Журнал «Золотой Лев» № 115-116 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Антонов

 

Михайло Ломоносов

 

Научное и государственное служение Ломоносова началось в годы правления императрицы Анны Иоанновны. То было непростое время, ознаменованное утратой многих завоеваний Петра Великого. У кормила великой державы оказались иноземные фавориты, люди абсолютно чуждые интересам России и русского народа. Сокровища огромной страны разворовывались своекорыстными временщиками.

С воцарением Елизаветы Петровны иноземных искателей "счастья и чинов" сменили отечественные, но среди них не оказалось ни одного государственного деятеля, способного осмыслить внутренние и внешние проблемы страны и грамотно ответить на вызов истории. В такой обстановке разворачивалась титаническая деятельность экономиста и политика М.В. Ломоносова.

 

"Направитель" России

 

Императрица Елизавета, одна из самых ярких женщин своего времени, хорошо разбиралась в моде, но не в государственных делах - министры месяцами уговаривали её подписать нужную бумагу. Да и сами царедворцы в массе своей не имели опыта управления страной и необходимого кругозора, чтобы осознать всю тяжесть положения разорённой временщиками России. Лишь гениальный Ломоносов смог предложить целостную систему мер по оздоровлению и укреплению экономики: от решения неотложных задач до дальних целей, его устремления совпали с насущными потребностями Отечества.

Совершённое Михаилом Васильевичем Ломоносовым можно по праву назвать гражданским подвигом. Он разработал программу выхода державы из системного кризиса и всеми силами способствовал принятию важнейших стратегических решений. Учёный-патриот, не облечённый властью, стал не правителем, но "направителем" Российского государства в период возвышения И.И.Шувалова, фаворита царицы.

 

Полная инвентаризация

 

Как в подобных условиях действовал бы просвещённый монарх - рачительный хозяин? Провёл бы полную инвентаризацию страны, её ресурсов. Ломоносов предложил начать именно с этого.

На места были разосланы опросные листы, каждая губерния должна была сообщить сведения о своих городах и сёлах, заводах и фабриках, промыслах и ремёслах, посевных площадях и урожаях, излишках и нехватке товаров, а также о ярмарках, исторических документах и о многом-многом другом.

Эти сведения легли в основу "Нового Российского атласа" Ломоносова, превосходившего аналогичные труды европейских учёных и содержавшего политическое и экономическое описание всей империи.

Замечание Михаила Васильевича, что "нельзя страной управлять, оную не зная", относится, видимо, не только к идее создания атласа. Им же разработан план географических экспедиций для описания России. Именно М.В.Ломоносова следует по праву считать основоположником экономической географии как самостоятельной науки.

 

Дерзкий проект

 

В XVIII столетии Россия, раскинувшаяся от Балтики до Тихого океана, оставалась страной в основном неизученной не только для европейцев, но и для самих русских. Чтобы добраться из столицы до восточного рубежа державы сухим или водным путём, требовались многие месяцы. М. В. Ломоносов убеждал современников в том, что могущество Отечества будет прирастать Сибирью (это часто цитируют) и Северным Ледовитым океаном (об этом вспоминать не принято).

Михаил Васильевич выдвинул поразительный по смелости и размаху проект. Его реализация была обусловлена строительством могущественного морского флота. Ломоносов видел возможности для включения в состав России многих земель в бассейне Тихого океана, дотоле ещё никем не занятых, и территорий на североамериканском континенте - от Аляски до Калифорнии (будущая Русская Америка).

Вторая часть проекта - освоение Северного морского пути. По мнению Ломоносова, это вопрос жизни и смерти Российского государства, сохранения его территориальной целостности и надёжного централизованного управления, эффективного использования природных богатств Севера и Востока, практического превращения России в главную евроазиатскую державу.

Преодолев яростное сопротивление и в академических, и в правительственных кругах и добившись организации экспедиции для исследования Северного Ледовитого океана, учёный составил подробную инструкцию мореходам. При жизни Ломоносова состоялись полярные экспедиции С.И. Челюскина и В.Я. Чичагова. Освоен же Севморпуть был только при советской власти. Сейчас в результате либеральных "реформ" он практически не используется.

