Журнал «Золотой Лев» № 103-104 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Калашников

 

Экономика России - неудачи и перспективы[1]

 

Почему неудачны попытки уйти от положения

неразвитой сырьевой страны?

 

Когда слушаешь бесчисленные речи политиков и высших чиновников РФ о скором скачке в инновационное царство, поневоле вспоминается начало 1980-х. Тогда брежневское руководство тоже буквально каждый день вещало народу о скором рывке Советского Союза по пути научно-технической революции, об интенсификации производства и росте экономичности, о грандиозных планах роботизации производства и компьютеризации всего, что только можно. Но тогда процесс шел медленно и мучительно. А еще в памяти всплывают горбачевские словесные мантры об ускорении научно-технического развития 1986-1988 годов.

Не кончатся ли нынешние заклинания на темы инновационного развития похожим провалом? Тогда мы потеряли Советский Союз. Сегодня мы рискуем потерять уже Российскую Федерацию.

Ведь исторические параллели удручают. Как и в начале 80-х, сегодня страна также втягивается в холодную войну с Западом. Только нынче РФ зависит от цен на энергоносители гораздо сильнее, чем индустриально и технологически развитый Советский Союз. Так же, как и советские правители, верхи Росфедерации пока не могут превратить огромный научный потенциал Отечества в мощный фактор развития. Опять наша судьба зависит от того, сможем ли мы решить опаснейшие проблемы: энергетики, жилищно-коммунальных систем и доступного жилья, здравоохранения и демографии, обороноспособности, повышения уровня и качества жизни граждан. Только теперь сии проблемы - на порядок острее, чем в СССР. При гораздо меньшем запасе прочности страны.

Да, сегодня мы говорим о начале подъема России, о том, что она делает первые шаги, возвращаясь в круг великих держав. Но если глядеть на вещи трезво, то в реальности РФ по-прежнему остается страной с примитивизированной, низкотехнологичной индустрией, неэффективным госаппаратом и экономикой "сырьевой трубы".

Пора переходить от заклинаний к делу. Иначе повторится сценарий с распадом Советского Союза. Для последнего роковым стало падение мировых цен на нефть, спровоцированное США и Саудовским королевством летом 1985 года и продлившееся вплоть до 1998-го.

 

Под угрозой нападения "низших форм"

 

Давайте возьмем для примера Подмосковье - регион, по насыщенности своей наукоградами и академическими научными центрами поистине уникальный. Вот где по логике вещей должен возникнуть очаг инновационного развития. Отлично развитая инфраструктура, близость столицы с ее несметными капиталами и потребностями, беспрецедентная концентрация интеллекта, "хай тек" и фундаментальных исследований - таково наследие СССР в околомосковском регионе.

Здесь есть Пущино - потенциальный кластер высоких биотехнологических производств. Троицк с его физикой, лазерами и ядерными исследованиями. Дубна (атомная физика), Королев (космические технологии), Химки (двигателестроительный "Энергомаш" и конструкторское бюро имени Лавочкина), Реутов (спутникостроение), Долгопрудный (весмирно известный Физтех). Коломна? Ракетостроители. Фрязино? Один из советских центров электронной промышленности, где сегодня планируется создать Центр развития нанотехнологий. В Юбилейном размещается знаменитый НИИ космических систем и планируется создание еще одного нанотехнологического центра. Климовск славен точным машиностроением. И так далее.

В Московской области действуют три научных центра Академии наук. Черноголовка - складывающийся технополис. Чего тут только нет! И технология обработки материалов взрывами, и новейшие способы нефтепереработки, и физическая химия. Троицк - лазеры и ядерная тематика. Пущино - биотехнологии, отлично оборудованный комплекс для доклинического испытания фармацевтических препаратов на лабораторных животных. Как утверждают многие эксперты, Пущино способно превратиться в центр отечественной фармакологической корпорации, опирающейся на фундаментальные исследования. Здесь можно удовлетворить потребности РФ в лекарствах на 30-40 процентов, вышибая с рынка импортные аналоги, что стоят в три-четыре раза больше.

