Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской
консервативной мысли
С. Батчиков
ЭКОНОМИКА МИРАЖЕЙ
2 ФЕВРАЛЯ состоялась пресс-конференция президента
В.В.Путина. Вопросы там были заданы щадящие, по главным, "витающим в
воздухе" проблемам России ему давать объяснения не пришлось. Нам остается
самим провести "виртуальный" диалог, отталкиваясь от тех положений, которые
высказал сам В.В.Путин.
Эти положения касаются результатов 2006 г., и в них
выражены принципиальные установки нынешней правящей команды, которых
предполагается придерживаться и в дальнейшем. Это важно и следует обсудить.
"2006 год стал годом перехода от
политики стабилизации и накоплений к политике развития… Правительством приняты
наконец программы развития энергетики, транспорта, авиации… Приняты решения по
развитию оборонных отраслей промышленности, научно-технологической базы".
Как же понимает руководство РФ саму категорию
"развитие"? Ведь это стратегический вопрос для России. В самом тезисе
говорится о "программах и решениях". Это — не сталинские пятилетки и
не Директивы к съезду КПСС, это слова, которые мало чего стоят. Был, например,
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической
политике", согласно которому ежегодное выделение средств из госбюджета не
может быть меньше 4% расходной части. Эта норма не была выполнена ни разу! В
2004 г. объем бюджетных расходов на гражданскую науку составил 1,76% расходной
части федерального бюджета. Не был ни разу выполнен и План государственных
инвестиций на строительство объектов науки.
Если же взять главные натурные показатели, то есть
однозначно понимаемые стороны реальности, то никаким "годом перехода"
прошлый год не стал. Напротив, в главных сторонах нашего бытия это был год
"продолжения деградации". Износ производственной базы промышленности
и сельского хозяйства, жилищного фонда и инфраструктуры, снижение квалификации
рабочей силы продолжались примерно в том же ритме, что и в прошлые годы.
Небольшие колебания не изменили этой картины.
Вывод таков: власть или не видит главных процессов, или не
желает о них говорить. Надо, впрочем, учесть, что за наполнение экономического
раздела пресс-конференции В.В.Путина отвечали, видимо, министры. Они и сумели
наполнить его такими понятиями и данными, которые мало что могли объяснить
большинству наших граждан. Ну что означает, например, "капитализация
российских компаний"? Чем она выгодна стране, а не олигархам? Абрамович
получил от государства "Сибнефть" за 100 млн. долларов, потом капитализация
компания выросла, и ему правительство заплатило за нее 13 миллиардов. Пусть бы
лучше заплатили 101 миллион, прибавили миллион детишкам на молочишко. Второй
тезис:
"Экономика страны продолжала
развиваться быстрыми темпами. От 6,7 до 6,9 процента примерно будет рост ВВП в
2006 году. Говорю "примерно", потому что нужно еще подсчитать, что
произошло с энергетикой в конце года в связи с теплой зимой, — может быть,
энергетика немножко не додала там".
Здесь — не о "переходе к развитию", а о том, что
экономика "продолжала" развиваться, причем "быстрыми
темпами". Что это за быстрые темпы? По всем показателям, за последние 7
лет мы видим вовсе не развитие, а "оживление" производства на старой
производственной базе, которая простаивала в 90-е годы. Новых предприятий не
строилось, закупки новой техники столь ничтожны, что они вообще не сказываются
на динамике старения технической базы. Если брать жесткие натурные показатели,
то в последние годы в промышленности мы имеем примерно такой же прирост
производства, как и во второй половине 80-х годов (а в сельском хозяйстве
гораздо ниже). Но ведь во второй половине 80-х годов этот прирост (3,5%)
считался столь низким, что это и стало главным аргументом для слома
хозяйственной системы.
Главный и очень тяжелый вывод из этого таков: в своих
программных заявлениях власть пользуется понятиями и показателями, которые не
отражают главных сторон нашей реальности; еще хуже то, что и общество пассивно
принимает эти понятия и показатели, не вдумываясь в их смысл.
Между тем, сам В.В.Путин как будто подал нам сигнал: не
верьте фантому ВВП, он противен здравому смыслу! Вчитайтесь во вторую фразу:
"в связи с теплой зимой энергетика немножко не додала" — не додала
ВВП! Если бы ударили морозы, мы бы в России сожгли больше нефти — и стали бы
богаче, ВВП вырос бы. Кажется, абсурд — экономия нефти должна быть выгодна. А
дело в том, что ВВП отражает только движение денег, быстрее всего он растет от
спекуляции и от нашего обеднения. Прекратили выпуск отечественного аспирина по
30 коп. таблетка, выпускают шипучий аспирин типа "Байер" по 7 руб.
