Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской
консервативной мысли
А. Чичкин
МНОГОЛИКИЙ СЕПАРАТИЗМ
Его опасность
усиливается в Якутии, Адыгее и Республике Марий Эл
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
С 27 ноября начала действовать резолюция комиссии по
этническим и конфессиональным меньшинствам Европарламента, в которой содержатся
рекомендации «призвать российское государство соблюдать права и учитывать
интересы коренных народностей Саха-Якутии, некоторых североевропейских регионов
РФ и черкесско-адыгских этносов».
Такие документы упомянутая комиссия вносит в Европарламент
сразу после чтения жалоб, поступающих в эту организацию на реальные или
мифические «этно-конфессиональные притеснения», что
заранее формирует тональность предстоящего обсуждения. Резолюция, о которой
идет речь, была принята в первой половине ноября в связи с недавним
коллективным обращением 20-ти общественных организаций черкесов и адыго-шапсугов, обвинивших Россию в «давнем геноциде этих
народов».
Получив этот документ, европарламентарии
решили подойти к проблеме комплексно, инкорпорировав в резолюцию и свои прежние
заявления по поводу отказа Кремля подписать Декларацию ООН в отношении
российских финно-угров (2004, 2005 гг.), а также
претензии в адрес РФ о соблюдении прав коренных народов (сентябрь
Напомним, что эта Декларация, во-первых, подразумевает
международное разбирательство, в том числе по линии ООН, жалоб, апелляций и
тому подобных обращений со стороны коренных народов, а также рекомендует
согласование экономических проектов в ареалах коренных народов с их
представителями. По мнению России (а также Канады, Австралии и Новой Зеландии,
которые также отказываются подписывать Декларацию), принятие на себя таких
правовых обязательств усложнит межнациональную ситуацию в соответствующих
регионах. В случае РФ речь идет, в первую очередь, о Якутии, а также, в
перспективе, о национальных автономных округах Крайнего Севера.
Между тем, по информации, полученной из дипломатических и
журналистских кругов, упомянутая комиссия Европарламента недавно получила некое
письмо от жителей Якутии, в котором РФ и российский бизнес обвиняются «в
экономической, исторической и гуманитарной ксенофобии в отношении коренных
жителей Саха-Якутии». Напомним, что территория современной Якутии занимает
значительную часть азиатской России, в пределах республики сосредоточено 60%
общемировых запасов алмазов. При этом границы современной Якутии сформировались
чисто административным путем в коммунистическое время. В 1920-годах к ней были
присоединены обширные регионы соседних российских губерний (Иркутской и
Хабаровской) – преимущественно с русским населением. А во второй половине
1950-х гг. якутская территория «дополучила» некоторые районы Красноярского края
и Магаданской области, недра которых содержат олово, серебро, свинец, цинк.
В 1990-х годах руководство Якутии во главе с Михаилом
Николаевым проводило откровенно сепаратистскую линию, однако и после его ухода
и передачи власти Вячеславу Штырову прежний курс,
хотя и в умеренной форме, находит свое продолжение. Характерно в этой связи,
что в Якутии с каждым годом все торжественнее отмечают день национального
суверенитета (27 сентября), причем в присутствии гостей не только из той же
комиссии Европарламента, но и из США, Канады, Японии, Турции, Монголии,
Норвегии, Финляндии, стран Балтии. По некоторым источникам, на празднике 27
сентября
Особое внимание в этом контексте следует обратить на
деятельность турецких «партнеров», организующих публикацию и доставку в Якутию
материалов, перетолковывающих историю республики[1]
в искаженном, тенденциозном ключе. Речь, в частности, идет о том, чтобы
представить якутов, выступавших в роли естественных союзников русских
землепроходцев на всем протяжении периода освоения Сибири и Дальнего Востока, в
роли «соратников Кучума» и «борцов с агрессией
Ермака». Под видом реконструкции «национальной идентичности» в республике также
проводится активная деятельность по дискредитации Православия и реставрация
языческих шаманских культов. Возрождение шаманизма имеет при этом ярко
выраженную политическую окраску, стимулируя националистические и русофобские
настроения.