По сути дела, перед нами - потенциальный "инновационный Урал", этакий "высокотехнологичный Рур". Но в реальности все это работает на грани выживания, просит помощи. Исследования финансируется скверно, идут вразнобой. А самое главное: то, что создается исследователями, не находит спроса внутри РФ. Все время оказывается, что либо денег нет, либо то же самое закупается за рубежом на связанные кредиты. Либо русская наука предлагает, скажем, счетчики расхода воды - но в несколько раз дешевле, чем иностранные аналоги. А городские власти отказываются их брать, потому как чем больше тратится денег из бюджета - тем больше процент теневых отчислений тех чиновников, что распоряжаются казенными средствами.

Дело в том, что в рамках экономической модели, созданной в РФ в 90-е годы (модели криминально-коррупционного, колониально-сырьевого либерализма) у научных центров будущего нет.

В реальности научный потенциал Подмосковья находится под угрозой уничтожения "низшими формами" бизнеса. Скажем, все эти центры "экономики знаний" создавались в СССР. Они, как правило, расположены вблизи узлов коммуникаций, среди развитой инфраструктуры, построены среди живописной природы, близ рек. Да еще и обладают приличными земельными наделами. Сегодня все это - желанная добыча для строительных компаний, девелоперов и дельцов с недвижимостью. Им выгоднее добиться закрытия того или иного научного центра, после чего оный подвергается сносу, а его территория превращается в поселок богатых вилл, в развлекательные центры, гольф- или яхт-клуб для нуворишей. Иногда странные вещи творятся как раз таки под знаменем инновационного развития. Скажем, в ядерно-лазерном Троицке под эгидой Министерства связи создается обширный (20 гектаров!) парк для развития информационных технологий. Господи, да это то же самое, что производство лекарств налаживать среди оружейников Климовска! Зато земля отчуждается, начинается строительство офисной недвижимости...

Нет, для перехода на инновационную траекторию нужно начинать совершенно иную политику. Напрочь отказываясь от практики 90-х и начала 2000-х годов.

 

Грех беспроектности

 

О каком инновационном развитии можно говорить, коли нынешнее государство по-прежнему беспроектно? Как оно гнобит науку? Совершенно примитивным с нею обхождением. По мнению по-прежнему засевших во власти либералов-фундаменталистов, все должен делать рынок. Потому в РФ науке предлагается два способа найти деньги. Во-первых, податься в организуемые государством центры трансфера (перевода) технологий за рубеж. То есть, найти покупателя для плодов своих разработок в Европе, США, Китае, Японии и т.д. Тем самым государство само выдавливает ученых за рубеж, работая на укрепление всех экономик мира, кроме отечественной.

Во-вторых, исследователям указывают на венчурные фонды. Дескать, сами составляйте бизнес-планы, приглашайте специалистов, например, из "Прайс Уотерхауз..." за какие-то 200 тысяч долларов для написания необходимых обоснований - и, может быть, тогда вам дадут финансирование.

В итоге перспективные команды исследователей из РФ плюют на эту канитель и при любой возможности уезжают работать в США и иные зарубежные края, где им обеспечиваются сносные условия для работы. Остающиеся здесь вынуждены барахтаться, работать вслепую - не зная, будет ли востребована их работа. В стране потому слишком мало междисциплинарных исследований, масштабных работ.

Государственная власть в РФ упорно не хочет применить третий способ замкнуть инновационный цикл - проектный. Это когда сама власть четко ставит перед наукой задачи, обеспечивая под них обильное финансирование. При этом каждый системообразующий проект втягивает в себя множество научных направлений, порождает новые отрасли промышленности. А фактически - новые миры. Скажем, в СССР роль мощнейших ускорителей развития страны сыграли Ядерный и Ракетно-космический проекты. Вместе же они формируют НИС - Национальную инновационную систему.

В нынешних условиях такими системообразующими проектами в РФ могли бы стать, например, "Альтернативная энергетика", "Новое жилищно-коммунальное хозяйство", "Чистая вода". В рамках каждого можно будет посмотреть, что из разработок имеется в стране по обозначенным темам. Сделав подобное, возможно выделить головные организации, объединить усилия исследователей из разных институтов, фирм и университетов.

 

Без нового национального проекта - никуда

 

Если сделать так, то наука увидит: работать придется отныне не "на корзину", не "в стол". В рамках проектов государство должно помочь ученым написать нужные бумаги и совершить необходимые бизнес-расчеты - ибо исследователь не может заниматься совершенно несвойственным ему делом.

