Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.А. Анисимова

 

Остров как спасение?

 

Этот фильм ждали давно. На фоне сериалов, анти-литературных произведений, псевдо-христианских учений, разрушающих сознание российских граждан, а в конечном итоге культурно-духовные традиции русской цивилизации, он явился не только философским размышлением о настоящем и лживо-лукавом, но и – подлинным откровением, вызвав прямо противоположные суждения, что свидетельствует о его силе  и глубине.

Подобно симфонии, в которой существует главная и побочная части, в фильме присутствует несколько составляющих, призванных пробудить осознание веры и безверия, любви и ненависти, добра и зла, которые переплетаются в образах, как главных героев - старца Анатолия, отца Филарета, отца Иова, так и во второстепенных – Тихона Петровича и его бесноватой дочери, «вдовы», матери больного сына. В каждом из них в муках и радостях калейдоскопом проходят размышления и страдания героев, разных по социальному статусу, профессиональной принадлежности и по месту нахождения на дороге к Храму. Но все они, не взирая на свои различия, в судьбоносные для себя периоды оказываются перед выбором, который зависит не только от Божьего промысла, но и от деяния каждого из них, как подобия Божьего, призванного, выполняя его заветы, внести свой вклад в мир Создателя.

Несомненно, что главной темой картины является Вера - основа христианской жизни, которая определяется нашим образом жизни и ее соответствием учениям Иисуса Христа, Апостолов. Путь к Вере у каждого человека индивидуален. Поэтому неслучайно создатели фильма выбрали очень непростой период в развитии России – время царствования коммунистической идеологии, процветания атеизма, что усиливает и обостряет человеческие страсти и поиск истины. Однако, несмотря на откровенное отрицание «советской» эпохи, характерное для многих современных «творений» в области культуры, авторы произведения продемонстрировали свое уважение к отечественной истории, подобно художникам, написав яркими, образными мазками положительные стороны эпохи: уважение и любовь народа к Родине (образ Тихона), добросовестное отношение к работе (образ матери), нравственность (образ «вдовы»), веру (образ отца Анатолия). В то же время, импрессионистки показав, что не все было так замечательно в этот период, о чем свидетельствует сцена в чистой, протопленной келье отца Филарета, возвращающего к жизни «черные доски», поход за которыми в это же время искусно описал В.Солоухин; боязнь матери, которой отец Анатолий предложил «прогулять» работу.

Создателям фильма удалось показать, что Вера и ее носители (образы отца Филарета, отца Иова) не всегда тождественны, так как последние - такие же грешные люди, охваченные, подчас, еще большими страстями, чем внешне неверующие. Так, адмирал Тихон, с первого взгляда далекий от Церкви, как, оказалось, обладает более глубокой верой, чем отец Анатолий: «Да давно простил», - говорит он раздираемому внутренними противоречиями старцу. А настоятель монастыря, призванный помогать грешным людям, подвержен страшным искушениям (эпизод с одеялом, сапогами), от которых не меньше мучается и страдает. Огромное, духовное воздействие на зрителя оказывают сцены исцеления мальчика и лечение бесноватой - вера помогает героям фильма преодолеть невозможное, вернуться к полноценной жизни, поверить в будущее.

Несомненно, что все вопросы, волнующие создателей фильма, переплелись в образе старца Анатолия. И не только потому, что он сумел пройти сложный путь - от своего грехопадения до служения Господу, мучаясь воспоминаниями тридцатилетней давности, но и потому, что, с Его помощью, авторы приглашают к размышлению над вечным вопросом - о смысле жизни. Отец Анатолий считает, что его предназначение – в замаливании страшного греха, снятии тяжкого креста, который он вынужден нести. Но оказалось, что Господь предотвратил смерть соратника и наделил старца великим даром исцеления людей, способностью творения добра. Интуитивно отец Анатолий это всегда ощущает: «Не пойму - почему Господь через меня наставляет», - говорит он отцу Филарету. Но даже после встречи с Тихоном, когда старец понял, что нет на нем грехоубийства, он не смог осознать своего истинного предназначения – помогать людям. Вспоминается бессмертное произведение Эсхила «Прометей прикованный», в котором автор ставит вопрос о человеческом праве помимо воли Божьей и отвечает на него положительно. Прометей за содеянное был наказан, но, пройдя испытания, был прощен, ибо сделал великое дело – помог людям. К сожалению, старец Анатолий при всей его глубине и силе служения Господу так и не понял, что он право имеет…

В легкой дымке растворился остров, навсегда поглотив отца Анатолия с его братией, оставив зрителей с размышлениями о любви и счастье, о вере и спасении.

 

Автор - член Президиума ЦК ООО «Родина. КРО»


Реклама:
-