Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской
консервативной мысли
К.А. Крылов
Победа сегодня: несвоевременные размышления
Историческое событие - это, прежде всего, система
интерпретаций, которая включает событие в ту или иную версию истории,
национальной и мировой. Это банальность, но ее стоит повторить. Поскольку из
нее прямо следует неприятный вывод: крах исторической версии не может не
затронуть все ее части. Повторяю: все. Нет, конечно, бывает и такое, что изба
дотла сгорит, а печка останется, торчит обгорелой трубой в хмурые небеса. Но
вот погреться на этой печке - даже если загрузить ее дровами - уже не
получится. Без избы печка не греет.
Сказанное касается всех, кто надеется избежать
"ревизии исторической правды". В частности, тех, кто думает, что,
лишившись советской истории, можно спокойно пользоваться ее "печкой"
- то есть дорого оплаченным и хорошо выстроенным мифом Великой Отечественной
войны. Мифом, который грел холодную, щелястую советскую избу, исправно давая тепло
смысла.
Признаем: "на Победе" Союз протянул куда дольше,
чем мог бы. И начал загибаться, когда в печь стали класть кизяки. Сейчас мало
кто помнит огромную роль сочинений "про войну" - начиная от Суворова
и Гроссмана и кончая "смешным солдатом Чонкиным" и слегка беллетризованными анекдотами про
"баварское пиво" - в "перестроечном дискурсе".
В памяти остались только начало и конец, "Дети Арбата" да позднеперестроечные чернушки. На самом деле именно
деструкция "военного мифа", сознательная и чрезвычайно умелая, сыграла
очень большую - а как бы и не ключевую - роль в риторическом оформлении
"перестройки". Впрочем, не только: борьба с "Девятым мая"
велась многообразными способами и в конце концов получила вполне материальное
воплощение - "в камне". Потому как восстановление Воскресенских ворот
на Красной площади в 1994-1996 годах имело вполне конкретную (и по тем
простодушным временам не очень-то скрываемую) цель: сделать навсегда
невозможными парады Победы "в советском стиле", с бронетехникой и
ракетами(1).
Но сейчас все это кажется старинами, неактуальщиной,
быльем поросшей, - чем-то вроде выборов губернаторов. Да, были такие времена,
но все вышли. "Победа в Великой Отечественной" реабилитирована - тихой
сапой, но вполне себе убедительно. Гнусные анекдоты про "баварское
пиво" и "Матросов поскользнулся" по телевизору сменились
георгиевскими ленточками на пиджаках и автомобильных антеннах. Снова звучит
"Катюша" и крутят военные фильмы. Миф - вроде даже в том же самом
виде - снова функционирует как часть государственной идеологии "новой
демократической России". Греет ли печка? Во всяком случае, дымит.
Между тем с Запада тянет другими дымками. Европейский
"миф WW2" всегда был довольно двусмысленным: рядом с прекрасно
отстроенным зданием "музея Холокоста" все, связанное с "V-day", выглядело как-то неубедительно, что ли.
Советская Победа была откровенно круче, потому что была однозначной. Европейцы
и американцы все время чего-то недоговаривали.
Теперь стало ясно, что там у них было в карманцах.
На всех парах к нам едет бронепоезд: миф о "двух кровавых собаках, Гитлере
и Сталине", которые терзали несчастную Европу, вынужденную - теперь-то это
можно сказать прямо, "чего уж там" - служить (да-да, служить)
и тем, и другим. Причем немцам было служить стратегически правильнее, ибо, как
выяснилось, "Сталин был в миллион раз хуже". Правда, Холокост. Но и
его скоро каким-нибудь способом повесят на Сталина, вот увидите. То есть на
русских - потому что под "Сталиным" и "большевизмом" на
Западе всегда понимались и понимаются русские. Которые никогда не будут
признаны "жертвами большевистского ига" (как надеются некоторые
отечественные антикоммунисты "белого" толка), а всегда и во всех
случаях - носителями и источниками зла(2).
В этом смысле возмущенные крики о "пересмотре итогов
Второй мировой войны" звучат, честно говоря, несколько несвоевременно.
Наши белые братья эти итоги мечтали пересмотреть начиная с 9 мая 1945 года и
все построили как раз под этот грядущий пересмотр. Советские, кстати, это
отлично понимали и очень опасались. Ну что ж, вот оно и пришло в полной своей
красе. Чему удивляемся?
Но это ладно, с этими все и так ясно. Обратимся к нашим
делам. И разберемся, что изменилось в мифе Великой Отечественной в его новом,
постсоветском издании.
На первый взгляд - ничего особенного, только навели
косметику в духе времени. Те же гвоздики. Те же поздравления. Те же старые
добрые песни, теперь на улицах громко. Есть и новизны, по большей части
удачные. Опять же георгиевские ленточки, например, ввели в моду. Хорошая,
кстати, идея - говорю это без малейшей иронии... Парады, конечно, уже не те -
ну так что ж, время такое. Даже знамя Победы наш президент отстоял в его
неприкосновенности от злого парламента, возжелавшего почему-то (почему бы,
кстати?) его заменить на другое. Уберег, значит, от похулки.
Но мы-то ученые. И хорошо знаем, что "сделать как
было" и "неприкосновенность" обычно прикрывают некие не очень
заметные, но очень существенные изменения. Хотя и незаметными их тоже назвать сложно,
чего уж там.
Давайте сейчас переберем основные компоненты советского
военного мифа и нынешнего российского. И в конце подобьем бабки.
1. Кто воевал в
Великой Отечественной войне?
Официальный советский ответ звучал так: "советский
народ под руководством Коммунистической партии".
Тут нужно иметь в виду, что эвфемизм "советский
народ" имел в то время, в зависимости от ситуации, разное наполнение.