таблетка — в расчете на одну таблетку аспирина ВВП России сразу вырос на 2300%.
Но нам столько не надо, и президент объявляет: рост ВВП 6,7%.
В.В.Путин сильно приукрашивает действительность, говоря о
якобы больших инвестициях:
"Мне приятно отметить, что инвестиции
в основной капитал у нас рекордные за прошлый год — 13,2%".
Как понимать слово "рекордные"? Ну, выросли на
13% от очень низкого уровня, но ведь этот уровень так низким и остался! Или мы
в РФ каждые два года начинаем жизнь с чистого листа? Да, наконец-то инвестиции
в РФ достигли уровня 1993 г., но они же составляют всего около 85% от уровня
1975 года! А от уровня 1990 г. это всего 47%. Не такое уж это достижение,
особенно если учесть колоссальный провал 90-х годов, который надо срочно
закрывать. "Рекордный" рост инвестиций последних лет по темпам
отстает от роста инвестиций в 1986-1990 гг. А ведь сейчас — небывалые цены на
нефть. При таких ценах в советское время мы бы уже всю промышленность
переоборудовали с иголочки.
ЕЩЕ ОДИН ФАНТОМ — инфляция. Путин говорит:
"В 2006 году впервые в новейшей
российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции — 9%… Напомню, что в
1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил Правительство РФ, инфляция в
России составляла 36,5%".
Интересно, с какого года у наших правителей идет отсчет
"новейшей истории"? Почему инфляцию 2006 г. сравнивают с 1999 г. —
после финансовой катастрофы 1998 года? А если сравнить с 1988 г.? А с 1978? Огласите
весь список, пожалуйста…
Инфляция — важнейший инструмент "роста ВВП". Ведь
ВВП отражает движение денег, при его вычислении надо вычесть инфляцию. Чем
меньше вычтешь, тем больше ВВП. Какова на самом деле инфляция, проверить трудно
— методики неопределенные, информация туманная. Например, В.В.Путин говорит,
что инфляция 9%, а есть солидные специалисты, которые с цифрами в руках
доказывают, что 12%. А это значит, что прирост ВВП уже не 6,7%, а менее 4%. В
этих спорах шаманов-экспертов мы разобраться не сможем, будет прав тот, у кого
больше прав. Да и получить первичную информацию для расчетов стало практически
невозможно.
Так отметим то, в чем разобраться мы можем, просто взглянув
вокруг. Нам дают среднюю величину инфляции, по всему кругу товаров. Но ведь
цены на разные товары растут в разной степени, и разброс огромен. Какие же цены
оказываются выше средних? Те, которые особенно важны для основной массы
населения — на транспорт, коммунальные услуги, продукты питания. Вот, на 2006
г. было предусмотрено повышение тарифов ЖКХ на 20%. Но 31 регион перевыполнили
план (например, в Красноярском крае и Псковской обл. тарифы выросли на 29,5%).
Общественный транспорт стал дороже примерно на 15%. Вот какова для населения
инфляция величины неизбежных выплат. В расходах богатых эти цены занимают небольшое
место, а дорогие вещи они вообще покупают в Европе, где инфляция низкая. Это
значит, что основной груз инфляции ложится в РФ на плечи людей с низкими
доходами, и для них она равна вовсе не 9 и даже не 12%, а гораздо больше.
Вывод: оперируя средними показателями инфляции, власть
скрывает истинное положение с доходами разных социальных групп, искажая картину
в интересах богатого меньшинства.
МНОГО ВОПРОСОВ было задано президенту о повышении цен на
газ, как на внутреннем рынке, так и для наших партнеров по СНГ. Повышение цен
на газ В.В.Путин прокомментировал следующим образом:
"У нас должны быть равно выгодные
цены как внутри страны, так и при продаже этого энергоносителя за рубежом. Но в
любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, которых нет при экспорте,
имея в виду экспортные пошлины, которые внутри страны естественным образом
отсутствуют, всегда газ будет дешевле процентов на 40-45".
И это, по мнению президента, позволит сделать нашу
энергетику "жизнеспособной и конкурентоспособной". Да ведь дешевые
энергоресурсы — это едва ли не единственное конкурентное преимущество наших
обрабатывающих отраслей, которым мы располагаем на сегодня. Зачем же от него
добровольно отказываться? Сам же В.В.Путин далее признает, что
"энергоемкость нашей экономики в
три-четыре раза больше, чем энергоемкость наших основных конкурентов в Западной
Европе и в Северной Америке или даже в Китае".
