Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В. Удманцев

 

Власть фабрикует «Сволочей» на бюджетные деньги[1]

 

Известный режиссер Владимир Меньшов, поднявшийся вместе с супругой Верой Алентовой на сцену кинотеатра "Россия", публично отказался объявлять лучшим фильмом года "Сволочи" - художественную ленту, создатели которой исказили реалии Великой Отечественной войны в угоду зрелищности, то есть кассовым сборам.

"Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон ("звезда" эротического кино из США, приглашенная организаторами церемонии в Москву. - Прим. В.У.)", - так пояснил свою позицию признанный мэтр мирового киноискусства, после чего швырнул конверт с результатом голосования телезрителей под ноги и покинул сцену. Следует отдать должное Владимиру Меньшову. Хотя проблема "военных сенсаций" в отечественном кино уже давно требует более пристального и всестороннего критического обсуждения на высоком государственном уровне в силу традиционно доверительного отношения наших соотечественников к творцам-разработчикам темы Великой Отечественной войны, создатели "Сволочей" в своих изощренных "фантазиях" перешагнули через все рамки исторической достоверности, общепринятых этических норм.

Если особо не вдаваться в детали, то сюжет фильма таков: 1943 г., горы Алатау под Алма-Атой, лагерь-спецшкола НКВД, где готовят диверсантов из числа малолетних преступников, средний возраст которых 14-15 лет. Иные из них уже успели "отличиться" грабежами, разбоями и убийствами на "гражданке", но, получив зачатки хоть какого-то воспитания в условиях "тоталитарного советского строя", дали согласие "искупить вину кровью" на фронте. Подростки живут в спартанских условиях, их обучают лазать с альпинистским снаряжением по горам, стрелять из разных видов оружия, минно-взрывному делу, приемам рукопашного боя, владеть холодным оружием, прыгать с парашютом. Убежать отсюда практически невозможно - к нескольким баракам посреди заснеженных гор ведет единственная дорога, лагерь опоясывает забор из колючей проволоки, на вышках круглосуточно несут караульную службу автоматчики. Внутри этого полукриминального сборища царят волчьи законы, градус ненависти друг к другу, к преподавателям и охранникам-"вертухаям" на протяжении всего фильма повышается и повышается, а временами выливается в драки и поножовщину. Жалости и высоким человеческим чувствам в такой атмосфере взаимного недоверия просто неоткуда взяться. Словом, полная безнадега, хорошо хоть кормят "слушателей" спецшколы получше, чем на обычной "зоне".

Когда же завоевать лидерство над более слабыми или отомстить за проигрыш в честном поединке не удается, в ход идут более изощренные способы мести - например, во время тренировочных прыжков вдруг не срабатывает парашют. В свою очередь, начальник школы, понимая, что "горбатого могила исправит", разбирается с выявленным злоумышленником без суда и следствия - приказывает охранникам закопать того живьем на краю полевого аэродрома. Чего, мол, разбираться-то, если тот неисправим? Случаются жертвы и в ходе боевой подготовки и прочих тренировок. Но соответствующие местные руководители НКВД об этом не очень-то и печалятся - рано или поздно "сволочей" ждет одно - смерть. Отправляя группы прошедших спецподготовку мальчишек на боевые задания, начальство заранее знает, что все они смертники. Единственными гуманистами во всем фильме выглядят враги-немцы, сочувственно осматривающие трупы убитых диверсантов-подростков - вот, мол, до чего докатились большевики, не жалеющие никого, даже совсем юных, которым бы еще жить да жить:

Можно ли назвать правдой этот совместный продукт режиссера Александра Атанесяна и Фонда Ролана Быкова под руководством Армена Медведева? В ФСБ России, реагируя на обращения представителей СМИ и ветеранов, достаточно подробно ответили на этот вопрос в одном из сообщений, размещенном на служебном сайте в Интернете, суть которого можно свести к короткому "нет". Не высказывал претензий на историзм и автор книги, часть которой легла в основу сценария "Сволочей", Владимир Кунин (Фейнберг). Словно спохватившись, отметая многочисленные обвинения критиков и общественности, писатель как-то посетовал: "Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести"[2].

