Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.В. Смирнов

 

Градостроительная революция через региональное развитие

Доклад на семинаре «Реализация жилищной политики в

Ленинградской области в 2006-2007 гг.».

 

Состояние российской жилищной инфраструктуры

 

Если называть вещи своими именами и избегать самообмана, следует признать: ситуация в жилищной, коммунальной и, шире, градостроительной сфере, как в РФ в целом, так и в Ленинградской области в частности, не может характеризоваться иначе нежели глубокий и прогрессирующий системный кризис. Без кардинального изменения ситуации к лучшему, дальнейшее ее развитие может привести к еще более массовым и более трагическим последствиям, нежели те, которые мы все наблюдали в недавнем прошлом. Особо опасно то, что такое развитие событий, при отсутствии изменений к лучшему, будет совершенно неизбежно. Если сложные технические системы, о которых идет речь, не ремонтировать и эксплуатировать на износ, в определенный момент они становятся в принципе неремонтопригодными при имеющемся техническом, законодательном и социальном «инструментарии». Любому технически грамотному специалисту в этой области очевидно: «точка невозврата» если еще и не пройдена, то будет пересечена в обозримом будущем.

Последствия массовых системных отказов жилищной инфраструктуры, которые неизбежно начнутся после этого, столь же неизбежно приведут не только к серьезным техническим и гуманитарным, но и к социальным осложнениям. В условиях прогрессирующего развала систем жизнеобеспечения, к которым, разумеется, относится и сфера ЖКХ, дестабилизация социально-политического климата является исключительно вопросом времени и желания различных политических сил.

К сожалению, приходится констатировать, что рассмотренная выше проблема, усугубляется осложняющейся социальной ситуацией в регионе. При наличии определенных «точек роста», основная часть области находится в тяжелой социальной депрессии. Вряд ли может служить утешением осознание того, что «у других дела еще хуже». Отсутствие социальных перспектив, уверенности в завтрашнем дне, ощущения «своего дела» и/или достойной работы с достойной оплатой создает устойчивый отрицательный социально-психологический фон на депрессивных территориях. Это порождает у населения настроения безысходности и «блокирует» как любые попытки властей исправить ситуацию при поддержке населения (вряд ли стоит объяснять, насколько это важно для решения общих проблем), так и столь необходимую инициативу «снизу». Соответственно, даже предпринимаемые меры в значительной степени теряют свою эффективность.

Вдобавок все осложняется невозможностью улучшения своих жилищных условий для большинства нуждающихся. Низкие доходы населения не позволяют участвовать подавляющей его части в широко разрекламированных «ипотечных» программах. Введение ипотеки практически не улучшает, а по большому счету ухудшает ситуацию, подстегивая рост цен на жилье. При этом количество нуждающихся растет из-за ветшания имеющегося жилого фонда.

В случае неисправления ситуации в Жилищном комплексе к лучшему и усугублению системного кризиса это станет фактором, серьезно осложняющим выведение региона из состояния коллапса в «режим развития».

Таким образом, важно понимать: стоящие перед регионом (и всем российским обществом в целом) проблемы невозможно преодолеть, если действовать: а) не-системно, только в рамках отдельных направлений; б) без сильной и эффективной поддержки ВСЕГО общества. Соответственно, и наоборот: наличие общественной поддержки (и поддержки специализированных элементов «гражданского общества») и системное решение всего комплекса «сопутствующих» проблем способны вывести регион из состояния кризиса.

Ниже будет объяснено, что имеется в виду. Пока же отметим: в последнем случае решается не одна отдельная, а целый комплекс серьезных проблем.

