Благо России - высший закон

М.М. Метёлкин (г. Рязань)

 

Фракция "Единство" в Государственной думе сегодня официально представляет так называемую партию власти, и мнение, с которым выступает лидер этой фракции Б. Грызлов, не может не быть выражением мировоззрения этой партии. Да и кому, как ни её политикам, быть посредниками между властью и гражданами. Что же мы узнали от г-на Грызлова, когда он прокомментировал смысл законопроектов, в которых президент предусмотрел реформу институтов власти? Оказывается: "это первый конкретный шаг федеральной власти к строительству великой России. Но России не имперской, а демократической. В такой огромной стране поддержание порядка и устойчивое экономическое развитие возможно только в рамках единого правого поля. Если мы хотим, чтобы наша Федерация опиралась не на штыки, а на законы, если мы убеждены в том, что правовое государство не только более справедливо, но и более эффективно, чем советская система - у нас нет иного пути, кроме вдумчивого реформирования нынешнего государственного устройства" (журнал "Российская Федерация сегодня", №13/2000).

В одной небольшой и, казалось бы, безобидной фразе собрано (простите за резкость, но истина дороже) столько чепухи, что делается не по себе.

С одной стороны, декларируется, что федеральная власть стремится построить великую Россию. Нельзя не порадоваться. Значит, власть понимает, что современная Россия не является великой, что её прошлое величие промотано, продано и пропито предыдущими режимами: и коммунистическим на его последней стадии разложения, и демократическим, который пришёл ему на смену. В то же время существовать, не будучи великой державой, у России не получится. Не дадут ей ни внешние её противники, ни сепаратисты, которые находятся внутри страны и прекрасно себя чувствуют едва ли не в каждом регионе. Значит, цель определена властью совершенно правильно, как и диагноз главной опасности, которая состоит в утрате Россией признаков и свойств, делающих её великой.

Однако, с другой стороны, как можно отождествлять великую Россию с наскоро созданной в Беловежской пуще виртуальной Федерацией, в отношении которой даже применяется местоимение "наша". Как можно не видеть фальши в том, что страна, которую все порядочные люди называют и воспринимают Россией, официально так не называется. Её официальное название, её существительное, её существо - федерация. И лишь прилагательное у этой федерации - "российская". Пока. Ведь прилагательное, тем более такое нелюбимое, в любой момент можно сменить.

Что за напасть такая - вот уже целый век, если не больше, ненавидеть такие свойства, издревле присущие России, как единство, целостность, общность. Но не только ненавидеть, а подрывать это единство, дискредитировать его, изображать то "тюрьмой народов" (коммунисты), то "империей зла" (либералы). Фанатично создавать в естественных пределах России никогда не существовавшие в её истории, оснащая их парламентами, правительствами, законами и другими атрибутами суверенности и независимости.

Разве превращение России в федерацию не отрицает её государственного единства? Отрицает, да ещё как. Примеров этому - тьма. Но один из лидеров партии "Единство" этого не знает, не видит и не чувствует. Он считает федерацию "нашей", демонстрируя тем самым неприязнь к единству России и, возглавляя при этом политическую организацию, претендующую быть правящей, да ещё с названием "Единство"!

Разве это не насмешка над здравым смыслом?

Читаем дальше. Реформа, которую предпринимает федеральная власть, это не строительство великой России, а всего лишь шаг к нему. Поэтому строить великую Россию ещё никто не начинал. Хорошо. Любая стройка, даже если дело идёт о каком-нибудь сарае, предполагает наличие проекта. Спрашивается: какой проект великой России есть у власти, из чего состоят этапы её возведения, что, в конце концов, предполагается создать? Если прав г-н Грызлов, то вместо великой России мы можем оказаться строителями некоей федерации. Одна федерация, которая называлась Союзом, и на которую были потрачены немыслимое количество ресурсов, труда, жизней - развалилась, словно карточный домик, дом на песке. Кто архитектор нового проекта? На слуху - Греф, Павловский, Илларионов, Гайдар, Швыдкой, Чубайс, Кох. (Последний теперь рулит в Газпроме - государственном концерне). Люди, возможно, в своём роде даже выдающиеся. Но что у этих "крестоносцев" в послужном списке, кроме делячества, аморализма, властолюбия, русофобии? Не репутация, а одна только дискредитация. Если в действительности надо строить великую Россию, то это по силам только всему русскому миру. Если же во главе будут перечисленные выше "архитекторы реформ" - никто в этой стройке участвовать не будет.