Отметим также, что демографическая ситуация в Якутии тоже
развивается в благоприятном для сепаратистских устремлений направлении. Так, по
переписи 1989 года 35,3% тамошнего населения составляли якуты, 51% – русские и
русскоязычные. По последней же переписи (
ФИННО-УГОРСКАЯ КАРТА
Под термином «Финно-угорские территории РФ» на Западе
понимают обширные земли, в которые входят Карелия, Коми, Ханты-Мансийский,
Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия,
многие районы Пермского края, Мурманской, Кировской, Архангельской,
Костромской, Тверской, Вологодской, Ленинградской, Псковской, Свердловской,
Челябинской областей. Их экономический потенциал – это примерно 35% лесного,
около 40% металлургического (включая цветные и редкие металлы), до 30%
химического и минимум 20% нефтегазового сырья России, почти половина
целлюлозно-бумажных мощностей и около 60% мощностей химической промышленности
РФ. Кроме того, Северо-Запад и Европейский Север
России, да и Скандинавия с Эстонией связаны с Уралом, Сибирью и Дальним
Востоком по стальным магистралям именно через российское «финно-угорье»,
где размещено также до половины общей протяженности экспортных нефте- и газопроводов в РФ. Так что экономическую и
геополитическую значимость упомянутых территорий, и не только для России,
трудно переоценить. Неспроста, к примеру, скандинавские фирмы намерены минимум
на две трети финансировать строительство, образно говоря, «финно-угорского
Транссиба» – почти 500-километровой железной дороги между Архангельской
областью и Уралом («БЕЛКОМУР»: Белое море-Коми-Урал), стыкующейся с Транссибом
и его ответвлениями.
Сегодня в России вполне легально действуют свыше 20
финно-угорских организаций, прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа.
Наиболее крупные и влиятельные группировки российских финно-угров
в настоящее время – это Тверская областная национально-культурная автономия
тверских карел, национально-культурная автономия ингерманландских
финнов Санкт-Петербурга, Марийский национальный конгресс, Общество вепской культуры, Молодежная ассоциация финно-угорских
народов, ассоциация мокшанских женщин республики
Мордовия «Юрхтава», Союз эрзянских женщин, мордовское
просветительское общество «Масторава», Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш»,
Историко-культурное общество «Финляндия–Россия», Общество финской литературы,
Союз родственных народов, Челябинский областной центр финно-угорской культуры,
Челябинский городской центр мордовской культуры.
По данным созданного по инициативе Финляндии, Венгрии и
Эстонии в первой половине 1990-х годов Всемирного конгресса финно-угорских
народов, в российских регионах, где проживают эти народы, в последние годы
быстро растет экономическое присутствие зарубежного «финно-угорья».
По данным скандинавских и прибалтийских источников, только за январь-сентябрь
Антироссийские же акции зарубежных борцов за права финно-угров в РФ вблизи российских посольств, вдохновленных
соответствующими решениями Европарламента 2004 и 2005 годов, стали уже
традицией.
Одновременно в Финляндии, Швеции, Эстонии и Венгрии с
2004-2006 гг. демонстративно отмечаются, и не только тамошними финно-угорскими
организациями, но и многими местными политическим партиями (включая, например,
«великофинляндские» группировки, шведско-норвежско-западно-украинское
«Общество имени Карла XII и гетмана Мазепы») исторические даты, связанные с
историей Новгородской Республики, включавшей почти все финно-угорские
территории нынешней России и часть нынешних Тверской, Ярославской,
Владимирской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областей. Плюс ко всему,
некоторые скандинавские, венгерские и эстонские туристические компании,
размещают в последнее время в РФ «свои» турфирмы,
специализирующиеся именно на финно-угорских территориях России, а в
идейно-историческом плане пропагандирующие финно-угорские корни современного
российского государства.
На этом фоне предпринимаются активнее попытки «транснационализации» проблем в регионах, где проживают
финно-угорское население. Яркий пример тому – республика Марий Эл.
