Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской
консервативной мысли
А. Шорохов
Шизофрения,
как и было сказано
Из истории болезни: весеннее обострение – 2007
Правозащитная общественность[1]
взволнована. Пришла весна, у творцов великого и прекрасного зачесались права
человека и экзистенциональные свободы. Когда сезонный зуд, одолевший мастеров
перформанса и концептуализма, стал нестерпим, перед ними в очередной раз
распахнул свои гостеприимные двери Сахаровский центр. В итоге получилось нечто
запретное. Если не изменяет память – «Запретное искусство – 2006».
ВРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
Сезонное обострение свободы творчества и самовыражения некоторой
части россиян[2] уже не в
первый раз находит поддержку у руководства правозащитного движения. В том же Сахаровском
центре несколько лет назад, если помните, произошёл скандал, связанный с экспозицией
«Осторожно, религия!». В результате устроители по решению суда, нашедшего в их
действиях оскорбление чувств верующих, отделались штрафом и разбитыми стендами.
Суду же предстоит дать уголовно-правовую оценку деятельности организаторов и
новой антихристианской провокации, а вот эстетическая и психиатрическая (!)
оценка «запретного искусства» недавно сделана была.
9 апреля в Малом зале ЦДЛ состоялся круглый стол,
посвящённый «правозащитному искусству». Созванный по инициативе политической
партии «Справедливая Россия» круглый стол собрал депутатов Госдумы, деятелей
литературы и искусства, лидеров молодёжных православных организаций и, что
оказалось очень кстати, представителей клинической психиатрии.
Именно из уст психиатра-практика Ирины Медведевой и
прозвучала весьма любопытная характеристика подобного «искусства» как
проявления тяжкого психического расстройства, известного медицине под именем
«гибоидная психопатия». «Творениями», соприродными выставленным в Сахаровском
центре, как правило, украшают международные конгрессы психиатров. В клинической
практике это давно уже называется «шизофренической продукцией» и попросту
подшивается к истории болезни.
И тут в голову закрадывается одна весьма нехорошая мысль:
так, может, и сами устроители выставки сочли правозащитное движение в России
своего рода социально-психическим заболеванием, поэтому и решили
проиллюстрировать это таким наглядным образом?
ЛОНДОНСКИЙ КУРСИВ
Однако унылый набор кощунственных ляпов, предъявленный
городу и миру накануне православной Пасхи (сами понимаете, случайное
совпадение), «традиционно» содержавший надругательства над распятием и
православными иконами, на сей раз пополнился и откровенно русофобскими
лозунгами. Особый интерес у меня вызвала группа плакатов «Слава России!», где
на фоне этой надписи возникали: женщина, собирающая бутылки; сутенёр с
малолетней проституткой; Сталин с медведем, справляющие малую нужду на карту
СССР, и т.п.
Думаю, финансовых проблем с выплатой штрафов у
«искусствоведов-правозащитников» и на этот раз не будет. Чувствуются и тёплое
дыхание в спину, и одобрительный гул международной общественности. Но с
фантазией, увы, уже ничего поделать не могу – и представляется мне совсем
другая выставка. Например, в одной из центральных галерей города Лондона. И
тоже, знаете ли, группа плакатов – только уже «Слава Великобритании!». И на первом:
принц Гарри в нацистской форме (что поделаешь, любит щегольнуть юноша на вечеринках).
На втором, допустим, – английский танк, расстрелянный американским штурмовиком
в Ираке (вроде как обознались союзники), на третьем – англиканский священник,
венчающий зоофила с любимой собачкой (прогресс-то на месте не стоит, гомосексуальным
браком уже никого не удивишь), ну и так далее – воображение подскажет.
Как вы думаете, долго ли проработает эта ультрасовременная
и наинезависимейшая экспозиция в самом сердце свободного мира? И что сделают
кураторы чужих свобод с неумеренными адептами своей собственной? Повесить, как
Саддама, конечно, не повесят, но мало наверняка не покажется.