Словом, сегодня Росфедерации, дабы выжить в меняющемся мире, надобно разработать и запустить еще один общегосударственный проект: создания Национальной инновационной системы (НИС). Все остальное будет только полумерами, паллиативом. Зря, что ли, американцы считают одним из своих главных достижений ХХ столетия созданием именно своей мощной НИС. Не будет такого нацпроекта - можно распрощаться со всякими надеждами на инновационный прорыв в стране, а все речи нынешних вельмож насчет этого - сдать в макулатуру.

На сегодня в РФ никакой цельной НИС не существует. Управление инновационным развитием раздергано по ведомствам: отчасти им занимается Минэкономразвития Грефа, отчасти - Минсвязи Реймана, отчасти - Минобразования и науки Фурсенко. В итоге ничего путного не выходит. Ведь, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Оговоримся сразу: в одной статье невозможно обрисовать гипотетическую русскую НИС во всех необходимых подробностях. Ее создание должно стать плодом коллективного разума, а не итогом чьих-то отдельных умствований или чиновничьего произвола. Вполне разумно срочно начать дискуссию по поводу нового национального проекта по образу и подобий тех партийных дебатов, что вели коммунисты в 1920-1930-х годах. Но кое-что можно обозначить уже сейчас.

Прежде всего, в нашей НИС должна быть совершенная организационная часть. Причем не только по части постановки задач и управления процессом. Еще никакого толку не выйдет, если в "голове" не будет "фабрик мысли", работающих на выработку прогнозов развития техники и технологий, на отслеживание долгосрочных тенденций. А затем в НИС просто необходимы структуры по отбору и экспертизе предложений ученых и некий банк данных, где собираются сведения о ведущихся в стране исследованиях и разработках. Так, чтобы исследователи видели друг друга, чтобы знали о том, что делается.

 

От кластеров - к бластерам

 

Русским, создавая НИС, следует опереться на совершенно новую для нас инновационную философию. Философию первопроходцев.

Сейчас вы, предлагая нечто совершенно новое, рискуете нарваться на отказ в финансировании. "Ах, этого не делают в Соединенных Штатах? Значит, и нам того не нужно!" - так рассуждают РФ-чиновники в штатском и в мундирах. Какая мерзость! У русских сегодня нет привычных путей развития. Бессмысленно сейчас рваться в те рыночные ниши, что уже заняты, например, Китаем. Телевизоры и аудиосистемы мы никогда не сможем делать лучше и дешевле, чем китайцы. Нет, русским в рамках НИС нужно создавать то, чего еще нет в целом мире!

Элементарный здравый смысл подсказывает возможные направления порыва. Это - новые типы транспорта и связи, уникальные технологии жизнеобеспечения для жилья и домостроения, перспективные интеллектуальные системы (искусственный интеллект), а, может быть - и новая операционная система для компьютеров.

Нужно прорываться там, где мы особенно сильны благодаря историческому советскому опыту. А именно - в системных решениях. Нам сложно конкурировать на рынке потребительских товаров. Ну, не умеем мы делать унитазы! Зато русские способны создать принципиально новую энергосистему или многоразовый космический носитель.

Сегодняшний мир одержим идеей кластеров. То есть, образований, складывающихся вокруг успешного рыночного продукта. Скажем, делает кто-то отличную клюшку для гольфа - и во всем мире ее покупают. Вокруг товара собирается комплекс из бизнеса (капитал и организация), производства и исследователей-разработчиков. Но кластер строится вокруг уже известных продуктов. А мы можем создавать бластеры - конгломераты бизнеса, индустрии и науки вокруг товаров, аналогов коим в мире еще нет. Делая так, русские смогут выйти на траекторию не вечно догоняющего Запад развития (гарантирующего непреодолимую отсталость), а на путь развития опережающего.

 

Необходимость активной обороны

 

Создание НИС подразумевает и активную оборону от сил, стремящихся полностью уничтожить русскую науку и технологическую культуру России. Не нужно страдать излишним благодушием. На сегодня РФ, пережившая позорный разгром 90-х годов, по-прежнему остается для окружающего мира не субъектом развития, а объектом эксплуатации. То есть, Росфедерацию используют в интересах развития все, кому не лень. А она сама бездарно выплескивает в мир и деньги, и разработки, и людей с хорошими мозгами.