Финская газета «Хельсингин Саномат», наиболее близкая к зарубежным финно-угорским
группировкам, еще 11 марта
Что касается разрабатываемого Европарламентом плана
«помощи» марийцам, то официально он пока не представлен. Но резолюция этой
структуры в поддержку марийского сепаратизма была принята 12 мая
АДЫГСКИЙ УЗЕЛ
В середине октября адыгские организации не только России,
но и Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Канады, Германии, Бельгии и
Нидерландов (всего 20 организаций) обратились в Европарламент, ни много ни
мало, с коллективной просьбой… о признании геноцида черкесского народа в
XVIII-XIX столетиях – во время Кавказской войны и после нее!.. Как все это
связано с политическим кризисом и сменой власти в Адыгее? Какую роль во всем
этом сыграло окружение теперь уже бывшего главы республики? Еще в 2001 году,
побывав в Адыгее, автор этих строк обратил внимание на географические карты
этого региона в школьных учебниках. В «адыгейский» цвет было закрашено почти
все черноморское побережье России и, в придачу, свыше трети региона между г.
Краснодар и черноморским побережьем РФ. Внизу такой карты была сноска: «места
проживания адыгов и родственных им этносов». А в
2005-м около 20 адыгейских политиков, в том числе 10 родственных адыгам шапсугов (эта народность проживает в регионе Туапсе-Сочи-Красная Поляна-Адлер) обратились к Президенту
РФ, Европарламенту и администрациям Адыгеи и Краснодарского края с просьбой присоединить
районы компактного проживания шапсугов к Адыгее на правах
национально-автономного округа. В письме утверждалось, что, дескать,
притеснения шапсугов в Краснодарском крае усиливаются, а их контакты с
Абхазией, родственной шапсугам Адыгеей и с другими республиками Северного
Кавказа насильственно ограничиваются.
Как утверждается в обращении в Европарламент, «сегодня на
земле своих предков адыги, кабардинцы, черкесы,
адыгейцы, шапсуги общей численностью около 700 тыс. человек… обладают не более
20-25% от ранее занимаемой исторической территории… За 142 года после
окончания Русско-Кавказской войны (т.е. с
Обсуждение ситуации именно в рамках проблематики «геноцида»
(а не в рамках традиционного «попрания прав», как, например, по финно-угорской
или якутской тематике) предполагает более длительное обсуждение проблемы,
причем с обязательным участием «истцов», частые выезды представителей
Европарламента на Северный Кавказ на длительные сроки, их встречи с
представителями организаций-«жалобщиков» и т.п. Очевидно, что в политическом
плане такое развитие дестабилизирует обстановку на Северном Кавказе, в том
числе потому, что «европрисутствие» в столь значимом
регионе будет косвенно стимулировать местный сепаратизм. Отметим, что именно
через адыго-шапсугские районы проложены евроазиатские
нефтепроводы (из Азербайджана и Казахстана) к Новороссийску и Туапсе, что,
естественно, рискует трансформировать ситуацию не только в некое
«транснациональное» разбирательство, но и в сокращение зарубежных инвестиций в
расширение нефтеэкспортных терминалов
Характерно, что группы шапсугов одновременно обратились к
администрациям городов Сочи и Туапсе и примыкающих к этим городам районов с
просьбой освободить их от уплаты налога на землю, ибо проживают они на «землях
своих предков». Дубликат той же просьбы направлен в Госдуму РФ. Несколькими
месяцами ранее оргкомитет созванного в июле
Как видим, северокавказский детонатор тоже востребован
сценаристами и режиссерами раскола России. По имеющейся информации, адыгейская
диаспора в Иордании и, особенно, в Турции периодически инициирует
антироссийские кампании, в том числе с обращениями к ООН (как в 1992, 1996,
2002 гг.), к Европарламенту, Европейскому суду по правам человека,
«Международной Амнистии». Получается, что за поддержку Россией Абхазии
международное адыго-черкесское сообщество платит ей сепаратистскими акциями в
границах самой РФ.
2.12.2006
[1] Необходимо отметить, что создание коммунистической властью на территории Государства Российского «этнических республик», превращенных ими в «союзные» или «автономные», а затем преобразование РСФСР в «федерацию», учиненное ельцинскими заговорщиками, нельзя оценивать иначе как умышленные подрывные акции в целях разрушения российской государственности.