Основные причины сложившейся ситуации можно обрисовать следующим образом:

А) эксплуатация основных систем жизнеобеспечения (к которым относятся как жилищно-коммунальная, так и социальные сферы), сложившихся в условиях иной социально-экономической системы и рассчитанных на иные экономические механизмы: система, например, бесплатного здравоохранения исключительно эффективна и в высочайшей степени конкурентна в условиях иного социального строя. Но при отношении к медицине как к товару она немедленно рассыпается, как кусочек рафинада в кипятке;

Б) длительное серьезное недофинансирование этих систем, причины которого вряд ли стоит здесь рассматривать;

В) несоответствие жилищной и коммунальной систем страны уровню развития общества и государства в начале XXI века. Системы эти принципиально устарели и не отвечают современным требования сохранения и развития человеческого потенциала такой страны, какой является наша Родина, и такого важного региона, каким является Ленинградская область;

Г) увеличение бюджетных затрат на ликвидацию постоянно возникающих нештатных ситуаций и аварий изношенных систем жизнеобеспечения, что «распыляет» финансовые и административные ресурсы, не позволяя сконцентрировать их для поиска действенных путей выхода из кризиса;

Д) отсутствие массового и эффективного использования системного подхода к комплексному развитию территорий, включая развитие жилищного комплекса, коммунальных, а также, что принципиально важно, сопутствующих социальных систем (занятость населения, образование, социальная сфера, досуг и пр.), основанного на последних технических и гуманитарных достижениях науки и передовом мировом опыте в этой области;

Е) отсутствие эффективных негосударственных институтов, способных реализовывать политику территориального и др. развития, основанную на принципах, изложенных в п. Д). Последнее вызвано недостаточным вниманием, уделяемым государством в лице федеральных и региональных властей, изучению, обработке и реализации передового мирового опыта для нашей страны с обязательным учетом российской специфики и российских наработок в этой области;

Ж) вследствие вышеизложенного — частое использование неэффективных проектных, административных и технических решений как попыток вывода систем жизнеобеспечения из кризиса.

При этом очевидно, что традиционными методами — ремонт запредельно изношенных сетей и жилого фонда, введение ипотеки как всемогущей «панацеи» от всех бед или «адресные» вливания бюджетных средств для локального исправления наиболее острых проблем — ситуации в целом не исправить. Все это создает общий «пораженческий» настрой, итогом которого становится убежденность как населения, так и ответственных лиц в том, что ситуацию исправить нельзя в принципе.

 

Общие направления решения проблемы

 

Вместе с тем, это далеко не так.

Основной путь вывода региона из рассматриваемого кризиса — в изменении самого принципа территориального развития. Необходимо уйти от практики, когда соответствующие структуры все проблемы, являющиеся составными частями и причинами/следствиями друг друга, пытаются решить по отдельности, не связывая различные аспекты единого социального организма, а разделяя их. Такая практика схожа с попыткой медперсонала перетаскивания больного, попавшего в автомобильную катастрофу, из одной больницы в другую для того, чтобы сначала сделать анализ, потом помыть его, потом сделать анестезию, потом начать оперировать. Если все это делать в разных больницах — вряд ли такой пострадавший протянет долго…

Первое, что следует понять и принять: делая акцент ТОЛЬКО на решении жилищной и коммунальной проблемы, регион сам «загоняет» себя в тупиковый путь не развития, а «латания дыр». Подобная практика убедительно описана в литературном произведении «Тришкин кафтан». Решение жилищной проблемы, проблемы ЖКХ может быть только системным решением, затрагивающим все смежные отрасли социального развития территорий. То есть необходима система развития. Планируя создание нового жилья и ремонт имеющегося без создания новых рабочих мест, без формирования внутреннего рынка, без улучшения среды обитания населения и в конечном счете без улучшения качества человеческого потенциала, власти рискуют растратить бюджетные средства на, образно говоря, «построение дома без фундамента». Кроме того, что это будет абсолютно затратный процесс (не будут «включены» механизмы общественного воспроизводства среды обитания), отсутствие социального развития будет способствовать морально-психологической депрессии и психологии иждивенчества населения, когда все возникающие проблемы априори будут перекладываться на «власть». Которая «придет и все сама сделает, потому что должна».

Решать проблему развития регионального жилищно-коммунального комплекса можно только на основе системного развития территорий со всей соответствующей инфраструктурой. Соответственно, и решение проблем обеспечения населения жильем и состояния жилищно-коммунального хозяйства является единым решением, так как жилье и ЖКХ неразделимы.

