляю высшую
школу – Псковский государственный педагогический университет. Педагогическое
образование, наверное, никто не будет причислять к элитарному образованию, но
мне кажется, что только в силу массовости профессия учителя, а не по степени
важности самой роли учителя для развития нашей страны. Ведь действительно
именно учителя, а может быть, даже более конкретно, учителя истории,
обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны, от которого, в
общем-то, во многом зависит и вектор такого мировоззренческого,
ценностно-ориентационного становления будущих поколений.
Ведь на нашу молодежь в последние два десятилетия обрушился
такой поток самой действительно разноречивой информации об историческом
прошлом. Эта информация – это не только разные концептуальные подходы, разные
интерпретации фактов или оценочные суждения, но уже и разная хронология
истории. И в этих условиях, наверное, учитель...
В.ПУТИН: Там напишут! Понимаете, ведь многие учебники пишут
люди, которые работают за иностранные гранты. Так они исполняют польку-бабочку,
которую заказывают те, кто платит. Понимаете? И попадают, к сожалению, в школы,
попадают и в вузы.
М.ЕРОХИНА: А вот учитель, он всегда остается, в общем-то,
один на один с учениками в классе во все времена и берет на себя
ответственность за то, какой в конечном итоге образ прошлого формируется у
учеников, какое ценностное отношение ученики будут испытывать по отношению к
самым разным, порой действительно противоречивым, страницам нашей истории.
Конечно, есть еще учебник истории, который критиковали
очень много: и родители критикуют, и мы, учителя, и политики. Но надо сказать,
наверное, здесь наметился уже позитивный сдвиг. Мы знаем, что с 2005 года
учебники истории, вообще учебники получают гриф «Допущено» и «Рекомендовано»
только после очень серьезной, именно научной экспертизы Академии педнаук и Российской академии наук.
Но вот на что я хотела бы обратить внимание. Книжный рынок
сейчас предлагает такое количество самых разных учебных пособий, каких-то околоучебных пособий. Ведь это учебники и пособия для
поступающих, для абитуриентов, для подготовки к единым госэкзаменам
– изобрели какие-то новые жанры. Я вот буквально посмотрела просто в «Книжном
мире» даже вчера: «24 часа до экзамена», «ЕГЭ сдаем без проблем», «Все школьные
предметы в кратком изложении». То есть можно купить для 11-го класса один
маленький томик (зачем ему утруждаться, покупать много учебников)?
И то, что касается истории. Очень коротко, но с оценками, и
причем, если мы в общем-то стараемся, и авторы учебников, допущенных, имеющих
гриф, прошедших экспертизу, – мы стараемся предложить действительно спектр
мнений, и каждое мнение, каждая точка зрения со своей системой аргументов – то
вот в этих пособиях. Я посмотрела даже, они же очень коротенькие, и там одна
какая-то точка зрения, тот самый «ярлычок», который характеризует какой-то
период, и к нему уже подбираются факты. И, таким образом, я буквально несколько
пособий посмотрела: период перестройки – в одном учебнике написано «утверждение
государственного социализма», в другом – «поиск социализма с человеческим
лицом», в третьем пособии – что перестройка «это революционный переворот», в
четвертом – «это не революция, это медленный, реформаторский путь модернизации
России». Но вот соответственно этому ярлычку авторы выстраивают логику и
подбирают факты.
Поэтому не случайно, конечно, Владимир Владимирович, Вы
говорили сейчас о том, что крайне нужны именно учебники по новейшей истории с
выверенной научной оценкой и именно интерпретацией, которую обосновала
российская отечественная наука.
И, конечно, мне хотелось бы как-то поставить вопрос
все-таки об ответственности издательств за эту учебную литературу. Ведь такого рода
учебные пособия находят потребителей в лице родителей: родители стараются своим
детям купить пособия, чтобы те лучше подготовились к экзамену. И в результате
вместо того, чтобы с помощью учебных пособий, с помощью единого
образовательного пространства шла консолидация общества, подобные учебные
пособия приводят, наоборот, к дезориентации людей, к той самой каше в голове.
Поэтому, наверное, уже давно назрел вопрос об ответственности издательств –
может быть, отборе издательств, которые имеют право на публикацию именно
учебных пособий, поскольку, мы уже сказали, это действительно фактор сохранения
единого образовательного пространства.
