Журнал «Золотой Лев» № 115-116 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Смирнов

 

Китайская экономика: секреты восходящего мирового лидера[1]

 

«Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным»

Сенека

 

Введение. В последнее время нередко появляются мнения о том, что начальный путь российских реформ был не столь эффективен, как ожидалось, и более того, все большей критике, в том числе со стороны западных экономистов, подвергаются рецепты либеральной экономической школы. И здесь очень интересным является критический анализ опыта реформ Китайской народной республики. С одной стороны, многие экономисты, особенно российские, встречают китайский опыт однозначно восторженно, не замечая ряда негативных моментов, с другой стороны, ряд американских специалистов относятся к этой стране с излишним предубеждением. И не спроста – экономическая мощь США и наиболее развитых стран все больше поддается экономической конкуренции со стороны Китая.

1. Долгосрочное планирование как основа успеха. Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39% от российского [1, с.376], в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население – составлявшее около 82,1% [1, с.216]. Значительная часть страны расположена в гористой местности – около 59,37%, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют около 31% всей площади [1, c.158][2]. Но вот некоторые итоги: за 2005 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности составляет уже 8,859 трлн. долл. (2 место в мире после США – 12,360 трлн. долл.), в то время как ВВП России на 9 месте – 1,589 трлн. долл., что составляет всего 17,9% от уровня Китая [1.1][3]. Что явилось основой успеха Китайских реформ?

В Китае изначально присутствовала идеология реформ, подчиненная национальным интересам, решающая конкретные задачи, а не абстрактные идеи типа «построения рыночной экономики». Опыт реформ показал, что именно на переходном этапе эффективность реформирования экономики может быть обеспечена только на базе сильной, просвещенной и деятельной государственной власти.

Как известно, в начале 19 века доля Китая в мировом производстве была достаточно значительна, около трети мирового ВВП (1820 г.) [1,c.270]. Однако техническая отсталость и подчинение Китая интересам запада привела к утрате этих позиций. Уже с начала 20 века многие государственные деятели Китая стремились возродить былое величие страны. Можно считать, что эта идея, как и идея достижения общества благосостояния является для китайцев национальной, причем ради ее достижения китайский народ способен на значительные общенациональные усилия.

По сравнению с СССР в Китае имелся значительно меньший опыт строительства социализма на советский манер - с 1949 г., кроме того, в отношении «буржуазной экономики» Китай не проводил настолько антагонистической политики, как у нас, поэтому там сохранились элементы рынка[4]. Значительные ошибки и перегибы - такие «левацкие» компании, как стратегия «большого скачка» (1958-1962 гг.) и культурная революция (1966-1976 гг.) [2], приведшие Китай к значительному кризису вызвали критическое осмысление ошибок и понимание необходимости нового курса. Напротив, относительная стабильность экономического положения СССР вплоть до конца 90-х годов не создавало серьезных стимулов для проведения более последовательной стратегии[5].

Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил «новый курс» строительства рыночной экономической системы (как говорят китайцы – социалистической) с китайской спецификой, провозгласив политику “реформы и открытости”. Эти реформы отличает постепенность, эволюционность преобразований (так называемый градуализм), что нашло отражение в лозунге «переходя реку - нащупываем камни», вторичность политического реформирования перед экономическим, прагматизм, преобладание интересов развития производства, технологий, науки и внешнеэкономической экспансии. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран. Однако простого копирования чужого опыта не предполагалось - как правило, перед внедрением тех или иных новшеств ставились эксперименты на ограниченных территориях.

Уже в 1984 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены. В течении 1979-1999 г. ВВП вырос в 5.7 раза, составив более 1 трлн.долл. США (по рыночному курсу)[6], возрастая в среднем ежегодно на 9.6 %. ВВП на душу населения увеличился почти в 4.4 раза, производительность труда - в 3.6 раза [2]. В то же время Россия вышла на уровень 1990 г. только в 2007 году[7].

Тогда же была намечена цель выйти на уровень передовых стран в течении 30-50 лет [1, c.302]. Текущие планы Китая не менее амбициозны – учетверение к 2020 г. ВВП от уровня 2000 г, достижение общества средней зажиточности, а далее, а к 2050 г. достижения уровня жизни развитых стран. По оценке китайских и зарубежных специалистов, Китай превысит уровень ВВП США в течении 2030-2050 г. [1, c.345], [3, c.145].

Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. Во-первых - это значительная склонность к накоплению, оставлению запасов на «черный день». Не менее важная черта склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, склонность к предпринимательству, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне.