Но с возникновением сильной НИС положение изменится в корне! Как только у русских начнут развиваться современные промышленность и наука, едва лишь пойдет внедрение прорывных инноваций, как РФ примется бурно втягивать в себя людей и ресурсы из окружающего мира. Ну, что твой пылесос.

Наши конкуренты сие отлично понимают. И они совсем не хотят изменения нынешнего порядка вещей - с появлением сильных русских инноваторов. Оттого на Западе, задающем сегодня тон инновационному процессу во всем мире, совсем не нужно формирование НИС у русских. Он будет всячески подрывать этот процесс. И в своих диверсиях наши конкуренты неизбежно прибегнуть к помощи "пятой колонны" внутри РФ. К помощи тех сил и группировок, кто привык богатеть на распродаже русских богатств и на деградации нашей страны. Для уничтожения НИС и русской науки будут подтянуты коррумпированные чиновники и прозападные политики, религиозные фундаменталисты и хозяева сырьевых корпораций, охотники за дорогой недвижимостью и строительно-спекулятивные группировки. Уже сегодня западные корпорации стараются вывезти из РФ лучших специалистов, поставить под контроль важнейшие разработки и ключевые высокотехнологичные предприятия, задавить опасных соперников хотя бы на том же лекарственном рынке. А стремление представителей наукоградов и академических центров самостоятельно, без чиновников, собраться и выработать общую политику, наталкивается на "распределенные", идущие с разных сторон попытки чиновничества сорвать процесс самоорганизации ученых.

Поэтому государственным мужам РФ - если они действительно жаждут перевести страну на инновационный путь развития, а не обманывают нас - придется создать систему защиты и НИС, и отечественных научно-технологических центров от посягательств сил деградации, от диверсий зарубежных корпораций и спецслужб.

Ведь все и просто, и жестоко одновременно. Если РФ хочет жить, она должна стать страной с инновационной экономикой. А этого нельзя добиться, не запустив национальный проект "НИС". Без оного русские рискуют очень скоро стать народом отсталым, коего, по известному выражению Сталина, станут жестоко бить именно за отсталость.

НИС - это тоннель, что мы можем пробить из нынешней серой реальности сырьевого придатка развитых стран в реальность новую. В реальность Пятой империи, глобального центра альтернативной модели развития.

 

Форум.мск.ру 2007.02.17

 

Призраки советского Сахалина

 

Тревожная тенденция налицо: за 2000-2006 годы отток народа с Дальнего Востока в центральные области РФ не только не ослаб, но и возрос на 45 процентов. Еще в начале 90-х существовала реальная угроза отделения обширного пространства от РФ и создания Дальневосточной республики. Сегодня эти настроения снова на подъеме. Если взять Сахалин, то здесь с советских времен население сократилось с 820 тысяч до 520 тыс.

В конце января 2007 года мы вместе с Юрием Крупновым объехали остров по приглашению одной из общественных патриотических групп. Увиденное нас поразило.

Путешествуя по Сахалину, то и дело натыкаешься на остатки великой советской цивилизации. Сколько же успел сделать СССР! Это сегодня область практически полностью зависит от добычи нефти и газа. В советские же времена ее экономика была вполне разнообразной. С тех пор как будто война по области прошлась.

До 1991 года здесь не только нефть, газ и уголь добывали. Работала процветающая рыбная промышленность. Начинала развиваться марикультура: выращивание биоресурсов. На берегу Анивской бухты, близ порта Корсакова на самом юге острова действовал уникальный завод по производству агар-агара из морской капусты. В перспективе же здесь развивался целый кластер индустрии по добыче биологически активных веществ из водорослей с огромным рынком сбыта в индустрии лекарств и пищевых добавок. Теперь завода нет. Курильские острова славны залежами дорогих металлов, так востребованных высокотехнологичной промышленностью всего мира. Но их никто не добывает. А лесная и лесоперерабатывающая промышленность? Еще в 80-е семь целлюлозно-бумажных комбинатов Сахалина снабжали первосортной бумагой не только собственную страну, но и Канаду, и Австралию. На сегодня не уцелел ни один.