"Старшие товарищи" прекрасно понимали, что никакого "советского
народа" не существует, а само это выражение - дурилка
конкретно для русских, чтобы те сидели смирно и не требовали себе доли в
пироге, жадно поедаемом другими, более достойными народами. Поэтому объемом и
содержанием этого понятия можно было легко манипулировать. Например, когда дело
доходило до дележки материальных ценностей, "советским народом"
оказывались прежде всего нерусские, а русским предлагалось ужаться и не петюкать. Когда же надо было работать или воевать, то под
"советским народом", напротив, начинали пониматься "расходные
этносы" - русские вперед, белорусы и украинцы туда же, остальных берегли
(ну и не доверяли, что по факту выходило то же на то же(3)).
Но именно поэтому в случае обсуждения военных побед всем
было понятно - победили русские, а также украинцы и белорусы, при некоторой
помощи всех остальных. Каковая помощь отнюдь не замалчивалась, а всячески
выпячивалась (достаточно вспомнить подсчеты "героев Союза" среди
всяких национальностей, которым ордена и медали вешали куда охотнее, чем
русским). И тем не менее даже на таких условиях - решающий вклад именно русских
в Победу никем не оспаривался.
Это выражалось, в частности, невербальными средствами. Люди
в возрасте, наверное, помнят стандартные советские плакаты с изображением
радующихся ветеранов, героев-победителей, солдат и т.п. На этих плакатах -
узнаваемые русские лица, с небольшим (и уместным) присутствием "всех
прочих".
Теперь ознакомимся с современной российской версией того,
кто же у нас воевал в Великой Отечественной.
Материала на сей счет много, но, чтобы не городить огород,
ограничимся единственным примером. К 9 мая 2007 года по Москве были развешаны
огромные плакаты, изображающие четырех ветеранов, увешанных орденами. Трое из
них - нерусские: татарин, какой-то кавказец и, кажется, бурят. Между ними
упихнут хмурый дядя в кепке(4) неопределенной славянской
наружности. Рядом с мусульманами - цветы. Все это на фоне пронзительного южного
неба. Внизу надпись: "Слава народу-победителю!" - чтобы не было
сомнений.
Итак, нам показали современную россиянскую
версию "народа-победителя". Он состоит в первую очередь из мусульман
наиболее уважаемых пород, а также из "малых коренных народов России".
Русский тут на самом деле занимает даже не четверть, как можно было бы
подумать. Потому как с лица затиснутого в середину дяди тщательно стерты именно
русские черты: это какой-то неопределенный славянин, скорее всего белорус.
Учитывая, что украинцы и белорусы воевали, и еще как, он, похоже, отдувается за
всех славян. Таким образом, место русских - где-то десятое(5).
Разумеется, меня можно упрекнуть в том, что рассуждения
строятся на основании какого-то плаката, поставленного "какими-то
дураками" (у нас так любят ссылаться на "дурость чиновников" и
"усердие не по уму", особенно когда действия таковых вполне логичны,
только эта логика уж очень неприятно выглядит). Но невербальный message полностью соответствует официальной риторике,
льющейся прямо с уст высокопоставленных чиновников и пропагандистов. Постоянно,
назойливо, тремя жирными чертами подчеркивается огромная, гигантская,
просто-таки невероятная роль нерусских - и особенно неславян
- в Победе. В особенности - тех народов, которые наиболее враждебны русским
сейчас. Например, культ воинской славы чеченцев (которые сейчас являются одним
из двух "главных этносов" России) в последние годы включает в себя
еще и культ их "воинских подвигов" на полях сражений Отечественной.
Уже "всем известно", что Брестскую крепость, оказывается,
"защищали чеченцы" (в этот миф и его распространение вложены немалые
средства и он охотно поддерживается россиянскими
СМИ). Остальные тоже тянутся за своей долей. Так, например, сейчас идут
массовые "донаграждения" ветеранов
правильных национальностей.
Все это точно отражает ту концепцию "россиянского народа", которая была de
facto принята еще при Ельцине и окончательно
утвердилась при Путине(6). Концепция,
направленная на полное смысловое (а потом, видимо, и физическое) исключение
русского народа из состава "полноправных россиян", лишение его каких
бы то ни было прав путем отрицания каких бы то ни было его заслуг.
Скоро выяснится, что, пока трусливые русские отсиживались в
окопах Сталинграда (где ничего интересного не происходило), Россию спасали
героические джигиты с некоторым участием татар и бурятов. Говорить же иное -
это "фашизм".
2. Кто победил в
Великой Отечественной войне?
В советское время ответ был ясен и прост: победил Союз
Советских Социалистических Республик. Признавалось, что в число победителей
входят и страны "антигитлеровской коалиции" (то есть читай -
"мировая плутократия"), но признавалось это без особой охоты и с
обязательным перечислением всех прегрешений "союзников". Что,
добавим, было абсолютно правильно: в конце концов, воевали русские, а самые
вкусные плоды победы достались англичанам и американцам[1].
Признавать это было обидно, но закрывать глаза - еще глупее.
Кроме того, подразумевалось, что победил социализм советского
образца, поскольку именно социализм "сделал возможной Победу".
Кстати, в отличие от многих других "побед социализма", эта и в самом
деле может быть поставлена ему в заслугу: тот факт, что именно такой способ
организации народного хозяйства был хорошо приспособлен к нуждам глобальной
войны, сейчас особо не отрицается никем.
Наконец, на уровне субъекта победил "советский
народ" - который и воевал. Тут все логично.
Выстраивалась, таким образом, триада: победил Общественный
Строй (социализм) - Народ (советский) - Страна (СССР).
Интересно, что вездесущее начальство, претендовавшее в
Союзе на все достижения (по принципу "прошла весна - настало лето, спасибо
Партии за это"), не особенно нажимало на свою роль в Победе. То есть про
"руководящую и направляющую" говорилось достаточно, но существовал
молчаливый консенсус: войну выиграл именно народ, а не командиры. При этом как
бы предполагалось, что народ не особенно копается в косяках начальства, допущенных
во время войны, а также до и после, но касаемо нее - а начальство закрывает
глаза на некоторые "взаимно неудобные" моменты, связанные, например,
с началом войны(7).
Существовала и компромиссная фигура, олицетворяющая
этот самый народ, но при этом приемлемая для "политического
руководства": ветеран. Само это понятие (заменившее собой опасное
словцо фронтовик) было результатом сложно сложившегося общественного
консенсуса.
