Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

И. Карлинский

 

Союз устоял де-юре

 

Новогодний энергетический конфликт между РФ и БР, ознаменовавший собой новую веху в отношениях двух стран, связанных узами Союзного государства, можно считать завершенным. Поздно вечером 12 января (а могло быть и 13-го) премьеры Фрадков и Сидорский после 16-ти часов переговоров подписали соглашение, направленное на урегулирование ситуации с поставками в Белоруссию российской нефти и ее транзита в Европу. Заключив практически с боем курантов 31 декабря контракт о поставках газа, нефтяной спор стороны не могли разрешить почти до Старого Нового года. Можно констатировать, что Москва пошла навстречу Минску, приняв во внимание скромные финансовые возможности своего соседа, при этом защитив себя от возможного «повторения пройденного».

 

С чего все началось

 

Нефтяная проблема назревала задолго до конца 2006 года. С 1995 года, по условиям договора о Таможенном союзе, российская нефть поставлялась в Белоруссию беспошлинно. При этом существовал ряд договоренностей о разделе доходов от экспорта Белоруссией переработанной российской нефти. Заключались они в следующем: 85% от экспортной пошлины на нефтепродукты, установленной на внешней границе Белоруссии, должны были зачисляться в бюджет РФ, и лишь 15% — в бюджет РБ. Но с 1998 года Минск начал систематически их нарушать, а в 2001 году и вовсе вышел из этого соглашения.

В результате, по словам главы Минпромэнерго РФ Христенко, трубопровод «Дружба» для России стал «оффшором и пылесосом, который создал абсолютно необоснованным образом преимущества» для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам министра, ежегодные потери российского бюджета составляли порядка $3-4 млрд. В сентябре прошлого года, дабы как-то исправить положение, российская сторона подготовила новое соглашение по старой схеме раздела доходов: 85% к 15%, и передала его в Минск. Но понимания не нашла. Белоруссия сначала предложила «зеркальный вариант» — 15 к 85, затем – 50% на 50%. Москву такие варианты устроить не могли, и Минск был заблаговременно (в конце ноября) уведомлен о введении таможенной пошлины на вывоз сырой нефти с 1 января 2007 года в размере пошлины, взимаемой РФ с экспортных поставок черного золота в дальнее зарубежье (на сегодняшний день она составляет $180,5 за тонну). В декабре соответствующее постановление подписал Фрадков, а с начала года пошлина вступила в силу.

Но Белоруссия нашла симметричный ответ и объявила о введении пошлины на транзит российской нефти в размере $45 за тонну. Согласно постановлению Совмина РБ, ее плательщиком была определена АК «Транснефть», которая должна была вносить пошлину до перекачки, и, в соответствии с документом, несла ответственность перед белорусским налоговым законодательством. Это «нововведение», беспрецедентное в мировой практике (транзит пошлинами никогда и нигде не облагался), Россия назвала незаконным, и заявила об отказе платить пошлину.

 

Ситуация зашла в тупик

 

Минск, в свою очередь, начал забирать транзитную нефть в погашение задолженности по этому сбору (было откачено 79 тыс. тонн), после чего РФ полностью остановила транзит через Белоруссию, на который приходится две пятых всего российского нефтяного экспорта или около 80 млн тонн в год. То есть, фактически сложилась ситуация, аналогичная прошлогоднему газовому конфликту с Украиной.

Стоит отметить, что остановка «Дружбы» ударила и по другим импортерам российской нефти. Пострадали крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в Германии и странах Восточной Европы. К примеру, Венгрия вообще была вынуждена пойти на крайнюю меру – открыть стратегические нефтяные хранилища. Имиджу РФ был нанесен серьезный урон. В связи со спором между Москвой и Минском Европейский Союз выразил сомнение в надежности России как поставщика энергоресурсов и призвал немедленно возобновить поставки. Ситуация зашла в тупик.

 

Переговоры начались

 

Стороны начали переговоры, но было понятно – пока Минск не отменит транзитную пошлину, они ни к чему не приведут. Только после телефонного разговора лидеров двух стран – Путина и Лукашенко, которые приняли решение поручить своим премьерам урегулировать вопрос, 9 января Совмин РБ отменил свое же постановление о введении пошлина за транзит российской нефти. Отобранная нефть была пущена в Европу, после чего начались и прерванные поставки в РБ. Но точку еще предстояло поставить.