2. Преобразования на селе. Реформы начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд, произведено освобождение цен на основные виды продукции. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенный сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плановых госзаготовок. На селе стали появляться кооперативные волостно-поселковые предприятия, созданные крестьянами, при этом темп роста основных фондов коллективного сектора составлял в среднем около 13% в год [4].

Заслуживает удивления история «земельной реформы», когда крестьянство фактически самозахватом переделило все плодородные земли, при этом государству пришлось признать законность этого раздела и закрепить участки в долгосрочную аренду. Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. Такое положение вещей имеет определенные издержки - существует проблема принудительного переселения жителей в городах и селах с привлекательных земельных участков[8].

Указанные меры положили начало квази-капиталистическим реформам в деревне - народ наконец-то смог зарабатывать своим трудом, что создало условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, накопления капиталов на селе и в деревне, привело к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации и подготовило серьезную платформу для развития всей экономики в целом. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества как канала финансирования и развития как местного бизнеса, так и финансирования переселения и открытия бизнеса в городах. Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе.

3. Стратегия Китая. Основная стратегия Китая заключается в копировании, только на более продуманном уровне, опыта Японии и азиатских тигров - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также использования опыта НЭП в СССР. И все это на базе стремление Китая к экономическому лидерству. Япония также начинала с дешевых ширпотребных товаров, затем перешла на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако Япония достаточно быстро утратила свое главное преимущество – дешевую рабочую силу[9]. Напротив, у Китая существует по прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г.должна вырасти с 36.2 до 56% [1, c.332].

Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности появились несложные трудоемкие производства.

Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай последовательно переходил к электронике, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих, а затем к развитию автомобильной промышленности. На очереди высокие технологии, например Тайвань (компания Quanta) – мировой лидер по производству ноутбуков, процветает производство сотовых телефонов (1 место в мире, более 47% мирового производства), активно развивается производство сетевого оборудования (компания Huawei). Китайская продукция за счет демпинга вытесняет аналогичную продукцию не только национальных производителей, но и развивающихся третьих стран. Например, экспорт Мексики в США падает, заводы переносятся в Китай. На очереди автомобильная экспансия, уже в ближайшее время автопром Китая может выйти на третье место в мире – здесь собираются значительная часть мировых брендов от "Фольксвагена" до "Лексуса" [19]. Пока наш русский автопром тихо спит (хотя он выпустил такие хорошие модели как Лада-Калина и УАЗ-Патриот – но это происходит один раз в 10 лет), Китай начал производит уже такие прекрасные собственные марки, как Hover. В 2006 г. автором Китая выпустил около 117 новых моделей легковых автомобилей и автомашин [20].

Немалую роль в росте китайской экономики сыграли бурно развивавшиеся до этого «капиталистические» части так называемого «большого» Китая - Тайвань и Гонгонг, которые фактически являлись капиталистическими анклавами, а также многочисленная китайская диаспора, разбросанная по всему миру. После того, как материковый Китай «проснулся», они стали активно инвестировать в него финансы, технологии и опыт уже передовой экономики, играя большое значение в развитии и международной торговле Китая.

Значительную роль в успехе реформ имеет грамотная региональная политика. Ее отличительная черта – самостоятельность регионов - как гласит древняя китайская поговорка - “горы высоки, а до императора далеко”. Большое значение имело создание особых экономических зон, созданных после 1984 г. в ряде городов - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов [4]. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы – открытость есть развитие. Существуют сайт, где каждый регион Китай описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы (http://www.china.org.cn/russian/75042.htm).

В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы [5]. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Местные власти создают для инвесторов самые тепличные условия, предоставляя инвестиционные и налоговые льготы. Власти порой закрывают глаза на условия труда на иностранных и местных заводах, становясь на сторону предпринимателей. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы могут отлично организовать свои производства в Китае. На региональном уровне существует мощная система управления регионов через экономические рычаги, по сути аналогичная корпоративной - проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром способствует активной и заинтересованной позиции региона в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. У нас такая система пока не создана – как результат многие региональные власти РФ не проводят политику привлечения инвестиций и мало что делают для своего развития – сядьте на автомобиль и поездите по стране – это все легко увидеть. Наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными – они создавались как внутренние оффшоры.

4. Финансовая политика. Один из ведущих факторов успеха – финансовая политика. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течении 1992-1998 гг[10]. Определенная стабильность сразу создала условия для национального промышленного роста, китайский бизнес и народ достаточно быстро научился зарабатывать деньги и почувствовал к этому значительный вкус.