 

Конкретные пути изменения ситуации

 

Исходя из поставленной задачи и имеющихся условий ее реализации удобнее использовать следующие пути решения означенного комплекса проблем.

1. Решение жилищного кризиса в регионе может быть реализовано через развитие малоэтажного домостроения. Акцентация на строительство многоэтажных «домов прошлого» однозначно приведет к мультипликации устаревших подходов к урбанизации и в конечном счете снова к «наступанию на старые грабли». Строительство коттеджей на одну-несколько семей и таунхаусов обеспечит население экологичным и удобным жильем, которое, с одной стороны, создает класс средних собственников (что положительно влияет на социальный климат в обществе), а с другой стороны, возрождает класс сельских жителей, укрепляя областную хозяйственную и, что не менее важно, социально-политическую инфраструктуры.

2. Возможна и целесообразна практика передачи на первом этапе этого жилья в кредит по «социальному найму». Выплата кредита может производиться из средств, получаемых от реализации малых производственных предприятий (см. ниже, п. 5). Кроме того, возможна практика использования при строительстве такого жилья самих нуждающихся в жилье, рабочей силы. Развертывание масштабного производства доступного жилья позволит обеспечить работой значительное количество нетрудоустроенных и загрузить производственные мощности региона.

3. Использование для этого нетрадиционных, передовых энергопассивных и экологичных технологий. Относительная простота этих технологий домостроения позволит организовать производство домов и их элементов без использования высококвалифицированных профессиональных строителей, зачастую силами самих нуждающихся в жилье.

4. Развитие и широкое использование в системе жилищного комплекса локальных (модульных) систем жизнеобеспечения (отопление, канализация, энергоснабжение и пр.).

5. Планирование и реализация амбициозной промышленной политики. Т.е. строительство комплексных поселков «бюджетной» категории с одновременным созданием рядом систем трудоустройства населения: малые с/х производства, малые производственно-ремесленные мастерские, оздоровительно-рекреационные зоны отдыха и пр. Кроме создания рабочих мест, такая практика обеспечит:

А) пополнение местного бюджета;

Б) удовлетворение потребностей поселка/поселков в ТПН, прежде всего в экологически чистом продовольствии;

В) пресечение оттока средств из региона в места производства тех ТНП, которые могут быть/будут произведены населением этих поселков (локальное применение методики «межотраслевых балансов»).

Это необходимо потому, что у большинства нуждающихся в жилье нет средств для его покупки. С одной стороны, создание вместе с жильем механизмов трудоустройства обеспечивает людей возможностью возврата кредита, предоставленного на покупку жилья, и, таким образом, бюджет в итоге получает назад средства, вложенные в строительство жилья.

С другой стороны, продукция некоторых подобных производств может быть использована в строительстве новых домов (отделочные материалы, фурнитура, элементы оборудования/отделки домов и пр.), что обеспечит региону сохранение части денежных средств, регулярно уходящих из него на приобретение такой продукции.

Принципиально важным представляется объединение таких производств на базе общего планирования объемов и номенклатуры выпускаемой продукции (как пищевой и животноводческой, так и промышленной) исходя из потребностей региона и возможных «ниш» на рынках соседних регионов. Роль проектно-координирующего органа может исполнять как формальный (административный), так и «неформальный», коммерческий «проектный центр».

6. «Самодостаточные» поселения могут быть успешно использованы для развития эффективного местного самоуправления. Для этого необходимо применить методики развития ТОСов Г.Тюрина (Архангельский ИОГИ), П.Зайдфудима («Ноополис «Луговой» Пензенской области) и некоторые др.).

7. Развитие местного самоуправления позволит, при наличии специального «проектного центра», разрабатывать эффективные методики социального развития территорий через «горизонтальную» координацию заинтересованных ТОСов (аналоги: разработки интерактивного персонального обучения Ю.В.Крупнова, методики «информационной кооперации» резерваций американских индейцев сегодня и пр.). Такой «проектный центр», имея устойчивую обратную связь с ТОСами и, действуя в интересах региональных властей, планирует направления развития территорий и разрабатывает пути реализации этого развития на основе использования тесной кооперации населенных пунктов. Создание сети эффективных малых производственных форм, прочно привязанных к местам проживания и основанных на развитом самоуправлении, позволит иметь в регионе мощную и устойчивую сеть социально-производственных территориальных комплексов, на основе которой можно далее выстраивать механизмы развития остальных территорий региона. При этом достаточно общая ориентация такого рода производств будет содействовать повышению конкуренции внутри сети и ее устойчивости за счет взаимосвязей ее элементов друг с другом.