Выезжаем из предместья Южно-Сахалинска, Хомутова. Здесь до сих пор стоят около шестисот фундаментов малоэтажных домов, заложенных еще в СССР. В конце восьмидесятых Советская власть сделала все, чтобы полностью решить жилищную проблему на острове в 2000-х годах. Ударными темпами возвели домостроительный комбинат ЗКПД-120, обеспечивавший ежегодный ввод в строй 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Появился проект индивидуальных домов, под которые при Горбачеве людям давались беспроцентные кредиты в 50 тысяч рублей. В ход пошли новые технологии строительства - с использованием уникальных теплоизолирующих, не поддающихся износу материалов из местного базальта. Дома рассчитывали делать энергоэфективными, со сниженными потерями тепла. Но СССР пал, взятые кредиты обесценились - и Хомутово так и не зпастроили. Новенький комбинат разобрали на металлолом.

Едем на юг. Провожатый, преподаватель Южносахалинского университета Александр Фомин рассказывает:

- В советские годы область давала один миллион тонн рыбы в год. Сегодня - едва 400 тысяч. Создавались рыборазводные заводы лососевых пород. На севере Сахалина стали разводить осетровую рыбу-калугу. А сейчас мы с вами проезжаем Соловьевку. Тут при СССР работало огромное звероводческое хозяйство, дававшее рынку отличные шкурки серебристых норок, голубых лисиц. Нашу продукцию тогда удостаивали премий на Лондонском аукционе. Зверьков откармливали разнорыбицей - отходами производства рыбной индустрии. Зверосовхозы давали до 46 тысяч шкурок ежегодно. Теперь все это уничтожено...

Фомин в конце 80-х состоял в партийно-советском руководстве области. Участвовал в разработке стратегического плана развития области. Именно тогда прорабатывался проект развития жирных сахалинских углей в Японию через модернизированный порт Шахтерск. Японцам и до сих пор выгоднее брать его здесь, а не волочь за тысячи миль из Австралии и США. Намечались планы строительства новых разрезов, учитывались даже угольные бурты, что оставили японцы во время их господства на Южном Сахалине в 1904-1905 годах. А что теперь? Угольщики бедствуют.

По дороге в Корсаков проезжаем заросшие молодыми деревьями, заброшенные поля. Остатки корпуса уникального СКБ "САМИ" (системы акустических морских исследований). "Скелет" так и недостроенного высшего морского училища для торгового флота. Брошенные радары ПВО. Чуть не забыли: когда-то на острове, этом важнейшем рубеже защиты русских земель на Тихом океане, стояли сильные части ПВО и авиации - противовес японцам и американцам. На Самушире (Курилы) строилась база подлодок, вырубленная в скале. В экономику Сахалина щедро вливались деньги и ресурсы оборонного бюджета СССР. Сегодня ПВО уничтожена, цепь радаров вдоль западного берега острова разобрана. Отсюда ушел Тихоокеанский флот. Кто остался? Немного пограничников да два мотострелковых полка, что в случае войны будут сметены ударами с воздуха. На самуширской базе ушлые федеральные "думцы" даже предлагали устроить хранилище радиоактивных отходов.

Мы словно идем сквозь призрачные очертания советского, имперского Сахалина. Такого, каким он мог быть в наши дни. А вокруг - хмурая постсоветская реальность. Нищета и безработица. Масса беспесрпективных поселков, где у людей нет работы. Умершие предприятия. Изношенная электроэнергетика.

Такова страшная плата за слом советского проекта. Теперь Сахалин почти полностью зависит от милости зарубежных инвесторов, разрабатывающих нефть и газ на севере острова. Да еще и от подачек федерального бюджета. Все расходы области на 2007 год - каких-то 20 миллиардов рублей. А вокруг - кричащее процветание. Богатая Япония за узким проливом. Бурно развивающиеся Корея и Китай. Зажиточная Аляска. Многоцветье стран-тихоокеанских "тигров". С морем неоновых огней, комплексами высокотехнологичных производств, башнями деловых небоскребов-плаз.

А вот и цель нашего путешествия: огромный, первый в РФ завод по сжижению природного газа, что строит консорциум "Сахалинская энергия". Отсюда превращенный в жидкость газ (СПГ) должен целиком идти га рынки США, Японии, Южной Кореи. Мы прибыли в новую реальность острова.