И дело здесь прежде всего в том, что наша экономика в
основном и работает на экспорт энергии (пусть и "упакованной" в
алюминии и удобрениях), и в принципиально иных климатических условиях.
Неужели президент всерьез полагает, что при цене на газ на
40% дешевле, чем в Европе, и при энергоемкости производства в три раза выше
наша экономика станет более конкурентоспособной? Или эта конкурентоспособность
возникнет вследствие того, что мы чистое топливо — газ — будем направлять на
экспорт, а наши города будем отапливать экологически грязным уголь и еще
тратить деньги на очистные сооружения?
А просчитал ли кто-нибудь, что дало нам повышение цены на
газ для Белоруссии? Что получила Россия, каждый россиянин кроме испорченных
отношений с братским государством? Да, белорусы почувствовали, что российский
газ стал на треть дороже. А россияне? Полученные средства осядут на счетах
Газпрома, растекутся на премии руководству, пойдут на финансирование очередного
курорта или строительство небоскреба, которым Газпром планирует "украсить"
исторический центр Санкт-Петербурга. Где сегодня доходы от продажи газа Украине
в 2006 г. по более высокой цене? На счетах швейцарской компании "РосУкрЭнерго". И при этом президент гордится переходом
на рыночные условия в отношениях с Украиной!
А во что обойдутся России контрмеры Лукашенко, которому
Запад готов все простить, лишь бы он поругался с Москвой? Неужели наших
кремлевских стратегов не пугает перспектива вывода наших систем ПВО и ПРО из
Белоруссии и потенциальная возможность размещения натовских систем ПРО уже не
где-то в Польше, а под Смоленском? Во что обойдется российскому бюджету
перенастройка нашей системы ПРО в случае ухода из Белоруссии? Газпром,
разумеется, это никоим образом не беспокоит. А президента?
СЛЕДУЮЩИЙ ТЕЗИС В.В.Путина:
"Одна из главных задач… — сокращение
разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и гражданами нашей страны,
которые живут еще пока очень и очень скромно. Но, разумеется, мы не можем
решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, — у кого-то отнять и
между кем-то поделить. Мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно —
путем обеспечения темпов роста экономики".
В этом тезисе две основные мысли. Первая в том, что
сокращение разрыва между богатыми и бедными власти РФ будут добиваться не путем
перераспределения доходов, а путем роста экономики. Учтем, что под ростом экономики
понимается рост ВВП.
Этот тезис не согласуется со здравым смыслом. Ведь
расслоение (разрыв) в том и заключается, что из произведенного ВВП львиная доля
достается богатым, а бедным — крохи. Значит, без изменения пропорции
распределения доходов разрыв, даже относительный, нисколько не сократится, как
бы ни рос ВВП. А вот разрыв абсолютный, который и важен в реальной жизни, с
ростом ВВП при сохранении пропорций будет лишь расти.
Именно этот факт и лежит в основе фундаментального принципа
либерального государства (не говоря о социал-демократии) — прогрессивного
подоходного налога. Этот опережающий рост налога при росте дохода как раз и
позволяет всего лишь сохранять неизменным разрыв в уровне жизни групп с
высокими и низкими доходами. А В.В.Путин отверг главный для рыночного общества
способ "у кого-то отнять и между кем-то поделить". При нем подоходный
налог богатых и бедных уравняли, что с точки зрения либерализма есть нонсенс,
ибо создает экономически неоправданные привилегии богатому меньшинству. Это
дестабилизирует экономику, снижая массовый потребительский спрос, и на деле
является мерой антирыночной.
Относительный разрыв в доходах выражается децильным коэффициентом фондов — отношением суммарных
доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных. Этот коэффициент
выдерживался в СССР на уровне 3,5. В середине 90-х годов он вырос до 13, а после
1999 г. подскочил до 15 и с тех пор колеблется на этом уровне. Что происходит
при росте ВВП?
По подсчетам специалистов, из 1 рубля добавочных доходов от
роста ВВП на долю децили (10%) богатых приходится 45 коп, а на долю децили
бедных — 3 коп. В абсолютном выражении это значит в среднем, что у одного
"богатого" доход оказывается на 42 коп. больше, чем у
"бедного". А если ВВП вырос так, что доходы увеличились не на 1
рубль, а на 2 рубля, то "богатый" получит уже на 84 коп. больше, чем
"бедный". Бедный на 6 копеек не разбогател, эти деньги ушли, как
дождичек в раскаленную пересохшую землю. А богатые увеличивают состояния.