Разумеется, вся эта конструкция после поражения СССР в
Третьей мировой и краха социализма как идеи выжить не могла никак. Но просто
признать главного победителя мертвым означало оставить Победу бесхозной.
Российская Федерация вроде бы была назначена "правопреемником" СССР,
но в основном в качестве плательщика по долгам, а не владельца активов. Победа
оказалась в каком-то смысле бесхозным имуществом: на нее могли претендовать все
бывшие республики Союза (включая тех, кто имел к войне весьма малое отношение -
а чего бы нет?) и даже бывшие страны Восточного блока (которым ну ничего не
стоило объявить "истинными победителями немцев" себя любимых: удалось
же французам изобрести "резистанс" и фуксом войти в число
"победителей").
Этой возможностью воспользовалась только одна республика -
Белоруссия. Там Победа - ставшая, разумеется, Победой белорусского народа -
нужна и востребована как один из центральных элементов символической поддержки
белорусской государственности. Казахстан, Армения и Азербайджан, по своим
причинам, Победу у себя сохранили(8) - как не очень важный,
но не лишний элемент госидеологии. Украина, после кучмовских колебаний в этом вопросе, предпочла - не вполне
официально, но фактически - миф ОУН-УПА, хорошо встраивающийся в центральный
украинский супермиф перманентного
"Голодомора", который-устроили-проклятые-москали.
Остальные с разной скоростью потянулись за Европой - о которой см. выше. В этом
смысле Прибалтика отнюдь не бежит впереди паровоза - напротив, выполняет
ответственную работу, порученную ей старшими европейскими партнерами.
Но "тут чего говорить". Вопрос в другом: включает
ли в себя нынешняя россиянская идеология, связанная с
войной, утверждение, что в Великой Отечественной войне победила Россия?
Тут мне могут возразить, что "Россия" -
очень-очень многозначное слово и "так вопрос вообще ставить нельзя".
Не буду спорить, потому как не о чем. Фактом является то, что Россия как
победитель в Великой Отечественной войне в нынешнем изводе военного мифа не
рассматривается ни в каком варианте.
Стоит заметить, как в речах официальных лиц, посвященных
войне, все время "плавает" денотат. Например, на вопрос, кого или что
защищал народ (о проблемах с тем, какой то было народ, см. выше) в Великой
Отечественной войне, чиновники высокого ранга стараются отвечать: "свою
Родину" или "нашу страну". Но эту загадочную "Родину"
и "страну" стоило бы назвать по имени. Сказать, что народ (опять -
какой? аксакалы в зеленых шапках?) защищал Россию, было бы и неправильно, и
политически неграмотно. Впрочем, иногда это все-таки произносится - в
формулировках типа "народы России защищали свое Отечество", благо это
слово можно не уточнять. Но сказать, что в Великой Отечественной победила
именно Россия - язык не поворачивается. И потому, что это "не
так", и потому, что не хочется.
Кто же победил - по нынешней версии истории? Обычно
называют "все страны СНГ", "мы и наши соседи в странах
Содружества" (так, в частности, сделал Путин в своем выступлении на
военном параде в честь 62-й годовщины Победы). Обязательно поминаются
"партнеры по антигитлеровской коалиции", с большим или меньшим
уважением, в зависимости от политической ситуации. В общем, неопределенность.
Но вот с народом-победителем ситуацию нам разъяснили
конкретно. Опять-таки ограничимся единственной, но очень характерной ситуацией.
Сошлюсь на обошедший всю сеть рассказ очевидца празднования очередной
годовщины Победы в Москве:
"Вечером мы шли к Васильевскому спуску и немного
удивлялись народу, тянущемуся к метро незадолго до салюта, и, только подойдя к
оцеплению, поняли причины такого массового исхода.
- Внутрь только в футболках "Единой России", у
кого нет - из очереди, все равно не пустим!
Уставшие за день и оттого уже агрессивные вояки гнали людей
прочь с праздника. В периметр можно было попасть только по приглашениям или в
футболках. Надо ли уточнять, что и то, и другое можно было получить в офисах и
представительствах той самой единой России. Заблаговременно, до праздника, и, видимо,
не всем.
Омоновцы не пускали на праздник никого без униформы, даже
ветеранов! Очень бросился в глаза чудовищный
контраст: три растерянных старичка-орденоносца, оттесняемые в сторону
здоровенными бугаями ("Иди отсюда, у меня приказ только в
футболках!"), на фоне автобусов из Подмосковья, выгружающих пьяное быдло,
многие из которых с трудом держались на ногах, зато в тех самых единоросских маечках и с флагами!
Быдло проходило кордон, строилось в колонны по трое и шло к месту действия - я
так понимаю, что для создания сцен народного ликования по телевизору... Это же
так важно - показать всем, как мы ценим Победу и помним подвиг отцов, правда?
Кстати, отцы, подвиньтесь, нах, вы нам помнить и
праздновать мешаете!!!
Отцы и двигались, разворачивались обреченно и шли к
метро..."
После подобных картин выступления педерастическо-мальчуковых
и гламурно-девочковых групп, обвязавшихся
георгиевскими лентами (куда они их только не привязывали, фантазеры) и
самозабвенно горланящих патриотические песни, даже не вызывают привычной
брезгливости.
И вот вопрос: это что? Праздник Победы, день памяти и
чествования ветеранов или все-таки корпоративная вечеринка "Единой
России"?
И их лозунг "Наша Победа" - это про какую победу?
Проговорим еще раз: в советское время ветеран был фигурой
священной и неприкосновенной, по крайней мере в той сфере, которая имела
отношение к военному мифу. Разумеется, ветерана могли обидеть - но не так и не
в такой момент.
Причем подобное обращение с ветеранами - это уже не первый
раз. Предыдущие случаи, как говорится, "подробно описаны в соответствующей
литературе", так что не будем поминать аналогичные эпизоды на праздновании
60-летия Победы и все прочее в том же духе. Это даже не тенденция - это
система.