 

Скромное обаяние нового мирового порядка

 

Стройка поражает. И даже не отличной организацией, не техникой, не заморской аккуратностью и не максимально бережным отношением к местной природе. Нет, здесь ты воочию видишь глобальный мировой порядок. Тот, где русским отведена роль осваиваемой колонии, где и сами-то русские для этого практически не нужны.

Здесь все импортное. Здесь нет ничего, что сделано русскими руками. Техника - вся в иероглифах.

Время обеденного перерыва, по площадке движутся вереницы рабочих. Глаз выхватывает лишь несколько славянских лиц. Остальные - курносые, смуглые филиппинцы-монголоиды, усатые турки, индусы с кожей цвета темной глины, китайцы. Здесь есть корейцы и японцы. Но самый неприятный осадок остается от городка строителей. Здесь - ряды аккуратных домиков-бараков, навевающих мысли то ли о военном лагере римлян, то ли о лагерях недавнего прошлого. Здесь все разделены на касты. Вот эти серые домики - для рабочих, по восемь душ в комнате. Эти, светлые - для инженерно-технического состава, а вот те, красные - для менеджеров. По одному апартаменту на человека белой кости. И везде - плакаты, плакаты, плакаты на русском и английском. Какие-то стерильно-холодные. "Соблюдай законы РФ". "Сообщи о преступлении". "Безопасность прежде всего". И так далее...

В памяти почему-то всплывают картины огромного рабочего лагеря и титанической шахты на Золотом острове в романе А.Толстого "Гиперболоид инженера Гарина". Там, где они прогрызали кору Земли, пробиваясь к Оливиному поясу.

Сегодня все на острове зависит от проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". От иностранцев, добывающих энергоносители. И это - горькая, но неизбежная плата за развал СССР. Такая же, какой стал унизительный Брестский мир 1918 года. Пришедший в область заморский капитал работает на условиях соглашений о разделе продукции - СРП.

Еще в советские годы вдоль всего побережья Сахалина разведали богатейшие месторождения нефти и природного газа на шельфе, разделив их на девять блоков - Сахалин-1, -2 и т.д. Запасы энергоносителей здесь колоссальны.

Когда после 1991 года экономика острова рухнула, пришлось как-то спасаться. СРП на крайне выгодных для транснациональных корпораций условиях в 1994 году стали единственной возможностью хоть как-то выжить. Первыми ласточками стали проекты "Сахалин-1" (добыча нефти и газа корпорацией "Эксон-Мобил") и "Сахалин-2" (консорциум "Сахалинская энергия", созданный компаниями "Шелл", "Мицуи" и "Мицубиси"). Поясним, что по условиям СРП иностранцы, поставив на острове буровые платформы и экспортную инфраструктуру (трубопроводное хозяйство, специальная гавань, завод СПГ), какое-то время должны окупить затраченные средства, а затем начать расчеты с РФ по сложной системе. Сюда входит рента-роялти, 6 процентов от доходов консорциумов, и сие роялти первоначально делилось между бюджетами Сахалина и федерального центра. Здесь - часть добытой нефти и газа. А с остального иностранные инвесторы должны платить 32-процентный налог на прибыль. Самый большой на сегодня проект - "Сахалин-2" консорциума "Сахалин Энерджи". Именно он, поставив две огромных платформы у северо-западного побережья острова (а в перспективе будет и третья), протянул нитки газо- и нефтепровода по суше через весь Сахалин к поселку Пригородное, что в пятнадцати километрах от Корсакова. И там скоро заработают огромный завод СПГ и приемный терминал для нефти. А также - гигантский восьмисотметровый причал для судов-газовозов, вынесенный в море перпендикулярно берегу  и стоящий в пяти верстах от кромки земли комплекс для закачки нефти в танкеры. Весь газ, что пойдет сюда, уже законтрактован американцами, японцами и корейцами на двадцать лет вперед.