В.ПУТИН: Вы знаете, я позволю себе высказать свою позицию
по этой проблеме. Конечно, нужно повышать ответственность издательств. Нужно,
чтобы роль государства в лице соответствующего ведомства, которое возглавляет
Андрей Александрович Фурсенко, возросла здесь. Но так
же, как нельзя навязывать позицию по некоторым оценкам нашей новейшей истории,
о которых Вы сейчас сказали: по перестройке, еще по чему-то, – так же нельзя
навязывать любую другую точку зрения, в том числе которая кажется
представителям сегодняшней власти правильной. Но нужно, не навязывая эту точку
зрения, помочь ученику или студенту составить свое собственное представление о
тех или других событиях на основе добросовестного изложения фактического
материала. Это было бы идеально.
М.ЕРОХИНА: Как раз в учебниках истории авторы стараются
представить методический аппарат такими вопросами и заданиями, которые действительно
учат детей мыслить…
В.ПУТИН: Вы знаете, извините, я уже приводил примеры с
абсолютно недостойным изложением хода и результатов – это наиболее яркий и
понятный всем нам пример, – недостойным изложением хода и результатов Второй
мировой войны. Если бы там было написано, что Великобритания потеряла примерно
300 тысяч человек во Вторую мировую войну, а мы – 27 миллионов; сколько было,
как раньше в учебниках писали, подразделений, дивизий, личного состава и
техники у нацистской армии на Восточном фронте и сколько на других фронтах;
какие были результаты в первый период, во второй и так далее, – тогда можно
было бы все, что угодно написать. Вывод автор этого учебника мог бы сделать
какой угодно, но когда учащийся прочитает это все, сделает сопоставительный
анализ с тем, что происходило на втором фронте, когда он был открыт и так
далее, – тогда он придет к собственному пониманию роли и значения нашей страны
в победе над фашизмом. Но это должно быть изложено добросовестно, а не
предвзято.
Вот, считаю, чего нам нужно добиваться: не навязывать свою
точку зрения – повторяю, сегодняшние представители власти не должны навязывать;
но нужно добиться того, чтобы грамотно и добросовестно был изложен фактический
материал. Ясно, что автор любого учебного пособия не может обойтись без своей
собственной точки зрения. Но она должна быть изложена корректно и не
навязываться. Я более чем уверен, что это пойдет на пользу. Это будет помогать
нам ориентироваться в мировом пространстве и будет создавать у наших граждан,
прежде всего молодых граждан, чувство гордости за свою страну, потому что нам
есть чем гордиться.
Спасибо.
Пожалуйста, Рачевский Ефим Лазаревич.
Е.РАЧЕВСКИЙ: Я бы хотел как раз начать с того, на чем
только что остановились. Вы упомянули именно то, чего очень сильно не хватает,
я имею в виду адекватную, правдивую фактографию, фактологию.
Потому что сегодня школа перестала быть монополистом на информацию.
Я забыл представиться: я директор школы – не Итонской, а в
Царицыно: окраина Москвы, 1600 детей.
В.ПУТИН: [номер школы] 548?
Е.РАЧЕВСКИЙ: 548, да. И заодно веду такой курс, он
называется «Введение в политологию». Каждую субботу в 8.30 утра 200 моих
выпускников собираются в актовом зале, и мы с ними работаем где-то до 12 часов.
Они задают вопросы, это очень интересно.
В связи с этим немножечко изменилась роль учителя, когда
школа перестала быть монополистом на информацию: учитель стал выполнять функцию
навигатора в этом море информации, умный учитель. Но этому навигатору нужны
мощные информационные ресурсы, это одна из существенных задач. Нам повезло, что
мы с Леонидом Владимировичем [Поляковым] подружились, и мои учителя увидели эту
книжку обществоведения, когда она была еще в рукописи. Наверное, мы были вашими
первыми «цензорами», я так полагаю, да? Вот здесь очень интересная оценка
ситуации в глобальном мире в ХХI веке.
Я бы хотел несколько слов сказать о детях. Они очень сильно
изменились. К сожалению, масса наших авторов этого не понимает и не видит.