Что же в таком случае сей сон значит? Только то, что Победа
окончательно приватизирована некими новыми ветеранами. Нет, не "едросами" как таковыми. Просто "Единая
Россия" сейчас является "партией начальства", то есть силой,
олицетворяющей власть в ее "общественной" ипостаси. Известно, что
костяк партии составляет начальство всех уровней, от домового до кремлевского. ЕдРо - это именно что организация россиянского
начальства как такового, осознавшего свои интересы как особого класса,
противостоящего "населению" (оно же "быдло" и
"электорат").
Отсюда и лозунг "Наша Победа". Это лозунг
приватизации: Победа, как и все остальное в "ихней
стране", окончательно стала их коллективной собственностью, точнее - административно-идеологическим
ресурсом.
При таком взгляде на вещи "символическое
обесценение" Победы в 90-е приобретает интересный смысл. С ней проделали
то же, что и с прочими советскими активами: сначала безбожно занизили цену,
потом присвоили за гроши, а теперь цену задирают обратно. Возможно, чтобы
продать доставшийся актив - благо, покупатели есть (хотя бы в той же самой Европе).
Во всяком случае, слив геополитических итогов Второй мировой уже был, причем
слили все дешево - почему бы не торгануть и
символическими остатками?
Но прежде этот ресурс будет еще попользован для внутренних
нужд. Что и делается - и о чем мы поговорим чуть позже, когда речь зайдет об
идеологии.
Примечания:
1. Другим изменением такого масштаба и значимости была только
застройка Манежной - чтобы на ней больше никогда не могло бы собраться столько
народу, как на перестроечных митингах.
2. Меня всегда поражала наивность некоторых наших правых,
удивляющихся, почему на Западе полно леваков, троцкистов и маоистов.
А почему бы им там не быть? Запад вовсе не считает коммунистическую идеологию
чем-то порочным - она плоха только тем, что ее взяли себе русские орки и ее испоганили. В будущем я не исключаю варианта
какого-нибудь специального публичного суда над Россией "за профанацию
коммунистической идеи".
3. Быть на плохом счету у соввласти было в
каком-то смысле выгодно, хотя и не без частных издержек. "Ненадежные
народы" старались не злить без лишней надобности и не использовать в
серьезных делах, требующих, в частности, жертв. В современной РФ эта система
доведена до крайности: поскольку у федерального центра не осталось
убедительного кнута, всех ненадежных закармливают пряниками - надо ли
объяснять, за чей счет?
4. Поскольку все остальные - в национальных головных уборах,
остается предположить, что кепка - национальная одежда дяди.
5. Я намеренно не привожу, например, цифры русских (а также
украинских и белорусских) военных потерь и не сравниваю их с потерями прочих
народов СССР: эти сведения легкодоступны для тех, кого они интересуют. Я также
не привожу списка материальных потерь тех земель, по которым прошлась война - и
которые были разорены в наибольшей степени. Я не упоминаю также, на чьи именно
плечи легли тяготы послевоенного восстановления страны (также сократившего и
унесшего немало жизней - сравнительно даже с самой войной). "Угадайте
сами".
6. Вот, например, проходная цитата из проходного выступления ВВП:
"Российская Федерация - это
уникальное место на земле. Уникальность заключается в том, что здесь, как ни в
каком другом месте планеты, десятилетиями и столетиями люди разных культур и
разных религий не только уживались вместе, не только веками жили в мире и добрососедстве,
но помогали друг другу и ощущали себя близкими родственниками".
Здесь фактически сказано, что
"уникальность" РФ (которую Путин считает "Россией") состоит
не в каких-то национальных особенностях, а именно в "многокультурности
и многорелигиозности" - каковые слова являются
эвфемизмами главного слова - многонациональность. Более того, эта
"многонациональность" понята именно как ценность, причем ценность
главная (а может, и единственная), которой РФ обладает.
С учетом этого факта "эрефию" стоило бы переименовать в Многокультурную
Многонационалию - это было бы, по крайней мере,
честнее, чем называть ее "российской" "федерацией".
7. Версии типа "к войне не подготовились" или
"прошляпили блицкриг" были довольно унизительны для руководства
страны, но еще опаснее была бы версия типа "народ не хотел воевать за
коммунистов, но немцы все-таки оказались хуже".
8. Тут дело дошло до смешного: Гейдар Алиев, выступая на эту тему,
всячески подчеркивал, что "СССР не победил бы без азербайджанской
нефти". Впрочем, это честно: более существенного вклада республика в Победу
и в самом деле не внесла.
3. Кого победили
в Великой Отечественной войне?
Советская версия отличается чеканностью формулировки:
"Победа над немецко-фашистскими захватчиками". Однако молодецкое
щелканье "ц" и "ч", придавая
фразе видимость четкости и слаженности, маскировало двусмысленность - увы,
необходимую и неизбежную.
В принципе, два слова, написанные через дефис, можно
понимать по-разному - в зависимости от значения дефиса. Потому что он может
обозначать как конъюнкцию (логический плюс, объединение множеств), так и
дизъюнкцию (логический минус, пересечение множеств). Например, "австро-венгры" - это австрийцы и венгры, вместе
взятые. То же и "татаро-монголы". Но вот,
скажем, "руссо-католики" - это не русские и
католики вкупе, а те русские, которые зачем-то стали католиками. Как понимать
дефис - как плюс или как минус, - зависит от контекста.
И одна тонкость. В тех конструкциях, где дефис обозначает
вычитание, одно из слов обозначает вид, а другое - характеризующий признак. Где
кто - опять же зависит от контекста. Например, "руссо-католики"
- это русские (субъект), принявшие католичество (свойство). А не, скажем,
обрусевшие католики, долго прожившие в России и ставшие "совсем
русскими". Хотя такое тоже бывает. Но по умолчанию мы считаем, что под
"руссо-католиками" понимаем все-таки
природных русских, зачем-то подавшихся в костел, а не поляков, возлюбивших
Россию.
Эти скучные рассуждения понадобились нам вот зачем. Хитрая
неопределенность дефиса была использована советскими пропагандистами[2]
для создания двойного толкования "объекта победы" (он же субъект поражения).
