Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Шорохов

 

Шизофрения, как и было сказано

Из истории болезни: весеннее обострение – 2007

 

Правозащитная общественность[1] взволнована. Пришла весна, у творцов великого и прекрасного зачесались права человека и экзистенциональные свободы. Когда сезонный зуд, одолевший мастеров перформанса и концептуализма, стал нестерпим, перед ними в очередной раз распахнул свои гостеприимные двери Сахаровский центр. В итоге получилось нечто запретное. Если не изменяет память – «Запретное искусство – 2006».

 

ВРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

 

Сезонное обострение свободы творчества и самовыражения некоторой части россиян[2] уже не в первый раз находит поддержку у руководства правозащитного движения. В том же Сахаровском центре несколько лет назад, если помните, произошёл скандал, связанный с экспозицией «Осторожно, религия!». В результате устроители по решению суда, нашедшего в их действиях оскорбление чувств верующих, отделались штрафом и разбитыми стендами. Суду же предстоит дать уголовно-правовую оценку деятельности организаторов и новой антихристианской провокации, а вот эстетическая и психиатрическая (!) оценка «запретного искусства» недавно сделана была.

9 апреля в Малом зале ЦДЛ состоялся круглый стол, посвящённый «правозащитному искусству». Созванный по инициативе политической партии «Справедливая Россия» круглый стол собрал депутатов Госдумы, деятелей литературы и искусства, лидеров молодёжных православных организаций и, что оказалось очень кстати, представителей клинической психиатрии.

Именно из уст психиатра-практика Ирины Медведевой и прозвучала весьма любопытная характеристика подобного «искусства» как проявления тяжкого психического расстройства, известного медицине под именем «гибоидная психопатия». «Творениями», соприродными выставленным в Сахаровском центре, как правило, украшают международные конгрессы психиатров. В клинической практике это давно уже называется «шизофренической продукцией» и попросту подшивается к истории болезни.

И тут в голову закрадывается одна весьма нехорошая мысль: так, может, и сами устроители выставки сочли правозащитное движение в России своего рода социально-психическим заболеванием, поэтому и решили проиллюстрировать это таким наглядным образом?

 

ЛОНДОНСКИЙ КУРСИВ

 

Однако унылый набор кощунственных ляпов, предъявленный городу и миру накануне православной Пасхи (сами понимаете, случайное совпадение), «традиционно» содержавший надругательства над распятием и православными иконами, на сей раз пополнился и откровенно русофобскими лозунгами. Особый интерес у меня вызвала группа плакатов «Слава России!», где на фоне этой надписи возникали: женщина, собирающая бутылки; сутенёр с малолетней проституткой; Сталин с медведем, справляющие малую нужду на карту СССР, и т.п.

Думаю, финансовых проблем с выплатой штрафов у «искусствоведов-правозащитников» и на этот раз не будет. Чувствуются и тёплое дыхание в спину, и одобрительный гул международной общественности. Но с фантазией, увы, уже ничего поделать не могу – и представляется мне совсем другая выставка. Например, в одной из центральных галерей города Лондона. И тоже, знаете ли, группа плакатов – только уже «Слава Великобритании!». И на первом: принц Гарри в нацистской форме (что поделаешь, любит щегольнуть юноша на вечеринках). На втором, допустим, – английский танк, расстрелянный американским штурмовиком в Ираке (вроде как обознались союзники), на третьем – англиканский священник, венчающий зоофила с любимой собачкой (прогресс-то на месте не стоит, гомосексуальным браком уже никого не удивишь), ну и так далее – воображение подскажет.

Как вы думаете, долго ли проработает эта ультрасовременная и наинезависимейшая экспозиция в самом сердце свободного мира? И что сделают кураторы чужих свобод с неумеренными адептами своей собственной? Повесить, как Саддама, конечно, не повесят, но мало наверняка не покажется.