Какими они стали? Во-первых, острая потребность у них в позитивном настоящем и
позитивном прошлом. Многие наблюдают это по телевидению, когда они переживают
за исход какого-либо футбольного матча, когда Россия играет, – на самом деле
они переживают за исход всего, что бы ни делала Россия. Они нуждаются в этом
позитиве. При этом они нуждаются в правде, ибо не дай Бог, с ними скривить,
сказать неправду – они тут же находят, что это неправда, и доказывают это – в
Интернете, где угодно. Весь парадокс в том, что информационная культура
учеников сегодня выше, чем информационная культура учителей. К счастью, есть
национальный проект, и мы положение здесь выправляем немножечко.
Еще один немаловажный момент. Вы начали сегодня о
стандартах говорить, и, слава Богу, в стандартах нового поколения заложена
такая очень важная вещь, как деятельностный подход.
Для детишек самая ненавистная форма занятий сегодня – это лекция. Они мне
как-то сказали: мало того что записываешь – приходится еще расшифровывать потом
свои записи. Они заинтересованы в деятельности, именно в социальной практике
(например, в нашей школе есть такие социальные практики). И я вот на одной из
встреч рассказывал: мы живем недалеко от Каширского шоссе, там вечные пробки,
они в позапрошлом году сделали гигантские исследования причины пробок на
Каширском шоссе, применили логистику, сделали фотографии спутниковые и так
далее, из «Гугла» [Google],
конечно, сделали фотографии, просчитали экологию, потом спросили меня: «Вот
говорят, что в Лондоне по-другому». Я говорю: «А вы почитайте». Тут они взялись
за английский язык, надо было в 6 утра вставать с хронометром, считать,
вставали не пятерочники – другие вставали, и в итоге – да, они сделали очень
хороший вывод. Кстати, префект нашего округа подарил школе за этот вывод автобус,
оценил его сразу, как можно разгрузить это дело.
В.ПУТИН: Но пробки меньше не стали.
Е.РАЧЕВСКИЙ: Пробки меньше не стали, да: а геометрический
рост автомобилей просто.
В чем еще острая проблема? Проблема в консенсусе поколений.
И я бы хотел отметить следующее, что сегодня, как это ни странно, появилась
возможность и растущее желание реализовать себя в так называемой префигуративной эпохе, когда мы, взрослые, учимся у
молодых. Обычно мы поучаем их, а вот новое информационное пространство – мы уже
все прекрасно знаем, что они прекрасно осваиваются с мобильником,
как с миникомпьютером, а для большинства взрослых это просто телефон. Мы учимся
у них очень многому.
Я бы еще об одной социальной практике хотел упомянуть. За
год до реализации нацпроекта по здравоохранению две
мои девочки исследовали, как же обслуживают ветеранов в поликлинике. Это были
ужасающие выводы и так далее, но это социальная практика. К чему приводят
социальные практики? Во-первых, они приводят к тому, что познание через деятельность
– это раз, через деятельность. И к тому, о чем мы сегодня говорим, – как референдум
проходит у нас, гражданско-патриотическое воспитание. Это позволяет им
выработать позицию. Вот курс обществознания дает необходимые гражданские
компетентности. Посмотрите, паспорт они теперь получают в 14 лет, с гигантской
прогрессией растет число старшеклассников, которые хотят зарабатывать деньги,
это нормально и очень хорошо. Причем, что интересно, не из маргинальных семей,
а как раз из благополучных семей хотят летом работать, а не просто отдыхать.
Уникальный случай. У меня мальчик инвалид, болен диабетом,
он школу уже закончил – он сделал виртуальное бюро переводчиков и с помощью
виртуального бюро переводчиков начал зарабатывать деньги. И такие тенденции
формируют потребность: а) знать правду; б) взаимодействие поколений.
Даже вот такой период. Для нас, историков, всегда острыми
были оценки СССР, распада СССР и так далее. Как-то они мне сказали: может, пора
перестать посыпать пеплом голову – пора адекватно проанализировать ситуацию и
понять, что да, мы пережили этот период.
Еще знаете, в чем они очень сильно нуждаются? В позитивных
целях и установках. Анализ они как-то научились делать позитивно. К чему мы
идем? Им нужны адекватные такие установки, причем установки вполне
реалистичные.