На следующий день глава Совмина Сидорский вылетел в Москву. В это время в Минэкономразвития переговоры продолжались. Сначала их вели замглавы МЭРТ Савельев и вице-премьер РБ Кобяков, затем российская сторона усилилась главой экономического ведомства Грефом. А еще позже в министерство прибыл и Сидорский. В МЭРТ стороны должны были разрешить основные разногласия и приехать в Дом правительства РФ уже готовые к подписанию соглашений. Но не получилось: в Белый дом делегации прибыли на 5 часов позже запланированного, после чего заседали до глубокой ночи, чтобы прерваться на сон и снова продолжить.

Открывая встречу на уровне премьеров, Фрадков призвал найти сбалансированные решения, и заявил, что готов предложить варианты, «понятные и государству и бизнесу». Фрадков отметил конструктивность своего сотрудничества с Сидорским, и то, что это взаимодействие поможет решить проблему с учетом имеющегося опыта. При этом, заметил премьер РФ, в последнее время «что-то не сработалось». Весь следующий день также прошел в переговорах: премьеры беседовали один на один, потом — в расширенном составе, затем делегации разбивались на группы «по интересам», и снова воссоединялись. Ключевой вопрос был нефтяной, но затрагивались и другие проблемы экономического сотрудничества.

 

Терпение и труд все перетрут

 

Лишь поздно вечером главы правительств объявили о принятых решениях и подписали соглашение об урегулировании конфликта. Условия договоренностей следующие: РФ будет взимать с Белоруссии пошлину за экспорт нефти, устанавливаемую с применением согласованного коэффициента к вывозной таможенной пошлине, установленной Россией для дальнего зарубежья. В 2007 году этот коэффициент составит 0,293, в 2008 — 0,335, в 2009 году — 0,356. Таким, образом, из расчета, что экспортная пошлина на нефть в РФ составляет $180,5 (она пересматривается каждые два месяца с учетом мировых цен на российскую нефть), в январе пошлина для Белоруссии составит $53.

Кроме того, на внешней границе РБ устанавливается экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, соответствующие уровню экспортной пошлины РФ для третьих стран. Те же $180,5 за тонну для сырой нефти, и примерно $108 (средняя пошлина на экспорт российских нефтепродуктов, в том числе – сжиженный газ) для переработанной. Раздел доходов от переработанной нефти согласован в следующих пропорциях: 70% к 30% в 2007 году, 80% к 20% в 2008-м и 85% к 15% — в 2009-м. Замглавы Минфина Шаталов, участвовавший в переговорах, сообщил журналистам, что рассматривался вариант, когда РФ полностью забирала бы себе эти доходы, а оговоренную часть выделяла Белоруссии в виде бюджетной ссуды. Но в итоге был принял первый вариант.

 

А каковы гарантии?

 

По условиям соглашения в случае его невыполнения белорусской стороной РФ в одностороннем порядке вводит пошлины в размере $180 за тонну. Экспорт сырой нефти, как российской, так и собственной, становится для Белоруссии занятием совсем невыгодным: как пояснил министр финансов РФ Кудрин, экспортную пошлину, которую Минск получит, ему придется заплатить России целиком. Но главной гарантией для России будет пошлина, взимаемая на границе двух стран – какова бы ни была экономическая ситуация в Белоруссии, от ее уплаты уклониться будет невозможно. Таким образом, РФ перестанет нести убытки, даже если Минск снова решит нарушить соглашения.

«Первым предупреждением для них (Белоруссии) станет $1 млрд в год (эта сумма с учетом экспортной пошлины в $53 из расчета 20 млн тонн нефти в год), если они нарушат пункты положения еще раз, то в полном объеме вводятся полные ставки экспортной пошлины», — сказал Кудрин. Кроме того, как считает министр, Россия в результате этих договоренностей сможет компенсировать порядка $1,58 млрд из $4 млрд потерь, которые она ежегодно несла из-за отсутствия экспортной пошлины и нарушений соглашений белорусской стороной.