8. Разработка программы комплексного развития территорий так, как это описывалось выше, позволит решить проблему привлечения, расселения и трудоустройства на территории региона соотечественников, проживающих за рубежом в рамках государственной программы их возвращения. Эти люди, возвращающиеся на Родину, сегодня зачастую попадают в условия отсутствия каких-либо возможностей жить и работать. В данном случае эта проблема будет решена и регион может получить значительный приток социально активного населения, которое умеет и готово настойчиво трудиться, чтобы обустроиться на новом месте.

9. Этот же, или аналогичный, «проектный центр», может разрабатывать проекты малых производств (см. 5), как сельскохозяйственных, так и кустарно-промышленных. Причем в полном комплексе — от создания концепции до поиска инвестора через расчет экономической эффективности. Каждый проект основывается на основных имеющихся факторах (наличии человеческого потенциала, имеющемся/формируемом спросе, потребностях, природно-климатических условий и пр.).

Для случаев, когда создание такого рода поселений не предусматривает создание «встроенных» производств, означенный выше «проектный центр» мог бы проводить разработку развития социально-экономической инфраструктуры региона, исходя из иных принципов. Например, возможно создание непосредственно вблизи Санкт-Петербурга комплексов офисных центров. Учитывая потребность в офисных площадях в СПб и их чрезмерную дороговизну (а также удобную логистику: утром основной транспортный поток направлен в город — при том что работающие в этом о. ц. будут ехать из города — а вечером наоборот), при грамотной рекламно-информационной политике это позволит привлечь на территорию области потенциальных арендаторов этих офисных помещений, что обеспечит появление новых рабочих мест для обслуживающего персонала и строителей и даст иные дополнительные преимущества для развития региона.

Рядом с такими деловыми центрами возможно создание жилых поселков, дома в которых будут приобретаться/наниматься работниками этих бизнес-центров. Мечта многих горожан — работа в относительной близости от дома, чтобы не приходилось утром и вечером тратить большое время на то, чтобы добраться до работы и до дома, в экологичном месте с развитой инфраструктурой. Соответственно, дополнительным «плюсом» в этом случае могут стать экологическая привлекательность таких районов работы/проживания и наличия в относительной близости больших торговых коммерческих центров, создаваемых сегодня по периферии Санкт-Петербурга. Фактически речь идет о строительстве новых поселений и городов.

Однако главным все же должен оставаться подход к развитию территорий исходя из кооперации развития жилищной и коммунальной сфер и социально-производственных систем.

Реализация такой комплексной программы развития территорий поможет загрузить простаивающие профессионально-технические учебные заведения, так как развитая система территориального развития потребует наличия определенного числа подготовленных технических специалистов. Также возможно и даже необходимо будет проводить усиленную и качественную подготовку менеджерско-экономических специалистов в экономических вузах региона для повышения экономической эффективности малых производственных форм, создаваемых на территории.

Кроме того, реализация этой программы создаст значительное количество вакансий на рынке не только технических и экономических специалистов, но и в области организационно-гуманитарных профессий (например, для организации и развития ТОСов, для создания кадровой базы «проектных центров» и пр.). Подробнее об этом будет сказано ниже.

Часть таких специалистов может быть подготовлена в вузах региона. Часть может быть привлечена из состава выпускников вузов Санкт-Петербурга, которые отнюдь не всегда находят возможности трудоустройства по своей специальности или вынуждены ограничиваться трудоустройством на неинтересные, малооплачиваемые и, что наиболее важно, малоперспективные менеджерские должности во многочисленных коммерческих структурах. В сети территориального развития у них появится возможность самореализации, жизни в экологически чистых условиях, возможности заниматься реальным и выгодным созидательным трудом.

