Журнал «Золотой Лев» № 105-106 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Ахтамзян,

д.и.н., профессор МГИМО

 

Суверенитет и энергобезопасность

Энергоресурсы для России не роскошь, а средство жизнеобеспечения

 

В последнее время с запада и с юга все более настойчиво раздаются требования к нашей стране: Россия должна, Россия должна... Выясняется, что прежде всего должна делиться своими природными ресурсами. Для обоснования претензий выдвигаются “общечеловеческие” аргументы: считать недра и природные ресурсы России чуть ли не всеобщим достоянием.

Так, весной 2006 года бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, выступая перед представителями американской молодежи, вещала, отбросив дипломатическую фразеологию, что Россия обладает слишком большим запасом природных богатств, которыми-де не умеет правильно распорядиться. Можно бы и пренебречь высказыванием дамы, вышедшей уже в отставку. Однако, очевидно, не без стимула из-за океана официальные представители новых членов НАТО, соседи России, делают весьма похожие заявления. Министр экономики Польши Петр Возняк, например, в ноябре 2006 года призывал “убедить” Россию открыть доступ к ее трубопроводам для пользования третьими странами: “Нам необходим свободный доступ к огромным газовым резервам, находящимся в Казахстане, Туркмении и Каспийском регионе, которые отделены от России”.

Вершиной западных претензий к России как энергетической державе можно считать многочисленные выступления американского сенатора Ричарда Лугара. Того самого, который пару лет назад во всеуслышание предлагал исключить нашу страну из “большой восьмерки”. Еще в 2005 году сенатор внес в Конгресс законопроект, в котором увязывал энергообеспечение избранных стран с глобальной безопасностью. При этом он как бы не заметил противоречия с элементарным постулатом международного права: источником норм могут быть только международные договоры и соглашения, но отнюдь не законы какого-либо государства, даже такого, как США.

Тогда Россия не обратила серьезного внимания на провокационный законопроект. Сенатор пошел дальше. На Рижском саммите НАТО в прошлом году Лугар откровенно выдвинул претензии к России, не желающей поступиться своим суверенитетом и поделиться “по-хорошему” своими энергетическими ресурсами, и заявил буквально следующее: “Мы должны распространить на сферу энергетики действие пятой статьи устава НАТО, в которой говорится о том, что нападение на одного из членов альянса считается нападением на весь военный блок”. И вот совсем недавно на открывшейся в январе первой сессии нового состава Конгресса США группа сенаторов, куда, конечно, вошел и Ричард Лугар, внесла в повестку дня в качестве приоритетного вопроса принятие законопроекта под названием “Акт об энергетической безопасности и дипломатии”. В числе девяти соавторов проекта республиканцы Чак Хагел, Норм Коулман, Олимпия Сноу, Лари Крайг, демократы Джозеф Байден, Мэри Ландрю, Кен Салазар и независимый сенатор Джозеф Либерман. В документе позиция России в области энергообеспечения стран Европы и Азии представлена как главная угроза глобальной безопасности.

Нельзя оставлять без внимания стремление американских сенаторов навязать другим странам свое представление о национально-государственном суверенитете как об устаревшем институте международного права. Но важно не проглядеть при этом главного — борьба за беспрепятственный доступ к источникам энергетического сырья в любой части света и извлечение его с выгодой для себя — вот суть линии ведущих индустриальных держав и проблема мировой экономики и политики в начале XXI века.

Можно вполне понять желание политических и государственных деятелей на Западе обеспечить энергетическую безопасность своих стран, чтобы увеличивать валовой продукт и экспортный потенциал собственной промышленности, улучшать социальные условия и качество жизни у себя, в пределах “цивилизованного мира”. Но почему именно Россия обязана беспрекословно и безропотно поставлять энергетическое сырье другим странам, не удовлетворив свои внутренние потребности и не обеспечив должным образом энергетическую безопасность своего населения? Какое право имеют западные страны предъявлять такие требования к России?

Все это говорит о том, что появление вопроса обеспечения энергетической безопасности в повестке дня саммита “большой восьмерки” в Петербурге было оправданным и своевременным. Существенно и то, что на той встрече, как и на других, российским представителям удалось продвинуть понимание энергетической безопасности не только с точки зрения покупателя, но и продавца, который хотел бы иметь гарантии сбыта, предсказуемости цен и безопасности транспортировки углеводородов.

