Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Г. Кипиани

 

Финансовая «афера века»

Кто кого кормит: сырьевики страну или страна сырьевиков?

 

Официальная пропаганда не устает убеждать граждан России в том, что страна живет в основном на доходы от экспортно-сырьевых и околосырьевых ресурсов (нефть, газ, металлы, древесина, морепродукты). Я утверждаю, что это ложь, и то, что создает такую иллюзию, является результатом манипуляций Центрального банка и Министерства финансов. Валютно-финансовую политику, проводимую ими последние 5 лет, иначе как "аферой века" назвать нельзя.

 

Половина беды

 

Возьмем для примера 2005 год. Экспорт России превысил 250 млрд. долларов. Владельцы этих средств - экспортеры - продали на внутреннем рынке около 220 млрд. долларов по цене в среднем 27 рублей за доллар, в результате чего получили около 6 трлн. рублей. Если бы ЦБ РФ на протяжении последних 5 лет не вмешивался в процесс валютных торгов, валютный курс доллара складывался бы на свободной рыночной основе и он был бы значительно ниже 27 рублей за доллар. В 2005 году он в среднем равнялся бы, например, 14 рублям за доллар. Экспортеры-сырьевики получили бы за проданную ими валюту не 6 трлн. рублей, а всего 3 трлн. Для того чтобы этого не произошло, Центробанк регулярно проводит неконтролируемую российским обществом эмиссию, то есть печатает не обеспеченные товарами и услугами деньги и транжирит их на валютной бирже в качестве крупнейшего покупателя валюты. Делается это в таком объеме, который обеспечивает по меньшей мере неослабление курса доллара США на валютном рынке. Например, в 2005 году ЦБ пришлось для этого купить около 70 млрд. долларов и заплатить за это около 2 трлн. рублей. Для этого понадобилось напечатать (эмитировать) порядка 1 трлн. рублей.

Удержав валютный курс доллара на уровне 27 рублей, денежные власти принудили всю страну покупать у сырьевиков доллары за двойную цену по сравнению с их рыночной стоимостью. То есть помимо ЦБ население страны прямо или косвенно выкупило у сырьевиков еще 150 млрд. долларов за 4 трлн. рублей, переплатив им, таким образом, 2 триллиона. Заметим, что в покупке валюты участвуют не только те, кто непосредственно покупает валюту, но и практически все, когда оплачивают услуги и продукцию, при производстве которых были произведены валютные затраты. Таким образом, в результате манипуляций Центробанка экспортерам-сырьевикам в 2005 году было переплачено приблизительно 3 трлн. рублей.

Но это только половина беды. Кроме того, цена на сырьевые и околосырьевые ресурсы внутри страны в этих условиях стремятся к уровню, в 2-3 раза превышающему тот, который должен был установиться на внутреннем рынке. Дело в том, что в условиях рыночной экономики одним из ограничителей цен на внутреннем рынке выступает цена аналогичного импортного товара. Например, если цемент в Болгарии стоит 50 долларов за тонну при курсе доллара 14 рублей за доллар, это составило бы 700 рублей за тонну цемента без учета транспортных расходов, импортной пошлины, налога на добавленную стоимость и прочих издержек (а вместе с ними - допустим 1400 рублей за тонну). А при курсе доллара вдвое выше, соответственно, цена болгарского цемента на российском рынке с учетом заработка импортеров установится уже на уровне, превышающем 3000 рублей за тонну, что позволит отечественным производителям цемента предлагать его по цене 3000 рублей за тонну. Более того, в силу некоторой специфики российского рынка (большие расстояния, искусственно поддерживаемый локальный монополизм, учет частных интересов закупщиков) бывает, что цена на тот же цемент может достигнуть в России и 4000 рублей за тонну, в то время как в Болгарии он будет стоить 5 долларов за тонну.

Таким образом, в результате проводимой ЦБ РФ политики население на внутреннем рынке переплачивает сырьевикам в 2-3 раза, а то и больше. Причем люди часто этого не понимают, так как большую часть сырьевых или околосырьевых ресурсов они непосредственно не покупают. Поэтому в основном возмущаются ценами на автомобильный бензин. В то же время они значительно переплачивают за газ, электричество, минеральные удобрения и дизельное топливо при покупке продовольственных товаров, оплате коммунальных услуг; за авиакеросин при покупке авиабилетов; за целлюлозу при покупке книг, газет, бумажных изделий; за цемент и другие стройматериалы при покупке или строительстве жилья; за мазут и уголь при оплате за отопление и так далее.

 

Счет на триллионы

 

Сложилась парадоксальная ситуация: если в мировом среднестатистическом продукте сырьевая составляющая не превышает 20% его стоимости, то в российском она порядка 50%. Это делает невозможной рентабельную работу перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства и многих производителей услуг. Предприятия разоряются, закрываются, люди теряют работу и заработки, производители - покупателей. Происходит разрушение и даже обвал внутренней экономики.