ПОСЛЕЧЕЛОВЕКИ
Можно взглянуть на это и с другой стороны. Как известно,
для собачек Павлова важнейшим из искусств является иллюминация. Лампочка
загорелась – началось обильное выделение слюны. Как вы думаете, способны ли
собачки Павлова к творчеству? Ответ очевиден. Общество, низведшее человека до
уровня собачек Павлова, даже к самовоспроизводству неспособно (см. книгу
бывшего советника президентов США Никсона и Рейгана П. Бьюккенена «Смерть
Запада»). Цивилизация, в недавнем прошлом разделившая человечество на
«сверхчеловеков» (люди Запада) и «недочеловеков» (все остальные), буквально у
нас на глазах превращается в унылое сообщество послечеловеков. И вот тут на
сцене истории появляется целая армия посредников в белых халатах («Клиническими
испытаниями доказано…») и полосатых пиджаках («Классики отечественного
концептуализма и постмодернизма…»). Роль первой сигнальной системы берёт на
себя телевидение вкупе с другими массмедиа, и начинается…
Собачек Павлова учат «правильно» питаться, «правильно»
размножаться, «правильно» проводить культурный досуг. Расфасовщики
гуманитарного «вискаса» усердно отрабатывают свой собственный хлеб с маслом,
объясняя умилённым потребителям, почему сосулька из человеческой мочи является
вершиной современного искусства, а деньги, потраченные Министерством культуры
на её показ, – «правильно» израсходованные деньги налогоплательщиков. Это и
есть долгожданное торжество интеллектуальной и нравственной черни, которая, по
слову Блока, стоит между поэтом и народом и обретает самоценное бытие лишь в одном
– в «искусстве интерпретации». Кто-то же должен маскировать ситуацию «голого
короля», характерную для современного западного и российского прозападного
искусства.
Однако, ежели «король» не в силу неведения, а
демонстративно расхаживает «голым» по улицам и телеэкранам, то это уже
называется тяжёлой формой эксгибиционизма и влечёт за собой соответствующие
административные меры. В нормальном обществе. Нам же, пережившим в 90-е годы
минувшего века острое воспаление правозащитной деятельности, по-видимому,
остаётся только надеяться, что нет-нет да и собьётся настройка в телеэфире и
«полосатый интерпретатор», к собственному ужасу, выдаст: «Многолетними
клиническими наблюдениями подтверждено – так называемое современное искусство
опасно для вашего психического здоровья».
Именно такая формулировка и нашла своё место в итоговом
документе, принятом участниками круглого стола по поводу выставок в Сахаровском
центре и адресованном депутатам Государственной Думы с просьбой законодательной
защиты национальных святынь. И с пожеланием улучшения качества психиатрической
помощи населению.
*****
Пусть читателя не удивляет, что мы вновь обращаемся к
выставке «Запретное искусство». Явление, поскольку оно существует, должно быть
подвергнуто всестороннему анализу. Богословский (и по-простому человеческий)
взгляд на проблему был представлен кратким монологом диакона Андрея Кураева в
нашей публикации «Мы к вам на выставку – вы к нам на огонёк!». Добавить к нему,
казалось, было нечего, однако мы не учли, что существует медицина, которая
вправе иметь свою точку зрения на состояние здоровья кураторов выставки и её
авторов. Поразивший «мастеров современного искусства» недуг не кажется нам
неизлечимым – в противном случае мы не стали бы тратить силы на вразумление.
Но… диагноз поставлен, прислушаться к нему или нет – воля болящего. Мы – сама
доброжелательность. И в доказательство нашей искренности поздравляем героев
материала с прошедшим недавно Днём музеев. Будьте здоровы! «ЛГ»
ЛГ, 23.05.07
[1] Правозащитник – самоназвание лиц, занимающихся в России подрывной антирусской деятельностью, с середины 80-х годов прошлого века – при благожелательном кураторстве со стороны властей предержащих.
[2] В современной России термин «россиянин» используется либерал-бюрократическим режимом, русофобской публицистикой и антирусскими СМИ как антоним, как враждебная противоположность слову «русский».