И в заключение. Вы сегодня упомянули о создании фонда
«Русский мир». Сегодня 21 июня – мы уже четвертый год реализуем проект под
названием «Открытая русская школа». Сегодня 260 одиннадцатиклассников
из стран СНГ и Балтии сдают экзамен по русскому языку, потом они получают
московский аттестат, и потом они остаются здесь. А когда у них будет выпускной
– это будет 2 июля, они в итоге поют наш гимн все вместе. Это очень хорошо.
Проект мы начали в 2001 году, сейчас он поддержан правительством Москвы.
Понимаете, это приток тех интеллектуальных ресурсов к нам
сюда, которые не улицы будут подметать, а будут делать совершенно другое.
Если я не перебрал время, я бы одну вещь хотел все-таки
упомянуть, что смысл нашей деятельности в том, что мы находимся с ними в
диалоге. Ушел тот период репродуктивной школы, он за бортом. Если учитель
находится в позиции: «Я начальник, вооруженный каким-нибудь учебником» – они
его вынесут просто, и все. Нас пока не выносят.
Спасибо.
В.ПУТИН: Ефим Лазаревич сказал по
поводу того, что учащиеся меняются: как он выразился, информационная культура
учащихся часто выше, чем у преподавателей. Я в этой связи хотел Марине
Сергеевне [Ерохиной] вопрос задать: как Вы считаете, что сегодня наиболее
важным является при подготовке преподавателей школы (поскольку Вы в
педагогическом вузе работаете)?
М.ЕРОХИНА: Это всегда очень ответственно – выделить
какую-то одну составляющую, потому что, конечно, будущий учитель очень часто
идет в педагогический вуз, выбирая именно любимый предмет. Поэтому
действительно они должны, прежде всего, состояться в исторической науке, то
есть они должны сами владеть фактологической базой и
умением мыслить исторически, но как педагоги (это вторая очень важная
составляющая). А ведь вообще учитель – это настолько многогранное явление, что
он должен быть и артист, он должен уметь донести до учеников свои мысли, он
должен уметь организовать работу, то есть руководитель, организатор, менеджер,
прекрасный оратор, коммуникативными способностями владеть. И вот как в этом
многообразии выделить что-то одно? Но, наверное, все-таки оно есть. Вы знаете
(я тоже много очень общаюсь с учителям еще и на курсах повышения
квалификации), это, конечно, ответственность за детей, преданность своему делу,
именно желание помочь ребенку в этом очень трудном процессе самоопределения.
Ведь именно в школе происходит процесс личностного, гражданского,
профессионального самоопределения. И вот учитель – это, прежде всего,
неравнодушный человек, он действительно искренне переживает за ученика, его
судьбу, и вот это, наверное, качество – самое важное, мне кажется.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Некоторые специалисты считают, что главное сегодня – это
умение преподавателя понять ученика, понять особенности его психики и
психологии молодого человека вот в этом возрасте, выявить то, что является
наиболее перспективным с точки зрения развития человека и его профессиональной
ориентации в будущем.
У нас есть еще преподаватель, учитель как раз из Якутска –
Голованов Владислав Алексеевич, пожалуйста.
В.ГОЛОВАНОВ: Голованов Владислав Алексеевич, Республика Саха
(Якутия), учитель истории, обществознания, мировой и художественной культуры,
средняя школа №33.
Как раз очень много сейчас об учителе говорили. Видимо, как
учитель, я нахожусь на передовой позиции, поэтому мы, учителя, вы все прекрасно
знаете, мыслим, как и дети, образами. Вот если говорить об истории как об
образе, то для меня история – это как некий такой живой и цветущий заповедник,
наша отечественная история, в котором есть все для здоровья нации, есть все,
как источник культуры нации, есть все для того, чтобы найти ключ к единству
нации. Но на определенном этапе из этого «заповедника» ушли «егеря», которые
его охраняли. Понимаете, возникла ситуация, когда возник некий поток, может
быть, несколько грубовато, «браконьеров»-фальсификаторов на определенном этапе.
В свое время Василий Тредьяковский, русский поэт,
писал, может быть, мрачновато: «Чудище обло, огромно,
озорно, стозевно и лайяй».
Вот «лайяй» здесь самое, видимо, главное. Я не скажу,
что это нанесло какой-то определенный существенный вред, но учителям было
трудновато.