Представители "Сахалинской энергии" на строительстве встретили нас по-западному любезно. Устроили экскурсию. И пояснили на цветных слайдах: всего РФ получит за 35 лет работы проекта более 50 миллиардов долларов. К 2012-2013 годам консорциум окупит свои вложения и с того момента начнет полностью расплачиваться с РФ. Впрочем, роялти платится с первых шагов проекта. А примерно с 2013 года Сахалинская область по всем видам отчислений от "Сахалина-2" станет получать примерно 600 миллионов долларов в год в бюджет сверх всех остальных его доходов. То есть, примерно еще один нынешний бюджет. Примерно такие же поступления пойдут и от проекта "Сахалин-1". Словом, прольются на островитян дожди златыя.

Но, увы, это - лишь на первый взгляд.

 

Надежды на новый Сахалин

 

Действительно, с такой подпиткой область могла бы сформировать свой бюджет развития. Тем паче, что стратегическая программа развития Сахалина до 2020 года уже разработана губернскими властями.

Главная идея ее - развить на севере острова нефтегазохимический комплекс глубокой переработки. Дело в том, что в будущих проектах (от "Сахалина-3" и до "Сахалина-9") станет добываться весьма "жирный" природный газ. В нем есть и гелий, и этан. Все это можно перерабатывать в целую гамму полимеров и продуктов из полиэтилена. И, естественно, тут же перерабатывать и нефть. Сахалинская область сразу же получает второе дыхание, стабильные доходы бюджета и тысячи рабочих мест. Но это - лишь первый шаг. Увы, сейчас Сахалин изолирован от железных дорог остальной страны. Дальнейшим шагом становится строительство железной дороги в 450 км от города Комсомольск-на-Амуре до мыса Лазарева. Азатем - сооружение семикилометрового мостового перехода от мыса Лазарев до мыса Погиби на Сахалине, в самой узкой части Татарского пролива, отделяющего остров от материка.

Таким образом, Сахалин вписывается в национальную железнодорожную сеть, нефтегазохимическое производство становится намного более выгодным, а мостовая переправа загружается. В перспективе Япония может построить железнодорожный туннель между островом Хоккайдо и югом Сахалина, также подключившись к грандиозной транспортной системе РФ. Весь русский Дальний Восток в таком случае обретает новые перспективы.

По планам сахалинской администрации, параллельно на острове открываются рентабельные угольные разрезы, налаживается поставка угля в Японию. В Корсакове и на Курилах создается особая зона рыбной торговли - с биржами, режимом "порто-франко" и налоговыми льготами. Зачем? Чтобы побороть нынешний идиотизм: когда добытые в наших водах биоресурсы уходят в Корею и Японию. За годы с момента гибели СССР дальневосточные рыба, крабы и моллюски подарили фантастические доходы городам Вакканаю (Япония) и Пусану (Южная Корея). Там отечественные рыбаки сбывают уловы, там заправляют и ремонтируют суда. Сахалинцы же предлагают создать аналогичную зону у себя, возвращая в экономику России 1,5-2 миллиарда долларов ежегодно.

Таков костяк будущего Сахалина, основа его переосвоения. Обладая им, можно переселять на остров русских из стран СНГ, давая им приличную работу. Можно разорачивать в области новую промышленную политику: есть идея освобождать от налогов создаваемые заново (но не старые!) предприятия разных отраслей производства. На юге острова возможно развивать новое, малоэтажное домостроение на высоких технологиях.

А ведь, помимо инициативы администрации, есть еще и низовая, гражданская инициатива. Скажем, южносахалинский предприниматель Игорь Пищаев и его товарищи смогли создать государственно-частное партнерство для строительства газопоршневой теплоэлектростанции в Анивском районе, закладывая основы новой энергетики, независимой от РАО "ЕЭС". Есть отличные проекты развития экологического туризма, малоэтажного домостроения, сельского хозяйства нового типа. Вокруг каждого можно сформировать сплоченные "проектные команды", обнаруживая и поднимая людей с реальными организаторскими способностями и предпринимательской жилкой. Если Сахалин, например, начнет развиваться, то превратится в источник заказов для гидроавистароения, для создателей экранопланов из Нижнего Новогорода. Ведь придется, например, обеспечивать бесперебойную связь с Курильскими островами.

Все это можно сделать, опираясь на нефтегазовые доходы от первых проектов добычи сахалинских энергоносителей. Однако воплотятся ли эти надежды?