Для понимания реальной возможности таких перспектив необходимо вспомнить о китайском методе развития. Процитируем слова председателя Партия развития Юрия Крупнова, сказанные им в июне этого года: «Во многом здесь надо учиться у Китая последних двух десятилетий. Как там делается серьезное дело? Госорганы вызывают нескольких молодых людей, в студенческие годы показавших предпринимательский талант: стационарные уличные телефоны можете по главным городам страны сделать в пять лет? Полная поддержка вам — сделаете — половина собственности будет вашей. Не сделаете — потеряете доверие. Будете воровать — расстреляем. Вот это и есть идеология созидания и развития — меритальная приватизация, которая в России всегда была и есть нашей цивилизационной основой». Безусловно, излишняя жесткость китайского руководства сегодня неприменима в нашем обществе. Однако подход, когда власти делегируют часть полномочий потенциальной молодежи и делят вместе с нею общий «профит», не может не привлекать внимания тех, кто заинтересован в развитии российского общества. Тем более что очевидные успехи КНР в деле развития не дают повода усомниться в эффективности применяемых там методик.

В наших условиях задача в определенной степени облегчается наличием значительной инфраструктуры профессионального, технического и высшего образования в регионе и в Санкт-Петербурге, что делает создание сети территориального развития значительно более реализуемым проектом.

Фактически при обсуждении создания такой сети, речь идет о создании своего рода «кластера территориального развития» в рамках одного региона РФ. Основоположник кластерной теории развития, американский экономист Майкл Портер, определяет понятие «кластер» как «сконцентрированные по географическому признаку группы соседствующих взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, посредников, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений, инфраструктурные компании и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». Т.е. сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Инновационным кластером (Innovative clusters, ИК) обобщенно называют способ группирования и связывания на территории частных компаний, организаций науки и образования, административных органов вокруг ведущей практики в целях создания сквозной «цепочки» распределенного производства стоимости и достижения наивысшей эффективности и конкурентоспособности. Территориальный масштаб кластера может быть различным: от местного (локального) до масштаба всей страны. Одним из составляющих успеха кластерного развития является запуск «механизмов», которые приводят к сотрудничеству территориально единых фирм-участников кластера против «внешней конкуренции», в то время как в «обычных», классических условиях эти территориально близкие фирмы сами являются друг для друга «внешним конкурентом». Такая практика работы значительно укрепляет конкурентоспособность как самого кластера, так и его участников и, разумеется, территорий как административных единиц. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Министр промышленности, труда и торговли области Каталония (Испания) Антони Сабира пару лет назад заметил, что кластер — это такой уникальный язык, который одинаково понятен и бизнесу, и правительственным чиновникам.

Примеров успешного выстраивания кластеров в мире исключительно много. Например, созданный в США в 70-80-е годы калифорнийский винодельческий кластер, (объединяет до 700 разных фирм), ставший серьезным конкурентом винодельческой отрасли Южной Европы. Также: создание в Италии в 80-90-е гг. мирового мебельного кластера (более 2 тыс. фирм), оптикопроизводственный кластер в Аризоне (150 фирм), мультимедийный кластер в Виктории (Австралия), специализирующийся на развивающем контенте, аналогичный в нижнем Манхеттене (Нью-Йорк, США). Кластер по производству оборудования для гольфа в Сан-Диего (США), являющийся одним из мировых лидеров в данной отрасли, вырос вокруг одной побочной технологии аэрокосмической промышленности. Интересен пример датского строительного кластера вокруг технологий энергоэффективного ЖКХ. Известными кластерами являются Силиконовая долина в США (USA/Silicon Valley) (компьютерные технологии), Роттердам в Нидерландах (Netherlands/Rotterdam) (логистика), Бангалор в Индии (India/Bangalore) (аутсорсинг производства программного обеспечения), Голливуд в США (USA/Hollywood) (киноиндустрия), Париж во Франции (France/Paris) (мода). Наш сосед, Финляндия, демонстрирует колоссальные успехи в реализации программы создания кластеров на своей территории. Достаточно вспомнить успех фирмы-производителя сотовых телефонов Nokia, организованной на основе кластерного принципа и охватывающей сегодня до 35% мирового рынка сотового оборудования, а также успех финского лесопромышленного кластера, когда маленькая Финляндия обеспечивает до 30% мирового трынка качественной бумаги и картона. Все эти достижения основаны на а) эффективном владении экономической теорией и б) последовательной реализации ее на практике властями.