Вместе с тем нам даётся идея предполагаемого проекта. Великая Россия должна быть демократической, а не имперской. Иначе говоря, демократия противопоставляется империи, видимо из-за того, что это явления одного порядка. Но если заглянуть хотя бы в учебник по теории государства, то окажется, что здесь противопоставляется круглое зелёному, тип государства форме правления. Демократия - власть демоса, власть граждан. Если в государстве существует класс активных граждан и государственная власть формируется им, она называется демократией. Противопоставить ей можно лишь иные формы правления - монархию или тиранию, аристократию или олигархию, но никак не империю.

Империя - это синоним мощного, великого, самодержавного, ни от кого не зависящего государства, построить которое удавалось лишь немногим народам. В каждой исторической эпохе империи можно по пальцам пересчитать. Россия стала государством мирового уровня, сверхдержавой, империей начиная с XVIII столетия. Если угодно, великой Россия могла стать в прошлом и будет оставаться таковой до тех пор, пока она обладает качествами империи. Быть империей - благо, а не порок. Империя - это мир, это возможность определять ход мировой истории, это бремя ответственности за существование человечества, и поэтому имперская государственность по силам лишь великим нациям. Отрицать имперскую природу России, значит низводить русскую нацию до второразрядного уровня, превращать идею строительства великой России в откровенную болтовню.

У нас часто ссылаются на опыт американцев. Если прочитать труды отцов-основателей США, работы американских политологов, то с самого начала существования они создавали и осуществляли проект США как империи. Это был и есть смысл так называемой "американской мечты". Сомневающиеся могут сами в этом убедиться, если они прочитают "Федералиста", написанного Гамильтоном, Мэдисоном и Джеем, или "Циклы американской истории" Артура Шлезингера.

Имперская природа государства не противоречит демократической форме власти, как и любой другой. Империя может быть и монархической, и аристократической, и демократической. Всё зависит от уровня развития общества, от степени его самосознания, от расклада политических сил. Если в России активные, самостоятельные граждане овладеют господствующими высотами в экономике, в культуре, в идеологии, в финансах, чего пока нет и в помине, именно они и будут господствующей политической силой, что и есть демократия. Возможно, когда-нибудь мы достигнем такого состояния. Но демократия - не существительное, а прилагательное. Суть дела, и здесь г-н Грызлов прав, - великая Россия. Нет у нас ничего более ценного.

Ещё одна нелепица - противопоставление штыков законам или так называемому "правовому полю", расчёт на то, по-видимому, что законодательство может компенсировать отсутствие армии, вооруженных сил вообще. "Федерация должна опираться не на штыки, а на законы". Замечательное в своём роде утверждение. Зная русскую историю, имея перед глазами заканчивающийся XX век с его бесконечными войнами, варварскую агрессию стран НАТО против Югославии в 1999 году! Правовое поле тогда оказывается "полем чудес" для страны, в которой торжествует трусость, глупость и невежество.

Быть может, г-ну Грызлову удастся привести пример такого великого государства, в котором отказались бы от штыков, от армии, выставив в качестве замены ей свод законов. Пустые хлопоты. Нет таких стран и никогда не будет. Именно штыки являются средством, которое, наряду с другими, обеспечивает неукоснительное исполнение законов, а законы, в свою очередь, могут иметь силу, когда за ними стоят штыки - как говорил А.С. Пушкин, "русская стальная щетина". Без силы, воплощённой в штыках, законы чаще всего оказываются пустыми бумажками или, по мнению небезызвестной г-жи Боннер, глумясь над Конституцией России, "рулоном туалетной бумаги".

Без мощной армии, вооруженной по последнему слову науки и техники, без превращения России в своеобразный вооруженный лагерь, в котором каждый гражданин является не только рабочим, крестьянином, инженером или парламентарием, но и солдатом, она обречена стать в самое ближайшее время объектом вооруженной агрессии. Охотников на очередной "крестовый поход" на Восток, чтобы принять участие в присвоении бесхозного, как они полагают, русского наследства, более чем достаточно. Если же согласится с г-ном Грызловым, то тысячам американских ракет, десяткам тысяч натовских танков и самолётов, сотням чеченских банд, готовым перерезать горло каждому русскому, Россия должна противопоставить лишь тысячи скрижалей федеральных законов, на которых выгравировано пошлое заклинание - "надо жить дружно". Но подлинная дружба возможна лишь с позиции силы. А великой Россия может быть лишь при одном условии - если она будет вооружена с ног до головы, если её армия и флот будут самыми мощными в мире. Ведь это её единственные верные союзники.