 

Обучение экономии

 

Во все времена росту производства и объёма российского экспорта промышленных изделий чинились всевозможные препятствия. И если реформы Петра Великого способствовали инициативе купечества по строительству заводов и мануфактур, то после кончины монарха аристократия, узревшая возможность быстрого обогащения на ниве индустриализации, добилась запрета на покупку купцами деревень и крепостных крестьян. Влиятельные "торгующие дворяне" - олигархи того времени - вызвали ненависть в народе, установив крайне высокие монопольные цены, что стало одной из главных причин бедственного положения людей, занятых в нарождающейся русской промышленности.

М.В.Ломоносов последовательно отстаивал интересы отечественных производителей. Свои предложения он изложил в записке "О лучших пользах купечества, особливо с внешними народами". Михаил Васильевич считал необходимым установление государственной опеки над российским промышленным и торговым предпринимательством, введение покровительственных таможенных тарифов и в отдельных случаях, даже запрета на ввоз товаров, которые было выгодно производить внутри страны.

Ломоносова-экономиста нельзя отнести ни к меркантилистам: те обычно мало внимания уделяли сельскому хозяйству, в котором было занято подавляющее большинство населения России; ни к физиократам, которые считали производительным сектором только сельское хозяйство. И, конечно, ни один из западных учёных не мыслил столь широко, не охватывал своим взором все сферы народной жизни. Михаил Васильевич работал над большим трудом "О лучшей государственной экономии", в котором рассматривал народное хозяйство страны как единое целое, что органически присуще именно русскому уму.

 

Поиск руд

 

Будущее Российской империи как самодостаточной великой державы всецело зависело от развития национальной промышленности, и прежде всего металлургии. Однако власти пребывали в уверенности, что Россия навсегда останется страной преимущественно земледельческой, крупное производство ей не требуется: русские в сём деле не преуспеют. Сталь и другие металлы, а также оружие, станки и механизмы продолжали поступать из-за границы. Зачастую всё приобреталось через посредников, а значит, втридорога.

М.В.Ломоносов подвигнул русских промышленников на поиск руд, которыми, по убеждению учёного, Россия очень богата. Столь масштабное начинание нельзя было реализовать без подготовленных кадров, поэтому из-под пера Ломоносова вышли "Первыя основания металлургии или рудных дел" - труд, заложивший фундамент отечественной геологии и минералогии. В нём содержалась информация о рудах основных металлов, приводились усовершенствованные конструкции машин: рудничных подъёмников и насосов, металлообрабатывающих станков, гидравлических приводов.

 

Сохранение народа

 

Петровские реформы и многочисленные войны первой половины XVIII века стоили России почти трети населения. Повсеместно не хватало рабочих рук, значительные плодородные пространства не обрабатывались по причине малолюдства. Ломоносов справедливо полагал, что главным во внутренней политике страны должно стать "сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей… Умножается народ, и доходы прирастают". Михаил Васильевич, изучавший все стороны российской жизни, предложил меры по увеличению рождаемости и снижению смертности путем социальных реформ, вплоть до требования прекратить "помещичьи отягощения крестьянам".

 

Крестьянский домострой

 

Чтобы повысить культуру землепользования, Ломоносов перевёл на русский язык "Лифляндскую экономию" - руководство по организации крупного помещичьего хозяйства. Текст дополнил собственными соображениями о различных системах земледелия, способах расширения пахотных угодий путём осушения болот и т.п. Стремясь решить аграрные вопросы, Ломоносов пошёл дальше и предложил организовать Государственную коллегию "земскаго домостройства" (с приписными крестьянскими хозяйствами) - прообраз сельскохозяйственной академии, которая изучала бы в комплексе проблемы земледелия, животноводства, рыболовства, лесоводства. Члены коллегии должны были следить за сельскохозяйственной литературой, книгами, статьями и другими материалами по экономике, поступающими с разных концов России и из-за рубежа. Ломоносов добился учреждения при Академии наук "класса агрикультуры, то есть земледельства", ибо был убеждён: подъём сельского хозяйства возможен только на основе научных исследований.