Официального, "для галочки" и для "мировой общественности".
И народного, которое разделяло подавляющее большинство населения страны.
А именно: в первом случае "немецко-фашистские
захватчики" понимались, скорее, как "немцы, которые фашисты". То
есть часть немцев стали плохими - фашистами. Правда, были и хорошие немцы,
которые фашистами не были и которых сами фашисты отправляли в концлагеря (это
всегда подчеркивалось советской пропагандой). Так вот, этих фашистских немцев
мы и победили.
И была другая интерпретация, народная. Согласно которой мы
победили, во-первых, немцев как нацию. И, во-вторых, всяких прочих уродов,
примкнувших к немцам из идеологических соображений, - скажем, румын, итальяшек
и прочую шоблу. Они-то и есть "прочие фашисты".
То есть "немецко-фашистские захватчики" понимались по аналогии с
"татаро-монголами": "немцы и прочие
европейцы трубой пониже".
Что сие означает? В первой, официозной интерпретации
получается, что были побеждены носители определенной идеологии - "немецкие
фашисты". Причем признавалось, что идеология эта была вскормлена национальным
духом: фашисты-то были немецкие. Их и победили, да. А вот, к примеру, испанских
фашистов мы не победили, хотя и пытались(1).
В интерпретации же народной все было иначе. Мы победили немцев.
То есть немецкий народ как таковой, вместе с его военными союзниками. Что
воспринималось как завершающий эпизод в многовековой расовой войне, ведущейся
между немцами и славянами.
Интересно, что все победители во Второй мировой, включая
лично товарища Сталина, в конце войны вполне откровенно признавали, что речь
идет именно о победе над немцами(2). Так, Сталин (который
23 февраля 1942 года говорил, что "Гитлеры
приходят и уходят, а немецкий народ остается") в своей речи от 9 мая 1945
года высказался более чем откровенно:
"Вековая борьба славянских
народов за свое существование и свою независимость окончилась победой
над немецкими захватчиками и немецкой
тиранией".
Тут все сказано абсолютно четко: речь идет о последнем (как
тогда казалось) эпизоде того, что началось с "дранг
нах остен", с
истребления Тевтонским орденом западных славян в ходе строительства Немецкой Марки.
Отсюда же и "Калининградская область" на месте Восточной Пруссии, с
передачей ее именно РСФСР, а не прирезанием к
какой-нибудь "Литовской ССР". Землю, где были истреблены племена
пруссов(3), отдали именно русским,
и вполне демонстративно.
Кроме немцев в войне принимали участие и другие европейские
народы. Но впоследствии часть из них отошли в "соцлагерь",
а прочим просто не хотели поминать прошлое (и, может быть, зря). Но те, кто
воевал, а также их дети и внуки все знали доподлинно. Этих "прочих
румын" и понимали под "фашистами".
Примерно такова была структура советского мифа о
побежденных. Были, разумеется, всякие нюансы, мелкая конкретика - например,
весьма двойственное отношение к полякам, забвение "фашистского
эпизода" в истории Болгарии, много еще всяких шероховатостей. Главной из
которых было, пожалуй, отношение к холокосту: уничтожение евреев признавалось,
но чрезмерное выпячивание их страданий считалось "подыгрыванием
сионизму"(4).
Что же мы имеем теперь?
Анализируя властную риторику, мы прежде всего обращаем
внимание на простейший факт: полное, абсолютное исчезновение
национально-немецкой темы. "Немецкий народ ни в чем не виноват".
На первом уровне объясняется это просто - наш нынешний
президент имеет репутацию германофила и охотно ее поддерживает. Не будем сейчас
рассуждать, насколько искренне это германофильство(5), но оно имеет место и
даже стало частью государственной политики.
Отсюда и изменение риторики. Как пресловутых "немецких
антифашистов", так уже и немецкий народ в целом довольно часто стали
называть "жертвой фашизма". Это словосочетание уже стало
привычным и не режет ухо(6). Конечно, под
"жертвой" понимается что-то в переносном смысле - типа, они
"заразились коричневой чумой" (неизвестно каким ветром нанесенной;
впрочем, и в этом вопросе, кажется, скоро установится ясность, о чем ниже). Но
слово "жертва" произносится довольно часто - да, с оглядкой на
холокост и прочие международно почитаемые реалии, а
все-таки?
Об остальных европейских народах, участвовавших в деле,
стали больше говорить военные историки (стало можно), но не государственные
мужи. Уж если немцы - почти что "жертвы фашизма", то что уж говорить
о прочих? Нет-нет, решительно никто, ни один конкретный народ не является
побежденным в великой войне. Ни один.
Кого же победили?
Если мы обратимся к официальной риторике (разрешите уж на
сей раз обойтись без цитат), довольно быстро выяснится следующее. Победа была
"победой над фашизмом". Была побеждена некая идеология,
вредная и отвратительная. Не люди, не государства - но идеи.
Тут может показаться, что нынешний агитпроп исповедует
крайнюю версию советского мифа: от "немецко-фашистских оккупантов"
отрезаем лишнее упоминание о немцах, получаем чистых "фашистов". Но
тут есть своя закавыка: а что такое "фашизм"?
Прежде всего констатируем: советское[3]
и россиянское толкования "фашизма"
различны. По сути, мы имеем дело с двумя совершенно разными идеологемами,
имеющими между собой мало общего.
Что подразумевали под "фашизмом" советские?
Тут можно было бы сыпать цитатами. Но опять же ограничимся
одной. Обратимся к кладезю премудрости - Большой Советской Энциклопедии. Там
имеется длинная статья, в начале которой сказано следующее:
Фашизм - политическое течение, возникшее в
капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее
интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии.
Ф. у власти - террористическая диктатура самых реакционных сил
монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения
капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф. - применение крайних
форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм,
шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических
методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями
общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной
частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путем националистической
и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать ее в интересах
эксплуататорского строя (массовая база Ф. - по преимуществу средние слои
капиталистического общества). Внешняя политика Ф. - политика империалистических
захватов(7).