 

Навстречу друг другу

 

По итогам переговоров Фрадков заявил, что сторонам удалось принять «сбалансированное решение» и найти «общий подход». «Значительная сумма остается в экономике Республики Беларусь, что, по нашей оценке, соответствует той линии, которую мы проводим в рамках союзнических отношений, неся обязательства по поддержанию экономики Белоруссии и обеспечивая эффективное развитие торгово-экономических отношений между нашими странами», — сказал российский премьер. Он также сообщил, что на завершающем этапе переговоров к ним подключились президенты двух стран. Фрадков подчеркнул, что РФ и Белоруссия, в результате достигнутых договоренностей «вернулись в правовое поле соглашений об экспорте и транзите нефти 1995 года». Сидорский, со своей стороны, заверил, что Минск будет в обязательном порядке выполнять новые соглашения.

Выразив весьма гуманную позицию по нефтяному вопросу, Россия на переговорах с РБ смогла решить и проблемы других отраслей. Многие российские компания различных секторов не могли свободно работать на белорусском рынке, находясь в условиях существенных ограничений, при том, что местный бизнес пользовался существенными льготами и субсидиями. Теперь для российских предпринимателей ситуация изменится к лучшему. В ближайшее время стороны подпишут соглашение, парафированное на переговорах премьеров, об отмене нескольких десятков ограничений для российских компаний. Это коснется химической отрасли, продовольственной (поставки шоколада и пива), также ряда других сегментов экономики РФ. По условиям соглашения, Минск возьмет на себя обязательства выстроить торговые отношения с Россией в соответствии с нормами ВТО. По оценкам экспертов, цена этого соглашения для РФ составит около $0,5 млрд.

 

Единое государство-2007?

 

Если официальных комментариев Кремля по итогам российско-белорусских переговоров пока не было, то президент Белоруссии Лукашенко заявил, что «интенсивный и опасный» кризис в отношениях двух стран миновал, и проблем по поставкам и транзиту газа и нефти он не видит. В то же время, по мнению белорусского лидера, переговоры показали, что у РФ и РБ – разные видения союзного строительства. «Из всех консультаций и переговоров я понял, что у нас разные подходы и понятия по строительству союзного государства. Союз должен строиться на принципах равноправия», — заявил Лукашенко. Он также считает, что Минск не являлся виновником эскалации нефтяного конфликта и в «мире и Европе в это быстро поняли». «Я не хочу похоронить суверенитет и независимость страны как первый президент Белоруссии», — сказал он, отметив, что Белоруссия не собирается строить Союзное государство путем вхождения в состав РФ. В то же время он заявил российским журналистам, что если Россия готова к созданию единого государства, это можно сделать уже в текущем году.

 

Как жить дальше?

 

России и Белоруссии удалось неимоверными усилиями достичь компромиссов по ключевым вопросам экономического сотрудничества – по нефти и газу. Союз двух стран, хоть во многом существующий лишь де-юре, устоял. И это главное. Другой вопрос – его фактическая сторона. Последствия конфликта, в результате которого европейские партнеры серьезно усомнились в надежности своего основного поставщика энергоресурсов (причем не по его вине), заставляют Россию рассчитывать только на свои силы. В данном случае речь идет о диверсификации нефтегазовых поставок.

И реализация таких проектов, как Nord Stream (ранее называвшийся Северо-Европейский газопровод (СЕГ), и ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан) – во многом обезопасят Москву от таких конфузов. К слову, Лукашенко уже назвал СЕГ «самым дурацким проектом России» (имея ввиду, видимо, уровень безопасности этого нефтепровода, который пройдет по дну Балтийского моря), посоветовав Москве сосредоточиться на строительстве нефтепровода «Ямал – Европа». Источник в Кремле на это отметил, что, учитывая такие заявления, СЕГ тем более нужно строить. А Белоруссии теперь, если, конечно, она хочет наполнить Союзное государство фактическим содержанием, придется делом доказывать, что она для России – надежный партнер и добрый сосед.

 

Росбалт, 15/01/2007


Реклама:
-