Но говорить о России только как о надежном продавце энергии мало, есть еще один угол рассмотрения вопроса энергетической безопасности, который никак нельзя игнорировать. Это гарантированное обеспечение энергией нашей страны. Беспристрастная статистика свидетельствует о том, что России необходимо позаботиться о своей энергетической безопасности уже в ближайшее время. Сохранение и рациональное использование энергоресурсов — одна из главных национальных проблем России.

Полное обеспечение энергией имеет для России не меньшее значение, чем для других стран Европы. Имеется и ряд дополнительных факторов. Если для большинства стран Европы это вопрос качества жизни, обеспечения комфортных условий жизни, включая такие отнюдь не элементарные нужды, как быстрое передвижение по земле, по воде и воздуху, безопасное перемещение грузов и товаров, использование современных приборов и техники не только для производства товаров, но и в быту — от радио и телевизионной техники до кухонных комбайнов и посудомоечных машин, то для России и ее ближайших соседей энергоснабжение остается прежде всего фактором элементарного жизнеобеспечения. Иначе говоря, для России энергетическая безопасность имеет несколько иные измерения. Энергия необходима России для восстановления разрушенной за полтора-два десятилетия промышленности, для строительства доступного массе населения благоустроенного жилья, для обеспечения перевозки продуктов питания на большие расстояния, освоения новых регионов, прокладывания железных и безрельсовых дорог.

Весьма существенным фактором энергетической безопасности в России остается климатический фактор: во-первых, так называемый отопительный сезон в нашей стране продолжается большую часть года, особенно в северных широтах и в районах Сибири. Энергия необходима для перемещения грузов и товаров на большие расстояния, хотя теперь страна и не охватывает одну шестую часть света, как во времена Советского Союза. В отличие от многих других стран Европы, Азии и Африки, России нужны фабрики по производству теплой одежды и обуви. Даже охрана весьма протяженных государственных сухопутных и морских границ требует дополнительной энергии для транспорта и техники. Все эти очевидные моменты приходится не только помнить, но и напоминать о них и политикам “в пределах Садового кольца”, и наблюдателям за рубежами современной России, особенно сегодня, в условиях, когда ряд стран выдвигают непомерно завышенные требования и даже претензии на неограниченные поставки энергетического сырья.

Нефть — основное сырье для получения энергии и одновременно на сегодня мерило потребляемой энергии. Годовое потребление энергии на Земле достигло рекордных масштабов. Оно эквивалентно сжиганию 10 гигатонн (то есть 10 млрд. тонн) нефти, однако собственно нефти добывается в год около 4 гигатонн. Потребление энергии неравномерно распределено по странам и континентам: богатые и средние по уровню развития страны сжигают 87 процентов (это 1,3 млрд. человек из 6,5 млрд., так называемый “золотой миллиард”, но всего 22 процента населения Земли); бедные страны (а это 2,7 млрд. населения, или 37 процентов) сжигают всего 13 процентов, а еще 2 млрд. человек в беднейших странах (это 33 процента населения) практически не используют энергию, производимую промышленным способом.

Если принять условную единицу тэн (тонна, эквивалентная нефти) за мерило, то потребление по странам на душу населения выглядит так: США — 9,7 тэн (или 20 тонн угля, или 15 тыс. кубов газа), Япония — 4,3 тэн, Германия — 4,3 тэн, Великобритания — 4,0 тэн, Россия — 2,0 тэн.

Мировые запасы нефти оценивались в 2006 году как равные примерно 170—190 млрд. тонн, из них в России всего 12 млрд. тонн в недрах. Если ежегодная добыча нефти в мире достигает 4 млрд. тонн, то простым арифметическим делением можно прогнозировать, что нефти остается на 40—50 лет. Мир уже достиг уровня добычи 4 млрд. тонн в год. Дальнейшее увеличение добычи проблематично. Скорее всего, в ближайшие годы добыча нефти будет сокращаться, а цены на сырье расти.

В России ежегодная добыча достигла 450 млн тонн, из которых 160 млн тонн вывозится за рубеж. Оптимисты в России все еще уверяют, что ресурсы неисчерпаемы: “На наш век хватит”. Реалисты делят 10—12 млрд. тонн на 500 млн тонн добычи в год и получают результат: через 10 лет можно будет выкачивать лишь остатки. Специалисты бьют тревогу: разведка новых месторождений не ведется уже 15 лет.