Теперь перечитаем все это внимательно и попробуем
осмыслить, а что из этих рассуждений пригодно к использованию сегодня.
Прежде всего, придется отправить на свалку истории все
рассуждения о капитализме, буржуазии и реакционном капитале. Ныне все эти вещи
признаются хорошими и даже замечательными, а в России de
facto установлена "диктатура буржуазии"(8). А уж "цель сохранения
капиталистического строя" ныне объявлена главной целью всего
прогрессивного человечества. Далее, "воинствующий антикоммунизм" (и в
самом деле фашизму свойственный) ныне входит в джентльменский набор любого
приличного человека. Так что это можно даже поставить Гитлеру в заслугу.
Подавление рабочего класса сейчас тоже одобряется, хотя и не слишком откровенно
- ну так "рабочие" идут за "быдло", которое сейчас
считается главным врагом всего светлого (олицетворяемого "элитами").
Государственно-монополистические методы регулирования экономики - а у нас что?
Про "максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной
жизни граждан" лучше деликатно промолчать: в связи с террористической
угрозой все развитые страны оный контроль всячески практикуют, а мы тянемся за
ними - хотя, увы, видеокамеры у нас стоят еще не в каждом деревенском сортире,
но это токмо по бедности? Наконец, "средние слои капиталистического
общества", названные "массовой базой Ф. по преимуществу", - так
это же воспеваемый, холимый и всячески пестуемый Средний Класс, который
считается образцом и оплотом величайших добродетелей нашего времени: умеренности,
аккуратности, законопослушания, консюмеризма и прочей зажиточности! "Это
же святое".
Вывод: советская система определений фашизма мертва.
Того самого фашизма, который, по мнению советских людей, был побежден в 1945
году, уже не существует. Он исчез, растворился в пространстве. Причем не только
в настоящем, но и в прошлом. "Нет его и не было", как поет группа
"Агата Кристи".
Но, возможно, какие-нибудь рожки да ножки, какие-нибудь детальки конструкции могут пойти в дело сейчас? Да, есть
кое-что. А именно - упоминания о диктатуре и насилии (оно как бы считается
плохим, особенно если им занимаются плохие дяди), шовинизм, расизм (это тоже
плохо, с той же оговоркой), ну и до кучи - "политика империалистических
захватов". Однако для полноценной конструкции этого мало.
Прежде чем продолжить, чуть завернем налево. Есть же
какое-то "общемировое" понимание фашизма? Такое, которое разделялось
бы "лучшей частью человечества", умными головами из развитых стран?
Почему бы его не принять за неимением лучшего?
Увы, лучшая часть человечества на этот счет не
придерживается единого мнения. Например, соответствующая статья англоязычной Википедии
(которую правили более пятисот раз) начинается с признания того, что "what constitutes a definition of
fascism and fascist governments is a highly
disputed subject that has proved
complicated and contentious" и что "fascism
as an ideology
is hard to
define". Дальше просто приводятся мнения разных
авторитетных людей, от Муссолини и Рузвельта до, извините за выражение, Умберто
Эко(9). Определения там даются
самые разные: начиная от муссолиниевского,
сводящегося к тому, что фашизм есть неограниченный этатизм ("все во имя
государства, все для блага государства"), и кончая гриффиновским
определением фашизма как революционного национализма. Пейн
считает фашизм "антиконсервативной"
идеологией, а упомянутый Эко обнаруживает в нем "культ Традиции". И
так далее: как справедливо замечено в той же статье, historians,
political scientists, and other scholars
have engaged in long and
furious debates concerning the exact nature of
fascism and its core tenets.
Тем не менее нечто общее во всех этих определениях есть.
Если для советских пропагандистов фашизм был образцовым проявлением, "максимумом"
буржуазности ("террористическая диктатура самых реакционных сил
монополистического капитала"), то для Запада - прямо наоборот. Фашизм
практически всеми понимался и понимается как некоммунистическая альтернатива
буржуазному обществу первой половины XX века. Дальше начинаются различия:
некоторые усматривают в нем много "левых" черт, некоторые - сосредоточиваются
на "правом" содержании. Ну и, разумеется, эта альтернатива со знаком
"минус", это само собой понятно: холокост форева.
Бросается в глаза то, что слово
"некоммунистическая" из этой конструкции легко убирается. Что мы
сейчас и имеем: "фашизм" и "коммунизм" (разумеется, только
советский, еще точнее - "русский" коммунизм!) в современной западной
идеологии уже практически полностью слились. Тому препятствует разве что
наличие автохтонной западной левой традиции. Но как только удастся ее
технически развести с "русским" "экспериментом" (что уже
практически состоялось), дело будет в шляпе. Любая альтернатива Западу,
каков бы он ни был и что бы из себя ни представлял, - это теперь фашизм. В чем
и состоит "пересмотр итогов войны" на идеологическом плане.
Что ж, "по-своему логично". Но такое
определение нынешняя российская власть тоже не может принять. Не потому, что
она такая хорошая, а потому, что РФ является "правопреемницей СССР",
на каковом правопреемстве держится очень многое, включая само право на
существование этой самой РФ. Впрочем, и это тоже "вопрос
торгуемый", но именно что торгуемый, а не сдаваемый запросто, как
военные базы, космические станции и прочие нерентабельные нетрубопроводы.
Так что же это за таинственный "фашизм", который,
как нам говорят, "наши деды победили"?
Читатель, живущий в РФ последние пять лет, наверное, уже
догадался, что я хочу сказать. Тем не менее (для тех, кто вдруг не в курсе)
приведу несколько выдержек из случайного текста. Опять же - проходная статья,
ничего особенного. Она интересна тем, что напечатана в газете
"Известия" (издание более чем солидное), ее автор - Иосиф Райхельгауз, народный артист России, художественный
руководитель Московского театра "Школа современной пьесы", профессор
(то есть человек большого общественного веса, а не какой-нибудь сетевой журналистишко), "ну и вообще". Так вот, этот
выдающийся автор занимается толкованием последнего президентского послания. Но
толкование следует считать адекватным. Или как минимум не противоречащим воле и
намерениям властей - иначе такой человек его не написал бы, а такая
газета не напечатала бы.