Несмотря на определенные институциональные проблемы – нахождение земли в собственности государства[11] – экономика хорошо «переваривает» деньги и имеет значительно больший уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) – 165%, тогда как у нас – около 33,8% [6]. При этом в Китае очень низкий уровень инфляции - около 1.8% за 2005 г. (для сравнения РФ за тот же период – 12.7%). В точном соответствии с рецептами Кейнса [3, c.112-113] страна имела стабильно дефицитный бюджет, составлявший до 15% от доходной части в 1979-1980 г, затем упав до 3-4% в течении 1981-1990г.г., возрос до 7-10% в 1991-1997 г. (расчет по данным [3, c.112-115]) . В 2005 г. дефицит составил 208 млрд. при доходной части 3, 163 трл. юнаней [8,c.104], т.е. 6.5%. Этот факт подтверждает, что активная инвестиционная политика препятствует разрастанию инфляции даже при дефиците бюджета.

Финансовый рынок развит недостаточно, в нем преобладают банки. В Китае очень высокая норма личных сбережений – около 30% . Сбережения населения имеют более значительный вес в экономике, чем иностранные инвестиции, хотя последние дают инновационное качество. Благодаря значительной роли государства в банковской системе население держит свои средства в банках. Их объем на январь 2006 г . составил огромную сумм около 14.8 млрд. юаней [7] – примерно 1.8 трлн.долл. Для сравнения укажем, что в РФ остатки вкладов в банковской системе РФ составляют на январь 2007 г. около 3.8 трлн. руб. (146 млрд. долл.). Ставки в Китае достаточно низки – годовая ставка до депозитам – 3.06%, по кредитам - 6.57% [21].

Осуществляется грамотное управление инфляцией, валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. В результате китайская экономика процветает. Огромные валютные запасы Китая позволили ему провести отражение серии атак международных спекулянтов на гонконгский доллар во время азиатского кризиса [9]. В настоящий момент объем валютных резервов составляет свыше 1.2 трлн. долл - первое место в мире (РФ – 394 млрд. долл. – третье место). Определенная закрытость финансовой системы позволяет сохранить в ней стабильность – например во время азиатского кризиса в ней не было оттока вкладов и бегства капиталов. Сравнительно недавно курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г.) [8, c.112].

5. Копирование позитивного опыта. Национальная культура в лице конфуцианства поощряет познание и использование лучшего опыта. Другая особенность - проведение позитивной деятельности в обход многих законов. Народ, научившийся обходить коммунистические порядки (ряд аспектов бизнес среды еще далек от капитализма) имеет огромную изворотливость и предприимчивость.

Китай имеет огромный внутренний рынок за счет массы населения с постоянно растущим платежеспособным спросом, что позволяет компаниям работать с минимальными наценками. С другой стороны, низкие доходы большинства населения изначально создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего рынка) с минимальными ценами, обусловленными низкими издержками.

Одна из неоднозначных особенностей развития местной экономики – пиратство – качественное копирование импортных аналогов. Копируя чужое, Китай создает много своего и нового. Например, по сравнению с Россией они осуществили более ранний переход к цифровым технологиям. Широкому распространению DVD технологий, особенно доступных DVD плееров мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством жидкокристаллических телевизоров.

Периодически власти устраивает показательную борьбу с пиратством, но на самом деле на кону огромные ресурсы, прибыль и масса рабочих мест. Способность к качественному копированию является огромным ресурсом развития китайской экономики, позволяющая частично экономить на закупке технологий, рекламе, создании брендов, программного обеспечения. Чрезвычайное низкая цена китайских товаров при их непрерывно растущем качестве создает огромный спрос, эти товары желанны и выгодны во всем мире, по тем же причинам выгодно переносить производство в Китай.

6. Привлечение инвестиций. Иностранные инвесторы на перегонки рвутся на китайский рынок, имеющий лучшие в мире условия для производства, и самые большие в мире объемы внутреннего спроса. Работая с ними, местные власти сделали ставку на импорт технологий. Общий объем инвестиций, привлеченных в экономику Китая за 2005 г.составила 60.6 млрд. долл, при этом общий объем использованных инвестиций за годы реформ по конец 2004 г. составил 562,1 млрд. долл, в стране создано около 509 тыс. предприятий с участием иностранного капитала [1, c.382]. Инвесторы готовы идти на передачу технологий, которая чаще всего является условием вхождения на рынок. Практически все мировые бренды (400 из 500) имеют производства в Китае [24]. После передачи технологий начинается процесс переноса изготовления комплектующих, затем их сборка, иногда параллельно возникают собственные цеха, изготовляющие копии, в том числе подпольные (понятно, что там нет никаких налогов и лицензионных сборов).