Зато в Центральном архиве ФСБ нашлись документы, подтверждающие наличие такой диверсионной школы для подростков славянского происхождения в нацистской Германии. Она была организована Абверкомандой 203 (занималась диверсиями и вела разведку против советских Западного и Белорусского фронтов) в июле 1943 г. в Гемфурте под Касселем и именовалась "Особая команда Гемфурт". В школе одновременно обучалось от 25 до 75 лиц обоего пола от 13 до 17 лет, сирот из детских домов Смоленска и Орши, соглашавшихся после соответствующей обработки на вербовку. Обучение длилось от одного до шести месяцев. Затем подростков попарно перебрасывали с аэродромов Смоленска и Минска в тыл Красной Армии с взрывчатым веществом под видом детей, потерявших родителей. В 1944 г. школа дважды передислоцировалась - сначала в замок Бишофсфельден под Конином, затем в Жгув, где часть агентов и преподавателей школы и была захвачена советскими войсками. Последнее пристанище этой школы с начала 1945 г. - Луккенвальде.

Помимо победы в номинации "Лучший фильм года", "Сволочи" также были удостоены приза "За лучшую зрелищную сцену" и награду "Прорыв года". Но проблема здесь не в количестве лестных оценок и наград - все же их присуждало не профессиональное жюри, состоящее из кинокритиков, артистов, режиссеров и прочей киношной братии, а зрители музыкального телеканала "МТV" путем интернет-голосования, преимущественно молодежь.

Во-первых, весь ужас в том, что весь процесс создания фильма "Сволочи" от начала и до конца профинансировали не некие частные меценаты, а Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ. По результатам аудиторских проверок Счетной палаты известно, что соответствующими распоряжениями главы ФАКК Михаила Швыдкого было выделено 30 млн. рублей! То есть выходит, что государство руками своих чиновников оболгало себя перед всем миром, выделило бюджетные деньги на фальсификацию собственной истории.

Во-вторых, интернет-голосование в какой-то степени проявило то ли низкий уровень образованности и творческих пристрастий нашей молодежи, то ли ущербное восприятие ими своей страны. Ведь любой человек, хорошо знающий историю, скорее всего, вряд ли дерзнул бы назвать этот продукт лучшим фильмом года. Как горестно и немного разочарованно высказался в одном из своих интервью Владимир Меньшов: "Однако поколение, которое выбирает "Пепси", выбрало, оказывается, еще и "Сволочей"[3].

Грустно и то, что некоторые коллеги-журналисты, думается, сознательно пытаются обелить фильм и его производителей. Или вот заявление пресс-атташе телеканала, проводившего церемонию награждения "Сволочей", Владимира Смирнова:

 

"Для зрителей МТV это просто развлечение, знаете, такой боевичок, который интересно смотреть. А Владимир Меньшов в силу своего возраста и опыта по-другому смотрит на картину. В данном случае его, как я понимаю, интересовали даже не художественные недостатки или достоинства, а позиция, которую можно назвать политической. Это бесконечно далеко от мнения зрителей МТV и самой компании".

 

Выходит, создателям "Сволочей" просто захотелось, выражаясь языком "поколения "Пепси", "бабок срубить" на лжесенсации, плохом знании исторических фактов молодежью, предпочитающей просмотр музыкальных клипов школьным учебникам. Так что нельзя со спокойной душой относиться к словам пресс-атташе даже столь "легковесного" канала, каким является МТV. Ведь поощрение ущербности умов тоже политика. Не так ли?

 

Впк, 16.05.07



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва». Приводится с изменениями.

[2] Писатель, разумеется, имеет право написать все, что сочтет возможным, однако если его труд выходит в свет или экранизируется (инсценируется), то у государства возникает право соответствующего реагирования, если в нём будет найдены признаки преступления, например, клеветы или оскорбления нации и государства.

[3] Судя по тому, кто назначается г-ном Путиным в «советы по культуре» и в руководители федеральных ведомств, занимающихся образованием и культурой, и какие решения они принимают, именно такая цель и ставится. Автор забыл упомянуть, что до 80% населения РФ одобрительно относится к такой политике Путина, следовательно, если бы не молодежи, а взрослому населению пришлось бы выбирать, они тоже назвали бы фильм «Сволочи» среди лучших.


Реклама:
-