Журнал «Золотой Лев» № 117-118 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Нефть правит миром?

 

В последние три десятилетия большую часть нефти, поступавшую на мировой рынок, добывали частные компании (часто — транснациональные). Примерно 40% нефти добывали индустриально развитые государства, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, которые обеспечивали и львиную долю капиталовложений.

Однако в будущем ситуация кардинально изменится. По оценкам Международного Энергетического Агентства, в ближайшие 20 лет до 90% нефти, добываемой из новых месторождений, будет поступать из развивающихся стран. Причем большая часть инвестиций будет приходиться на долю нефтяных компаний, либо напрямую принадлежащих государствам, либо контролируемых ими.

Исследовательский Baker Institute опубликовал исследование о настоящем и будущем государственных нефтяных структур. По его данным, в 2005 году эти компании контролируют 10% мировых запасов нефти. Дополнительно к этому, еще 6% мировых запасов нефти принадлежат фирмам, которые находятся под косвенным контролем государств (либо государства владеют значительными пакетами их акций, либо назначают топ-менеджеров и пр.). Для сравнения, частные энергетические корпорации, акции которых находятся в свободной продаже на мировых финансовых рынках, контролируют менее 10% мировых запасов. Бюллетень Petroleum Intelligence Weekly в 2006 году опубликовал рейтинг крупнейших нефтяных компаний мира, ранжировав их на основе объемов разведанных запасов «черного золота». В первую двадцатку вошли 14 государственных или полугосударственных компаний.

Международное Энергетическое Агентство прогнозирует, что в ближайшие 30 лет понадобятся  инвестиции в размере $2.2 трлн., чтобы обеспечить потребности человечества в нефти. Однако Baker Institute считает, что эта задача вполне вероятно не будет выполнена. Причиной является «двойная» сущность государственных и полугосударственных нефтяных компаний.

Дело в том, что большинство государств используют подконтрольные им энергетические компании в качестве инструмента достижения определенных социально-экономических и политических целей. В результате, компании обречены становиться менее эффективными — поскольку главная задача любого бизнеса — получение прибыли — в этой ситуации нивелируется или отходит на второй план. Отсутствие высоких прибылей, в свою очередь, уменьшает возможности государственных компаний в сфере привлечения заемных средств. С другой стороны, государственные и полугосударственные фирмы, как правило, имеют весьма тесные связи с властями. В результате, они становятся менее «прозрачными», многие назначения основываются на принадлежности к определенной властной группировке и т.д. Последствием этого становится неэффективный менеджмент и стагнация — частично именно этими факторами объясняется тот факт, что мировая нефтяная промышленность не поспевает за ростом потребления.

Университет Райс показывает, что контролируемые государством структуры в своей деятельности ставят во главу угла нерыночные цели. К примеру, обычная компания, как правило, заинтересована в снижении издержек, поэтому она стремится максимально задействовать новые технологии и оптимизировать процесс работы, чтобы избавиться от ненужных сотрудников. Государственная компания часто вынуждена, наоборот, нанимать на работу ненужных ей сотрудников (таким образом, издержки увеличиваются, а производительность труда в фирме, наоборот, снижается). Наем «балластных» сотрудников может происходить по разным причинам. Иногда государства пытаются таким образом улучшить ситуацию в сфере занятости — просто обеспечить работой максимальное число людей. Иногда в штате компании (как правило, на средних и высших должностях) оказываются люди, которые приняты на работу в результате рекомендаций чиновников.

Вторым проявлением этой модели поведения является снабжение населения страны топливом по заниженным ценам (здесь, опять-таки, с помощью государственных нефтяных компаний власти страны решают социальные проблемы). Кроме этого, с помощью нефтяных компаний государства осуществляют программы индустриализации, повышения жизненного уровня населения и пытаются достигать определенных целей в сфере внутренней и внешней политики. В результате, резюмируют авторы исследования, государственные нефтяные структуры живут только сегодняшним днем, мало заботясь о будущем.

Baker Institute проанализировал результаты деятельности 80-ти нефтяных компаний за период с 2002 по 2004 год. Исследование показало, что в случае, если в одной стране действуют две и более государственных структур, занимающихся этой сферой бизнеса, то в этом случае заметно снижается уровень коррупции и объемы неразумных затрат. Кроме этого, эффективность работы подобных фирм повышается, если подобные структуры продают свои акции на западных биржах.

 

Идеология нефти

 

Государственные нефтяные компании существуют достаточно давно, при этом они по-разному управляются и решают разные стратегические задачи.

