Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской
консервативной мысли
С.А. Анисимова
Остров
как спасение?
Этот фильм ждали давно. На фоне сериалов, анти-литературных
произведений, псевдо-христианских учений, разрушающих сознание российских
граждан, а в конечном итоге культурно-духовные традиции русской цивилизации, он
явился не только философским размышлением о настоящем и лживо-лукавом, но и –
подлинным откровением, вызвав прямо противоположные суждения, что
свидетельствует о его силе и глубине.
Подобно симфонии, в которой существует
главная и побочная части, в фильме присутствует несколько составляющих,
призванных пробудить осознание веры и безверия, любви и ненависти, добра и зла,
которые переплетаются в образах, как главных героев - старца Анатолия, отца
Филарета, отца Иова, так и во второстепенных – Тихона Петровича и его
бесноватой дочери, «вдовы», матери больного сына. В каждом из них в муках и радостях калейдоскопом проходят
размышления и страдания героев, разных по социальному статусу, профессиональной
принадлежности и по месту нахождения на дороге к Храму. Но все они, не взирая
на свои различия, в судьбоносные для себя периоды оказываются перед выбором,
который зависит не только от Божьего промысла, но и от деяния каждого из них,
как подобия Божьего, призванного, выполняя его заветы, внести свой вклад в мир
Создателя.
Несомненно, что главной темой картины является Вера -
основа христианской жизни, которая определяется нашим образом жизни и ее соответствием
учениям Иисуса Христа, Апостолов. Путь к Вере у каждого человека индивидуален.
Поэтому неслучайно создатели фильма выбрали очень непростой период в развитии
России – время царствования коммунистической идеологии, процветания атеизма,
что усиливает и обостряет человеческие страсти и поиск истины. Однако, несмотря на откровенное отрицание «советской» эпохи,
характерное для многих современных «творений» в области культуры, авторы
произведения продемонстрировали свое уважение к отечественной истории, подобно
художникам, написав яркими, образными мазками положительные стороны эпохи:
уважение и любовь народа к Родине (образ Тихона), добросовестное отношение к
работе (образ матери), нравственность (образ «вдовы»), веру (образ отца
Анатолия). В то же время, импрессионистки показав, что не все было так
замечательно в этот период, о чем свидетельствует сцена в чистой, протопленной
келье отца Филарета, возвращающего к жизни «черные доски», поход за которыми в
это же время искусно описал В.Солоухин; боязнь матери, которой отец Анатолий
предложил «прогулять» работу.
Создателям фильма удалось показать, что Вера и ее носители
(образы отца Филарета, отца Иова) не всегда тождественны, так как последние -
такие же грешные люди, охваченные, подчас, еще большими страстями, чем внешне
неверующие. Так, адмирал Тихон, с первого взгляда далекий от Церкви, как,
оказалось, обладает более глубокой верой, чем отец Анатолий: «Да давно
простил», - говорит он раздираемому внутренними противоречиями старцу. А
настоятель монастыря, призванный помогать грешным людям, подвержен страшным
искушениям (эпизод с одеялом, сапогами), от которых не меньше мучается и
страдает. Огромное, духовное воздействие на зрителя оказывают сцены исцеления
мальчика и лечение бесноватой - вера помогает героям фильма преодолеть
невозможное, вернуться к полноценной жизни, поверить в будущее.
Несомненно, что все вопросы, волнующие создателей фильма,
переплелись в образе старца Анатолия. И не только потому, что он сумел пройти
сложный путь - от своего грехопадения до служения Господу, мучаясь
воспоминаниями тридцатилетней давности, но и потому, что, с Его помощью, авторы
приглашают к размышлению над вечным вопросом - о смысле жизни. Отец Анатолий
считает, что его предназначение – в замаливании страшного греха, снятии тяжкого
креста, который он вынужден нести. Но оказалось, что Господь предотвратил
смерть соратника и наделил старца великим даром исцеления людей, способностью
творения добра. Интуитивно отец Анатолий это всегда ощущает: «Не пойму - почему
Господь через меня наставляет», - говорит он отцу Филарету. Но даже после
встречи с Тихоном, когда старец понял, что нет на нем грехоубийства, он не смог
осознать своего истинного предназначения – помогать людям. Вспоминается
бессмертное произведение Эсхила «Прометей прикованный», в котором автор ставит
вопрос о человеческом праве помимо воли Божьей и отвечает на него положительно.
Прометей за содеянное был наказан, но, пройдя испытания, был прощен, ибо сделал
великое дело – помог людям. К сожалению, старец Анатолий при всей его глубине и
силе служения Господу так и не понял, что он право имеет…
В легкой дымке растворился остров, навсегда поглотив отца
Анатолия с его братией, оставив зрителей с размышлениями о любви и счастье, о
вере и спасении.
Автор - член Президиума ЦК ООО «Родина. КРО»