В результате на внутреннем рынке население переплачивает сырьевикам еще приблизительно 3 трлн. рублей, а значит, всего страна усилиями ЦБ переплатила в 2005 году сырьевикам приблизительно 6 трлн. рублей, что составило более трети внутреннего валового продукта России за тот год.

После этого, собирая налоги из фактически подаренных сырьевикам всем населением страны 6 трлн., Минфин делает вид, что собирает эти налоги с результатов их деятельности и забирает у них, например, 4 трлн. рублей. Оставшиеся у сырьевиков "шальные" 2 трлн. рублей образуют их сверхприбыль и изображаются как результат их высокого предпринимательского искусства, а также якобы естественной выгодности деятельности в сырьедобывающих отраслях России.

Эти деньги практически в экономику не возвращаются, а рождают нездоровый бум лишь в некоторых отдельных ее точках - таких, как фондовый рынок, рынок недвижимости, рынок иномарок, что на самом деле лишь вредит экономике, так как создает в ней антирыночные перекосы. Получается, что сырьевики, наносящие, в частности, огромный экологический ущерб стране, не только не платят никаких налогов, но, наоборот, получают дотацию от изнывающего в безденежье, а часто просто в нищете, российского населения в размере приблизительно 6 трлн. рублей в год. Еще 2 трлн. рублей Минфин забирает в виде налогов и сборов у несырьевой России. То есть в 2005 году фактически с населения страны собрали 8 трлн. рублей, а изобразили дело так, якобы со всей страны собрали всего лишь 2 трлн. рублей, а с сырьевиков - 4 трлн., и якобы именно они, сырьевики, и кормят всю страну.

Как это назвать по-другому, как не "аферой века"!

 

Фонд-фантом

 

Полагаю, министр финансов наверняка знает, что из полученных таким образом 6 трлн. рублей 1 триллион - это рубли, которые ЦБ напечатал позавчера, вчера их подарили сырьевикам, а сегодня забрали у них якобы в виде выплаченных ими налогов. Он понимает, что напечатанные и ничем не обеспеченные деньги пускать во внутреннюю экономику нельзя, ибо это вызовет высокую инфляцию. Однако сказать правду о происхождении этих денег населению и руководству страны не хочет. Поэтому выдумывает красивую сказку про заботу о будущем поколении и придумывает трюк с так называемым Стабилизационным фондом. Эмиссионные деньги складывает в Стабилизационный фонд, после чего глава Минфина Кудрин заявляет, что деньги из него нельзя тратить на внутреннем рынке, но не объясняет, что это просто эмиссионные деньги, предварительно пропущенные через покупку валюты у сырьевиков. Министр финансов предлагает тратить их лишь для новой покупки валюты с последующим приобретением иностранных ценных бумаг, то есть опять использовать их для поддержания курса иностранных валют на российском рынке, в 2-3 раза превышающем паритет их покупательной способности. Таким образом, рубли в Стабилизационном фонде - это деньги-фантом: их нет! А преподносится это как значительный успех финансовой политики, проводимой лучшим министром финансов всех времен и народов, сумевшим сберечь на "черный день" несколько триллионов рублей.

На самом деле вышеописанным трюком в таком фонде-фантоме можно собрать любую сумму в рублях. Для этого надо напечатать, например, такое количество триллионов рублей, использование которых позволит поднять курс доллара до заранее заданного уровня: допустим, 114 рублей за доллар (при рыночном курсе 14 рублей). Затем 100 рублей из каждых 114 забрать у продавцов валюты - сырьевиков в виде якобы налогов с их сверхприбыльной деятельности, отложить в бюджет те же 4 триллиона рублей (из расчета 27-28 рублей за доллар), а остальные сложить в Стабилизационный фонд-фантом. Там окажется два десятка триллионов рублей, а искусственный курс валюты будет 114 рублей за доллар. Можно и больше - сколько закажете!

Ни о каких будущих поколениях никто при этом не думает. Только об интересах сырьевиков. Попутно разрушается отечественное производство конечных продуктов высокой степени передела или в лучшем случае за отечественное производство выдается упаковочно-сборочно-расфасовочное производство. То есть в выигрыше также импортеры или конечной импортной продукции или близких к конечной продукции составляющих. Такая политика выгодна также банкирам, обслуживающим импорт и экспорт. То есть мы, перегнав в 2005 году 6 трлн. рублей из карманов 90% россиян на банковские счета 10%, построили экономику, выгодную экспортерам сырья, импортерам конечной продукции и банкирам.

Попутно лишили будущее поколение и будущего президента права на разумную эмиссионную политику - мощнейший инструмент государства, который должен очень аккуратно применяться в небольших объемах и использоваться в основном с целью перераспределения доходов в пользу малоимущих, а в некоторых особых случаях - в инвестиционных целях. Даже право на такую разумную эмиссию нынешние денежные власти отняли у будущих поколений, напечатав рубли за много лет вперед.

 

МН 2.02.07


Реклама:
-