Цены на нефть определяются не только по рыночному принципу, но и в зависимости от политической ситуации. С середины 70-х годов ХХ века цена на нефть постоянно росла. Цены 70-х и даже 90-х годов сегодня кажутся смешными. Еще в конце 90-х годов российские финансисты считали оптимальной ценой нефти 30 долларов за баррель, а 60 долларов весьма отдаленной мечтой. Однако уже в 2005 году наша российская нефть сорта “Урал” достигла отметки в 60 долларов (баррель), или 450 долларов за тонну, а лучшая нефть сорта “Брент” превзошла 65-долларовую отметку, или 490 долларов за тонну.

Пример рационального подхода к сохранению своих источников дают США, где сжигают в год до 1 млрд. тонн нефти, но не увеличивают, а сокращают собственную добычу. В 1970 году США добывали на своей территории до 330 млн тонн, а теперь лишь 160 млн тонн. Свои скважины, очевидно, законсервированы. Более того, в имеющиеся пустоты закачивают привозную нефть. Вот где резерв для сохранения позиций мировой державы!

Природный газ — весьма ценный ресурс энергетического баланса нескольких стран, в том числе России. Примерно до 2040 года газ в России можно качать “легко”, однако после этого неизбежен спад, если доходы от дешевого газа не использовать рационально. Установленные запасы природного газа в России оцениваются в 48 трлн кубических метров. Это 26,7 процента известных мировых запасов.

Газопроводы построены Советским Союзом на кредиты германских банков начиная с 1970 года: сделки “трубы — газ” дали и дают огромный эффект. Когда сегодня на ТВ говорят с акцентом о советских долгах, то следовало бы помнить, что это долги по кредитам, которые пошли на производительные цели, и они кормят страну сегодня.

В 2005 году Россия извлекла из своих недр 636 млрд. кубов природного газа, из которого экспортировано, главным образом в страны Европы, свыше 208 млрд. кубов, причем в два десятка стран. Для ряда стран это почти треть потребляемого газа. Стимулом для перекачки газа в Европу служит растущая цена, особенно заметным рост был в 2004—2006 годах: со 140 долларов за тысячу кубов до 250 долларов за 1000 кубических метров. Оно и понятно: природный газ экологически чистый энергетический продукт. В странах Европы газ для потребителей стоит еще дороже: до доллара за куб при оптовой цене 25 центов за куб. Внутренние цены на газ в России (в отличие от цен на нефть) регулируются государством. Но и они выросли с 29 долларов за тысячу кубов до 40 долларов в 2006 году. Ножницы цен (то есть разница между внутренними ценами и экспортными) были в 110 долларов, а стали 210 долларов за тысячу кубов. В топливном балансе европейской части России газ составляет уже теперь 80 процентов. На производство электроэнергии уходит 40 процентов от потребляемого внутри страны газа.

Газовые магнаты планируют увеличивать экспорт газа: в 2010 году — до 275 млрд. кубов при добыче в 685 млрд. кубов, в 2015 году — до 290 млрд. кубов, а к 2020 году — до 386 млрд. кубов при добыче в 740 млрд. кубов. Между тем не мешало бы увеличить производство электроэнергии для внутренних нужд страны. В 2005 году Россия выработала 950 млрд кВт.ч (по энергетической стратегии планировалось 935 млрд. кВт.ч).

Рост цен на нефть неизбежен. Поэтому самый надежный стабилизационный фонд не в зеленых купюрах и не ценных бумагах в американских банках, а в недрах земли. Потенциал России в ее природных ресурсах, которыми вправе распоряжаться только народ. “Разведанная, но пока не выкачанная нефть в разрабатываемых месторождениях — самый надежный “золотовалютный” резерв в виде “черного золота” и самый надежный стабилизационный фонд” — таков вывод братьев Нигматулиных, один из которых — Роберт — академик РАН, а другой — Булат — доктор технических наук, заместитель директора “Энергомаш — Альянса”. К этому мнению специалистов стоит прислушаться.

Возвращаясь к недавним заявлениям американских политиков, хочется сказать следующее: природные ресурсы веками были и остаются достоянием наций, которые живут на той или иной территории. Позиция Федерального Собрания по этому вопросу должна быть выражена в четкой, доступной пониманию американских законодателей форме, без всяких дипломатических витиеватостей: Россия — суверенная держава, она сама сумеет распорядиться своими ресурсами.

 

РФС №4/2007


Реклама:
-