Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Чичкин

 

МНОГОЛИКИЙ СЕПАРАТИЗМ

Его опасность усиливается в Якутии, Адыгее и Республике Марий Эл

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

 

С 27 ноября начала действовать резолюция комиссии по этническим и конфессиональным меньшинствам Европарламента, в которой содержатся рекомендации «призвать российское государство соблюдать права и учитывать интересы коренных народностей Саха-Якутии, некоторых североевропейских регионов РФ и черкесско-адыгских этносов».

Такие документы упомянутая комиссия вносит в Европарламент сразу после чтения жалоб, поступающих в эту организацию на реальные или мифические «этно-конфессиональные притеснения», что заранее формирует тональность предстоящего обсуждения. Резолюция, о которой идет речь, была принята в первой половине ноября в связи с недавним коллективным обращением 20-ти общественных организаций черкесов и адыго-шапсугов, обвинивших Россию в «давнем геноциде этих народов».

Получив этот документ, европарламентарии решили подойти к проблеме комплексно, инкорпорировав в резолюцию и свои прежние заявления по поводу отказа Кремля подписать Декларацию ООН в отношении российских финно-угров (2004, 2005 гг.), а также претензии в адрес РФ о соблюдении прав коренных народов (сентябрь 2006 г.).

Напомним, что эта Декларация, во-первых, подразумевает международное разбирательство, в том числе по линии ООН, жалоб, апелляций и тому подобных обращений со стороны коренных народов, а также рекомендует согласование экономических проектов в ареалах коренных народов с их представителями. По мнению России (а также Канады, Австралии и Новой Зеландии, которые также отказываются подписывать Декларацию), принятие на себя таких правовых обязательств усложнит межнациональную ситуацию в соответствующих регионах. В случае РФ речь идет, в первую очередь, о Якутии, а также, в перспективе, о национальных автономных округах Крайнего Севера.

Между тем, по информации, полученной из дипломатических и журналистских кругов, упомянутая комиссия Европарламента недавно получила некое письмо от жителей Якутии, в котором РФ и российский бизнес обвиняются «в экономической, исторической и гуманитарной ксенофобии в отношении коренных жителей Саха-Якутии». Напомним, что территория современной Якутии занимает значительную часть азиатской России, в пределах республики сосредоточено 60% общемировых запасов алмазов. При этом границы современной Якутии сформировались чисто административным путем в коммунистическое время. В 1920-годах к ней были присоединены обширные регионы соседних российских губерний (Иркутской и Хабаровской) – преимущественно с русским населением. А во второй половине 1950-х гг. якутская территория «дополучила» некоторые районы Красноярского края и Магаданской области, недра которых содержат олово, серебро, свинец, цинк.

В 1990-х годах руководство Якутии во главе с Михаилом Николаевым проводило откровенно сепаратистскую линию, однако и после его ухода и передачи власти Вячеславу Штырову прежний курс, хотя и в умеренной форме, находит свое продолжение. Характерно в этой связи, что в Якутии с каждым годом все торжественнее отмечают день национального суверенитета (27 сентября), причем в присутствии гостей не только из той же комиссии Европарламента, но и из США, Канады, Японии, Турции, Монголии, Норвегии, Финляндии, стран Балтии. По некоторым источникам, на празднике 27 сентября 2006 г. были представители, например, небезызвестного Института Катона (США), Арктического Совета, Международной ассоциации содействия тюркоязычным народам (Анкара), Международного комитета помощи коренным народам Арктики (Канада, г. Эдмонтон), Ассоциации взаимопомощи эскимосов (г. Готхоб, датская Гренландия). Их участие в торжествах носит, по некоторым данным, не только дипломатический, но и вполне конкретный финансовый смысл. Как известно, в рамках этих структур существуют спецфонды, предназначенные для содействия социально-экономическому развитию и обеспечения гуманитарных нужд «подведомственных» народов, по категории которых проходят и якуты. Есть мнение, что именно эти международные организации выступают в роли спонсоров реализуемых в Якутии «просветительских» программ, некоторые из которых формируют у этнических якутов комплекс национальной исключительности и социокультурные фобии по отношению к русским как нации и России как государству.