Отказываясь от изменения пропорции в распределении доходов,
В.В.Путин увековечивает нынешний разрыв между бедными и богатыми, ту глубину
социального расслоения, которая носит в РФ аномальный характер. Для большой
массы людей застойная бедность становится неизбывной, а социальное
"дно", составляющее в РФ 10% городского населения, выпадает из
общества необратимо. Поэтому заявление В.В.Путина о сохранении нынешнего типа
распределения доходов надо считать чрезвычайно красноречивым и важным.
Очень важна и вторая мысль, что советский строй решил
проблему бедности методом "отнять и разделить". Этот антисоветский
штамп не соответствует действительности, и В.В.Путин, окончивший Юридический
факультет Ленинградского университета, не может этого не понимать. Главные шаги
в становлении советского хозяйства "80 лет назад" назывались
"национализация" и "коллективизация". Оба эти слова
означают не разделение, а именно соединение. В 20-е годы предприятия и землю не
разделили, а "собрали" как национальное достояние. Проблема бедности
была решена не через разделение богатства, а через рост производства при справедливом
распределении продукта.
Когда же в России "отняли и разделили"? В 90-е
годы, именно в ходе той реформы, курс которой В.В.Путин обещает не менять.
Отняли собственность у нации — и разделили между узким кругом
"своих". Это и есть приватизация (к тому же преступная, что и
зафиксировано Счетной палатой). Но мало того, что при этом распределение
доходов стало крайне несправедливым — разделение отнятой собственности резко снизило
эффективность хозяйства.
Обещание В.В.Путина не менять нынешнюю систему ставит крест
на многих ожиданиях общества.
НАКОНЕЦ, В.В.ПУТИН затронул и самый больной вопрос. Сказав,
что главная задача правительства — повышение качества жизни, он упомянул и достижение
2006 г. в демографии:
"С удовлетворением констатируем, что
сокращается естественная убыль населения, на 17,3%. При этом сокращается
смертность и немножко подросла рождаемость".
Конечно, и мы этому порадуемся. Да, смертность в 2006 г.
сократилась на 5%, а рождаемость выросла на 2%. Но эти колебания еще не говорят
об устойчивой тенденции. Люди привыкают жить в тяжелейших условиях — и
снижается смертность. Например, с 1994 по 1998 г. смертность снизилась на
13,6%, а после прихода В.В.Путина, за 1999-2003 гг. выросла на 21,3%. Теперь
снижается, очень понемногу.
Но ведь с января по ноябрь 2006 г., то есть за 11 месяцев
отчетного периода, естественная убыль населения России составила 637 тыс.
человек! А в советское время в 70-80-е годы был естественный прирост около 900
тыс. человек в год. Вот это устойчивые характеристики двух типов социального
бытия. Вопрос ведь в том, можно ли в нынешней системе принципиально переломить
тенденцию к вымиранию — или мы будем "удовлетворены" малыми колебаниями
в убыли населения. На этот вопрос ответа не было, да никто его и не задал — политкорректные собрались журналисты.
Что же касается качества жизни, то оно определяется, прежде
всего, ощущением[1] безопасности,
надежности и спокойной совести. А все это рухнуло в результате реформ. В каком
состоянии живут люди, если за год без вести исчезает по 70-100 тыс. человек, от
травм и отравлений погибает почти 350 тысяч, а о разбоях и грабежах и говорить
нечего. В успехах по линии качества жизни большой разницы между правительствами
Гайдара, Черномырдина, Кириенко, Касьянова и Фрадкова нет. И каких-то
кардинальных сдвигов к лучшему 2006 г. не принес.
Если бы разговор пошел о действительно главных вещах, то
пришлось бы В.В.Путину заговорить на другом языке и приводить совсем другие
показатели. А в окружении политкорректных журналистов
ответы президента оказались адресованы лишь сытой и благополучной части нашего
общества, той небольшой его части, которая озабочена тем, что могут ограничить
доступ на австрийский горнолыжный курорт, и где у депутата могут украсть из
квартиры полмиллиона долларов. Страна рядовых тружеников ждала от президента
других слов, но их не услышала…[2]
Завтра 14.02.07
[1] Качество жизни является не «ощущением» и не состоянием «совести», а реальным «положением вещей», совокупностью объективных факторов, поддающихся измерениям (прим. ред. ЗЛ).
[2] Население «страны» на 80% поддерживает режим, осуществляющий «экономику миражей». Ну разве не чудо?