 

Гений просвещения

 

В XVIII веке не был провозглашён лозунг "Кадры решают всё", но М.В.Ломоносов ясно видел, что экономика России не сможет развиваться без собственных национальных кадров, овладевших достижениями мировой науки.

Во времена Ломоносова Академия наук состояла из приглашённых за большие деньги европейских учёных, прежде всего немцев, и именовалась "Санкт-Петербургская Десьянс академия". Она служила лишь престижу, а никак не развитию страны. Академические труды издавались на латинском языке как "Commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae". Иноземцы всячески тормозили развитие русского просвещения. Они не хотели лишаться тёплых и хлебных должностей, но при этом не собирались помогать России становиться сильной и тем самым опасной для Запада.

"Как поживаете на российские харчишки? - спрашивал Михаил Васильевич. - От вашей иноземной нечисти Государству Российскому больше разорения, чем пользы… Доколе Россию будут грабить у русских же на глазах?" В "немцах" он видел сторонников "Махиавелева учения, что всё должно употреблять к своей выгоде, как бы то ни было вредно ближнему и целому обществу".

М. В. Ломоносов первым стал писать научные труды по-русски (хотя знал двенадцать языков) и читать научно-популярные лекции для всех желающих. Ему удалось добиться широкого приёма русских юношей (в том числе и выходцев из низших сословий) в студенты Академии, открыть при ней гимназию, установить стипендию, на которую можно было прожить, хотя и очень скромно. И главное - учредить в Москве первый русский университет, который в отличие от европейских был светским учреждением, то есть не имел богословского факультета. Преподавание в нём велось на латинском и русском языках.

Ломоносов намного обогнал европейскую науку. Его открытия, в том числе закон сохранения материи и движения, были известны в научном мире, но замалчивались, как и другие российские достижения. Учёный также превзошёл Запад в точной механике, оптике, разработке научных и навигационных приборов. В частности, его телескоп и термометр не имели зарубежных аналогов.

 

Идеолог Русского века

 

Ломоносов понимал, что становление независимой экономики России немыслимо без самостоятельного национального мировоззрения. Для его укрепления и развития Михаил Васильевич сделал очень многое.

Во-первых, он написал "Древнюю Российскую историю". До этого русская историография находилась всецело в руках иностранцев, приезжавших в Россию "делать золото". Их русофобские сочинения Ломоносов подверг уничтожающей критике.

Во-вторых, провёл реформу русской грамматики и русского литературного языка, открывшую для простого народа доступ к достижениям культуры и науки.

В-третьих, Ломоносов-философ сформулировал русское понимание сущности человека и смысла жизни, гораздо более сложное, чем принятое в современной ему западной философии.

Ломоносов не просто повторял постулат о том, что человек - венец творения Божьего. Учёный верил, что жизнь человеческая, если она не одухотворена, не озарена высокими идеалами, если в ней отсутствует стремление постичь смысл всего происшедшего, происходящего и имеющего произойти, - бесцельна, пуста и скучна, это измена высокому родовому предназначению человека. Творец мира требует и от своих созданий прежде всего творческого отношения, чтобы они созидали, приумножали красоту и богатство окружающего мира. И Ломоносов утверждает необходимость "Божия величия" в каждом человеке.

Достаточно почитать оды Ломоносова и псалмы в его переложении, чтобы убедиться в том, что их автор - глубоко верующий православный христианин. Его восхищение всемогуществом, милосердием, премудростью и человеколюбием Создателя безгранично, да он и осознавал своё творчество как выражение "гласа небес".

Ломоносов был деятельным христианином, убеждённым сторонником творческого, созидательного Православия, которое ставит на первый план следование Христу, жизнь в Боге, Который творит мир и призывает человека в Свои соработники.

М.В.Ломоносов учил совершать жизненный подвиг с твёрдостью: дарование есть поручение, должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия. Нужно быть на уровне дарования, а не применять то, что дано свыше, к сиюминутным своим потребностям, не унижать дар до людской прихоти, но себя и людей - поднимать к нему. Таков наказ великого русского учёного национальной элите.

 

Русский общенациональный журнал, 30.05.07


Реклама:
-