Леонардо Маугери, автор книги «Век Нефти. Мифология», отмечает, что цели и задачи нефтяных компаний (в том числе и контролируемых государствами) кардинально менялись. Он указывает, что всего лишь за два десятилетия человечество пережило нефтяной кризис 1973 года, резкое снижение цен в 1986 году и повторное падение цен на нефть в 1998–1999-е годы и бурный взлет в начале 2000-х годов. В связи с этим менялось и представление о нефти: оно варьировалось — в 1973-е годы и сейчас нефть считали уникальным и незаменимым ресурсом, а в 1980-е — лишь одним из видов сырья. Исходя их этого, государства и относились к своим нефтяным компаниям: их значение в национальной экономике и политике возрастало и уменьшалось в полном соответствии с колебаниями мировых цен.

Мэттью Йоменс, автор исследования «Нефть. Анатомия Индустрии», утверждает, что мировые цены на нефть в краткосрочной перспективе зависят от политики (например, решений государств или войн), а в долгосрочной — от реальных потребностей мировой экономики. Во время многих войн мировые цены на нефть не росли: так произошло, например, во время войн в Корее и во Вьетнаме. Все меняется в случае, если боевые действия угрожают нефтяным месторождениям или нефтепроводам.

Дэниел Ергин, автор фундаментального труда «Приз: Эпическая Гонка за Нефтью, Деньгами и Властью», доказывает, что последние 100 лет нефть была и остается «кровью экономики». Все страны ищут способы эффективного использования нефти. К примеру, по мнению Ергина, одной из причин распада Британской Империи был неудачный опыт перехода от «угольной» к «нефтяной» экономике. По его мнению, контролируемые государствами нефтяные компании зачастую играли большую роль в мировой политике и экономике, чем сами государства, которым они принадлежали.

Майкл Экономидес и Рональд Олайниавторы книги «Цвет Нефти», приводят хронологию образования государственных нефтяных структур. До 1960 года государственные компании действовали только в государствах, управляемых тоталитарными и авторитарными режимами. Основные причины их создания — отсутствие (полное или частичное) прав на частную собственность в сфере производства и\или желание государства обеспечить контроль над стратегическими ресурсами. Впрочем, уже тогда проводились первые национализации иностранных нефтяных активов: так, в 1938 году правительство Мексики приобрело контроль над месторождениями нефти, где работали американские и британские нефтяные компании. В 1951 году этим же путем пошел Иран.

1960-е — начало 1970-х годов стали эпохой краха колониальных империй. Этот процесс сопровождался национализацией нефтяных резервов, а во многих случаях и национализацией активов, принадлежащих транснациональным нефтяным компаниям (это объяснялось тем, что иностранные фирмы не способны действовать в интересах народов стран, где добывают нефть). Государства стремились также получать большую долю доходов от экспорта нефти.

В 1980-е годы начался период снижения цен на нефть, который привел к реформам государственных нефтяных компаний. Некоторые из них вывели акции на международные рынки, в других случаях власти провели реформы систем управления этими структурами. После событий 1991 года в России государственные нефтяные компании были образованы во многих постсоветских государствах. В 1990-е годы началась вторая волна национализации нефтяных активов (в Венесуэле, Эквадоре, Боливии и пр.).

По данным Baker Institute, стратегические задачи, которые государства ставят перед своими нефтяными компаниями, весьма различаются. Среди них:

- Независимое использование природных ресурсов, поддержка национальной экономики, а также обеспечение международного авторитета страны как важного игрока на энергетическом рынке. Примеры: Aramco (Саудовская Аравия), Роснефть (Россия), КазМунайГаз (Казахстан), Statoil (Норвегия), Petronas (Малайзия).

- Обеспечение властей финансовыми ресурсами. Получаемые средства власти часто тратят на финансирование популистских программ, «придворных» политических партий, СМИ и пр. Примеры: NNPC (Нигерия) и Petroleos de Venesuela (Венесуэла).

- Реализация пилотных проектов и спонсорство. Примеры: Petroleos de Venesuela (в 2005 году затратила более $6.9 млрд. на различные программы в сфере образования и здравоохранения), Petronas (тратит значительные средства на программы градостроительства), CNPC, CNOOC и Sinopec (все Китай), ONGC (Индия).

- Осуществление экономической экспансии за рубежом. Примеры: CNPC, CNOOC, Sinopec, Statoil, ЛУКойл (Россия).

Исследовательский центр Heritage Foundation пришел к выводу, что роль государственных нефтяных компаний будет невероятно важной до тех пор, пока мировой нефтяной рынок будет «рынком продавцов». Тогда, когда мировые цены на нефть снижаются и ситуация меняется в пользу покупателей, значение этих структур немедленно уменьшается, так же, как и их зависимость от властей.