Особое внимание в этом контексте следует обратить на деятельность турецких «партнеров», организующих публикацию и доставку в Якутию материалов, перетолковывающих историю республики[1] в искаженном, тенденциозном ключе. Речь, в частности, идет о том, чтобы представить якутов, выступавших в роли естественных союзников русских землепроходцев на всем протяжении периода освоения Сибири и Дальнего Востока, в роли «соратников Кучума» и «борцов с агрессией Ермака». Под видом реконструкции «национальной идентичности» в республике также проводится активная деятельность по дискредитации Православия и реставрация языческих шаманских культов. Возрождение шаманизма имеет при этом ярко выраженную политическую окраску, стимулируя националистические и русофобские настроения.

Отметим также, что демографическая ситуация в Якутии тоже развивается в благоприятном для сепаратистских устремлений направлении. Так, по переписи 1989 года 35,3% тамошнего населения составляли якуты, 51% – русские и русскоязычные. По последней же переписи (2002 г.) доля якутского населения превысила 45% за счет эмиграции и физического вымирания русских и русскоязычных. По экспертным оценкам, в 2006 году доля якутов уже достигла 52%, а темпы сокращения русского и русскоязычного населения в республике ускоряются. Средний возраст неякутского населения там ныне перевалил за 55 лет, а якутского – не превышает 45 лет. Одновременно с 2002-2003 гг. учащаются случаи социально-экономической и религиозной дискриминации русского населения, особенно в отдаленных от г. Якутска районах. Большинство же прогнозов предрекает моноэтничность Саха-Якутии к 2010-2013 гг.

 

ФИННО-УГОРСКАЯ КАРТА

 

Под термином «Финно-угорские территории РФ» на Западе понимают обширные земли, в которые входят Карелия, Коми, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, многие районы Пермского края, Мурманской, Кировской, Архангельской, Костромской, Тверской, Вологодской, Ленинградской, Псковской, Свердловской, Челябинской областей. Их экономический потенциал – это примерно 35% лесного, около 40% металлургического (включая цветные и редкие металлы), до 30% химического и минимум 20% нефтегазового сырья России, почти половина целлюлозно-бумажных мощностей и около 60% мощностей химической промышленности РФ. Кроме того, Северо-Запад и Европейский Север России, да и Скандинавия с Эстонией связаны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком по стальным магистралям именно через российское «финно-угорье», где размещено также до половины общей протяженности экспортных нефте- и газопроводов в РФ. Так что экономическую и геополитическую значимость упомянутых территорий, и не только для России, трудно переоценить. Неспроста, к примеру, скандинавские фирмы намерены минимум на две трети финансировать строительство, образно говоря, «финно-угорского Транссиба» – почти 500-километровой железной дороги между Архангельской областью и Уралом («БЕЛКОМУР»: Белое море-Коми-Урал), стыкующейся с Транссибом и его ответвлениями.

Сегодня в России вполне легально действуют свыше 20 финно-угорских организаций, прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа. Наиболее крупные и влиятельные группировки российских финно-угров в настоящее время – это Тверская областная национально-культурная автономия тверских карел, национально-культурная автономия ингерманландских финнов Санкт-Петербурга, Марийский национальный конгресс, Общество вепской культуры, Молодежная ассоциация финно-угорских народов, ассоциация мокшанских женщин республики Мордовия «Юрхтава», Союз эрзянских женщин, мордовское просветительское общество «Масторава», Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш», Историко-культурное общество «Финляндия–Россия», Общество финской литературы, Союз родственных народов, Челябинский областной центр финно-угорской культуры, Челябинский городской центр мордовской культуры.

По данным созданного по инициативе Финляндии, Венгрии и Эстонии в первой половине 1990-х годов Всемирного конгресса финно-угорских народов, в российских регионах, где проживают эти народы, в последние годы быстро растет экономическое присутствие зарубежного «финно-угорья». По данным скандинавских и прибалтийских источников, только за январь-сентябрь 2006 г. их совокупные капиталовложения в экономику почти 20 «финно-угорских» субъектов Федерации увеличились в целом почти вдвое: это рекордный рост за столь короткое время в сравнении с другими зарубежными инвестициями там же.