 

ПОСЛЕЧЕЛОВЕКИ

 

Можно взглянуть на это и с другой стороны. Как известно, для собачек Павлова важнейшим из искусств является иллюминация. Лампочка загорелась – началось обильное выделение слюны. Как вы думаете, способны ли собачки Павлова к творчеству? Ответ очевиден. Общество, низведшее человека до уровня собачек Павлова, даже к самовоспроизводству неспособно (см. книгу бывшего советника президентов США Никсона и Рейгана П. Бьюккенена «Смерть Запада»). Цивилизация, в недавнем прошлом разделившая человечество на «сверхчеловеков» (люди Запада) и «недочеловеков» (все остальные), буквально у нас на глазах превращается в унылое сообщество послечеловеков. И вот тут на сцене истории появляется целая армия посредников в белых халатах («Клиническими испытаниями доказано…») и полосатых пиджаках («Классики отечественного концептуализма и постмодернизма…»). Роль первой сигнальной системы берёт на себя телевидение вкупе с другими массмедиа, и начинается…

Собачек Павлова учат «правильно» питаться, «правильно» размножаться, «правильно» проводить культурный досуг. Расфасовщики гуманитарного «вискаса» усердно отрабатывают свой собственный хлеб с маслом, объясняя умилённым потребителям, почему сосулька из человеческой мочи является вершиной современного искусства, а деньги, потраченные Министерством культуры на её показ, – «правильно» израсходованные деньги налогоплательщиков. Это и есть долгожданное торжество интеллектуальной и нравственной черни, которая, по слову Блока, стоит между поэтом и народом и обретает самоценное бытие лишь в одном – в «искусстве интерпретации». Кто-то же должен маскировать ситуацию «голого короля», характерную для современного западного и российского прозападного искусства.

Однако, ежели «король» не в силу неведения, а демонстративно расхаживает «голым» по улицам и телеэкранам, то это уже называется тяжёлой формой эксгибиционизма и влечёт за собой соответствующие административные меры. В нормальном обществе. Нам же, пережившим в 90-е годы минувшего века острое воспаление правозащитной деятельности, по-видимому, остаётся только надеяться, что нет-нет да и собьётся настройка в телеэфире и «полосатый интерпретатор», к собственному ужасу, выдаст: «Многолетними клиническими наблюдениями подтверждено – так называемое современное искусство опасно для вашего психического здоровья».

Именно такая формулировка и нашла своё место в итоговом документе, принятом участниками круглого стола по поводу выставок в Сахаровском центре и адресованном депутатам Государственной Думы с просьбой законодательной защиты национальных святынь. И с пожеланием улучшения качества психиатрической помощи населению.

 

*****

 

Пусть читателя не удивляет, что мы вновь обращаемся к выставке «Запретное искусство». Явление, поскольку оно существует, должно быть подвергнуто всестороннему анализу. Богословский (и по-простому человеческий) взгляд на проблему был представлен кратким монологом диакона Андрея Кураева в нашей публикации «Мы к вам на выставку – вы к нам на огонёк!». Добавить к нему, казалось, было нечего, однако мы не учли, что существует медицина, которая вправе иметь свою точку зрения на состояние здоровья кураторов выставки и её авторов. Поразивший «мастеров современного искусства» недуг не кажется нам неизлечимым – в противном случае мы не стали бы тратить силы на вразумление. Но… диагноз поставлен, прислушаться к нему или нет – воля болящего. Мы – сама доброжелательность. И в доказательство нашей искренности поздравляем героев материала с прошедшим недавно Днём музеев. Будьте здоровы! «ЛГ»

 

ЛГ, 23.05.07



[1] Правозащитник – самоназвание лиц, занимающихся в России подрывной антирусской деятельностью, с середины 80-х годов прошлого века – при благожелательном кураторстве со стороны властей предержащих.

[2] В современной России термин «россиянин» используется либерал-бюрократическим режимом, русофобской публицистикой и антирусскими СМИ как антоним, как враждебная противоположность слову «русский».


Реклама:
-