Еще одна из реалий китайской экономики, не смотря на ее огромные валютные поступления, это общая дешевизна экономики – квалифицированной рабочей силы, готовой работать за менее, чем за 100 долл в месяц (на ряде производств женский труд еще дешевле), транспорта и прочих факторов производства. Китайский рынок способен создать товарное изобилие и нормальные условия для людей как с самым высоким, так и достаточно низким уровнем дохода. Это создает условия для нормального развития человеческого капитала. Дешевизна Китая является его конкурентным преимуществом, способного создать выгодную среду для иностранных инвестиций со всего мира.

Напротив, засилье нефтяных денег в России (так называемая «голландская болезнь»), приводит к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики. К сожалению, ряд параметров – высокие налоги, неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, излишней забюрократизированности взаимодействия бизнеса и местных властей делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. Однако если государство[12] поймет это, наша страна смогла бы предложить прекрасные условия для развития бизнеса.

Власти Китая делают очень многое для дальнейшего обеспечения конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, правительство активно работает над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики – планируется довести общий объем мощности до 40 ГВт, что потребует строительства около 32 атомных энергоблока мощностью по 1000 МВт [10]. Китай уже давно используют привлечение частных инвестиций для строительства платных дорог и инфрастуктуры. Имеются амбициозные планы по строительству дорог, аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км.[8, c.135]. В 1999 г. создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения.

7. Роль государства в экономике[13]. Особое внимание следует уделить участию государства в экономике. В силу специфики своих реформ - в отличие от нас Китай не стал разрушать свой госсектор, а рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной. Экономика страны в соответствии с принципом «держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие” [4], представляет собой многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и небольших и средних предприятий частного сектора. В стране создаются гибридные предприятия с частным и государственным участием. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора [25].

Несмотря на возрастающую роль частного сектора, госсектор в Китае имеет по прежнему значительный вес. На его долю приходится до 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, 75% стоимости основных фондов [4]. В госсектор входят – наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности [4], [25]. Значительная часть госпредприятий прибыльна и имеет хорошие показатели, например общая прибыль 445 ведущих государственных предприятий Китая в 2006г. составила 889,1 млрд. юаней (около 114,6 млрд. долл.), увеличившись на 18,6% по сравнению с 2005 г [11]. .

Однако среди госкомпаний по прежнему имеются убыточные, представляющие собой значительную проблему, но реформы здесь идут по прежнему очень осторожно. Ликвидация госсобственности не входит в планы Китая, по прежнему основные цели – повышения эффективности, механизма хозяйствования исходя из принципа - “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость” [4]. Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2005 г. было закрыто 116 предприятий [8, c.113-117].

8. Развитие науки. Немалое значение в успешном развитии Китая играет наука. Уже давно установлено, что уровень развития производительных сил и науки находится в полной взаимозависимости. По данным Международной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г. по расходам на научные исследования Китай выходит на второе место в мире после США, достигнув 136 млрд. долл, обогнав Японию, потратившую около 130 млдр. долл. (США тратят 330 млрд. долл), при этом рост расходов очень велик, если в 1995 г. они составляли 0.6% ВВП, то в 2005 г. 1.2%. Уровень развитых стран – около 2.5% - Китай планирует достичь его к 2020 г. [12]. Ведущую роль в финансировании науки играет привлечение иностранных инвестиций. Число ученых за период с 1995 по 2004 г. увеличилось на 77%, достигнув 926 тысяч человек (в США – 1,3 миллиона, Россия на 4 месте – около 500 тыс.). Работа ученых оплачивается достаточно высоко. В стране всячески поощряется получение образования, развития науки. Китай имеет массу студентов около 23 млн.чел. [8, c. 350] , в том числе по техническим направлениям (в США это уже не так актуально). Значительная доля студентов получает образование за рубежом, особенно - в США. Власти поощряют возврат китайских специалистов из-за рубежа, предлагая им самые выгодные условия. Другой элемент стратегии - поощрение создания международных исследовательских центров, в том числе корпоративных, использующих местный дешевый научный персонал. Среди приоритетов развитие информационных, био-, нано- технологий. Как видно, и здесь нам есть чему поучиться (планируемые затраты на науку в 2007 г. – менее 10 млрд. долл), однако в последнем послании Президента отводилось немало внимания их увеличению.

