Журнал «Золотой Лев» № 107-108 - издание русской
консервативной мысли
М.В. Ломоносов
О
сохранении и размножении российского народа
(Отрывок -
Ломоносов М.В. Для пользы общества... /Составитель А.С. Елеонская/ М., Советская
Россия 1990 г. стр. 160-172)[1]
Доселе о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных;
остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубого упрямства
происходящих. Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев
зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в
требнике, чтобы вода была натуральная без примешения,
и вменяют теплоту за примешанную материю, а недумают
того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению смешанною. И так,
сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию не знают, что и в самой
холодной воде еще теплоты очень много. От замерзания в лед принимает вода в
себя стужу до 130 гр., да и тут можно почесть ее горячею, затем что замерзающая
ртуть несравненно большее расстояние от сего градуса имеет, нежели вода от
кипятка до замерзания. Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды,
довольно принудить властию, чтобы всегда крестили
водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем что холодная исшедшему недавно из теплой матерной утробы младенцу
конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении...
<...>...Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою,
почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для
своей корысти. Коль много есть столько несчастливых родителей, кои до 10 и 15
детей родили, а в живых ни единого не осталось?
Бедственному младенческому началу жизни следуют
приключения, нападающие на здравие человеческое в причем оныя
течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с установленными
обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой
святости. Паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое
множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко
рассудить можно, что, готовясь к воздержанию великого поста, во всей России
много людей так загавливаются, что и говеть времени
не остается. Мертвые по кабакам по улицам, и по дорогам и частые похороны
доказывают то ясно. Разговение тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме
невоздержания в заговенные дни питием и пищею,
стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением
законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что для
здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи,
которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны,
когда все скверности, накопленные человеков и от
других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг
освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и
во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни
в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить
долее. После того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая
христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно
повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет
себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье,
иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной
ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и
несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.
Наконец заутреню в полночь и обедню до свету отпели.
Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в
сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все
наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как
наполненная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут,
ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс
раздробленные части, разбитая посуда, текут пролиты напитки, там лежат без
памяти отягченные объядением и пьянством, там
валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О истинное
христианское пощение и празднество! Не на таких ли
бог негодует у пророка:"Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше
мерзость есть предо мною!" Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое
время к пищам малопитательным, вдруг принужден
принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея
требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекает течение
крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает.
Для уверения о сем можно справится по церковным запискам:
около которого времени в целом в году у попов больше меду на кутью исходит?
Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное
питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоностно,
так что вышеписанных строгих постников, притом
усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами
почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту
житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и
говеет больше духом, нежели брюхом, на св. неделе радуется о препровождении
великого поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и богу
любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше
почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь
приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скачков и
пригорков. Но здесь, в севере сие по концам тучное, а в середке сухое время
есть самая праздная часть года, когда крестьяне имеют никакой большой работы и
только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают;
купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти
нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям
довольного движения;<...> Итак, большая часть народа должна остаться в
праздности, которая в заговенье и разговенье дает причину к необузданной роскоши,
а в пост, с худыми и прошлогодними пищами и с
нездоровым воздухом соединенная, портит здоровье и жизнь коротит.
Многие скажут: "Да проживают же люди! отцы наши и
прадеды жили долгие веки!" Правда, живут и лопари, питаясь почти одною
только рыбою, да посмотрите ж, коль они телом велики и коль многолюдны, и
сравните их с живущими в том же климате самоедами, питающимися по большей части
мясом. первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в
ширину на 300 лопарей толь мало, что и в большие солдатские поборы со всей
земли по два солдата с числа душ наймают из нашего
народа, затем что из них весьма редко, что бы кто в солдаты годился. Самояды, напротив того, ростом немалы, широкоплечи и сильны
и в таком множестве...<...> Посмотрите, что те российские области
многолюднее, где скотом изобильнее, затем что во многих местах, где скотом
скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом.
Если б наша масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы полной
весне и в начале лета, а св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых
плодов земных и свежих рыб и благораствореного
воздуха, 1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движения тела в крестьянах
пахотною работаю...<...>; 2-е) ради исправления таких нужных работ меньше
было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы
и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего
человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь
домой, не замерз бы по дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под
лед, как случается на св. неделе.
Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители
постов и праздников, и со всякими благоговением вопрошаю вашу святость: что вы
в то время о нас думали, когда св. великий пост поставили в сие время? мне
кажется, что вы по своей святости, кроткости,
терпению и праводушию милостивый ответ дадите и не
так, как андреевский протопоп Яков делал, в церкви
матерно не избраните или еще как он с морским капитаном Яньковым в светлое воскресение
у креста за нецелование руки поступил, в грудь
кулаком не ударите. Вы скажете: "Располагая посты и праздники, жили мы в
Греции и в земле обетованной. Святую четыредесятницу
тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное
богатое недро отверзается, произращает
здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными
духами; пению нашему для славословия божия соответствовали
бы журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласые
птицы.
А про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что не токмо
там нет и не будет христианского закона, но ниже единого словесного обитателя
ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и
смоквы и пить доброго виноградного вина по красоуле,
чего у вас не родиться? Расположите, как разумные люди, по вашему климату,
употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь
умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство,
равную нам власть от Христа имеющие вязати и решити. Для толь важного дела можно в России вселенский
собор составить: сохранение жизни толь великого множества народа того стоит. А
сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что богу приятнее, когда имеем в
сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную
рыбу, что посты учреждены не для самоубивства
вредными пищами, но для воздержания от излишества,
что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего
повредитель прощения не сыщет, хотя бы вместо
обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало и глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове
вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе жите, бога к милосердию, к
щедроте и к люблению нашему преклоняющее. Сохраните
данные Христом заповеди, на коих весь закон и пророки висят: "Люби господа
бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками) и ближнего как сам себя (т.е. совестию, а не языком)". Исправлению сего недостатка
ужасные обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды,
носить немецкое платье, сообщаться обходительством с
иноверцами, заставит матросов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство,
патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий Сенат,
Святейший Синод, новое регулярное войско, перевести столицу на пустое место и
новый год в другой месяц! Российский народ гибок!
ПРИМЕЧАНИЯ [ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДУХОВЕНСТВА]
Святейшего Синода и всего духовенства не одна только
должность, чтобы богу молиться за за кого они должны,
но и обучать страху божию и честным нравам словом и
примером, а особливо молодых людей.
К слову принадлежит знание истинного красноречия,
состоящего в основательном учении, а не в пустых раздобарах.
К примерам надлежит честное житие всех служителей алтаря и
слова господня.
Ежели надлежащим образом духовенство должность свою
исполнять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния
возвысится, затем что, когда добрые нравы в народе чрез учение и вкоренение страха усиляться,
меньше будет преступлений, меньше челобитья, меньше ябедников, меньше
затруднения в судах и меньше законов. Хорошо давать законы, ежели их исполнять
есть кому. Посмотрите в Россию, посмотрите в благоустроенные государства. Пусть
будет примером Германия.
Тамошние пасторы не ходят никуда на обеды, по крестинам,
родинам, свадьбам и похоронам, не токмо в городах, но и по деревням за стыд
почитают, а ежели хотя мало коего увидят, что он пьет, тотчас лишат места. А у
нас при всякой пирушке по городам и по деревням попы – первые пьяницы. И не
довольствуясь тем, с обеда по кабакам ходят, а иногда и до крови дерутся.
Пасторы в своих духовных детских школах обучавшихся детей
грамоте наставляют закону божию со всею строгостию и прилежанием. И при конфирмации перед первым
причащением спрашивают о християнском учении первое в
школе, потом в кирке перед всем народом, и ежели кто неисправен, не допущают до причастия, чего дети так страшатся, что все
возможности употребляют, чтобы знать и по возможности исполнять закон божий.
Все сие беспрерывно содержится не токмо по городам, но и селам. А у нас по
многим местам и попы сами чуть столько грамоте знают, сколько там мужичий
батрак или коровница умеет. У всякого есть катехизм,
молитвенник, библея.
Много есть еще упомянуть. Однако главное дело в том
состоит, что везде, где только есть церковь, должны попы и причетники учить
грамоте за общую плату всего прихода и не давать бегать по улицам малым
ребятам, кои еще ни в какую работу не годятся. Мне кажется, от пяти до десяти,
а иные ж и до двенадцати лет могут сколько-нибудь грамоте научиться и закону.
Не прогневайтесь, милостивый государь, что я, не хотя
терять времени, черную идею прислать осмелился.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Lom_SohRazm.php
[1] Сочинение написано в форме письма к И.И. Шувалову не
позже октября 1761 г. Впервые напечатано с большими цензурными изъятиями в 1819
г.