На основе вышесказанного можно утверждать: успех кластера во многом определяется совокупностью комплекса условий, необходимых для его реализации. Не вдаваясь глубоко в теорию, следует, однако, отметить: все эти условия присутствуют в Ленинградской области.

Сегодня для развития такой программы недостает следующих составляющих:

1. Эффективной кадрово-обеспеченной команды. Из той же теории кластеров для их реализации требуется новый тип управленца — командный. Команда, способная не столько выполнять поставленные задачи, сколько их самостоятельно формулировать, реализовывать и нести ответственность за результаты. Четкий диагноз ситуации, выявление наиболее «узких мест» (bottlenecks), определение механизмов их преодоления, ресурсов (прежде всего технологических), обратный мониторинг ситуации и гибкое управление — все это важные элементы современного управления в условиях инновационной экономики. Логика строительства и существования ИК требует изощренных управленческих команд, умеющих работать в условиях значительной неопределенности и экспериментирования, умеющих получать стратегические эффекты прежде всего за счет опережающего мышления.

Выше отмечалось, что для успешного территориального развития необходима практика подготовки кадрового потенциала для «проектных центров». Именно создание таких «команд» и имелось в виду.

2. Информационного обеспечения создания и развития кластера (программы территориального развития региона). Практическую связность, «цементирование» каждого кластера невозможно сегодня осуществить без системной интеграции на основе использования наиболее современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Существенное значение имеет также применение ИКТ для организации управления знаниями, необходимыми для успешного развития кластера. Современные технологии позволяют не только надежно управлять массивом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих в кластерах, но и «внедрять» средства работы с жизненными циклами продукции и кластера в целом.

Например, одним из важнейших факторов экономического и технологического развития Японии и стран, действовавших по ее «модели», была центральная роль информационных ресурсов для эффективной селекции технологий с учетом их производственных характеристик и перспектив коммерческой реализации. Отсутствие такой информационной системы сделало бы успех сегодняшних лидеров высокотехнологичного развития просто невозможным. В Японии уже в 1957 г. на базе Японского агентства по промышленной науке и технологиям (Japan’s Agency of Industrial S&T — AIST) был создан крупный информационный центр — Японский информационный центр науки и технологий (Japan’s Information Center for S&T), в котором было занято около 8 тысяч человек, 5 тысяч из которых являлись учеными и специалистами, анализирующими технические статьи, опубликованные в зарубежных научных изданиях. Ежегодно этот центр анализировал около 11 тысяч журналов, из них 7 тысяч зарубежных изданий, около 15 тысяч научных отчетов, 500 отчетов научных конференций и более чем 50 тысяч патентов, из которых 40% были японскими патентами, 30% — американскими, 7% — французскими и 7% — российскими. Результатом этого анализа являлась подготовка более 50 тысяч ежегодных резюме и обзоров. Информация, подготавливаемая Центром, распространялась между различными национальными компаниями, научными учреждениями, университетами в форматах библиографий, тематических исследований, доступа к компьютерным данным он-лайн, иных информационных форматах.

Вряд ли стоит говорить, что нам пока такие качество и объемы успешной информационной работы недосягаемы. Но они могут быть достигнуты — если сегодня поставить цель их достичь и проводить системную работу в этом направлении. В этом случае успешная реализация программы комплексного развития территорий станет лишь вопросом времени. Создание регионального кластера должно стать кластером жилищного градостроительного развития.

Сегодня Санкт-Петербург — по достоинству признанная культурная столица России. Ленинградская область может и должна стать культурной столицей градостроительного развития России.

 

КМу


Реклама:
-