9. Проблемы китайской экономики. Отметим также ряд значительных проблем экономики Китая: экология, дефицит энергетики, нехватка нефтегазовых ресурсов, перенаселение, проведение политических реформ и обеспечение стабильности. Это такая же, как и у нас, региональное неравенство - неразвитость ряда регионов и наличие огромных богатых городов – Шанхай, Гонконг. Наибольшее развитие получили приморские регионы, в то же время малоосвоенные районы северо-западной и юго-западной части страны пока далеки от прогресса. Например, провинция Гуандун обеспечивает около 40% объема экспорта, а значительно большая по территории Цинхай, — менее 0,1%. В наиболее бедных районах годовой доход не превышает 200 долл на жителя. В центре и на западе Китая сосредоточено до 90% наиболее бедных районов и до 80% всего бедного населения [23]. Очень важно, сможет ли Китай масштабировать успех своих приморских районов на значительную часть отсталых пока регионов. Не смотря на успехи, уровень дохода на душу населения не так высок, особенно большая проблема – низкий уровень доходов на селе, имеется социальное неравенство, очень высокое расслоение по доходам. Существует жилищная проблема.

В стране по-прежнему сохраняется доминирующая роли компартии, однако теперь в ее состав принимаются и бизнесмены. В Китае существуют определенные противоречия между развитием рыночной экономики и политической системой. Например, земля в Китае принадлежит государству и существует только в аренде, имеется преобладание государственной формы собственности. В деловых кругах страны существуют предприниматели, имеют западную ориентацию. Хотя запад стремиться использовать эти противоречия, вариант оранжевой революции здесь маловероятен.

Сильное влияние государства в экономике как издержки порождает проблему коррупции. По поводу ее уровня мнения противоречивы. С одной стороны, указывается на засилье бюрократии и процветания взяточничества. Однако сами китайцы говорят, что честность имеет огромное значение для успешной работы чиновников. Некоторые эксперты считают, что ее уровень относительно нормален и она не является тормозом для развития, ибо китайские власти зорко «глядят за зарвавшимися товарищами». С другой стороны, как социальная проблема в глазах населения она сильно влияет на авторитет власти.

За свою экспансию, осуществляемую на текущий момент всеми доступными средствами , Китай платит значительную экологическую цену, приводящую к загрязнению внешней среды и водоемов. В настоящий момент эти экологические проблемы влияют на экологическую обстановку уже и за пределами страны. Выпадают кислотные дожди, происходит эрозия почв, идет наступление пустыни, загрязняются стоки рек. Существуют оценки, что если привести уровень ущерба к темпам экономического роста, то они окажутся значительно меньше.

Проводимая финансовая политика «денежной накачки» имеет определенные издержки. Длительное время в банковской системе преобладали государственные банки, в первую очередь «большая четверка» ведущих: Промышленный торговый банк, Сельскохозяйственный банк, Народный строительный банк, Банк Китая, имеющих до 67,79% объема рынка вкладов и 62,84% объема всех выданных кредитов (2001 г.) [13]. Основные функции этих банков сводились к директивному финансированию государственных предприятий на базе низких процентных ставок. В то же время финансовые успехи госсектора сочетаются с массированными неработающими активами.

Банковская в целом система была слаборазвитой, имевшей неразвитый спектр услуг, несовершенную платежную систему, низкую эффективность и пр. Помимо крупнейшей четверки в состав банковской системы входят 12 акционерных, около 112 – городских и большое число мелких аграрных кооперативов. Согласно договору о вступлении Китая в ВТО, к 2007 г. власти должны снять ограничения на участие зарубежных компаний на финансовом рынке. Между тем, именно относительная закрытость позволила избежать значительных кризисов. Многие страны, в том числе «тигры», имевшие аналогичную модель экономики - такие как Таиланд, Малайзия, Южная Корея, Индонезия, Филиппины, но имевших более «открытую» финансовую систему - испытали в 1997-1998 г.г. глубокий финансовый кризис, получивший название азиатского.