Антироссийские же акции зарубежных борцов за права финно-угров в РФ вблизи российских посольств, вдохновленных соответствующими решениями Европарламента 2004 и 2005 годов, стали уже традицией.

Одновременно в Финляндии, Швеции, Эстонии и Венгрии с 2004-2006 гг. демонстративно отмечаются, и не только тамошними финно-угорскими организациями, но и многими местными политическим партиями (включая, например, «великофинляндские» группировки, шведско-норвежско-западно-украинское «Общество имени Карла XII и гетмана Мазепы») исторические даты, связанные с историей Новгородской Республики, включавшей почти все финно-угорские территории нынешней России и часть нынешних Тверской, Ярославской, Владимирской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областей. Плюс ко всему, некоторые скандинавские, венгерские и эстонские туристические компании, размещают в последнее время в РФ «свои» турфирмы, специализирующиеся именно на финно-угорских территориях России, а в идейно-историческом плане пропагандирующие финно-угорские корни современного российского государства.

На этом фоне предпринимаются активнее попытки «транснационализации» проблем в регионах, где проживают финно-угорское население. Яркий пример тому – республика Марий Эл.

Финская газета «Хельсингин Саномат», наиболее близкая к зарубежным финно-угорским группировкам, еще 11 марта 2005 г., ссылаясь на официальные источники в руководстве Евросоюза, сообщила, что «Европарламент направил запрос в Государственную Думу РФ по поводу ущемления прав коренного населения Марийского региона. В планах Европарламента – принятие экстренной резолюции в защиту коренного населения республики и составление плана мероприятий с целью улучшения условий жизни финно-угорских национальных меньшинств в России». Газета напомнила, что «в прошлом году марийское население начало активно выражать свое недовольство политикой президента республики Марий Эл Леонида Маркелова, сторонника Владимира Жириновского и "фаворита" Кремля».

Что касается разрабатываемого Европарламентом плана «помощи» марийцам, то официально он пока не представлен. Но резолюция этой структуры в поддержку марийского сепаратизма была принята 12 мая 2005 г. («О положении с правами человека и основами демократии в республике Марий Эл»). В ней, в частности, «осуждаются преследования и нападения на независимых журналистов в этой республике», содержатся призывы к российским властям «расследовать подобные факты и наказать виновных, прекратить политические гонения, воздерживаться от необоснованного политического вмешательства в дела образовательных и культурных учреждений, выполнять международные обязательства по сохранению и развитию языков и культур меньшинств…». А 14 ноября 2004 г. Европарламент в своем письме в адрес МИДа и Госдумы РФ рекомендовал «способствовать соблюдению прав коренных этносов северных и северо-западных регионов России», в числе которых финно-угорские.

 

АДЫГСКИЙ УЗЕЛ

 

В середине октября адыгские организации не только России, но и Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Канады, Германии, Бельгии и Нидерландов (всего 20 организаций) обратились в Европарламент, ни много ни мало, с коллективной просьбой… о признании геноцида черкесского народа в XVIII-XIX столетиях – во время Кавказской войны и после нее!.. Как все это связано с политическим кризисом и сменой власти в Адыгее? Какую роль во всем этом сыграло окружение теперь уже бывшего главы республики? Еще в 2001 году, побывав в Адыгее, автор этих строк обратил внимание на географические карты этого региона в школьных учебниках. В «адыгейский» цвет было закрашено почти все черноморское побережье России и, в придачу, свыше трети региона между г. Краснодар и черноморским побережьем РФ. Внизу такой карты была сноска: «места проживания адыгов и родственных им этносов». А в 2005-м около 20 адыгейских политиков, в том числе 10 родственных адыгам шапсугов (эта народность проживает в регионе Туапсе-Сочи-Красная Поляна-Адлер) обратились к Президенту РФ, Европарламенту и администрациям Адыгеи и Краснодарского края с просьбой присоединить районы компактного проживания шапсугов к Адыгее на правах национально-автономного округа. В письме утверждалось, что, дескать, притеснения шапсугов в Краснодарском крае усиливаются, а их контакты с Абхазией, родственной шапсугам Адыгеей и с другими республиками Северного Кавказа насильственно ограничиваются.