Обыкновенный русский фашизм(10)
Фашизм в России здравствует. Это самый
шокирующий вывод, который может сделать страна из недавнего телевизионного общения
российского президента с нацией. Нацией, отметившей в этом году 60-летие победы
над коричневой заразой.
Президент, как известно, ничего не говорит
случайно. И его заявление о необходимости усиления работы "всех
правоохранительных органов с тем, чтобы фашиствующие элементы исчезли с
политической карты нашей страны", значит многое.
Понятно, что миазмы ксенофобии и
национальной нетерпимости появились в нашей стране не сегодня. Такие одиозные
фашистские группировки, как РНЕ или пресловутая "Память",
сформировались еще в начале 90-х годов. Однако власть либо не могла противостоять
этой угрозе, либо не хотела. По крайней мере, до настоящего момента ничего для
нейтрализации ультранационалистов, по большому счету,
сделано не было. [...]
Сегодня его идеи вновь в ходу.
"Россия - для русских! Москва - для москвичей!" - на выборах эти
лозунги работают безотказно. А гитлеровский "Майн кампф"
и брошюры по расовой гигиене соседствуют на полках книжных магазинов с детективами
Марининой и Донцовой. Рядом с Красной площадью, в ста
метрах от того места, где 60 лет назад проходил парад Великой Победы, сегодня
совершенно свободно продаются национал-патриотические газеты и журналы. Плоды
трудов уже наших, отечественных фашистов образца Бориса Миронова, объявленного
в федеральный розыск за разжигание межнациональной розни.
Фашизм - это не столько политический
феномен, сколько болезнь общества. Знаменитый философ и писатель, активный участник
французского Сопротивления Альбер Камю сравнивал его
с чумой. По словам президента России, единственное оружие, которое мы можем
противопоставить ей, - "создать атмосферу неприятия националистической,
фашистской идеологии, неприятия людей, ее исповедующих".
В Средние века нечто подобное проделывали
с зачумленными городами. Их окружали огненным кольцом и налагали строжайший
карантин.
Да-да-да. Пресловутый "фашизм", страшная
"коричневая зараза" - это самый обычный русский национализм в его
оппозиционном варианте.
Это была демонстрация. Теперь - историческая справка.
Новое определение "фашизма" выросло из обзывалки "красно-коричневые", ельцинской
режимной шоблой придуманной для обзывания остатков
советских патриотов, членов КПРФ и до кучи всех оппозиционеров вообще. Говорят,
словосочетание изобрела лично Алла Гербер. Понятно, что она сознательно лгала:
"красные" тогда водились в избытке, а "коричневых"
практически не было. Но само словосочетание было признано пропагандистски
выигрышным ("кровавый понос!" - закатывали в восторге глазки
тогдашние политтехнологи) - и сверху дали отмашку. Дальше несколько
телевизионных и журнальных деятелей разнесли поганое слово. В конце концов его легитимизировал один их тех, кого называли
"красно-коричневым" в первую очередь, - знаменитый Александр Проханов, главный редактор газеты "День", более
известной как "Завтра". Он написал роман с соответствующим названием,
после чего "КК" прижилось.
Но в обидном прозвище "фашизм" все же был
растворен в "коммунизме" и отчасти в "антисемитизме" (никем
не наблюдаемым в реальности, но предполагаемым априори). "Коричневый"
был скорее оттенком, чем главным цветом.
Все изменилось с начала 2000-х годов.
"Советское", как мы уже отметили, отчасти реабилитировалось, и слово
"красный" перестало быть трефным. Клеймить политических врагов "коммунофашистами" сделалось неудобным - осталось
нажимать на "коричневое" и ругаться "фашистами".
В те же годы власть, доев остатки советских порядков,
принялась за народ всерьез. Начиная с монетизации
льгот и кончая массовым завозом мигрантов. Русский народ, тихий и смирный,
наконец начал понимать, что ничего хорошего его не ждет, и надо не только выживать,
но и сопротивляться?
"Антифашизм" придумал,
как обычно, Чубайс. В ходе теледебатов в ноябре 2003 года один из лидеров СПС
А.Чубайс обосновывает свой тезис о том, что избирательный блок
"Родина" является фашистским, поскольку один из лидеров этого блока,
Рогозин, - националист, а другой лидер блока, С.Глазьев, - социалист. А
"национал" плюс "социализм", по мнению Чубайса, это
"национал-социализм", то есть фашизм. В дальнейшем
"Родину", как известно, уничтожили "сверху" - в основном
под этим самым коричневым соусом.
Дальнейшее развитие темы "русского фашизма" было
примерно таким(11):
9 февраля 2004 года происходит убийство 9-летней таджички
Султаны Хуршедовой, в котором немедленно обвиняют
"русских скинхедов". После отмашки сверху
раскручивается беспрецедентная медиакампания, главная
цель которой - обвинение русских вообще и русских националистов в особенности в
"ксенофобии" и "ненависти к другим народам". С этого же
момента любой конфликт между русским и нерусским рассматривается
представителями правоохранительных органов как проявление "русской
ксенофобии".
13 марта 2005 года - газета "Известия" на платной
основе публикует манифест антифашистского молодежного движения
"Наши".
Май - сентябрь 2005 года. На десятках различных форумов в Рунете активно обсуждается тема русского национализма и
становления России как государства-нации. Появляются статьи и книги, написанные
националистами и для националистов. Одновременно начинает активно
использоваться знаменитая 282-я статья УК РФ "О разжигании межнациональной
розни", ныне известная как "русская статья" (потому что она
применяется только по отношению к русским).
4 ноября 2005 года - состоялся Русский марш, вызвавший
скандал. СМИ сначала замолчали марш, потом началась публичная истерика по
поводу "фашистского шествия".
Конец 2005 года - начинается подготовка к подписанию
"Антифашистского пакта" всех партий.
Январь 2006 года - заявление идеолога монетизации
льгот, "единоросса" Андрея Исаева о
необходимости подписания "антифашистского пакта". Оно поддержано
лидером ЛДПР Жириновским.