Наконец, противопоставление советского государства правовому. Потому что последнее, якобы, более справедливо и эффективно. Поскольку государство от негосударства отличает наличие права, системы писаных или неписаных норм, то говорить о “правовом государстве” совершенно бессмысленно. Неправовых государств вообще не может быть. Это нонсенс.

Что же касается "эффективности", то здесь было бы полезно прочитать хотя бы книжку А. Паршева "Почему Россия не Америка" и привести экономические показатели развития разных стран за наше столетие в сопоставимый вид. Тогда всё встанет на свои места, и вопрос о неэффективности нашей экономики, о так называемом “застое”, о низкой производительности труда и о том, что русские - плохие работники, отпадёт сам собой.

И со справедливостью неплохо было бы разобраться, не сводя это понятие к пресловутому равенству всех перед законом и судом, к превращению всего и вся в предмет купли и продажи на "свободном рынке", к личному эгоизму и экономическому стяжательству. Всё это фальшивые ценности, чуждые нашей традиции, нашей истории, народному духу.

Можно лишь предполагать, что имеется в виду, когда советской системе противопоставляется несоветская или антисоветская. Но для этого надо определить, что есть советская система. Вероятно, когда от неё отрекаются, то имеют в виду ту реальность, которая существовала в России между 1917и1993 годами. Но тогда название "советский" было, а власти советов не было. Властью распоряжались партийные комитеты. А когда возникли настоящие советы, что произошло только в 1990 году, они тут же стали для политической системы персонами нон грата. И их уничтожили, совершив государственный переворот 1993 года. Так что и до 1990, и после 1993 года в России существовала антисоветская система, для которой была ненавистна власть народного представительства, его верховенство по сравнению со всеми другими институтами власти, имея в виду и бюрократию, и суды.

Что же касается советской власти как таковой, то, к вящему неудовольствию всех профессиональных антисоветчиков, она вполне реально существует практически во всех странах Европы, Азии, обоих Америк и Австралии. И заключается она в том, что вся полнота власти на любом уровне сосредотачивается не в чиновных кабинетах, а в избираемых гражданами собраниях депутатов - магистрате, вече, хунте, совете, парламенте, которые и есть высшая власть в стране, в регионе, в городе или посёлке. Она назначает чиновников всех рангов, увольняя их в случае утраты ими политического доверия, и распоряжается государственными финансами. Она же назначает и судей, наделяя при этом рядом привилегий, например - несменяемостью.

Если разобраться, то британское правительство, к примеру, это всего-навсего исполнительный комитет палаты общин, а британская система власти - это и есть та самая советская власть, которая так неприятна почему-то Грызлову и о которой так уважительно отозвался Черчилль. Будем надеяться, что заблуждение наших политиков в отношении власти советов со временем рассосётся. А когда это произойдёт, то мифическое правовое государство, которым прикрывается алчная диктатура бюрократии, будет заменено настоящей властью граждан, и тогда слово советский приобретёт истинный смысл и в России, где оно и возникло.

Посмотрим правде в глаза. То, что идеологи и законодатели от "Единства" плавают в теоретических вопросах государственного строительства - вещь, к сожалению, бесспорная. Они, например, считают реформу верхней палаты парламента, которая предусматривается в президентских законопроектах, теперь утверждённых, реформой государственного устройства. Разочаруем г-на Грызлова и его коллег - что бы ни происходило с палатами парламента или кабинетом министров, к государственному устройству это не имеет никакого отношения. Выдавать перестройку институтов власти за перестройку самого государства - серьёзная ошибка в мировоззрении и явный признак отсутствия должной правовой квалификации, которая неуместна в среде современных законодателей. Не исключено, впрочем, что с их стороны имеет место добросовестное заблуждение. Тогда положение может быть исправлено. Если же им покажется, что они уже схватили истину за бороду или что их предположения о том, что составляет сущность президентских законопроектов, соответствует истинным намерениям верховной власти, и теперь надо лишь с ожесточением нажимать на кнопку "за" в зале пленарных заседаний в Охотном ряду, России не поздоровится.

Прямо говоря, г-н Грызлов, когда он появляется на телеэкране, не производит впечатления фанатика, готового испепелить всё живое для того только, чтобы на дымящихся развалинах с надписью "Государство Российское" можно было водрузить штандарт его партии и устроить ритуальные пляски единомышленников. Поэтому можно надеяться, что он не станет обижаться на вполне благожелательную критику и сделает правильные выводы из сказанного. В конце концов и для него, и для автора этих строк, и для абсолютного большинства граждан страны, которым не по пути ни с беспочвенным патриотизмом коммунистов, ни с безродным космополитизмом либералов, благо России - высший закон.