За период 2003-2004 г. кредитная активность банков была особенно высокой, что также сказалось на качестве их активов. Но с 2005 было решено перейти от стратегии количественных темпов роста на качественные показатели. Эксперты оценивают общий объем «плохих» долгов от 200 до 400 млрд. долларов, что составляет от 20 до 45 процентов от объема выданных кредитов (а также от объема ВВП Китая) [14]. Так на конец 2002 г. Standard & Poor's оценивало общую сумму неработающих активов в 500 млрд.долл. – до 50% портфеля, когда как по официальной статистике она составляла около 19,8%. Чтобы усилить конкурентспособность банковской системы перед вступлением в ВТО власти запустили программу приватизации госбанков, продажу долей иностранным инвесторам, котировки акций на бирже, а также рекапитализации банковской системы путем выкупа плохих долгов и вливания капитала. Было заявлено об ограничении государственного вмешательства в работу госбанков, частичном размещение их акций, привлечение независимых директоров.

В конце 2003 г. государство влило в Банк Китая и Стройбанк около 34 млрд. долл., а мае 2005 г. 15 млрд. долл в Промторгбанк [8, c.107]. Наиболее важный вопрос насколько эффективной окажется банковская реформа, в то же время проблема эффективного финансирования государственных предприятий по прежнему остается открытой. В текущем году с финансовых рынков Китая несколько раз приходили плохие известия. Это обрушение фондового рынка 27.02.07, а затем 30.05.07 [18]. В связи с этим аналитики вспоминают про события десятилетней давности азиатского кризиса 1997/98, а также 1987 г. (период - 10 лет).

В стране существует значительный дефицит нефти, газа, восполняемый за счет экспорта. В связи с этим разворачивается острая международная конкуренция за разработку месторождений за пределами страны. Не менее важная проблема - дефицит электроэнергии. Для улучшения ситуации намечены программы развития ресурсосберегающих технологий.

10. Взаимодействие Китая и мировой экономики. Старый мир создал экономику, в которой поддерживался высокий уровень жизни в ограниченном кругу развитых стран, поддерживающих свои технологические и экономические преимущества. В этих странах были высокие цены и высокие зарплаты, содержащие в виде издержек - высокие уровни социальный гарантий. В зарплате китайских рабочих этого нет. Однако эта система не смогла создать существенный экспорт экономического прогресса в страны третьего мира, осуществляя подчинение их интересов экономикам мировых лидеров.

Настоящий перелом наступил после вступления в игру «азиатских тигров» и затем Китая. Эти мастерские мира сделали настоящую индустриально-технологическую революцию, создав массовое производство доступных промышленных и бытовых товаров со значительно меньшим уровнем цен и издержек. Китай совершил абсолютный прорыв, расширив ассортимент этой продукции и последовательно осваивая все больший ассортимент, переходя уже и на более сложные продукты, вызывая все большее беспокойство США, являющегося мировым лидером по производству технологий. Немалую роль в развитии и продвижении китайской экономики сыграла розничная сеть Well-Mart (США) и других дискаунтеров, предлагающих товары по дешевым ценам.

В развитых странах падает занятость в промышленности, рабочие места переходят в Китай и другие развивающиеся страны. Под давлением Китая идет дефляция – постоянное снижение цен, диктуемое розничными сетями и поставщиками. Чтобы добиться конкурентоспособности, в промышленности США снижаются издержки, огромными темпами растет производительность труда, используются дешевые, чаще всего китайские компектующие, тем не менее число рабочих мест в промышленности США продолжает сокращаться. Хотя опыт Китая показал, что от вступления в ВТО страна выиграла, но российская экономика, не привыкшая к такому уровню конкуренции может испытать значительные проблемы.

Китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Благодаря этому спросу держатся высокие цены на нефть. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире - их емкости очень высоки. Китайская экономика пока растет и прогрессирует, в то время как экономика США, имеющая нереальный внешний долг, испытывает проблемы.

11. Уроки для России. Как известно, экономика времен СССР, несмотря на низкую эффективность, занимала по многим показателям первые - вторые места в мире. Шоковая терапия сопровождалась свободным отпуском цен и введением большого НДС. Эти меры привели к раскрутке инфляции, породили хаос рынков и созданию среды, неблагоприятной для предпринимательства и производства, что привело к уходу бизнеса в сферу теневых операций, уничтожению сбережений, а также ростков рынка, созданных в 1985-1991 г. В начале реформ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В экономике сложилась бизнес среда с низким уровнем конкуренции, высокой степенью монополизации рынков, высоким налогообложением, значительным уровнем бюрократичности, относительной закрытости экономики, отчужденностью ресурсов от населения