11 января 2006 года - нападение 20-летнего москвича
Александра Копцева на посетителей синагоги на Большой
Бронной. Никто особенно не пострадал, однако покушение Копцева
стало поводом для развертывания полномасштабной "антифашистской" и антирусской
вакханалии в СМИ. По отношению к "фашизму" был взят чуть ли не эренбурговский тон.
20 февраля 2006 года - торжественное подписание
"антифашистского пакта" лидерами 12 российских партий на Поклонной
горе ("Единая Россия", ЛДПР, Аграрная партия, СПС, Социалистическая
единая партия России, Партия пенсионеров, "Патриоты России", Партия социальной
справедливости, Российская объединенная промышленная партия, Российская партия
мира, "Свободная Россия" и Демократическая партия России). С этого
момента "антифашизм" официально становится
государственной идеологией Российской Федерации.
Итак, "фашизм" для нынешнего режима - это русский
национализм, вообще русское самосознание. С которым, получается,
"сражались наши деды"(12). Который, выходит, и
был побежден в 1945 году. А теперь мы, внуки, должны тоже с ним бороться - до
последней капли русской крови.
Теперь что касается "народной" Победы. Как уже
было сказано, Победа присвоена начальством. Советское двоемыслие в этом вопросе
ликвидировано - вместе с ликвидацией ветеранских льгот. Впрочем, и само советское
двусмысленное прочтение Победы было, по существу, льготой, выписанной
русскому народу за подвиг. Но больше никаких льгот русским не дадут.
С этим самым обстоятельством - сознательным демонтажем
"народной" Победы - связаны все те тенденции, которые кажутся
противоречащими официозному ее культу. Например, почему и отчего непрерывно
снимаются всевозможные гнусные фильмы типа пресловутых "Сволочей" - и
как это соотносится с повсеместной георгиевской ленточкой? А вот так и соотносится.
Остаточный "советский" образ победы русского народа должен
быть разрушен - как Карфаген, как Берлин. Поэтому саму Отечественную войну
будут поганить "как при Ельцине", и даже умнее и изобретательнее.
Причем приемы соответствующей пропаганды будут все более смыкаться с
"антифашистской" - благо, продукт делают одни и те же люди, и
заказчики продукта тоже одни и те же. Те, которые правят нами "из-за
зубцов".
Ибо для них русская Победа - это фашизм.
Примечание:
1.
Я намеренно абстрагируюсь от всех различий между франкизмом, гитлеризмом и
итальянским фашизмом в версии Муссолини. Повторяю: мы рассматриваем советскую
идеологию и мифологию, а для нее что Франко, что греческие "черные
полковники" - все были "фашисты".
2.
Точные цитаты см. в моей статье "Абсолютное право".
3.
Сталин (опираясь на Маркса) считал пруссов славянами. Сейчас они считаются
балтийским народом.
4.
Отношение к которому тоже было довольно-таки двусмысленным. Так, в школьных
учебниках истории сталинского времени государство Израиль описывалось с
симпатией, а первая война с арабами именовалась "арабской агрессией".
С другой стороны, известны сталинские планы организации "еврейской
Калифорнии" в Крыму - создания там Еврейской ССР, с широчайшей автономией
и беспрецедентными правами (см. так называемые "бумаги Судоплатова).
5.
Я, кстати, думаю, что оно вполне искреннее. Чуть углубляясь в тему: можно
заметить, что в отношении Путина к немцам есть что-то "кавказское":
восхищение воинским духом и внешними проявлениями порядка при полном
игнорировании "жизни духа" и прочих отвлеченностей.
Кстати, если уж мы тронули эту тему. Мы
сможем многое понять в Путине, если предположим, что внутреннее устройство его
головы в чем-то ближе к кавказскому, нежели к русскому. Разумеется, речь идет
об индивидуальных особенностях одного человека, случайно совпавших с чьими-то
национальными. Но учитывать это совпадение все же следует: в некоторых случаях
оно играет важную роль (например, во взаимоотношениях Путина с теми же
кавказцами "на высшем уровне").
6.
Здесь, конечно, есть свои градации: одни чиновники выражаются более
определенно, другие менее. Но вот относительно свежая и очень характерная
цитата из речи Путина 7 мая 2007 года на встрече с членами Международного
олимпийского комитета, где каждое слово просчитано и взвешено. "Мы отдаем
дань памяти всем жертвам нацизма, прежде всего, конечно, в тех странах,
которые сопротивлялись нацизму, - сказал президент России. - Это касается и
антифашистов самой Германии. Это касается наших союзников во Второй мировой
войне".
7.
Заметим, что данное определение фашизма можно считать каноническим не только
для позднего СССР, но и на стадии актуальщины:
понимание итальянского и немецкого режимов как "диктатуры крупной буржуазии"
было задано еще в 30-е годы.
8.
Опять же никто почему-то не обращал внимания на далеко идущее сходство между
идеологией и практикой "диктатуры пролетариата" в начале советского
периода - и "диктатурой буржуазии" времен ранних 90-х. Понятное дело,
в обоих случаях диктатуру осуществляли не настоящие "пролетариат" и
"буржуазия" (хотя бы за неимением достаточного количества таковых),
но лица, назначенные играть роль "пролетариев" в первом случае и
"буржуев" - во втором.
9. Это такой Юлиан Семенов для западных интеллектуалов.
10. Текст приводится в сокращении. Оригинал здесь.
11. Данные взяты отсюда и несколько исправлены и дополнены.
12. Точнее сказать, они помогли татарским и чеченским дедушкам
разгромить гадину. Но в данном случае это не подчеркивается: на такой случай
можно вспомнить и о том, что русские тоже немножко воевали и даже погибали, -
кровь предков об(в)язывает, а русских нужно
повязать "антифашизмом" по рукам и ногам.
РЖ, 14 и 28 мая 2007 г.
[1] «Американцами» в России почему-то принято именовать жителей США.
[2] Речь идет о пропагандистах компартии, правившей страной.
[3] Автор имеет в виду идеологию КПСС.