 

Плоды "сверхцентрализации"

 

Когда начинаешь говорить на эту тему, собеседники из областной администрации просят выключить диктофон и не ссылаться на источники. И немудрено: у области отняли источники развития. По первоначальным условиям проектов СРП роялти делилась так: 40 процентов - федеральному центру, 60 процентов - области. Но с 2003 года Москва произвольно изменила соотношение. Теперь нефтяное роялти на 95 процентов отбирается Москвой, а острову оставляется ошметок в 5 процентов. Если же брать добычу газа, то центр забирает роялти полностью!

То есть, Москва забирает максимум доходов. Но для чего? Чтобы положить их в Стабфонд, хранящийся в западных банках, в иностранных валютах и ценных бумагах? Чтобы развивать тем самым западные экономики? При этом федеральный центр никак не может разработать и принять стратегическую программу развития русского Дальнего Востока. Ибо если отбираешь доходы - то верни отобранное разумными инвестициями. А без единого плана развития ДВ не будет толку ни на Сахалине, ни в прочих регионах ДВ. Между тем, здесь нужны вложения не менее, чем в полтриллиона долларов, иначе мы просто потеряем Дальний Восток. Более того, программа развития новых центров экономического роста, по его словам, должна быть увязана с программой переселения соотечественников из стран СНГ. То есть, с программой нового заселения восточных рубежей России.

Но пока этого нет. Деньги просто отбираются, а областям в "либеральном духе" говорят: "Выживайте сами, как можете, привлекайте инвесторов". А как? Взять хотя бы создание нефтегазохимического комплекса на Сахалине. Чтобы составить проектно-сметную документацию по нему, необходимо затратить не менее 300 миллионов долларов (до 10 процентов от общей суммы инвестиций в проект). Но как это сделать, если на подобное уйдет годовой бюджет области?

Вообще, на Сахалине крепнут настроения в духе "Нас предали и бросили на произвол судьбы". Особую ненависть вызывает московское чиновничество. Дескать, все отнимает, а что взамен дает? Чтобы получить ассигнования из бюджета, нужно сделать 10-процентный теневой "откат". На встречах с общественностью люди то и дело с тоской вспоминают Сталина: мол, при нем, когда с 1945 года шло заселение Южного Сахалина и Курил, государство давало освобождение от налогов, обеспечивало нужные инвестиции в новые предприятия и социальную сферу.

Такие настроения сегодня присущи и Приморью, и Камчатке. Провал управленческой системы в Москве снова вызывает рост настроений в пользу создания Дальневосточной республики. Все чаще раздаются голоса о том, что федеральный центр ничего не может сделать для возрождения рыбодобывающей отрасли, для борьбы с износом энергетики и жилищно-коммунальной системы. Умные замечают, что при отделении от РФ вся предполагаемая Дальневосточная республика окажется в мгновение ока поделена между транснациональными корпорациями, что везде устроят "Сахалин-2". Но отчаяние может толкнуть население тихоокеанских регионов РФ на опрометчивый шаг.

Не будет ли разумнее оставить дальневосточникам ресурсы для развития и не отбирать все в центральную казну? А если Москва так боится разворовывания денег - то пусть посадит на места суровых контролеров. Ведь при нынешнем состоянии дел РФ продолжает терять свои восточные земли, по-прежнему выдавливая из них население. Еще немного такой политики - и Росфедерация окажется изгнанной из самого перспективного на сегодня района Тихого океана. А разгадка всех бед одна: отсутствие цельной стратегии развития страны плюс невероятная неэффективность и коррупционность системы государственной власти в РФ. Не секрет, что в Москве Дальний Восток норовят не замечать по принципу: "Оттуда все равно народ бежит, и вообще на него не стоит тратить сил, ибо 75 процентов населения РФ живет в европейской части страны".

Не разумнее ли заняться совсем другой политикой? Сочетая стратегические планы развития страны, инвестиции на плановых началах и жесткую санацию государственного аппарата? Пора осознать: сломав советскую систему развития ДВ, нынешняя Россия покамест не создала ничего взамен. Пора решительно браться за дело. В противном случае над Сахалином, Приморьем, Камчаткой, Чукоткой и Магаданом взовьются чужие флаги.

 

Форум.мск.ру 2007.02.19



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-