Длительное время при Ельцине не было, а в дальнейшем так и не появилось четких целей и задач экономического строительства, не считая абстрактной «рыночной экономики». Под те позитивные цели, провозглашенные Путиным, как удвоение ВВП, борьбы с бедностью, а теперь и активного развития страны четкая государственная идеология пока не создана. В стране пока не создана система (включающая планы, бюджеты) не только краткосрочного – 5 лет, но и долгосрочного 5-20 лет государственного развития и планирования. Верно лишь одно - нет долгосрочных целей – нет концепций и четкой политики развития. Напротив, Китай использовал такие инструменты, как государственное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. В то время, как наше население к великому сожалению уменьшается, китайские граждане, хватаясь за любую работу, выживают и идут вперед.

Своеобразие российской экономики отличает слабость предпринимательских традиций – вызванное длительным периодом крепостного права, а в дальнейшем полным и длительным уничтожением рынка во время СССР, наличие в советском прошлом раздаточной экономики с относительно тепличными условиями. Та экономика, которая создана на основе либеральной концепции государственного невмешательства пока не в состоянии решать многие задачи развития. Это же касается развития инфраструктуры рынка, регионов, а также - науки. И без массированного вмешательства государства тут не обойтись. Государству надо активно формировать предпринимательскую культуру как у людей, так и местных органов власти, делать все для развития мелкого и среднего бизнеса, развивать местное самоуправление, самостоятельность и самоокупаемость регионов, создавать благоприятный инвестиционный климат.

Конечно, по ряду параметров развития экономики – развития производства, привлечения инвестиций, открытости экономики мы серьезно отстали от Китая. Но не надо забывать, что их реформы начались как минимум на 14 лет раньше – им почти 30 лет и проходили они на более стабильном фоне. Мы начали нормально развиваться с 1999 г. - 8 лет. История наших реформ в 1992-1998 г.г. это сплошная нестабильность, фактически созидательный этап начался лишь с приходом В.Путина, т.е. после 1999 г., что по времени совпало с плодами глубокой девальвации на фоне финансовой стабилизации после 1998 г., а также обретением нормальной сырьевой конъюнктуры на мировых рынках[14].

Огромный шаг, который обозначил Президент в своем послании, это переход к политике развития, который, по сути, означает при ее реальном претворении переход от пассивной роли государства к активной и преобразующей. И если использовать тот позитивный задел, который мы имеем, страна может постепенно прийти к активному росту, в том числе производственному и технологическому. И нам есть чему поучиться у Китая - он обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши.

На фоне потенциальных возможней России задача учетверения ВВП в ближайшие 20 лет и выход по его объему на третье - четвертое место в мире выглядит вполне логичной. Обмен опытом в решении по сути схожих проблем, а также кооперация и сотрудничество по энергетическим, сырьевым и научно-техническим и многим другим программам между Россией и Китаем будет способствовать укреплению экономик обеих стран.

 

Список литературы

Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко, «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития», Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2006 г.

ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), «Китай: подходы и особенности экономических преобразований», http://chinapro.ru/economy/2/

А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.

ЧЖОУ СИНЬЧЭН, директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), «Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи», http://chinapro.ru/economy/1/

Василий Михеев, Институт Дальнего Востока РАН , «Китай: опыт стратегии “сфокусированного” развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61

Владимир Гамза, « Проблемы инновационного развития: бедность в нашем богатстве», http://kreml.org/opinions/146716836

«Китай: объем остатков денежной массы в широком понимании превысил 30 трлн. юаней», Жэньминь жибао, http://www.fmprc.gov.cn/ce/ceka/rus/xwdt/t235476.htm

Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура», Москва, 2007 г.

А.Н.Анисимов, «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ» ,

http://www.netda.ru/belka/economy/aspec/raspad11$.htm

Гуо Ксуетанг (Институт международной политики, Университет Тонгджи, Шанхай), «Роль ядерной энергии в стратегии устойчивого развития Китая», http://www.brcinfo.ru/ bms/bmpub.php?id=15

Росзбизнесконсалтинг, «Прибыль ведущих госпредприятий Китая в 2006г. выросла до $114,6 млрд», http://pda.top.rbc.ru/policy/2007/02/03/20070203060403.shtml

«Китай становится ведущим научным центром мира», http://www.svobodanews.ru/ Article/2006/ 12/11/20061211140926833.html

«Государственные банки», http://www.allchina.ru/rus/bisness/eco/blocks/17.htm Пожидаева О.И. «Проблемы дальнейшего реформирования кредитно-денежной системы в современном Китае», http://www.bankir.ru/analytics/refer/84/75547