Представьте себе: у нас завтра, вы все знаете, дата,
связанная с началом Великой Отечественной войны – подходит, предположим, к вам
ученик и говорит: «Владислав Алексеевич, я прочитал книгу – оказывается, мы на
них напали». Неизвестно, на каком мусорном лотке она была куплена или что-то,
но мы же вынуждены определенное время... Ну что ему можно было сказать –
словами Омара Хайяма: уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше быть
одному, чем невесть с кем попало, – то есть выбирай источники.
Я хочу сказать как пожелание: наверное, все-таки, мне
кажется, государству надо возвращаться в свой «заповедник». Не в том плане как
охранитель, а как равноправный уравновешивающий фактор, в котором все-таки
здоровье, источник нации будет несколько регулируемым. Я просто считаю, что
наша история – это не повод для самобичевания, это не синдром унтер-офицерской
вдовы, которая вечно себя сечет – ну сколько можно по разным поводам! Хотя мы
всегда можем говорить…
Вот лично для меня наша история всегда успешна: она успешна
по сути, вместе со своими трудностями, именно со своими трудностями, может
быть, она успешна. Фактор успеха – ребенок хочет находиться в успешной команде,
понимаете? У них востребованность быть в успешной
команде, они хотят, они радуются успехам нашей истории вне зависимости, когда
это было, во времена Рюрика или сейчас, – и бурно
радуются. К сожалению, может быть, не все знают, как даже маленькие дети рады
позитивам, которые происходят в нашей стране.
Вот если с позиции опять историка, учителя, преподавателя
сказать, сравнить то место, в котором я был в 90-е годы, в начале, и сейчас.
Мой рабочий базис, мой оперативный материал, которым я сейчас могу оперировать:
у меня сейчас, например, в кабинете в далеком Якутске скоростной Интернет
включен постоянно, интерактивная доска, у меня есть мощные компьютеры, у меня
есть мультимедийное обеспечение очень мощное, хорошее – говорят, что еще
получу. То есть если говорить о том, что действует сейчас, что помогает нам
сейчас наша страна, – мы это ощущаем. И я хочу сказать, в этом месте «Но пасаран!», как говорится. У нас здесь, в том месте, где я
работаю, все будет нормально в отношении к нашей истории.
Конечно, мне бы хотелось, заканчивая, может, несколько
эмоциональное выступление, потому что ясно, что попасть к Президенту (я всех
коллег спрашивал – все говорят: фантастика), чтобы каждый наш выпускник,
заканчивая школу, став тем самым гражданином и патриотом, как мы мечтаем,
может, повторял себе те слова Константина Симонова, которые, может быть, всем
достаточно известны, и «все-таки горд был за самую милую», за русскую землю,
где я родился, в любой ситуации, что бы с нами ни происходило, ну горд был за
нашу милую русскую землю.
Так, кратко. Спасибо за внимание.
В.ПУТИН: Спасибо большое. Вы сами признались в том, что
все-таки это не очень удачное, наверное, сравнение с заповедниками. Я бы
сказал, что наша страна – это все-таки живая, естественная среда обитания, в
которой, конечно, как в любом обществе, должны быть установлены – во благо этого
общества, во благо каждого гражданина – определенные правила, выработанные
самим обществом.
Собственно говоря, коллега справа от Вас, когда говорила,
она сказала про демократию, о том, что демократия не противоречит государству.
Она не только не противоречит государству – это способ организации самого
общества и государства, это способ организации в том числе и нашего
государства.
Что же касается каких-то проблемных страниц в нашей истории
– да, они были. Так они были в истории любого государства! И у нас их было
меньше, чем у некоторых других. И у нас они не были такими ужасными, как у
некоторых других. Да, у нас были страшные страницы: давайте вспомним события
начиная с 1937 года, давайте не будем об этом забывать. Но и в других странах
было не менее, пострашнее еще было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного
оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи
километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за
всю Великую Отечественную [войну], как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не
было других черных страниц, таких как нацизм, например.
Да мало ли чего было в истории каждого государства и
каждого народа! И нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины, – о себе
пускай подумают. Но мы для себя должны не забывать об этом – и мы не будем об
этом забывать. Но при всем при том мы, конечно, будем исходить из того, что
важнейшим принципом и способом организации нашего государства и общества,
конечно, будет ориентация на нужды, на запросы гражданина, на его развитие, на
его защиту. Демократия и будет способом организации нашего общества и государства.