Как утверждается в обращении в Европарламент, «сегодня на земле своих предков адыги, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги общей численностью около 700 тыс. человек… обладают не более 20-25% от ранее занимаемой исторической территории… За 142 года после окончания Русско-Кавказской войны (т.е. с 1864 г., когда последний адыгский отряд был пленен русскими войсками вблизи южноадыгейского г. Хаджох. – Прим. А.Ч.) Россия неоднократно меняла свое политическое устройство, но отношение к черкесским народам оставалось неизменным: это, в первую очередь, насильственная культурная ассимиляция оставшегося коренного населения на своей исторической территории и запрет на возвращение изгнанных с Северо-Западного Кавказа черкесов…». Предлагается создать международную комиссию по изучению ситуации и «обязать» Россию «начать восстановление законных прав коренных северокавказских народов». Хотя пока не конкретизировано, что подразумевается под «обеспечением территориальных прав адыго-шапсугов», резонно предположить, что главное – дать «пространство» проблеме, да и пропаганде. Во всяком случае, в уже цитированном документе предложено восстановить взаимные границы северокавказских республик друг с другом (пока Адыгея «отделена» от Абхазии и Карачаево-Черкесии Краснодарским краем, а Карачаево-Черкесия от Кабардино-Балкарии – Ставропольем) и предотвратить «поглощение» Адыгейской республики Краснодарским краем.

Обсуждение ситуации именно в рамках проблематики «геноцида» (а не в рамках традиционного «попрания прав», как, например, по финно-угорской или якутской тематике) предполагает более длительное обсуждение проблемы, причем с обязательным участием «истцов», частые выезды представителей Европарламента на Северный Кавказ на длительные сроки, их встречи с представителями организаций-«жалобщиков» и т.п. Очевидно, что в политическом плане такое развитие дестабилизирует обстановку на Северном Кавказе, в том числе потому, что «европрисутствие» в столь значимом регионе будет косвенно стимулировать местный сепаратизм. Отметим, что именно через адыго-шапсугские районы проложены евроазиатские нефтепроводы (из Азербайджана и Казахстана) к Новороссийску и Туапсе, что, естественно, рискует трансформировать ситуацию не только в некое «транснациональное» разбирательство, но и в сокращение зарубежных инвестиций в расширение нефтеэкспортных терминалов

Характерно, что группы шапсугов одновременно обратились к администрациям городов Сочи и Туапсе и примыкающих к этим городам районов с просьбой освободить их от уплаты налога на землю, ибо проживают они на «землях своих предков». Дубликат той же просьбы направлен в Госдуму РФ. Несколькими месяцами ранее оргкомитет созванного в июле 2006 г. в Майкопе Чрезвычайного съезда адыгейского народа (там преобладали националистически настроенные деятели, в том числе из близкого «окружения» экс-президенты Адыгеи Аслана Джаримова, выступил против празднования 150-летия основания столицы Адыгеи Майкопа, провозгласив тем самым свою, можно сказать, «национальную оппозиционность» и федеральным, и краснодарским властям. Съезд выразил, в частности, мнение, что «в качестве даты основания города брать время закладки крепости, откуда во время Русско-Кавказской войны (1857-1864 гг.) осуществлялись военные экспедиции против местного коренного населения, недопустимо. Тем более нельзя игнорировать и многочисленные исторические свидетельства о существовании на данном месте города задолго до основания там же русской крепости».

Как видим, северокавказский детонатор тоже востребован сценаристами и режиссерами раскола России. По имеющейся информации, адыгейская диаспора в Иордании и, особенно, в Турции периодически инициирует антироссийские кампании, в том числе с обращениями к ООН (как в 1992, 1996, 2002 гг.), к Европарламенту, Европейскому суду по правам человека, «Международной Амнистии». Получается, что за поддержку Россией Абхазии международное адыго-черкесское сообщество платит ей сепаратистскими акциями в границах самой РФ.

 

2.12.2006



[1] Необходимо отметить, что создание коммунистической властью на территории Государства Российского «этнических республик», превращенных ими в «союзные» или «автономные», а затем преобразование РСФСР в «федерацию», учиненное ельцинскими заговорщиками, нельзя оценивать иначе как умышленные подрывные акции в целях разрушения российской государственности.


Реклама:
-