 

Геополитическая нефть

 

Государственные нефтяные компании играли и играют заметную роль в мировой политике. К примеру, после того, как в 1991 году Ирак захватил Кувейт, саудовская компания Aramco немедленно увеличила объемы добычи нефти, чтобы не допустить краха рынка. В 1980-е годы Aramco также играла на снижение мировых цен на нефть: это было способом лишить Иран финансов, необходимых для перевооружения армии (Саудовская Аравия тогда опасалась иранского вторжения).

С другой стороны, нефтяные компании используются в качестве инструмента налаживания и укрепления связей с иными странами. Так, Иран предоставляет режим наибольшего благоприятствования государственным компаниям дружественных стран — прежде всего, китайским и индийским.

Государственные нефтяные компании используются и как средство пропаганды, в том числе и зарубежной: так, венесуэльская Petroleos de Venesuela в 2006 года обеспечила топливом по льготным ценам около 50 тыс. малообеспеченных американцев — таким образом было проиллюстрировано заявление президента Уго Чавеса о том, что его режим враждует не с американским народом, а с «империалистическими властями» США. Попутно венесуэльская нефть используется для поддержки дружественных Чавесу режимов — Кубы, Никарагуа, Эквадора, в которых правят левые политики.

1914 - 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля над месторождениями нефти.

1924 год. Первый «нефтяной» скандал в большой политике. Президент США Уоррен Гардинг доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище «Типот Дом» — поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Гардинга проводилось расследование, но Гардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом. Скандал не повлиял на нефтяные цены.

1939–1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон.

Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти. После того, как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива. Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.

Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология долгое время не применялась — ее вновь начали использовать в США в конце 1990-х годов.

Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2–3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.

1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет поставки нефти на мировой рынок на 4 месяца резко сократились (на 1 млн. баррелей в день). Цены на нефть за короткое время выросли вдвое.

1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Поставки нефти на мировой рынок на 2 месяца уменьшились на 2 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.

1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль — США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве). Поставки нефти были сокращены на 2.6 млн. баррелей в день, дефицит нефти сохранялся более 6-ти месяцев.

В результате, мировые цены не нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии.

В 1974-1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь, СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала так же важна для мировой экономики, как и доллар.

1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть — исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты. Иранская революция стала причиной сокращения поставок нефти на 3.5 млн. баррелей в день, кризис продолжался полгода.

1980 год. Ирак атаковал Иран, пытаясь получить контроль за богатыми нефтью провинциями. Это привело к сокращению поставок на 3.3 млн. баррелей ежедневно в течение трех месяцев. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.

1981 год. Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК)\OPEC (была создана в Багдаде в 1960 году, ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла, ныне в состав ОПЕК входят 11 стран) сократила производство нефти примерно на четверть, по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились. В следующем году страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году — 3.4 млн. Однако появление экономичных моделей автомобилей позволило заметно смягчить этот кризис.

1986 — 1987 годы. «Танкерная война» между Ираком и Ираном — нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива.

1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировой рынок лишился 4.3 млн. баррелей нефти в день, что составляло примерно 13% рынка. Цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца октября мировые цены на нефть поднялись с $16.5 за баррель до $33. В начале 1991 года войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая, иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того, как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.

2001 год. Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Цены на нефть заметно снизились. Чуть позже лидеры «Аль Каеды» призвали своих сторонников атаковать нефтяные объекты. Первые теракты такого рода были совершены в 2002 году.

2002 год. В результате общенациональной забастовки Венесуэла резко уменьшила экспорт нефти. Итогом стало сокращение поставок на 2.1 млн. баррелей в день (эта ситуация продолжалась 3 месяца). Чуть позже в Нигерии начались волнения, итогом которых стало сокращение поставок на 0.3 млн. баррелей в день (на полгода).

2003 год. США начали войну в Ираке, что привело к сокращению поставок иракской нефти на 1 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины — война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе).

2006 год. Волнения в Нигерии привели к сокращению поставок на 0.4 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2005 году страны ОПЕК производили 29.9 млн. баррелей нефти в день, иные нефтепроизводящие страны — 50.1 млн. баррелей.

2007 год. Мировые цены на нефть превысили рекордный уровень 1973 года (с учетом инфляции). Главными причинами считается нестабильность в Ираке, иранский ядерный кризис, а также рост потребления нефти.

 

Мик, 28 июня 2007


Реклама:
-