Фелим Кайн, «Китайские банки надо спасать. Считает Standard & Poor's» http://www.vedomosti.ru/newspaper/opinions.shtml?2003/06/25/63096 Павел Быков, «Действовать осторожно», «Эксперт» №7(501) / 20 февраля 2006, http://www.expert.ru/printissues/ expert/2006/07/interview_barton/ «Китай приступает к радикальной реформе госбанков», http://www.neg.by/2004/06/15/4132.html

«На торгах в Шанхае индекс Shanghai Composite рухнул на 8,24%», http://top.rbc.ru/economics/04/06/2007/105403.shtml

Игорь Моржаретто, «ВТОРАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. (Перспективы автопрома КНР)», ж. За рулем № 5 (887) Май 2005, http://www.autostat.ru/default.asp? Sect=360&Art=2936

«В этом году в Китае выпущено 117 новых моделей автомашин», http://www.allchina.ru/news/1/2923_1.php

«Банк Китая повысил процентные ставки» , http://www.forextimes.ru/news/lnews165632.htm

Е.Н. Самбурова, «Региональная политика», http://geo.1september.ru/ articlef.php?ID=199903611

«10 лет свободной торговли: больше вопросов, чем ответов», http://n-t.ru/tp/br/st.htm

Андрей Островский, доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, Москва, «Догнать и перегнать Америку. Новые горизонты китайской экономики в XXI веке», http://chinapro.ru/economy/3/

Я. Бергер, «Умножение ВВП - китайский урок», «Время новостей» 24 августа 2005 г., http://globalization.su/lib/articles/berger/1167415251.html

Михаил Титаренко, член-корреспондент РАН, директор Института Дальнего Востока РАН, «Постепенное создание многоукладной экономики – фактор успеха реформ в Китае», http://chinapro.ru/economy/6/

Майкл Д. Интрилигейтор, профессор Калифорнийского университета, Лос-Анджелес (США) , «Чему Россия могла бы научиться у Китая при переходе к рыночной экономике», http://chinapro.ru/economy/8/

Тед Фишмен, «КИТАЙ, INC. Восход сверхмощного глобального конкурента», Москва, ЭКСМО, 2007 г.

Одед Шенкар, «Китай: век XXI. Развитие Китая, его влияние на мировую экономику и геополитическое равновесие».

 

Дзвон, 7.06.07



[1] Материал приводится главным образом из-за того, что содержит актуальные сведения о китайской экономике. Значительная часть авторских суждений, относящихся к России, не разделяется редакцией «Золотого льва», что нашло отражение в редакционных комментариях (прим. Ред. ЗЛ).

[2] К сведению: в РФ доля территории, пригодной для жизни, несколько меньше, примерно четверть (здесь и далее прим. Ред. ЗЛ).

[3] Если бы не события 1991 года, нарушившие политическое единство Российского государства, то ВВП России в настоящее время был бы равен примерно 13-15 трлн. долл.

[4] Наличие ли отсутствие «свободного» или «спекулятивного» рынка, что в данном случае имеется в виду, не имеет отношения к теме. Буржуазной экономики также не существует, как не может существовать экономики крестьянской или рабочей, это всего лишь фигура речи.

[5] Автор не замечает парадоксальности в своем утверждении: наличие экономической стабильности препятствовало последовательности стратегии. Смысла в этой фразе нет.

[6] Автор противоречит сам себе, приводя на 1999 год объем ВВП Китая в 1 трлн. долл., а на 2005 год чуть ли не в 9 трлн. И хотя эти величины формально несопоставимы из-за разности методик счета, такого разрыва быть не может. Или 1 трлн. – занижен, или величина в 8,9 трлн. в 2007 году непомерно завышена.

[7] Фактически так и не вышла.

[8] Вывод непонятен. Скорее наоборот, госсобственность на землю, помимо многих иных положительных результатов, упрощает любое переселение.

[9] Очень сомнительное преимущество – дешевизна труда. В какой-то момент это «благо» оборачивается серьезным препятствием для развития.

[10] Некорректное сравнение.

[11] Ошибочный вывод. Государственная собственность на землю – совершенно логичный результат экономических преобразований.

[12] Автор имеет в виду государственную власть.

[13] См. прим. 11.

[14] Редакция «Золотого льва» не разделяет оптимизма автора относительно периода правления В. Путина.


Реклама:
-